Развитие общества типология обществ. Типологии обществ

Общество: понятие, признаки.

Общество - это определённая группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество - это динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость.

Сферы общественной жизни.

Экономическая сфера : материальное производство и взаимоотношения между людьми, которые возникают в процессе производства материальных благ, обмена (на рынках (биржевых)), распределения.

Социальная сфера : слои населения, классы, нации, народы, взятые в их взаимоотношениях и взаимодействиях друг к другу.

Политическая сфера : она включает в себя политику, государства, право, их соотношение и функционирование.

Духовная сфера : формы и уровни общественного сознания (мораль, мировоззрение, религия, образование, наука, искусство-всё то, что человечество создало и называется духовной культурой.)

Все общества, сформированные на протяжении тысячелетий, могут относиться к следующим типам общества:

  1. Общество первобытных охотников и собирателей.
  2. Обычное (аграрное) – традиционное общество.
  3. Индустриальное общество.
  4. Постиндустриальное общество.

Виды обществ:

  1. Первобытное общество.
  2. Рабовладельческое общество.
  3. Феодальное общество.
  4. Капиталистическое общество.
  5. Социалистическое общество - переходное.
  6. Коммунистическое.

Типология общества.

Общество как сложное образование весьма многообразно в своих конкретных проявлениях. Современные общества различаются по языку общения (например, англоязычные страны, испаноговорящие и т.п.), по культуре (общества античной, средневековой, арабской и т.п. культур), географическому положению (северные, южные, азиатские и др. страны), политическому строю (страны демократического правления, страны с диктаторскими режимами и т.д.). Общества различаются также по уровню стабильности, степени социальной интеграции, возможности для самореализации личности, по уровню образования населения и т.п.

Универсальные классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Одним из основных направлений в типологии общества является выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных обществ (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

Наиболее устойчивой в современной социологии является типология, основанная на выделении эгалитарного и стратифицированного обществ, традиционного, индустриального и постиндустриального. К эгалитарному относится традиционное общество.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим является семья, община

Стратифицированное общество представляют индустриальное и постиндустриальное общества.

Термин «индустриальное общество» был введен еще О.Контом. Основу данного общества составляет производство, развитие промышленности, которые базируются на научной организации труда. Промышленное производство предполагает концентрацию рабочих в местах работы, что приводит к образованию рабочей массы, которая вступает в конфликт с нанимателями

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусства

Контрольная работа

На тему: «Типология обществ»

Студентки: Ковалевой Д.Н.

Факультет: ФЗН

Группа: 619

Введение

1. Понятие общества, его основные признаки, различные подходы к его пониманию

2. Типология обществ

Заключение

Список литературы

Введение

Общество - это организованная человеком форма материи. Она - продукт человеческой деятельности. Социальной формой движения материи выступает производство материальной и духовной жизни человека.

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений -- социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие ученые. общество социальный парадигма

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое общество, затем феодальное, и наконец, капиталистическое. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы обществ.

В широком философском смысле обществом обозначают любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют еще второй природой, подчеркивая тем самым, что оно стоит вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам.

Цель работы -- дать понятие общества, раскрыть взаимосвязь природы и общества, показать обществ как систему, выявить типологию обществ.

1. Понятие общества, его основные признаки, ра зличные подходы к его пониманию

Общество - понятие, фиксирующее предмет социальной философии; в качестве базисной категориальной структуры представляют собой концепции, развивающиеся в русле социального реализма: в традиции историцизма. фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка. В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов: в узком смысле под обществом нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, японское общество).

Общество - основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоретический его анализ возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в «чистом виде», в логической форме. Теоретический анализ общества предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук.

Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемые государством, а возникающие стихийно.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим все богатство и власть.

Подобная традиция восходит к античности. В общество, а точнее город-государство, Платон и Аристотель включали только свободных граждан. Рабы не были членами общества. Но первые, как правило, оказывались в меньшинстве. Таким образом, и тогда общество состояло из меньшинства населения.

С конца XVIII века, когда произошла Великая Французская революция (1789-1794), изменившая политический облик Европы, слово «общество» начинает употребляться в широком смысле. Оно отражает нарождающееся самосознание людей, тягу к участию в политической жизни простолюдинов, иначе говоря, большинства населения.

В истории социальной философии и социологии новейшего времени могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

1) взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце XIX - начале XX вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд. А. Шеффле. Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли общество с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Сравнение обўества с организмом проводилось многими мыслителями (Платон. Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между обществом и организмом, в котором роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - правительство и т.п. В XX в. концепция органической школы утратила популярность;

2) концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов;

3) антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Б. Спиноза. Д. Дидро. П. Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано М. Шелером, где категория «человек» конституируется в качестве антитезы «обществу» и «природе»;

4) теория социального действия, возникшая в 1920-е (М. Вебер, Знанецкий и др.), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие актора было адекватно понято другими участниками социального отношения;

5) функционалистский подход к обществу, (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). Общество рассматривается в философской традиции в контексте его взаимодействия как с природой, так и с индивидом как личностью. При характеристике общества необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо его эволюция может быть рассмотрена как негаэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование.

Общество - социальная организация не только страны, но и нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны появились как результат территориального раздела мира.

Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств, поэтому понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам:

1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);

2. Браки заключаются между представителями данного объединения;

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

5. У него есть собственное название и своя история;

6. Оно обладает собственной системой управления;

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8. Общество объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное -- они не являются частью другого целого. Таким образом, перечисленные критерии являются признаками любого общества.

2 .Типология обществ

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы.

Типология (от греч. tupoc - отпечаток, форма, образец и logoc - слово, учение) - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

В соответствии с признаком наличия или отсутствия письменности выделяют общества дописьменные и письменные. По критерию развитости социальной структуры и степени дифференциации общества выделяют простые общества, в которых нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых, где общество однородно, и сложные, в которых есть расслоение по имущественному положению, отношению к власти и т.д. По степени социальной мобильности выделяют открытые общества, где социальные группы не являются замкнутыми и существует высокая социальная мобильность населения, и закрытые, где данные признаки отсутствуют. По социально-экономическим критериям выделяют два подхода к типологии обществ формационный и цивилизационный. Формационный подход появился в XIX в., его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основой формационного подхода является понятие «общественно-экономическая формация».Общественно-экономическая формация - это стадия в развитии общества с присущим ей способом производства материальных благ. Выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

Переход от стадии к стадии осуществляется через социальную революцию. Несомненными плюсами данного подхода является то, что история человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс, ясно прослеживаются движущие силы и основные этапы этого процесса.

Но, в то же время, формационному подходу присущ и целый ряд недостатков. Прежде всего, решающая роль в историческом процессе отводится экономическим факторам, что принижает духовные аспекты исторического развития. Кроме того, формационный подход носит однолинейный характер, так как далеко не все страны прошли все пять формаций (в том числе ряд восточных стран и Россия). Также формационному подходу присущ определенный социальный утопизм - идея о неизбежности эры коммунизма так и осталась нереализованной.

Основателями цивилизационного подхода являются ученые XIX -- XX вв. Н. Данилевский (выделял культурно-исторические типы обществ), А. Тойнби и О. Шпенглер. В их представлении, цивилизация - это закрытый мир отдельной культуры, существующий определенный исторический период, около 1200 лет (древнеегипетская цивилизация, китайская цивилизация, романо-германская цивилизация, российская цивилизация и т.д.). В современном обществознании доминирует следующая трактовка: цивилизация - это ступень в развитии общества с присущим ей уровнем материальной и духовной культуры.

Еще одна типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения).

Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

В основу классификации общества Морган положил способы получения средств к существованию человека, которые были различными в разные периоды, а именно:

1) эпоха дикости - это время присваивающего собирательства и охотничье-рыболоведческого хозяйства;

2) эпоха варварства - это время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства;

3) эпоха цивилизации сопровождалась появлением классов, государства и права.

Американские ученые Г.Ленски и Дж.Ленски, используя в качестве критериев социальную структуру, образ жизни, выделили следующие типы общества:

ѕ живущие охотой и собирательством;

ѕ садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4 тысячелетии до н.э.;

ѕ аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне;

ѕ промышленные общества, возникшие в конце XV в. в Европе.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида.

Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи.

Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Д. Белла.

Американский исследователь Д.Белл классифицирует, общества на основе технологического фактора с добавлением критериев зрелости политической и культурной сфер. Исходя из этого Белл выделяет следующие типы обществ:

ѕ традиционные (доиндустриальные) общества - отсталые в технологическом отношении страны, основной отраслью экономики которых является сельхозпроизводство. Для них характерны отсутствие автономной личности, которая зависит от племени, рода, клана, и жесткая perламентация всех сторон жизни на основе традиций;

ѕ индустриальные общества возникают в связи с промышленным переворотом и приносят с собой: свободу личности, партийные системы;

ѕ постиндустриальные общества основаны на достижениях научно-технической революции, где ценным ресурсом становится информация. Усложняется социальная структура общества, исчезают рабочий класс и буржуазия;

Как и общества, Белл разделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Теория «общества изобилия» Джона Кеннета Гэлбрейта в качестве критерия классификации обществ называет уровень потребления. «Обществом изобилия» называются развитые страны, в которых большинство населения привыкло к довольно высокому уровню жизни. Производство товаров непрерывно растет, происходит создание искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, покупка ненужного исключительно ради поддержания своего социального статуса.

Таким образом, социальные изменения, типовые для всех стран и народов, независимо от того, в какое именно историческое время эти изменения совершаются образуют типологию обществ. Любая типология предусматривает выбор системообразующих признаков. Сравнительный анализ специфических характеристик различных уровней развития человеческих обществ можно провести, основываясь на основных определяющих параметрах.

Характер общественного устройства: тип социальной организации общества в целом, который был бы наиболее адекватным, а потому наиболее часто встречающимся (типовым) для данного уровня развития.

Характер участия членов общества в управлении: степень причастности большинства взрослых дееспособных членов общества и отдельных его частей к выработке и принятию решений, обязательных для исполнения всеми.

Господствующий характер экономических отношений: характеристика того, что в марксистской теории именуется «производственными отношениями» - то есть отношениями по поводу производства, распределения и потребления материальных благ.

Общий характер организационно-технологического уровня: описание уровня развития производительных сил и способов их организации, (перемены в орудиях труда, источниках энергии и технологических циклах, которые совершаются при переходе от одной цивилизации к другой).

Структура занятости: распределение работоспособных членов общества по четырем основным секторам обеспечения жизнедеятельности общества: аграрный (сельскохозяйственный), индустриальный (в доиндустриальных обществах - ремесленный) сервисный (обслуживание), информационный.

Характер поселений: распределение наличного населения по различным типам сельско-городского континуума, создающее существенные различия в условиях и образе жизни.

Уровень и масштабы образования: характер развития института образования (прежде всего формального) и его влияние на характер и темпы социальных изменений.

Характер и уровень развития научных знаний: развитие науки как самостоятельного социального института и связь его с другими институтами общества.

Исходя из этого можно составить следующую типологию обществ: примитивное общество, традиционное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Примитивное общество, в соответствии с обозначенными восемью параметрами, можно описать следующим образом. Господствующим типом социальной конструкции здесь является трайбализм - родоплеменное устройство. Большинство членов общества принимают непосредственное участие в управлении, но хаотичным, неупорядоченным образом. «Экономика» (для примитивного общества это понятие весьма условно) зиждется на натуральном хозяйстве; господствует общинная собственность на средства производства; наблюдается случайный характер отношений товарного обмена. Для этих обществ характерны примитивная обработка орудий промысла (собирательства, охоты, рыболовства), а также элементарное половозрастное разделение труда, поскольку большинство членов общины занято одним и тем же промыслом. Местом обитания членов примитивных обществ являются небольшие временные поселения (стоянки, становища). Систематизации накопленных знаний не происходит, и передача их последующим поколениям осуществляется изустно и в индивидуальном порядке.

Традиционное общество в сравнении с примитивным претерпевает серьезные социальные изменения. Основным типом социальной конструкции здесь становится на начальных стадиях слабо централизованное государство, которое по мере развития приобретает все более отчетливо выраженные тенденции к абсолютизму. Политика здесь - дело узкого слоя элиты, и абсолютное большинство членов общества отстранено от участия в управлении. В фундаменте экономической жизни лежит частная собственность на средства производства. В традиционных обществах наблюдается преобладание экономики пропитания. Здесь все более последовательно нарастает разнообразие орудий труда, однако главным образом - на основе мускульной энергии человека и животных. Основной организационно-хозяйственной единицей выступает семья. В городских поселениях отмечается все большее развитие ремесленного и сервисного секторов, однако абсолютное большинство населения занято в аграрном секторе. Это большинство проживает в сельской местности. Города приобретают все большее влияние как центры политической, промышленной и духовной жизни. Образование, как и политика, является уделом тонкого слоя элиты. Наука и производство представляют собою автономные, слабо связанные сферы жизнедеятельности общества.

Индустриальное общество в ходе процесса индустриализации приобретает следующие типовые черты. Основным типом общественного устройства становятся национальные государства с четко очерченными территориальными границами; эти государства формируются вокруг общих форм экономики, языка и культуры. Предоставляется всеобщее избирательное право населению, вследствие чего наблюдается последовательная институционализация политической деятельности вокруг массовых партий. Экономика приобретает все более отчетливо выраженные рыночные отношения, что означает практически полную коммерциализацию производства и исчезновение экономики пропитания. Стержневой основой экономики становится частная собственность на капитал. Технологической доминантой выступает господство машинного производства. Следует отметить падение доли работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, и возрастание доли промышленного пролетариата. Производство реорганизуется на фабричной основе. Важной приметой индустриализации является урбанизация общества. Усиление действия закона перемены труда ведет к росту массовой грамотности. С самого начала индустриальной революции в нарастающих темпах имеет место приложение науки ко всем сферам жизни, особенно к индустриальному производству, а также последовательная рационализация всей социальной жизни.

Развитие информационной революции приводит к постепенному формированию постиндустриального общества. Судя по тенденциям, наблюдающимся сегодня в наиболее продвинутых социумах, оно будет обладать следующими характеристиками. Важнейшим социальным изменением в системе социального конструирования следует считать усиление прозрачности национальных границ и влияния наднациональных сообществ. Для экономической жизни все более характерно возрастание роли информации и обладания ею, усиление значения интеллектуальной собственности, появление электронных денег и превращение информации в основное средство обмена. В технологической сфере все более важное значение приобретает развитие «высоких технологий», а также автоматизация и компьютеризация производственных процессов. Отчетливо выражена тенденции падения доли работников, занятых в индустрии, с одновременным увеличением доли занятых в информационном и особенно - в сервисном секторах. Индустриальная урбанизация сменяется тенденцией к субурбанизации. Проявлением кризиса социальных институтов образования служит осознание проблемы функциональной неграмотности. Наука становится непосредственно производной сферой.

Таким образом, общество - это организованная человеком форма материи. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению людей, если это объединение отвечает следующим признакам: объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); браки заключаются между представителями данного объединения; оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; у него есть собственное название и своя история; оно обладает собственной системой управления; объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; общество объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. Перечисленные критерии являются признаками любого общества.

Тип общества - это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов. Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология общества определяется на основе определенных признаков или критериев.

Список литературы

1. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /под ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. -- М.: Норма, 2003. - 912 с.

2. Бабосов Е. М. Общая социология: учебник. - М.: «ИНФРА-М, 2004. -312 с.

3. Курганов С. И., Кравченко А, И. Социология для юристов. М.: Норма, 2003

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Современные подходы к пониманию общества. Социологический анализ общества. Социально-исторический детерминизм. Типология обществ. Поиск научных подходов и методов построения теории общества. Социальные связи. Теория "социальных групп".

    реферат , добавлен 22.11.2006

    Социальная система. Структура и типология общества. Признаки общества как социальной системы. Социальные общности. Идея разделения общества на классы. Социальные институты и их роль в жизни общества. Социальная стратификация, её источники и факторы.

    реферат , добавлен 01.10.2008

    Основные социальные проблемы российского общества. Социальная структура общества. Пути реализации социальной политики государства. Государственная социальная политика в отношении специфических интересов демографических и социальных групп общества.

    реферат , добавлен 19.02.2012

    Понятие структуры общества, ее основные элементы и динамика развития. Теории социальной стратификации. Статус личности и престиж как основа стратификации общества. Социальная мобильность: групповая и индивидуальная, горизонтальная и вертикальная.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Основные категории системного анализа, социологическое понятие "общество" и его качественные характеристики. Структура и исторические типы обществ, различные подходы к анализу общества. Формы развития общества, социологическая теория трех стадий.

    презентация , добавлен 11.04.2013

    Понятие социальной структуры общества, описание его элементов. Аналитический обзор социальной структуры общества в целом. Состояние социальной структуры общества в постсоветской России, ее трансформация в настоящее время, поиски путей ее улучшения.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Закон ускорения исторического времени. Элементы социальной структуры. Различия между социальной структурой древнего и современного общества. Технический и культурный прогресс. Закон неравномерности, мыслимое и реальное многообразие обществ их типология.

    реферат , добавлен 07.04.2009

    Понятие социальной структуры общества. Изменение социальной структуры российского общества в переходном периоде. Социальная структура современного российского общества. Социологические исследования структуры российского общества на современном этапе.

    реферат , добавлен 21.11.2008

    Класс – главный элемент социальной стратификации общества. Возникновение классов. Социальная классификация общества. Стратификация современного российского общества. Изучение классового сознания: различные подходы. "Средний класс" в современной России.

    реферат , добавлен 04.04.2008

    Подходы при рассмотрении общества. Индивид и общество в социологических исследованиях. Индивид как элементарная единица общества. Признаки общества, его соотношение с культурой. Типология обществ, характеристика его традиционного и индустриального видов.


Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

1. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные(доцивилизованные), т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.

2. Простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов, т.е. появляется стратификация. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение государства (6 тыс. лет назад). Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они совпадают с дописьменными.

3. По способу добывания средств существования общества делятся на:

а) общество охотников и собирателей (зародилось 30-40 тыс.лет назад).

б) земледельческое общество (8-10 тыс. лет назад)

в) индустриальное общество (250 лет назад).

4. Традиционное и современное. В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния. Первую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855 – 1936) в своей книге «Община и общество». Теннис использует немецкие термины Gemeinschaft и Gesellschaft , чтобы провести разграничения между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) – к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и традициями взаимопомощи, а общество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде; 2) Gemeinschaft придает основное значение обычаям, в то время, как Gesellschaft основано на формальных законах; 3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Gesellschaft проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Gemeinschaft опирается на религиозные, а Gesellschaft – на светские ценности; 5) в основе Gemeinschaft лежит семья и община, а в основе Gesellschaft – крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, партии).

5. Доиндустриальное и индустриальное. Согласно французскому социологу Эмилю Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности. На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

6. В середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, различающиеся языком и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками – способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

7. Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Её автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

По мнению многих специалистов, в 70-е годы ХХ века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

Различие трех типов обществ иллюстрирует таблица.

Сравнительная характеристика трех стадий развития общества

Отличительные признаки Стадии общественного развития
Доиндустриальное Общество Индустриальное Общество Постиндустриальное общество
Период возникновения - 6 тыс. лет назад - 250 лет назад Последняя четверть ХХ века
Ключевая сфера экономики сельское хозяйство промышленность Сфера услуг (прежде всего, наука и образование)
Организационно- технические характеристики экономики Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий Высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно- компьютерные технологии
Основы развития традиции Последовательный НТП, дух предпринимательст-ва и конкуренции, свободы и демократии Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия
Ведущую роль в обществе играют Церковь и армия Промышленно-финансовые Корпорации Университеты (как центры научных знаний)
Ведущие социальные группы Священники и Феодалы Бизнесмены Научно-технические специалисты

4. «Современное общество» и основные направления его развития.

В качестве основных, организующих признаков современного общества можно выделить:

(1) индивидуализм (т.е. окончательное ут­верждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации);

(2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных заня­тий и профессий, а в сфере потребления - разнообразие возможностей выбора желаемого продукта (услуги, инфор­мации и т.д.), в целом выбора стиля жизни);

(3) рациональ­ность (т.е. уменьшение значимости магических и религиоз­ных верований, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расче­тов; признаваемая всеми ценность научного познания);

(4) экономизм (т.е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью);

(5) экспансия (т.е. тенденция охваты­вать современностью как все более широкие географические районы, так и частные сферы повседнев­ной жизни, например религиозные убеждения, сферу досуга и т.д.).

Общество - явление многогранное, обладающее в каждом кон­кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая со­бой их распределение на основании таких критериев, как соци­альные, экономические, исторические, культурные и т.д. Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро­вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли­чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще­ства одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур­ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со­стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытнообщинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество - это общество с силь­но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза­ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще­ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ­альный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам­ках первобытнообщинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием госу­дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на­зад - в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в обшей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери­ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В дописьменных обществах письменности не было, люди передавали ин­формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще­ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще­нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна­кового изображения звуков - алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро­ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел­ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде­ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.



Возникновение письменности стало одним из важнейших эта­пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы - народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, - не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении спо­соба производства. По этому критерию различают общество соби­рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово­дов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотников существовало в период гос­подства присваивающей экономики в рамках первобытнообщинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно­стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте - ското­водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про­изводя щей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но, несмотря на разорения, земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче­скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду­стриальное общество, основанное на промышленном производ­стве. Оно существует всего 300-400 лет, но отличается более вы­сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая за­крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структу­ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма­тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марк­систско-ленинском учении об общественно-экономических фор­мациях. Общественно-экономическая формация - это историче­ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ­водства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами - государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа произ­водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра­зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео­рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со­ответствующими им типами общества - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти­ческую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют­ся производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытнообщинной общественно-экономической формации к рабовладель­ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующе­го класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото­рые народы переходили от первобытнообщинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео­дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти­ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го­сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив­ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится не­нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко­тором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче­ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре­тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес­классовому коммунистическому обществу.

Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду­стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене­ния и совершенствование средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриалъное) общество отличалось преоб­ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради­ционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ­ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи­во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла­ментируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник­новения человечества. Такие общества существовали в период ра­бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от­ношений формируется индустриальное общество.

Индустриальное общество - это сложное общество, основан­ное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об­ществе производство развивается на основе механизации и авто­матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требова­ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз­витие средств массовой коммуникации.

В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна­чение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положе­ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и со­циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустри­альном - рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управ­ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин­дустриальном обществе и представительной демократии в инду­стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.

Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо­логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж­дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.

Вопросы и задания

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

9. Заполните таблицу.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать).

Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот).

Общественное развитие: - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры);

Это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Виды:
1) Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II);
2) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контрреформы» Александра III);
3) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России);
4) Долговременные (например, неолитическая революция - 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.).

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

Экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

Социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

Политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития - реформа и революция - противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией (от англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser - современный) - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно¬европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) – а, индустриальное – б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения:

Основной фактор производства – а) земля; б) капитал; в) знания;

Основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги;

Характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества;

Характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде;

Занятость населения - а) сельское хозяйство – около 75%; б) сельское хозяйство – около 10%, промышленность – 85%; в) сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%;

Основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги;

Социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации;

Продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет;

Воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое;

Взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества;

Политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии - «демократии консенсуса»;

Духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный харак¬тер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio - образование, вид) - это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Структура

Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

Базис - это экономический строй (совокупность производственных отношений, т.е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства).

Производительные силы - это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду производства.

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
первичная (архаичная);
вторичная (экономическая);
перво¬бытнообщинная;
рабовладельческая;
капитальная;
феодалистическая;
третичная;
коммунистическая:
1) социализм;
2) коммунизм.

Формации

Представлены в трудах К. Маркса

Сформировались в советском обществознании в 30-е гг. XX в.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis - гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
- как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
- как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
- как синоним культуры (например, А. Тойнби);
- как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Теория цивилизации

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Стадиальный подход
Локальный подход

Цивилизация - единый процесс, проходящий через определенные стадии.

Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни).

Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. - поел, треть XX в.).

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV-III тыс. до н.э. - 60-80-е гг. XVIII в.).

Локальная цивилизация - большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

Структура

Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская

Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы - западную (З) и восточную (В):

1) Особенности восприятия мира: З) рациональное, противоречивое восприятие - «фаустовско-гамлетовское»; В) эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений).

2) Отношение к природе: З) стремление подчинить себе природу. Человек - венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника; В) стремление быть в гармонии с природой. Человек - органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела.

3) Соотношение личности и общества: З) приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы; В) приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма.

4) Отношения власти: З) принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм; В) политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха).

5) Отношения собственности: З) господство частной собственности; В) преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти - собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным).

6) Отношение к прогрессу: З) стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер; В) стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер.

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного (Ф) и цивилизационного (Ц) подходов к изучению общества:

1) Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития: Ф) объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны; Ц) человек - единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание - это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности.

2) Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества: Ф) материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества; Ц) ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.

3) Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»: Ф) общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений; Ц) каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно.

4) Достоинства: Ф) позволяет: - увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; - представить историю человеческого общества как единый процесс; - установить определенные закономерности исторического развития общества; - предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран; Ц) - позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; - ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); - ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

5) Недостатки: Ф) - многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; - большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; - последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов; Ц) - при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; - создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; - сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.



Похожие публикации