Обслуживание газовых турбин. Сервисное обслуживание газотурбинных установок

Газотурбинные двигатели: ремонт и техническое обслуживание

Предприятие "Дизельзипсервис" в настоящий момент осуществляет постановку на ремонт одновременно несколько типов газотурбинных установок: ДЕ59, ДЖ59, М3, М7, М8, М15. Отдельно ведется постановка на ремонт двигателей типа АИ-20 в составе газотурбинной электростанции ПАЭС-2500 производства компании АО МОТОР СИЧ, а также моделей: ДВ71, ДК59, ДО63, М62, М7К, ДР76, ДС71, ДР59Л.

Участок по ремонту газотурбинных двигателей

Одновременно с этим ведется работа по созданию испытательного комплекса для газотурбинных двигателей/установок, в качестве нагрузочного устройства будет использован гидротормоз фирмы Zollner. суммарной мощностью 14 000 л.с.. Для испытания газотурбинных двигателей большей мощности ведутся переговоры по приобретению гидротормоза AVL - общей мощностью до 34 000 л.с.

Для испытания двигателей типа АИ-20 ведется подготовка испытательного стенда конструктивно схожего с компоновкой электростанции ПАЭС-2500. Нагрузка будет передаваться от двигателя через планетарный редуктор на высоковольтный генератор. Для преобразования напряжения будет использован трансформатор 6.3/0.4 мощностью 3мВт (3000кВт). Нагрузка на двигатель будет осуществляться с применением комплекса из трех нагрузочных модулей реостатного типа изготовленных на производстве предприятия «Дизельзипсервис». Мощность нагрузочных модулей два по 1мВт и один в 0.5 мВт.

Двигатель АИ-20 на ремонтном участке предприятия

Дизельзипсервис уже имеет опыт в ремонту турбин ГП НПКГ«Зоря»-«Машпроект», в настоящий момент на производстве закончено изготовление раскатного стана для стыковки/расстыковки турбин. Предприятие по роду своей деятельности - динамично развивающееся предприятие, так при постановке на ремонт газотурбинных двигателей производства ГП НПКГ«Зоря»-«Машпроект», АО МОТОР СИЧ, предприятие "Дизельзипсервис" не ограничивается конкретными модификациями или поколениями газотурбинных двигателей. Такой подход позволяет нам глубоко осваивать технологию восстановления всех составных частей газотурбинных установок.

Газотурбинные двигатели до ремонта на территории предприятия

Во избежание установки контрафактных или фальсифицированных деталей при ремонте ГТУ, предприятие подписало договор на поставку оптико-эмиссионного спектрометра, который позволяет детально контролировать химический состав материалов используемых при изготовлении тех или иных деталей, в частности контроль сплавов используемых при отливке лопаток. Этот подход позволяет многократно снизить риски аварий при эксплуатации. Следует отметить, что данная методика сейчас не используется ни на одном предприятии, осуществляющем полный цикл ремонта ГТУ.

Д.В. Лабкович, руководитель группы новой техники ПРМ ОАО «Белэнергоремналадка», г. Минск

В современных условиях ограниченности и очень высокой стоимости энергоносителей необходимость модернизации и реконструкции существующих генерирующих мощностей с внедрением газотурбинных технологий ни у кого не вызывает сомнений, т.к. экономичность энергоблоков при внедрении ГТУ существенно увеличивается. По разным причинам в энергосистеме Республики Беларусь и других постсоветских государств массовое внедрение ГТУ началось совсем недавно (приблизительно 5 лет назад), в то время как в странах Европы, в США, Японии развитие газотурбинного направления шло параллельно с паровыми турбинами, и на сегодняшний день в этих странах опыт их эксплуатации и сервисного обслуживания насчитывает 40-50 лет.

После ввода оборудования ГТУ в эксплуатацию перед владельцем оборудования в кратчайшие сроки встает вопрос сервисного обслуживания. Для такого высокотехнологичного оборудования, как современные ГТУ компании-производители предъявляют очень жесткие требования по соблюдению обязательного регламентного обслуживания, чтобы гарантировать его надежную работу. Несмотря на то, что сегодня в энергосистеме Республики эксплуатируются энергетические ГТУ различных производителей (GE, Alstom, Mitsubishi, Siemens, возможно появление других); различных поколений, классов; с различиями в конструкциях камер сгорания, горелок, систем защиты ротора и статора турбин от перегрева - средний срок между чередующимися инспекциями равен 8000-12000 EOH (эквивалентных часов эксплуатации). Т.о. при нормальной эксплуатации ГТУ один раз в год-полтора для любой модели ГТУ проводится инспекция.

По периодичности и объемам работ инспекции (ремонты) делятся на следующие виды.

A-Инспекция - инспекция частей камеры сгорания. Оценка общего состояния частей камеры сгорания, тракта горячих газов, входа компрессора и лопаток компрессора без разборки турбины с применением специальной техоснастки (бороскопа - в связи с эти инспекция А в инструкциях называется бороскопическая). Определение фактического объема работ для последующей В или С-инспекции. Проведение минимальных рекалибровок и регулировок при необходимости. Получение отчета о состоянии двигателя, включающего рекомендации по дальнейшей эксплуатации и обслуживанию.

При бороскопической инспекции нет необходимости в разборке блока (возможно только вскрытие части камеры сгорания). Визуальный доступ к лопаточному аппарату осуществляется через лючки для бороскопа в корпусе, а для лопаток впускного направляющего аппарата и последних ступеней турбины доступ осуществляется обычно через лазы в корпусе воздухозаборника и выхлопного диффузора соответственно.

В-инспекция - (инспекция тракта горячих газов и камеры сгорания) - для разных моделей ГТУ включает разный объем. Может включать такой же тип проверок как и А-инспекция, но в несколько большем объеме (т.е. можно обойтись только бороскопом). Для других моделей может, согласно регламенту, быть запланирована замена некоторых частей горячего тракта и камеры сгорания. В любом случае объем работ и необходимость замены частей уточняется при проведении инспекции.

С-инспекция - (главная инспекция) включает в себя полную разборку и ревизию турбины, включая компрессор. Включает проверки всех внутренних вращающихся и неподвижных компонентов, а также защитного, контрольного и оборудования для мониторинга газотурбинного блока. Основные части после разборки проходят визуальный, при необходимости, контроль неразрушающими методами. Проводятся запланированные работы по замене и восстановлению частей (часть из которых определяется в процессе проведения визуальных инспекций типа А и В, часть по регламенту). Время простоя при проведении инспекции С может оказаться больше планового, но этот риск может быть уменьшен при проведении надлежащего планирования.

Важность качественного и своевременного ремонта все прекрасно понимают. Стоит обратить внимание на тот факт, что для ГТУ упомянутая ранее жесткость требований производителей к соблюдению регламентного обслуживания обусловлена тем, что точный ресурс безаварийной работы самых ответственных узлов (таких как части камер сгорания, лопаточный аппарат турбин ГТУ, части термобарьерных элементов и покрытий) на сегодняшний день не поддается расчету. (Все математические модели, используемые при конструировании данных узлов ГТУ имеют очень большое количество допусков).

Рис. 2. Осмотр бороскопом горелочной камеры GT13E2 (МТЭЦ-3).

Поэтому, например, если производитель требует замену лопатки 1-ой ступени через 40000 часов, то это значит, что она должна быть заменена даже при отсутствии критических дефектов, поскольку развитие в ней имеющихся повреждений и поведение материала при дальнейшей эксплуатации не поддается моделированию и может быть разрешено только на страх и риск владельца.

На всех без исключения ГТУ эксплуатируемых в Республике Беларусь, в разной степени отсутствует достаточный объем технологической документации и специальной оснастки, необходимой для того, чтобы полностью, не обращаясь к заводам-изготовителям, выполнить весь типовой объем работ инспекций ГТУ. Особенно это характерно для объектов, эксплуатирующих ГТУ Siemens, поскольку данная компания-производитель более других стремится монополизировать рынок сервисного обслуживания своего оборудования. В интересах владельцев оборудования не быть настолько сильно зависимыми от заводов-изготовителей в столь важном вопросе, как ремонт основного оборудования. В связи с чем рекомендуется на правах покупателей потребовать от поставщиков ГТУ обеспечить всем необходимым комплектом документации и специальной оснастки, чтобы, при необходимости выполнения ремонтных работ, иметь право выбирать тех, кто будет помогать выполнять эти работы, а при желании выполнить их и самостоятельно, как например при ремонте эксплуатируемых паровых турбин. На сегодняшний день у большинства владельцев ГТУ этот выбор существенно ограничен.

Рис. 3. Измерение зазоров 1-й ступени компрессора через ВНА. Alstrom GT13E2 (МТЭЦ-3).

Полный комплект ремонтной документации на ГТУ должен, кроме прочего, включать:

■ подробное описание технологической последовательности и требований к выполнению необходимых работ при выполнении плановых инспекций, предусмотренных регламентом завода-изготовителя, с указанием инструментов и приспособлений, необходимых для конкретных этапов ремонтных работ и измерений (тех. процесс, ТИ);

■ критерии оценки ресурса всех узлов и деталей ГТУ, а также их состояния и пригодности к эксплуатации (критерии дефектовки, ТУ);

■ поузловые и сборочные чертежи узлов и частей ГТУ, а также сложных сборных приспособлений для ремонта;

■ полный комплект формуляров измерений, которые должны производиться при плановых регламентных инспекциях ГТУ (А, В, С и проч.) с описанием всех технических требований завода-изготовителя к измеряемым параметрам;

■ перечни необходимых инструментов, приспособлений, расходных материалов, необходимых для выполнения работ по плановому сервисному обслуживанию, которые должны быть подробными (без использования понятия «комплект», либо с подробными описаниями указанных «комплектов»). Они должны содержать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать указанные в перечнях позиции (рыночное наименование, краткие технические характеристики, компанию-изготовитель инструмента или материала);

■ перечни узлов и деталей, которые должны быть планово заменены при сервисном обслуживании, а также перечни з/ч, рекомендуемых к постоянному наличию при эксплуатации.

Рис. 4. Установка ротора ГТУ Alstrom GT13E2 (МТЭЦ-2).

Возвращаясь к возможным дефектам частей ГТУ и их устранению, отметим, что основные причины возникновения дефектов в частях ГТУ следующие: высокотемпературная коррозия, разрушения из-за вибрации, термические деформации, механический и эрозионный износ. Характер повреждений, вызываемых указанными причинами, в большинстве случаев позволяет обнаружить их только методами неразрушающего контроля, а устранить - сваркой. Более подробно о некоторых возможных повреждениях частей ГТУ:

■ трещина в направляющем аппарате турбины (рис. 5) - растрескивание вызвано термическими циклами «нагрев-остывание». Размер трещины превышает допустимые пределы, и данный сегмент должен быть заменен в ближайшее время, независимо от сроков плановой инспекции. Данный дефект может быть устранен посредством выборки трещины, последующей сварки, механической и термической обработки и нанесением термобарьерного покрытия на заключительном этапе. В последующем отремонтированный сегмент может быть использован для замены аналогичного поврежденного;

Рис. 5. Трещина в направляющем аппарате турбины.

■ повреждения выходной кромки лопатки компрессора (рис. 6) - часто встречается на рабочих лопатках первых ступеней компрессоров ГТУ. Причиной появления подобных «забоин» является попадание в проточную часть посторонних предметов. Конкретные повреждения не превышают допустимые пределы и могут быть устранены при ближайшей плановой инспекции ручной механической обработкой;

Рис. 6. Повреждения выходной кромки лопатки компрессора.

■ повреждение лопаток 1-й ступени турбины (рис. 7) - состояние рабочих лопаток на снимке характерно для большинства рабочих лопаток 1-ых ступеней тракта горячих газов ГТУ, отработавших до очередной С-инспекции, и подлежащих замене. Данное состояние соответствует нормальному износу и вызвано совокупным воздействием указанных выше причин;

Рис. 7. Повреждение лопаток 1-й ступени турбины (эрозионный износ входной кромки).

■ повреждения жаровых труб (рис. 8) - приведенные повреждения (оплавление, деформация) патрубков жаровых труб в зоне соединения с трубками перекрестного розжига свидетельствуют о превышении допустимых температур дымовых газов в данной зоне. Причины могут быть различные, но при обнаружении подобных дефектов, они должны быть установлены и устранены в ближайшее время. Конкретное повреждение находится в допустимых пределах и может быть устранено;

Рис. 8. Повреждения «жаровых» труб. Износ и деформации.

■ загрязнение и эрозия лопаток 1-ой ступени компрессора (рис. 9) - состояние рабочих лопаток на снимке характерно для большинства рабочих лопаток 1-ых ступеней компрессоров ГТУ отработавших до очередной С,D-инспекции.

Конкретные загрязнения оцениваются как значительные, удаляются при проведении инспекции вручную неабразивным материалом. Подобный уровень загрязнения свидетельствует о неудовлетворительной работе систем КВОУ.

Рис. 9. Загрязнение и эрозия лопаток 1-ой ступени компрессора.

Сегодня энергосистема несет существенные валютные затраты из-за сервисного обслуживания ГТУ с использованием услуг зарубежных компаний. Так стоимость услуг специалистов заводов-изготовителей и крупных зарубежных сервисных компаний составляет в среднем 1500-2000 долл. США за день работы. Вместе с тем, необходимо отметить, что затраты на ремонтное обслуживание газотурбинного оборудования состоят из двух основных составляющих: затрат на приобретение запасных частей и расходных материалов и оплаты услуг ремонтно-технических специалистов. Стоимость запасных частей составляет порядка 80-90% от стоимости всех затрат на ремонтно-эксплуатационное обслуживание. При этом для обеспечения надежной работы высокотехнологичного оборудования, которым является газовая турбина, и гарантированного соответствия всех ее характеристик заявленным заводом-изготовителем при поставке, требуется приобретать только оригинальные запасные части у заводов- изготовителей данного оборудования.

Сдерживающим фактором в развитии сервисного обслуживания газовых турбин является отсутствие в отрасли единой политики, направленной на достижение озвученной выше общей цели. Нет единой позиции в отношении вопроса организации сервисного обслуживания ГТУ. Каждый владелец оборудования решает вопрос его сервисного обслуживания самостоятельно, порой способами, позволяющими выполнить только краткосрочные задачи в ущерб долгосрочной выгоде.


Газотурбинная установка – это модульный независимый источник тепла и электричества. Она широко используется на производстве в самых различных отраслях.

Нефтедобывающая индустрия, промышленные организации, частные и муниципальные здания могут с успехом применять ГТУ для обеспечения своих нужд в энергоресурсах и отоплении. Также этот вид установок применяется в стандартных электросетях для покрытия пиковых нагрузок. Широкий эксплуатационный диапазон сделал данную продукцию востребованной и актуальной на рынке. Объемы использования остро ставят вопрос о техническом обслуживании и ремонте установок.

Техническое обслуживание на месте установки

Постоянная эксплуатация, а также длительное консервирование требуют, чтобы обслуживание газотурбинных установок было выполнено своевременно. Текущий ремонт и регулярная ревизия технических блоков позволяют вовремя выявить дефекты в работе оборудования и предупредить его отказ, а также последующее дорогостоящее вмешательство.

Качественный и грамотный ремонт таких технически сложных объектов может выполнить только солидная организация, которая имеет большой опыт работы на рынке, сотрудничает с ведущими поставщиками запчастей, а также имеет в своем штате настоящих профессионалов своего дела. Компания DMEnergy, подробнее о работе и услугах можно узнать на сайте https://dmenergy.ru , уже более 6 лет специализируется на ремонте и сервисном обслуживании газотурбинных установок. За годы успешной деятельности компания создала себе отличную репутацию, наладила оперативные поставки запасных частей, а также приобрела солидную клиентскую базу. В числе заказчиков, которые сотрудничают на постоянной основе, государственные и частные предприятия пищевой, легкой, химической промышленности, компании, занимающиеся автомобилестроением, тяжелой промышленностью, горнодобывающие предприятия.

Обслуживание газотурбинных установок ГТУ в полевых условиях имеет ряд своих особенностей и требует от специалистов знания всех тонкостей процесса и внимательного отношения к ремонту. Наиболее востребованные процедуры, проводящиеся в рамках техобслуживания, это:

  • комплексная диагностика оборудования;
  • круглосуточный мониторинг с использованием современных технологий;
  • контроль качества;
  • выполнение работ по калибровке, центрированию и балансировки;
  • ремонт турбинного модуля, замена комплектующих;
  • проведение пусконаладочных работ.

Ремонтные работы на производстве

В сервисное обслуживание газотурбинных установок также входят замена и ремонт элементов в цеху. Таким образом, проводится обслуживание и замена насосов, клапанов, топливных форсунок, лопаток. На производстве выполняется ремонт роторной системы, производится замена модулей, выработавших свой ресурс, на новые элементы фабричного производства.

Также в заводских условиях выполняется капитальный ремонт ГТУ с последующей калибровкой и диагностикой всех рабочих параметров.

Компания DMEnergy заботится о своих клиентах и предоставляет услуги комплексно, кроме обслуживания и ремонта квалифицированные инженеры оказывают детальные технические консультации, проводят обучающие мероприятия и курсы повышения квалификации, осуществляют инспекцию и мониторинг эксплуатируемых установок.

Газовая турбина в современной промышленности входит в состав энергетической установки. Весь комплекс состоит из ее самой, воздушного компрессора, электрического генератора, вспомогательных узлов, механизмов. Электрогенератор вырабатывает электрический ток, который затем подается потребителям через систему проводов.

Газовые турбинные установки весьма популярны в области энергетики и всех ведущих сфер промышленности. Их используют в перерабатывающей, нефтяной, газовой сфере, машиностроении, сельском хозяйстве. ГТУ часто можно увидеть на территориях, где расположены предприятия разных отраслей народного хозяйства страны.

Технологии газовых турбин

Чтобы повысить эффективность функционирования газовых турбинных установок, в месте выхода из турбины осуществляют монтаж утилизирующего котла. Данный механизм предназначен для выработки тепловой энергии. В результате такой несложной операции эффективность тепловой системы повышается по крайней мере в два раза.

Вырабатываемая котлом тепловая энергия используется предприятием для теплоснабжения собственного хозяйства путем нагрева воды до нужной температуры. Вода используется для душевых, прачечных, централизованного обогрева зданий в отопительный период, сушильных помещений. В результате компания получает значительную экономию электрической энергии и финансовую эффективность.

Газовые турбины эксплуатируются в зонах с различными климатическими условиями. Технологии газовых турбин позволяют адаптировать установки для сжигания как газообразного, так и множества видов жидкого, твердого топлива. Используется мазут, отработка, светлые нефтепродукты, спиртосодержащие вещества, уголь, древесина.

Воздушные компрессоры с несколькими рабочими ступенями, входящие в состав газовой турбинной установки, обеспечивают постоянное бесперебойное сжатие воздуха. Под высоким давлением он затем нагнетается в рабочее пространство системы сгорания турбины, стимулируя процесс горения топлива.

Принцип работы

Схематически принцип действия газовой турбины показан на рисунке. Топливо подается по трубопроводам в камеру сгорания (2) . Сжатый воздух от компрессора (1) поступает туда же, смешиваясь с газом и усиливая процесс горения. Поток газа высокой температуры с огромной силой воздействует на лопатки, вращая рабочее колесо турбины (3) .

Схема работы газовой турбины.

В процессе функционирования газовой турбины часть энергии вращает привод компрессора, другая часть расходуется на выработку электрического тока электрогенератором. После выполнения полезной работы горячие газы выходят через сопло, где предполагается их дальнейшее использование.

Обслуживание газовых турбин

Огромную роль в продлении срока службы, длительного безаварийного функционирования играет регулярное техническое обслуживание газовых турбин и регламентные работы. Процесс постоянного горения, высокие динамические нагрузки, повышенные скоростные режимы неизбежно наносят свое разрушающее воздействие.

Поэтому за работой газовых турбин необходимо осуществлять неусыпный контроль, своевременно выявляя малейшие отклонения от нормы. Проведение регулярного регламентного обслуживания этой высокоэффективной техники позволит избежать случаев внезапного выхода из строя, предотвратить разрушительные аварии дорогостоящего оборудования и, как следствие, предотвратить крупные убытки предприятия.

В приведённой ниже таблице расписаны регламентные работы по обслуживанию и инспекциях газовых турбин.

Обслуживание Срок Перечень работ Продолжительность
Периодическое обслуживание Регулярное обслуживание Один раз за три месяца Обследование технического состояния главных узлов, частей турбины, замена изношенных жаростойких плиток в камере горения. По просьбе клиента, дополнительно проверяются, обслуживаются вспомогательные системы газовой турбины: масляная система, система регулирования, подача топлива, системы антипомпажа, антиобледенения. Три дня
Годичное обслуживание Один раз за год Проверка зоны сгорания, паровых узлов, горелок, форсунок, регламент и калибровка датчиков. Одна неделя
Обслуживание по результату наработанного срока Объемное обслуживание 20 000+ часов Замена без демонтажа всех главных компонентов камеры сгорания, всех лопаток. Один месяц
Капитальный ремонт 40 000+ часов Газовая турбина демонтируется, транспортируется в мастерскую, где осуществляется ремонт. Два месяца

Виды инспекций и периодичность технического обслуживания газовых турбин

Каждая отдельная конструкция газовой турбины, в зависимости от условий эксплуатации, вида потребляемого топлива, нагрузочных режимов, технических характеристик, требует индивидуального подхода, собственных нестандартных решений. Поэтому тип обслуживания, объем, периодичность регламентных работ необходимо обсуждать отдельно с каждым заказчиком.


5.1.2. Для ГТУ, пускаемой после монтажа, должна быть составлена программа пуска, в которую необходимо включить требования во взрывопожаробезопасности с указанием должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных мероприятий.

5.1.3. Пуск ГТУ должен осуществляться автоматически.

Наладка системы автоматического пуска (САП) должна проводиться с помощью имитатора без подачи топлива в камеры сгорания.

5.1.4. Пуск ГТУ может осуществляться;

Из холодного состояния - при температуре металла корпуса турбины менее 150°С, после простоя установки более 3 сут, после монтажа или ремонта ГТУ;
- из неостывшего состояния - при температуре металла корпуса турбины 150-250°С;
- из горячего состояния - при температуре металла корпуса турбины выше 250°С.

Скорость повышения температуры газов в проточной части, частоты вращения и набора нагрузки не должна превышать заданной заводом-изготовителем ГТУ при пуске из каждого теплового состояния агрегата.

5.1.5. Программы САП должны позволять осуществление нормальных и ускоренных пусков ГТУ из каждого теплового состояния агрегата.

5.1.6. Пуск ГТУ может осуществляться как на основном топливе, так и на специальном пусковом топливе, вид которого должен быть указан в ТУ на поставку установки на ТЭС.

5.1.7. Стопорные и регулирующие топливные клапаны ГТУ должны быть плотными.

Плотность топливных клапанов ГТУ должна проверяться не реже I раза в месяц при регулярной эксплуатации установки, а также перед пуском после длительного (свыше 7 сут) простоя ГТУ.

5.1.8. Зажигание топлива в камере сгорания при пуске установки запрещается без предварительной вентиляции трактов ГТУ цикловым компрессором с приводом от пускового устройства.

После неудачной попытки зажигания подача топлива в камеру сгорания должна быть прекращена; повторное зажигание допускается после вентиляции трактов не менее 4 мин для жидкого и 10 мин для газообразного топлива.

5.1.9. Система автоматического пуска должна включать блокировки, препятствующие выполнению последующего этапа пуска до полного завершения предыдущего.

5.1.10. Пуск ГТУ должен быть прекращен действием автоматических защит или персоналом в случаях:

Повышения температуры газов в проточной части выше допустимой по графику пуска;
- недопустимого повышения или понижения давления топлива перед стопорным клапаном;
- возникновения помпажа циклового компрессора или недопустимого приближения к границе помпажа;
- нарушения установленной последовательности пусковых операций;
- взрыва ("хлопка") в камере сгорания или далее по ходу газов в тракте ГТУ;
- воспламенения топлива иди масла в ГТУ.

5.1.11. Запрещается пуск ГТУ после аварийного останова или сбоя при предыдущем пуске, если причины этих отказов не устранены.

5.1.12. При использовании в ГТУ котлов-утилизаторов (КУ) или экономайзеров пуск установки должен производиться с полностью открытыми к дымовой трубе шиберами; переключение шиберов, включение в работу КУ или подогревателей, зажигание топлива в дожигающих устройствах за турбиной допускается только после выхода агрегата на "холостой ход".

5.2. Нормальная эксплуатация ГТУ

Эксплуатация газотурбинных установок должна вестись в соответствии с разд.4.6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей (М.: Энергоатомиздат, 1989).

5.3. Останов ГТУ

5.3.1. Нормальный (плановый) останов ГТУ должен производиться по программе, реализуемой системой автоматического останова (САО).

5.3.2. Программа САО для обеспечения взрывопожаробезопасности должна включать:

Разгружение агрегата в заданном темпе;
- закрытие регулирующих топливных клапанов, стопорных клапанов и электрозадвижек на трубопроводах подвода топлива к узлам регулирования;
- открытие вентилей на трубопроводе продувки газопровода при использовании газообразного топлива или дренажных клапанов при использовании жидкого топлива;
- эффективную вентиляцию газовоздушных трактов установки не менее чем с двукратным обменом воздуха;
- продувку топливных коллекторов и форсунок воздухом, паром или инертным газом в соответствии с ТУ завода-изготовителя ГТУ;
- закрытие шиберов на стороне всасывания и (или) выхлопе ГТУ по окончании вентиляции газовоздушных трактов.

5.3.3. При выводе ГТУ в длительный резерв должны быть приняты меры к ее консервации. Продолжительность останова, при которой требуется консервация, перечень подлежащих консервации узлов и технология ее проведения должны быть указаны в ТУ завода-изготовителя ГТУ.

5.4. Аварийное состояние ГТУ

5.4.1. По условиям взрывопожаробезопасности газотурбинная установка должна быть аварийно остановлена защитой или персоналом в случаях, перечисленных в пп.4.6.18 и 4.6.19 ПТЭ; в случаях, перечисленных в п.4.6.20 ПТЭ, ГТУ долина быть разгружена и остановлена по решению главного инженера ТЭС.

6. РЕМОНТ ГТУ

6.1. Периодичность средних и капитальных ремонтов ГТУ устанавливается с учетом фактического состояния оборудования.

Текущие ремонты должны проводиться в соответствии с регламентом технического обслуживания оборудования ГТУ, утвержденным главным инженером ТЭС.

6.2. Ремонт оборудования газотурбинной установки допускается только по письменному разрешению руководства газотурбинного цеха (по наряду).

6.3. Огневые работы в ГТЦ должны выполняться по наряду, подписанному руководством цеха и согласованному с пожарной охраной объекта.

6.4. Текущий ремонт газопроводов и оборудования газового хозяйства ГТУ должен выполняться по графику, утвержденному главным инженером ТЭС, но не реже 1 раза в год.

6.5. Вывод в ремонт газового оборудования необходимо производить в следующем порядке:

Закрыть задвижки на входе и выходе ремонтируемого оборудования;
- открыть вентили продувочных трубопроводов на ремонтируемом оборудовании;
- проверить герметичность закрытия входных и выходных задвижек; установить токопроводящие перемычки и заглушки во фланцах задвижек;
- продуть сжатым воздухом (или инертным газом) до вытеснения всего газа оборудование, выводимое в ремонт, совместно с газопроводами. Окончание продувки определяется анализом, при котором остаточное содержание газа в продувочном воздухе (при инертном газе) не превышает 1% по объему.

6.6. После окончания ремонта на газопроводах и газовом оборудовании ГТУ необходимо провести испытания их на прочность и плотность воздухом в соответствии с указаниями ПБГХ и составлением соответствующего акта. Для газопроводов и оборудования газового хозяйства при давлении выше 1,2 МПа (12 кгс/кв.см) следует пользоваться "Правилами технической эксплуатации магистральных газопроводов".

6.7. Запрещается приступать к вскрытию турбины, камеры сгорания, стопорного и регулирующего топливных клапанов, не убедившись в том, что задвижки и вентили по газу закрыты, заглушки установлены, арматура трубопроводов продувки открыта и исключена возможность попадания газа к месту производства работ.

6.8. Места производства ремонтных и огневых работ должны быть обеспечены необходимыми средствами пожаротушения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Газотурбинная установка - конструктивно-объединенная совокупность газовой турбины, газовоздушного тракта, система управления и вспомогательных устройств. В зависимости от вида ГТУ в нее могут входить компрессоры, камеры сгорания и т.д.

Энергетическая ГТУ - газотурбинная установка, предназначенная для привода электрогенератора.

ГТУ простого цикла - газотурбинная установка, термодинамический цикл состоит только из следующих один за другим процессов сжатия, нагрева и расширения рабочего тела.

ГТУ сложного цикла - газотурбинная установка, термодинамический цикл которой включает промежуточное охлаждение при сжатии и (или) подвод теплоты при расширении рабочего тела.

ГТУ открытого цикла - газотурбинная установка, в которую воздух поступает из атмосферы, а выхлопные газы отводятся в атмосферу.

Многовальная ГТУ - газотурбинная установка, имеющая несколько валов с независимыми друг от друга частотами вращения.

ГТУ с независимой (свободной) силовой турбиной - газотурбинная установка, в которой силовая газовая турбина механически не связана с компрессором.

ГТУ с конвертированным ГТД - газотурбинная установка, в состав которой входит транспортный газотурбинный двигатель (газотурбогенератор).

Парогазовая установка - установка, состоящая из паротурбинной и газотурбинной частей, в которой теплота выхлопных газов ГТУ используется для утилизации в цикле ПТУ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Справочное

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Автоматическая установка пенного пожаротушения.

Блочный щит управления.

Высоконапорный парогенератор.

Газотурбогенератор.

Газотурбинный двигатель.

Газотурбинная установка.

Газотурбинный цех.

Главный щит управления.

Котел-утилизатор.

Местный щит управления.

Нижний концентрационный предел воспламенения.

Низконапорный парогенератор.

Правила безопасности в газовом хозяйстве.

Парогазовая установка.

Правила пожарной безопасности.

Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей.

Паротурбинная установка.

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей.

Правила устройства электроустановок.

Система автоматического останова.

Система автоматического пуска.

Технические условия.

Тепловая электростанция.

Узел регулирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Обязательное

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

1. ГОСТ 12.1.004-85. Пожарная безопасность. Общие требования.
2. ГОСТ 12.1.010-76. Взрывобезопасность. Общие требования.
3. СНиП II-58. Электростанции тепловые.
4. СНиП II-106. Склады нефти и нефтепродуктов.
5. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей. 14-е издание. М.: Энергоатомиздат, 1989.
6. Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий. - М.: Энергоатомиздат, 1988.
7. Правила безопасности в газовом хозяйстве. - М.: Недра, 1980.
8. Правила взрывобезопасности при использовании мазута и природного газа в котельных установках: ПР 34-00-006-84. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1984.
9. Правила устройства электроустановок: 6-е издание. - М.: Энергоатомиздат, 1985.
10. Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей. - М.: Энергоатомиздат, 1985.
11. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок. М.: Энергоатомиздат, 1986.
12. Типовая инструкция по эксплуатации газового хозяйства.тепловых электростанций, сжигающих природный газ: ТИ 34-70-062-87 - М.: СПО Союзтехэнерго, 1987.
13. Типовая инструкция по предупреждению и ликвидации аварий на тепловых электростанциях: ТИ 34-66-061-87. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1987.
14. Инструкция по проектированию противопожарной защиты энергетических предприятий: РД 34-49. 101-87. - М.: Информэнерго, 1987.
15. Инструкция по проектированию отопления и вентиляции нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий. ВСН 21-77. М.: Миннефтехимпром, 1977.
16. Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ на энергетических объектах Минэнерго СССР. - М.: ХОЗУ Минэнерго СССР, 1985.
17. Инструкция по содержанию и применению первичных средств пожаротушения на предприятиях Минэнерго СССР. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1980.
18. Технические условия (типовые) на проектирование газопроводов давлением до 4,0 МПа (40,0 кгс/см(2)) для газотурбинных установок электростанций. Утв. Минэнерго СССР 08.08.1988 г.
19. Перечень помещений и зданий энергетических объектов Минэнерго СССР с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности. № 8002 TM-T1.



Похожие публикации