Славянская ведьма: кто это и что она умела. Славянские ведьмы

Многое нынче открылось, видно, время пришло. В том числе стали появляться люди, которые открыли миру свои способности и тайны своего рода. И вот незадача! Возникла проблема самоназвания. Колдун? Славянская Ведьма ? Хочу поговорить о нашем народном наследии, об отношении к ведьме. Кто сказал, что славянская ведьма - это ведающая мать? Если знаете, то напишите, пожалуйста. Мне известно только, что ведьма - это женщина, наделённая особыми способностями, которая черпает свою силу из зла, причиняемого другим людям. Мне это известно из народных поверий, что на нашем Севере обитают. Поверья эти слышала сама и читала много авторитетных исследователей народного фольклора. Народ хранит былички о злых славянских ведьмах , что же правда?

Вопрос самоназвания ведь важен! И, конечно, не дело называться «славянским экстрасенсом». «славянским парапсихологом» или ещё как-то. Не по-славянски это! Я не сомневаюсь в знаниях и способностях этих женщин, но я спрашиваю себя: «Почему славянская ведьма ?». Приглашаю вас присмотреться внимательнее к тому, что люди из народа говорят.

Вот что говорят о происхождении славянской ведьмы

Что мол, существуют ведьмы природные (прирождённые) - те, что при рождении обнаруживают свои способности, свои таинственные силы. Есть учёные или добровольные, что получают свою силу от первых или от навий (чёрта), а третьи - ведьмы поневоле, которые по глупости или случайности принимают наследство ведьминское от умирающей.

Самыми злыми и опасными ведьмами слывут «ученые», противостоять которым могут только природные, если люди обратятся к ним за помощью.


Вот что говорят у нас в народе о ведьмах

Привожу здесь записи, опубликованные Черепановой О.В., известной своими трудами в области этнографии и мифологии. Славянские ведьмы , по представлениям народным - живут среди людей, всем известны, вредительство их тоже обнаружить можно довольно легко. Что не исключает, конечно, что к ведьмам обращались за помощью, но ведь по делам-то не добрым!

№ 303. Ведьмы есть. Они сильные колдовки. Заядлые ведьмы обрастают мохом. Портят народ. Они как женщины, только сразу по личности отличишь, которая ведьма.

У нас в деревне женщина была, Валей звать. Все ей было корову домой не завесть. Ей говорят: «Валя, ты погляди, может, тебе кто портит ею. Валя на рассвете и вышла, в Чистый четверг это было. Глядит, а она на клюки ездит с распущенным волосам, суседка их. А был гадал [Гадал - тот, кто гадает, предсказывает, ворожит], наводы [Наводы - то, что наслано, наведено колдуном; порча] узнавал. А она, Валя-то, поехала к нему. Сделал он воды, говорит: «Гляди в воду, узнаешь, Валя?» - «Да, знаю, она». - Он и спрашивает: «Хочешь ей что-нибудь сделать?». «Сделай». А Валя было уж пожалела ею, не хотела ей зла, а гадал говорит: «Торни ее в глаз». Валя торнула. Приехала домой, у той с глазу течет. Так и текло до смерти (Новгородская обл., Старорусский район, Святогорша, 1990).

№ 294. У одной бабы тесто терялось [Теряться - уменьшаться в объеме, оседать] и терялось. Вот она пошла к колдуну. Он ей и сказал: возьми топор и сядь против шестку [Шесток - место, площадка перед устьем русской печи], где ухваты кладешь. И в, 12 часов вылезет жаба, а ты ей по лапам и по языку. Вот она и сделала так. Жаба вылазит, а она ей по лапам и по языку. А на другой день Дуня по деревне ходит и языком и руками трясет. И колдовать боле отстала (Вологодская обл., Белозерский район, Олькино, 1988).

№ 304. Колдунья, она очень хитрая. Ее узнать трудно, никак не догадаться. Она ни за что не признается, очень не любят они, чтоб кто-нибудь знал. А если и знают люди, как проверить, колдунья ли она, то редко кто станет пробовать, ведь она и отомстит обязательно, они вредные. Так вот, я малой еще была, мама рассказывала. В их деревне бабка одна сказала, как узнать, колдунья или нет. И вот ребята старшие подговорили маленького, чтоб он, как колдунья в дом к ним придет, так надо в стол вот воткнуть иголку, снизу чтоб. А стол-то раньше ведь не такой был, он с досок, со струганых, и между ними щели, так они потом забиваются, ну всем, и сором всяким. Так вот в ети щели меж досок иголку-то и надо воткнуть, и она, значит, уйти как соберется - и не сможет. Вот уйти захочет, воткни иголку снизу острей в стол, она и вернется. Ну вот, решили попробовать. Она к им пришла зачем-то, все сделала, собралась уходить. А он возьми и воткни. Она и возвернулась. Снова вынул, снова она хочет уйти. Он тыкнул другой раз, опять вернулась. Так и возворачивалась, весь день там у их и протолкалася. Вот так (Новгородская обл., Старорусский район, Ивановское, 1990).

Основная задача ведьм - мешать продолжению рода и появлению изобилия в любых его формах. Забирая жизненную силу у людей, животных и растений, ведьма увеличивает свою собственную силу. Если корова не доится или молоко не сбивается в масло, то надо звать на помощь местную колдунью или знахаря - узнать, что тому виной: естественные причины или колдовство. Часто оказывается, что коров доит ведьма в обличье какого-либо животного, с которой местный знахарь вступит в состязание. Победит сильнейший.
Ведьмы получают свою силу от злых духов и руководствуются собственной злой волей. Кладбища для них священны. Силу свою ведьма должна передать на смертном одре преемнику. Ведьмы могут управлять погодой и насылать бурю, град, заморозки, засуху. Ведьмы умеют превращаться в разных животных и в различные неодушевленные предметы. Они сосут кровь у людей, в особенности у парней и девушек, и тем причиняют им смерть.

Как выглядит славянская ведьма в обычном представлении?

Довольно неприятно, надо сказать. Вот и подумать надо славянским женщинам с развитыми способностями обращения к Божьему Миру, надо ли им приписывать себе название «славянская ведьма ».

Афанасьев в своей книге «Воззрение славян на природу» пишет: «Образ ведьмы по представлениям народной фантазии: пожилая женщина, чаще старуха, высокая, костлявая, часто сгорбленная, с растрепанными и выбившимися из-под платка волосами, с сердитым выражением глаз, которые чаще всего серого цвета. Она всегда смотрит косо из-под насупленных бровей и никогда не взглянет прямо в глаза другому человеку. У нее большой рот с тонкими поджатыми губами, острый и выдающийся вперед подбородок, длинные руки. Иногда народу ведьмы представлялись в виде молодых красоток, которые могли увлечь мужчину.

Как правило, ведьмам сопутствовали черный кот, который в фольклоре многих народов связываются с нечистой силой».


В заключении о славянской ведьме

Думаю, достаточно примеров. Вот теперь и можно подумать - кто же такая «ведьма» в народном представлении. Я думаю, что славянскими ведьмами зря пытаются назваться. Слишком давно у ведьм слава опасных существ, которые обращаются за силой к злым силам, к Хаосу - противнику Роду, сотворившего нашу Родину. А названий, подходящих для добрых дел, народ сохранил достаточно: знающая, ведунья, ведара, вещая жонка, чаровница, кудесница, волховитка, знахарка. И, наверно, даже и не только это. Если знаете, то напишите!


Предлагаю вспомнить народные поверья, в них - правда!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка».

Славянские праздники в июне. .

01.09.2014 0 11244


Чем занимались славянские ведьмы? Об этом еще совсем недавно могли рассказать жительницы украинских и белорусских сел. От них можно было узнать, что наши родные колдуньи умели превращаться в колесо от телеги, летать верхом на кочерге и доить месяц, как корову.

Помните, как в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Солоха, жена крестьянина Чуба, накануне Рождества использовала печную трубу в качестве стартовой площадки для полета по небу? Полетала, посмотрела, как черт крадет с неба звезды с месяцем, и вернулась назад в хату. А вслед за Солохой через ту же трубу в хату свалился черт, которого ей пришлось прятать в мешок, и на этом самом черте кузнец Вакула потом и полетел в Петербург к императрице.

Помните? Ну да, скажете вы, это все придумал Гоголь в своих «Вечерах на хуторе близ Диканьки»! Не совсем так. Гоголь придумал историю про кузнеца Вакулу и его поездку на черте в Петербург за черевичками. А вот сведения о том, что некоторые не слишком благочестивые женщины могут летать через печные трубы куда им вздумается, любезничать с чертями и красть с неба месяц и звезды (да-да, именно они этим занимаются, а вовсе не черт!), Гоголь не придумал, а почерпнул из реальных народных поверий.

Женщины, которым приписывают подобную деятельность, называются у восточных славян ведьмами, у южных — вештицами, а у западных — чаровницами. Что касается кражи небесных светил, которой у Гоголя занимается черт, то у южных славян это занятие приписывалось именно вештицам — они могли не только снимать месяц с неба, но и доить его, как корову!

Вера в ведьм и колдунов сформировалась в глубокой древности и оставалась актуальной до последнего времени, о чем свидетельствуют записи фольклорных экспедиций, собранные в разных славянских землях. Примеры, которые я буду здесь приводить, записаны Полесской этнолингвистической экспедицией на территории украинского и белорусского Полесья в 80-х годах прошлого века, то есть всего 25-30 лет назад.

ОХОТНИЦЫ ЗА СПОРЫНЬЕЙ

С церковной точки зрения, ведьмы, как и колдуны, являются еретиками, отступившими от Бога и связавшимися с нечистой силой. С точки зрения простого народа, ведьмы опасны тем, что разными магическими способами отнимают благо у других людей и присваивают его себе: отбирают молоко у чужих коров, урожай с чужого поля, насылают болезни на людей и домашний скот.

Вся эта вредоносная деятельность обозначается общим выражением «портить, насылать порчу». Если внезапно заболевал ребенок, корова переставала давать молоко или доилась кровью, говорили, что они «испорчены», и в этом повинна ведьма. Об этой деятельности повествует русский духовный стих (записан в Пошехонском уезде Ярославской губернии), в котором душа умершей ведьмы кается в своих грехах:

От коровушек молочко отдаивала,
Промеж межи полоску прожиновала,
От хлебушка спорынью отымывала.

Здесь спорынья, которую отнимает ведьма, — это благо, жизненная сила, которой обладает все живое, в том числе и пища. Хлеб может быть спорый, то есть сытный, полезный — такого хлеба можно съесть маленький кусок и насытиться. Неспорый хлеб — пустой, несытный. Об успешном деле в руках умелого человека говорят, что оно «спорится». Вот эту спорынью и отнимает ведьма у урожая, а делает она это, выжиная на чужом поле тонкую полоску колосьев и перенося эти колосья себе в хлев.

НЕ ГЕНОМ ЕДИНЫМ

«Ведьмы родимые есть, а есть и такие, что, может, и учили их. Они от матери перенимали все. У моего брата жена была, она превращалась во что хотите. Он умер, а она снова замуж пошла. У нее был хвост — это родимая. Второй муж и говорит ей: „Почему у тебя хвост?" А она говорит: „Я родимая ведьма". Про родимую так и говорят: ведьма с хвостом. Она превращалась во что хочешь: в колесо и в собаку, выбегает и котом». Село Вышевичи Радомышльского района Житомирской области, 1981 год, записала Л. М. Ивлева от У. П Стешенко.

Считается, что ведьмы бывают родимые и ученые. Родимые ведьмы уже рождаются таковыми (обычно от матери-ведьмы), ученые обучаются колдовскому знанию от других ведьм или получают его от нечистой силы:

Обычная женщина может стать ведьмой и получить тайное знание, заключив договор с чертом. Связь с нечистой силой — принципиальная особенность ведьмы, отличающая ее от знахарки, которая в своей практике использует заговоры и травы, но с чертями не общается. У славян, в отличие от жителей Западной Европы, отношения ведьмы с чертом обычно лишены сексуальной подоплеки, а носят характер делового соглашения: нечистая сила служит такой женщине при ее жизни, но после смерти забирает ее душу:

«Ведьмы ходят на праздники, на перекресток, где дороги сходятся. И как уже хочет заниматься колдовством, то заставляет ее черт: „Распишись кровью!" Из пальца берут кровь и расписываются. От тогда они и знают, и занимаются этим!»
Село Нобель Ровенской области, 1984 год, записала О, В, Санникова от Ульяны Ивановны Ходневич, 1910 г. р.

ЧЕРТ ПОПУТАЛ

Отношения ведьмы с чертями носят двойственный характер: с одной стороны, они находятся у нее в услужении и обязаны выполнять ее приказы, с другой — они мучают ее, принуждая заниматься колдовством иногда помимо ее воли. В этом случае, чтобы не вредить людям или скоту, ведьма может направить порчу на дерево или куст, и они после этого засохнут:

«Поехал мой брат на ночлег. Говорит: встречаю женщину, как мать народила, голая. И говорит: „Голубчик мой, вот иду я, иду, мне так положено, я обязательно должна идти. Я научилась колдовству, умею, мне надо. Я пойду на дубку, на кусте порчу закручу — засохнет, да и все. Пойду на лес — оно закрутить лес, тот иссохнет. А как на скотину у людей, у хлев — у людей и скотины не будет". И просит, и целует ему руки и ноги, чтоб нигде не сообщал односельчанам о ее ведьмарстве. И он молчал».

Село Ручаевка Лоевского района Гомельской области, 1984 год, записала Е. В. Тростникова от Варвары Адамовны Шатило, 1901 г. р.

У украинцев и белорусов известны поверья о ночных полетах ведьм на совместные сборища (в русской традиции этот мотив отсутствует), но они довольно сильно отличаются от западнославянских и западноевропейских рассказов о шабаше. В них нет описаний самого разгула ведьм совместно с нечистой силой— такие подробности характерны больше для поверий западных славян, на которые повлияли европейские представления.

В ночь на Ивана Купалу ведьмы слетаются все вместе на самое высокое или самое старое в своей округе дерево (вяз, дуб, тополь, вербу) и там танцуют, дерутся или веселятся, распределяют, кому какие жертвы предназначаются. Реже местом встречи оказывается Осиянская, Лысая или Березовая гора. Вылетают они из своей хаты через окно или через печную трубу и летят верхом на кочерге или березовой палке.

СВИНЬИ НЕ ТО, ЧЕМ КАЖУТСЯ

Чаще всего в славянских верованиях ведьма оборачивается свиньей, кошкой, собакой, большой жабой, а из предметов — колесом от телеги, решетом и копной сена:

«Гуляли весной на улице хлопцы и девушки. Месяц светит, видно все. А девушки говорят хлопцам: „А если ведьма будет, что делать будете?" Хлопцы отвечают: „Так мы ее прогоним". И вдруг видят: копна сена едет по улице. Все скучились в кучу и визжат, хлопцы кто куда побежали. А из копны теленок появился и как в ладоши бьет. Копна сена, теленок, свинья, кот, решето — во все может ведьма превратиться. Выходят раз хлопцы на улицу, видят: решето катится. Решето поймали и стали в дырку, за которую вешают, кол вбивать, расширять — так оно в женщину превратилось».
Село Челхов Брянской области, 1982 год, записала Н. В. Борзаковская от Анны Корнеев-ны Казимировой, 1920 г. р.

Обычно ведьма причиняла вред, обернувшись животным или предметом, поэтому существовал довольно жестокий способ выяснить, кто в селе этим занимается. Для этого нужно было спрятаться в хлеву или на поле и выследить то животное, которое туда придет.

Это животное били или калечили (отрубали ухо или лапу), а наутро узнавали, какая из женщин в селе окажется с перевязанной рукой, ногой или ухом. Именно она и будет ведьмой. Считалось, что изобличенная таким образом ведьма больше не будет вредить этому человеку:

«Было два брата. У одного хлеб родил, а у другого — нет. Пошел бедный брат к знахарю, а тот говорит: „Пойди на Пасху на свое поле и сиди там. Если придет курица, отруби ей крыло, а если придет свинья, отруби ей лапу". Вот этот человек сидит на меже и видит: курочка землю гребет да все на свое поле. Возьмет у клюв навозу и все на другое поле кинет. Человек отрубил крыло у той курочки. А это была жена его брата. И уже она лежит больная. А тот брат пришел к бедному брату и говорит: „Моя жена руку порезала". Пошел снова бедный брат к знахарю, а тот спрашивает: „Никто не остался без руки?" Тот говорит: „Никто, только жена брата отрезала руку". Знахарь и говорит: „Так то ты ей и отрезал руку"».
Село Березичи Любешовского района Волынской области, 1985 год, записала Н. С. Пухе-вич от Марии Васильевны Тышковец, 1918 г. р.

ЭХ, РАЗ, ДА ЕЩЕ РАЗ

Чтобы отогнать от себя ведьму, нужно бить не по ней самой, а по ее тени, потому что ведьма может «отводить глаза» — на самом деле она находится на том месте, где ее тень, а не там, где она кажется человеку. Бить ее, как и любую нечистую силу, нужно только один раз и наотмашь, потому что от второго удара любая нечисть приобретает еще большую силу.

По другим представлениям, нечистой силе можно наносить много ударов, но при каждом следует говорить: «Раз!» Ведьма будет просить: «Скажи „два!"» Но этого делать не следует, иначе она приобретет прежнюю силу и погубит человека. Лучшими оберегами от ведьмы считаются острые предметы (нож, серп, коса) и жгучие растения, особенно крапива, которую затыкают в окна и двери хлева, чтобы у коров нельзя было отнять молоко.

Ведьма за связь с чертом и свои грехи наказывается тяжелой смертью. Она не может умереть, пока не передаст кому-нибудь свои знания или пока не разберут в доме потолок, не выломают одну доску из крыши (чтобы черти, служащие ей, могли улететь). С этой же целью открывали печную трубу, полагая, что «через трубу скачут эти... ну, эти, ее друзья, черти.

Чтобы они вышли, открывают там дырку». Печная труба в славянских традициях играет роль своеобразного канала связи между человеческим и потусторонним миром и используется во многих магических практиках. Поэтому ее использует и гоголевская Солоха для своих целей, а это верное подтверждение того, что она была настоящей ведьмой.

Елена Левкиевская
ведущий научный сотрудник РГГУ, Москва

5 (100%) 1 vote

Отношение к ведьмам у всех народов было уважительно-боязливым, но каждый из них наделял эту специфическую касту женщин своими особенностями. Названия тоже были разными. Слово «ведьма» произошло от праславянского корня -вед-, который входил в состав лексемы «ведать» и однокоренных ей слов. «Ведать» по-славянски означало «знать».

Славяне называли ведьмами женщин, имевших какие-то тайные знания, умудренных в магии и умевших делать разные фантастические вещи (летать, доить месяц, общаться с чертями и пр.). У южных славян было еще одно определение этих нечистоплотных в духовном отношении дам – «вештицы». В западных регионах их звали «чаровницами», то есть умеющими одурманивать, насылать чары, волшебство.

Что умели славянские ведьмы

Поскольку язычники часто приписывали необъяснимые для них явления действиям злых сил, то ведьм частенько обвиняли во всех возможных бедах. Со временем сложился специфический образ славянской ведьмы как зловредной дамы, с которой шутки плохи. Если в селе у какой-то коровы пропадало молоко, в этом была виновата ведьма. Способностью «отбирать» молоко у дойной коровы владели только славянские ведьмы.

Как отбирали молоко у чужих коров

Женщины могли быть ведьмами от рождения (перенять колдовство по наследству от матери или бабки) или «учеными». Первые доили коров вручную, как это делают простые селянки. Чтобы не быть замеченными, они превращались в предметы (колесо от телеги, вилы) или животных (черных котов, собак, жаб или свиней) и тайком пробирались в хлев. Процесс дойки продолжался до тех пор, пока у скотины не текла из вымени кровь. Интересно, что женщины, уже рожденные ведьмами, имели самый настоящий хвост.

«Ученые» ведьмы становились таковыми, заключив договор с дьяволом. Они могли добывать молоко и другим способом. Один раз выдоив буренку вручную, женщина делала отверстие в углу своего дома и затыкала его чопиком. После этого ведьма могла в любое время вытащить этот чопик и получить только что выдоенное молоко, которое текло от ничего не подозревающей коровы прямо к ведьме в жилище.

Молоко, разведенное свежесобранной росой, было излюбленным лакомством этих женщин. Ведьмы на праздники устраивали приемы для нечистой силы, где угощали молоком с росой. Нередко доили для этой цели и месяц на небе. Дойкой месяца обычно занимались именно южнославянские вештицы. Эти случаи описаны в украинском фольклоре.

Помимо таких пакостей, славянские ведьмы могли насылать болезни, засуху или град, который уничтожал весь урожай и угрожал людям голодом. Если ведьма делала на поле «закрутки» из колосков пшеницы или ржи, она насылала таким образом проклятие на смерть. Также если происходило лунное или солнечное затмение, в этом обязательно обвиняли неугомонную ведьму, которой не терпится извести род людской.

Полеты ведьм

Чтобы подоить молодой месяц или из вредности украсть его – что тоже нередко случалось, - ведьме необходимо было подняться в воздух. Для славян умение летать было самым необычным из того, что могли эти дамы. Славянские ведьмы обычно летали на кочерге или помеле (большой, грубо сработанной метле). У скандинавских народов аналогичные персонажи воспаряли в небо на прялке или на конском черепе, в который был впряжен красный петух.

Еще одно средство для полетов – втирание в кожу особым образом приготовленного снадобья. Оно готовилось заранее из разных трав и других «волшебных» предметов, как то: белладонна, мухоморы, змеиный жир, измельченная кора волчьего лыка и пр. Эти рецепты описаны в памятнике XVII века «Вечірній колдовник».

Перед полуночью ведьма раздевалась и натирала все свое тело этим средством. И помело, и секретная мазь использовались также для полетов на шабаш. Вылетала из своего дома славянская ведьма через трубу, пользуясь ею, как своеобразным порталом для быстрого подъема в небо.

Ведьмы могли летать и на спине у черта. Чтобы оседлать это существо, нужно было сначала приманить его к себе в дом. Черт может залететь через печную трубу или отверстие в потолке. Чтобы это произошло, ведьма держала открытой заслонку в печи или выламывала несколько досок в потолке. Способов оседлать черта у славян описано множество. Один из них – плюнуть ему на хвост, после чего нечисть становилась податливой.

Контакты с чертом

Главным отличием настоящей ведьмы от обычной сельской знахарки, которая собирала травы и умела лечить людей, являлось подписание договора с нечистой силой. Таким образом женщина продавала свою душу и после этого делала только зло. Проданная душа попадала после смерти человека всегда только в ад. Интересно, что с чертями ведьмы общались самым тесным образом и в обычной жизни.

Одни ведьмы мучительно переживали свое вынужденное общение с чертями. Другие дамы чувствовали себя равными этим существам. Могли, например, заигрывать с ними или даже общаться еще теснее. Обычно интимные контакты с чертями или демонами-инкубами происходили на регулярными сходках ведьм на Лысой горе.

Рассказы о плясках с чертями на шабаше на Лысой горе характерны именно для поверий украинцев и белорусов. На их фольклор повлияли предания западноевропейских народов. У русских ведьмы чаще собираются небольшими группами на старом тополе, вязе или иве. Происходит это обычно на Купалу. Нечисть во время таких сходок решает, кому достанется какая жертва для разных нечистых забав.

Сборы спорыньи

Еще одной типичной особенностью славянской ведьмы была охота за спорыньей. Этим словом называлась жизненная сила. Произошло понятие от словосочетания «спорый хлеб». Это хлеб, которым можно быстро насытиться, полезный, дающий силу и здоровье. Если хлеб не был сытным, его называли «неспорым».

Ведьма жала тоненькую полоску колосков на урожайном поле и уносила их к себе в хлев. После этого на выжатом таким образом поле мог уродиться только плохой, неспорый хлеб. Для владельцев земли это могло означать только одно – голодный год.

После смерти

То, что подписав договор с дьяволом, ведьма обрекала свою душу на адский пламень, не спасало ее и от странствий после смерти среди живущих. Договор с дьяволом подписывался в полночь на перекрестке дорог. Расписывалась ведьма собственной кровью. Обычно душа такой женщины не могла найти себе покой нигде: ни на том свете, ни на этом. Ведьмы по ночам вставали из своих могил и продолжали творить зло.

По этой причине после крещения Руси славяне стали уделять особое внимание тому, чтобы покойник был похоронен на освященной церковью земле. Считалось, что такая земля не принимает ведьму и если человек уже похоронен на ней, его душа упокоится и не будет блуждать среди живущих.

Отношение к ведьмам у всех народов было уважительно-боязливым, но каждый из них наделял эту специфическую касту женщин своими особенностями. Названия тоже были разными. Слово «ведьма» произошло от праславянского корня -вед-, который входил в состав лексемы «ведать» и однокоренных ей слов. «Ведать» по-славянски означало «знать».

Славяне называли ведьмами женщин, имевших какие-то тайные знания, умудренных в магии и умевших делать разные фантастические вещи (летать, доить месяц, общаться с чертями и пр.). У южных славян было еще одно определение этих нечистоплотных в духовном отношении дам – «вештицы». В западных регионах их звали «чаровницами», то есть умеющими одурманивать, насылать чары, волшебство.

Что умели славянские ведьмы

Поскольку язычники часто приписывали необъяснимые для них явления действиям злых сил, то ведьм частенько обвиняли во всех возможных бедах. Со временем сложился специфический образ славянской ведьмы как зловредной дамы, с которой шутки плохи. Если в селе у какой-то коровы пропадало молоко, в этом была виновата ведьма. Способностью «отбирать» молоко у дойной коровы владели только славянские ведьмы.

Как отбирали молоко у чужих коров

Женщины могли быть ведьмами от рождения (перенять колдовство по наследству от матери или бабки) или «учеными». Первые доили коров вручную, как это делают простые селянки. Чтобы не быть замеченными, они превращались в предметы (колесо от телеги, вилы) или животных (черных котов, собак, жаб или свиней) и тайком пробирались в хлев. Процесс дойки продолжался до тех пор, пока у скотины не текла из вымени кровь. Интересно, что женщины, уже рожденные ведьмами, имели самый настоящий хвост.

«Ученые» ведьмы становились таковыми, заключив договор с дьяволом. Они могли добывать молоко и другим способом. Один раз выдоив буренку вручную, женщина делала отверстие в углу своего дома и затыкала его чопиком. После этого ведьма могла в любое время вытащить этот чопик и получить только что выдоенное молоко, которое текло от ничего не подозревающей коровы прямо к ведьме в жилище.

Молоко, разведенное свежесобранной росой, было излюбленным лакомством этих женщин. Ведьмы на праздники устраивали приемы для нечистой силы, где угощали молоком с росой. Нередко доили для этой цели и месяц на небе. Дойкой месяца обычно занимались именно южнославянские вештицы. Эти случаи описаны в украинском фольклоре.

Помимо таких пакостей, славянские ведьмы могли насылать болезни, засуху или град, который уничтожал весь урожай и угрожал людям голодом. Если ведьма делала на поле «закрутки» из колосков пшеницы или ржи, она насылала таким образом проклятие на смерть. Также если происходило лунное или солнечное затмение, в этом обязательно обвиняли неугомонную ведьму, которой не терпится извести род людской.

Полеты ведьм

Чтобы подоить молодой месяц или из вредности украсть его – что тоже нередко случалось, - ведьме необходимо было подняться в воздух. Для славян умение летать было самым необычным из того, что могли эти дамы. Славянские ведьмы обычно летали на кочерге или помеле (большой, грубо сработанной метле). У скандинавских народов аналогичные персонажи воспаряли в небо на прялке или на конском черепе, в который был впряжен красный петух.

Еще одно средство для полетов – втирание в кожу особым образом приготовленного снадобья. Оно готовилось заранее из разных трав и других «волшебных» предметов, как то: белладонна, мухоморы, змеиный жир, измельченная кора волчьего лыка и пр. Эти рецепты описаны в памятнике XVII века «Вечірній колдовник».

Перед полуночью ведьма раздевалась и натирала все свое тело этим средством. И помело, и секретная мазь использовались также для полетов на шабаш. Вылетала из своего дома славянская ведьма через трубу, пользуясь ею, как своеобразным порталом для быстрого подъема в небо.

Ведьмы могли летать и на спине у черта. Чтобы оседлать это существо, нужно было сначала приманить его к себе в дом. Черт может залететь через печную трубу или отверстие в потолке. Чтобы это произошло, ведьма держала открытой заслонку в печи или выламывала несколько досок в потолке. Способов оседлать черта у славян описано множество. Один из них – плюнуть ему на хвост, после чего нечисть становилась податливой.

Контакты с чертом

Главным отличием настоящей ведьмы от обычной сельской знахарки, которая собирала травы и умела лечить людей, являлось подписание договора с нечистой силой. Таким образом женщина продавала свою душу и после этого делала только зло. Проданная душа попадала после смерти человека всегда только в ад. Интересно, что с чертями ведьмы общались самым тесным образом и в обычной жизни.

Одни ведьмы мучительно переживали свое вынужденное общение с чертями. Другие дамы чувствовали себя равными этим существам. Могли, например, заигрывать с ними или даже общаться еще теснее. Обычно интимные контакты с чертями или демонами-инкубами происходили на регулярными сходках ведьм на Лысой горе.

Рассказы о плясках с чертями на шабаше на Лысой горе характерны именно для поверий украинцев и белорусов. На их фольклор повлияли предания западноевропейских народов. У русских ведьмы чаще собираются небольшими группами на старом тополе, вязе или иве. Происходит это обычно на Купалу. Нечисть во время таких сходок решает, кому достанется какая жертва для разных нечистых забав.

Книга "Тайны славянских ведьм"Начнем с того, что ведьма - чисто русское слово, происходит от слова «ведать». В этом слове корень «вед». Раньше, до прихода на Русь греческих монахов с новой религией, нас называли «Веди» и говорили: «Пойдем к Ведям», «Узнай у Ведь». Про себя такие женщины говорили: «Веди мы». Греки нас переименовали, так появилось слово «Ведьмы». Не надо верить тем, кто скажет, что ведьмы поклоняются Дьяволу, Сатане и т. д. Нет! Тысячу раз нет! Мы не христиане! Мы верим в Бога в образе Иисуса или духа святого, мы верим и в Сатану с его «прихвостнями». Нам они безразличны. У нас просто другая вера! Поэтому для нас очень неприятно, когда кто-то с умным видом рассуждает о зле, исходящим от ведьм. Мы так же связаны с Сатаной, как Аллах с Буддой! Итак, мы, Ведьмы, имеем свои религиозные представления. Ведьмы всего мира верят в Великую богиню - Мать. Она многолика и известна во всем мире под разными именами: в Египте поклонялись Изиде, на Гаити ее звали Эрзула, Вендис - во Фракии, в Финикии - Астара, на Крите - Рея, в Скандинавии - Фрея. И это правильно, так как все говорят на разных языках. Ведь даже слово «хлеб» у всех народов произносится по-разному. У нас, на Руси, такая религия зовется «Ведической» - отсюда и Веди. Она включает в себя поклонение всем богам дохристианской Руси. Основа веры - обожествление стихий, сил природы, культ духов предков, культ отдельных божеств со сложнейшими ритуалами, со своим календарем, многочисленными обрядами и строжайшим этикетом. Согласно религиозной легенде, Великая Мать всего мира создала мир и сына Сварога, который стал главой целой семьи богов. Всего их 28! В честь отдельных богов когда-то воздвигались храмы - Капицы и места почитания - Капища, расположенные в самых красивых местах. В жертву приносятся животные, оружие, цветы, фрукты и овощи, бусы и молоко, ленты и ветки деревьев. Как и всякая любая другая религия, наша тоже имеет основные положения. Жизнь есть долг перед детьми, почитание родителей, уважение старших, преклонение перед своими предками (культ предков). Богов много. Боги, как и люди, смертны, кроме Великой Матери Времени (она есть всему начало). Жизнь есть борьба. Реальная жизнь людей зависит только от самих людей, ибо боги только направляют, выбор делают люди. Достаток и успех есть похвала неба. Все в мире находится в постоянном движении и изменении. Все материально, весь мир видимый и невидимый. Человек, не отделенный от стихий, человек и природа составляют великое, единое целое, ибо жизнь есть великий дар счастья. В вере жестокая централизация и иерархия. Основной ячейкой служит Колган, который включает в себя 13 человек, один из которых - жрец, жрица- возглавляет Колган (круг). Круг может быть как чисто мужской, так и чисто женский, но чаще всего смешанный. Круги могут находиться в разных городах. В крупных городах их может быть несколько. Над колганами стоит Ковен - совет девяти. Он принимает решения о назначениях руководителей в новых кругах, а также о том, где будут проводиться праздники, когда, кем. Советом управляет око - состоящее из трех человек: дар (оберег) - 1 жрица - представляет из себя, как бы сейчас сказали, законодательную власть. Скипетр (посох) - 2 жреца - исполнительная власть. Рауэр (меч) - 1 жрец - судебная власть. Все ведьмы и ведьмачки имеют иерархию в семь ступеней. Каждая ступень подразумевает под собой определенные знания, посвящение, продолжительную практику. Все жрецы и жрицы ковена занимают седьмую ступень. Кроме того, вся ведическая иерархия разбивается на семь ступеней. Рядовые поклонники богов (паства). Послушники - ученики. Ведьмы, ведьмачки. Додолы - жрицы и жрецы колганов (кругов). Ковен - совет девяти. Стрелы (7 человек, связывающих ковен с колганами - кругами и с Оком). Око. Источником образования является священная книга «Феникс», которая разбита на 3 степени. Первая содержит материал о ведической религии, о школе, старинные религиозные мифы о сотворении мира, основные догмы, сказы о богах, сборник праздников, календарь, расшифровку оберегов и знаков. Заклинания, употребляемые при жертвоприношениях и обрядовых церемониях. Вторая - траволечебник (зелейник), масла, вытяжки, благовония. Астрология, гадания: пиромантия (гадание по огню), хиромантия (по руке), рапсодомантия (по стихам), гаруспиция (по внутренностям животных), по костям, картам, монетам, цветам, кофе, снам и т. д. Третья - магия - сборник магических заклинаний и заговоров. Итак, ведьмовство имеет свои законы и правила, свои каноны, свою иерархию, но при этом в Круге все равны и друг от друга требуется только уважение. Мы не молимся своим богам, у нас нет рабского поклонения и раболепия, а только уважение! Кланяемся только друг другу и матери Земле. Наши предки говорили: «Согнутого еще можно распрямить, ползающего - уже никогда». Поэтому невозможно увидеть ведьму или ведьмака «на коленях». Мы связаны с природой, приветствуем зарождение жизни на Земле в любых ее формах. Для нас мир полон красот. Мы не верим во грех, по нашим понятиям, греха нет. Нам нет дела до христианского «всевидящего» бога. Мы не верим, что кто-то там, на небесах, следит за нашей половой жизнью, пила ты или не пила, смеялась или не смеялась, ела или не ела мясо в посты. Мы думаем о душе по-другому. Ведьмы считают, что самое главное - жить в мире со своей совестью. Это самое главное условие. Если человек что-то сделает и считает это правильным, то так и должно быть. Если появились сомнения, лучше не делать того, что задумали! Но, думая о душе, мы не забываем и о теле. Бедное тело! Если душа, по нашим понятиям, живет вечно, то тело - совсем недолго. А тело должно радоваться жизни, должно почувствовать свежесть росы, силу летнего ночного ветерка, нежность первых лучей солнца. Пропитаться опьяняющей красотой праздничных костров, что разводим летними ночами на берегах рек и озер. И может, стоит подумать, что наша вера все же сильна, несмотря на гонения, вот уже на протяжении 1000 лет она живет. А тот, кого на наших праздниках выдают за представителя Сатаны,- так это ряженый человек. Он наряжается в шкуру либо волка, либо медведя, и рога козла - это лишь образ бога Велеса. Но ведь используют же в церквях иконы с изображением Бога, это ведь не сам Бог, а всего лишь его рукотворный образ. Да к тому же всегда на русских праздниках присутствовали ряженые, вспомним Коляду, Масленицу и т. д. Люди, не бойтесь нас, у попов все языческие боги - демоны да бесы. Например, Люцифер у древних вавилонцев (на родине) был богом света утренней и вечерней звезды - Венеры, а у христиан из бога стал демоном, низвели, так сказать. Испокон веков на Руси были знахари, ведьмы, ведуны, волхвы и т. д. И только опытный человек мог разобраться в этих названиях. Так в чем же отличие одних от других? Бабка-шептуха. Слово говорит само за себя. Это пожилая женщина, которой передали слова заговоров родные либо для лечения,- знахари, ведьмы, колдуны. Оставляя эти заговоры в своей семье, а потом, пользуясь ими, они сами после лечения болеют. Откуда эти заговоры пошли - бабка-шептуха понятия не имеет. Часто эти бабушки могут лечить только одну какую-нибудь болезнь, например грыжу. Знахари. Могут быть как молодыми, так и пожилыми людьми. Чаще всего самоучки либо дети самоучек. Умеют определять по приметам погоду, знают молитвы (христианские, католические). Используют наши заговоры, правда, перед началом ставят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а в конце заговоров - «Аминь». Для лечения пользуются водой, солью, золой, свечами, но это довольно хитрый народец, во всех неудачах в лечении обвиняют нас, ведьм. Мол, они порчу напустили. Иногда такую ахинею и галиматью несут, что смешно становится. Один ученик в своей книге написал, что мы бываем ростом по 9 м, что у нас хвосты чуть ли не до пола, что носим погоны с черепами и что пора нас снова в мешок с кошками, да в огонь. Огонь! Огонь! А спроси его, почему, собственно, в огонь,- не ответит. Просто скопом и сжигать, и топить удобнее. А где же знаменитое: «Не судите, да не судимы будете»? Некоторые знахари советуют от нас ножи в двери втыкать, кресты мелом рисовать, коптить углы свечкой. Дескать, ведьма испугается и убежит. Не верьте! Все это глупости. Не убегу. Мы крестов не боимся! Знахари также часто путают черную и белую магию, говоря, что разницы существенной нет. Придумали еще какую-то серую, розовую и т. д. магию. Есть только черная и белая магии. Промежутков не дано. Есть два полюса, как день и ночь, видимая и невидимая стороны Луны, четкая грань между ними - это совесть! Врет тот, кто говорит, что различия нет. Оно есть, как есть точное определение черной магии: «Все, что сделано против воли человека с душой и телом его, независимо от каких побуждений, есть магия черная». Знахари не имеют понятия о подноготной заговоров, но берутся рассуждать о них. Иногда называют себя ведунами, то есть садятся не в свои сани! Колдуны. Они же кудесники. Знают астрономию, астрологию, алхимию, имеют своего покровителя в мире духов, им открыты священные знаки Каббалы с вытекающими отсюда последствиями. Верят в Бога (обычно той страны, в которой живут). Колдуны бывают черные («Сатанисты», «Черные братья» либо «Орден Люцифера») и белые. В каждой стране есть свои ордена колдунов, но работают колдуны обычно в одиночку. Очень честолюбивы и обидчивы. Работают за деньги, они считают, что все люди учатся, чтобы подороже продать свои знания. Одни - на работе: в фирмах, на заводах, а колдуны, помогая людям. Раньше в России было 4 школы колдунов. Обучение длилось 13 лет. Школы были в Чернигове, Киеве, Суздале и Новгороде. От Москвы старались держаться подальше. Сейчас ситуация изменилась. Ведуны. Как уже говорилось, корень в словах «Ведун» и «Ведьма» один и тот же - «вед». Ведун - ведающий мужчина. Ведун - жрец мужских языческих богов: Велеса, Перуна, Рода и т. д. У ведунов свои обряды, свои законы, своя иерархия. Там разбивка идет на тройки (вместо круга). Священная книга называется «Велесова». Ведуны не гадают, никогда в жизни ведун не дотронется до карт. Ведуны знают молитвы, заговоры, работают талисманом и мечом. Ведун никогда не назовет себя знахарем, для них это вроде оскорбления (пощечины). Знания передают от отца к сыну, от деда к внуку. Бескорыстно не лечат, так как «хорошее мастерство должно вознаграждаться». Очень редко, почти исключение, можно встретить женщину-ведунью. Это происходит только тогда, когда мужская линия семьи прервалась, и знания пришлось передать женщине. Она - носительница этих знаний, в силу исключительного положения становится ведуньей - жрицей мужских богов. Ведуны и христианство несовместимы! Поэтому самозванцы те, кто ходит в церковь, но называет себя ведуном, это из-за невежества. В последнее время ведьмы и ведуны часто собираются вместе на определенные праздники. Волхвы. Это своего рода астрологи, предсказатели. Раньше они были в каждом капище и, конечно, в капищах Перуна, Рода, Ярилы, Мокоши, Родунии. Их услугами пользовались жрецы всех богов. Свои знания они передавали выборочно, определенному лицу - ученику. Волхвы могли переходить с одного места на другое, жить в уединении, детей они не имели. Ведьмы. Они бывают потомственными и непотомственными. Потомственные ведьмы получили свои знания от бабушек, матерей и уже с рождения попадают в Колган, занимая свою ступень. Непотомственные - выучившиеся в школе ведьм, получившие посвящение от своего учителя, прошедшие экзамены у Ковена. Правда, есть еще самоучки, начитавшиеся всякой всячины, они очень опасны, так как у них нет систематических знаний. Настоящие ведьмы их ведьмами не считают. Недавно одна такая «ведьма» пришла в Круг и показала документы, удостоверяющие, что она выучилась в Москве на Вуду и теперь ее нужно считать ведьмой. Вуду - это Вуду. Это смесь шаманства и колдовства, но никак не ведьмовство! Так же, как и в случае с Ведуньями, есть и Ведьмаки. Это мужчины, которые поклоняются Богине. Все Ведьмы и Ведуны гордятся своими предками, а там есть чем гордиться. Мы верим в богов наших предков! Так не пора ли узнать, о каких богах идет речь? Ведьмы говорят, что пращуры наши прилетели с Красной планеты, а не слеплены из глины и не произошли от обезьян. Однако, с какой Красной планеты, неизвестно, и единого мнения среди ведьм на этот счет нет. Одни думают, что с Марса, а другие - что с Сириуса. Пора выходить из тысячелетнего «подполья» носителям тайных, древних знаний, иначе уйдет в небытие целый пласт истины, спрятанный нашими предками от костров, зажженных Владимиром Беспутным (так прозвали ведьмы и ведуны Владимира Святославича, крестившего Русь и отринувшего веру отцов и детей своих ради наживы и власти). Итак, вот правда о наших богах! У наших пращуров было 28 главных богов: Сва, Сварог, Даждьбог, Денница, Дива, Перун, Заря Утренняя, Заря Вечерняя, Зарница, Коляда, Лада, Леля, Ярило, Купало, Овсень, Стрибог, Хорс, Мокош, Велес, Моарена и Симаргл - главный предок и покровитель славян, он же бог Род и его 7 жен - 7 Берегинь. Каждому богу и богине отведен в календаре свой год, так как солнечный период в ведическом календаре включает в себя 28 лет.



Похожие публикации