О платежах за невыполнение требований по квотированию рабочих мест. Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи Квоты по инвалидам для работодателей новые правила

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
. выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

Копию устава или учредительного договора;

Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Работодатель обязан предоставить рабочие места для граждан, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудности в поиске работы. К такой категории относится молодежь и инвалиды. В статье рассмотрим кто из работодателей обязан квотировать рабочие места для инвалидов, какие обязанности должен выполнять работодатель, размер квоты на территории Москвы и многое другое.

Кто обязан квотировать рабочие места

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ для каждой организации, учреждения, предприятии в пределах, установленных Федеральным законом.

Если количество сотрудников превышает 100 человек, размер квоты составляет 2% -4% от среднесписочной численности работников. Если персонал работодателя находится в пределах от 35 до 100 человек, то квота - не более 3% (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 29.12.2017).

При расчете квоты не включаются в среднесписочную численность те сотрудники, условия труда которых по результатам аттестации рабочих мест, относятся к вредным и/или опасным. Более того, при исчислении квоты не учитываются филиалы и представительства компании, расположенные в другой местности.

От квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены:

общественные объединения инвалидов
организации, созданные общественными объединениями инвалидов
хозяйственный товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов

Какие обязанности работодателя в обеспечении занятости инвалидов

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ работодатель должен:

создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов и применять локальные нормативные акты, которые содержат сведения о данных рабочих местах
создавать необходимые условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида
предоставлять информацию в службу занятости

Какая квота на территории Москвы

Порядок установления квоты для инвалидов определен ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест».

Если количество сотрудников превышает 100 человек, размер квоты для инвалидов составляет 2% от среднесписочной численности работников. Расчет производится работодателем самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы.

Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

Пример расчета квоты

Среднесписочная численность работников компании (г. Москва) составляет 325 человек. Размер квоты для инвалидов: 325 х 0,02 = 6,5 Это значит, что квота для компании - 6 человек.

Выполнением квоты является трудоустройство инвалида, который имеет рекомендации к труду. Подтверждение – заключение договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Пошаговая инструкция как организовать работу с квотированием

Локальный нормативный акт о квотировании (образец)

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ___________________________

(закон субъекта РФ)

1.2 Квотирование рабочих мест в ________________________________________ проводится в целях

(наименование организации)

усиления социальной защищенности и оказания содействия трудовой занятости инвалидов.

1.3 Квота для приема на работу инвалидов для _____________________________ составляет 2%

(наименование организации)

от среднесписочной численности работников школы.

1.4 Квота – минимальное количество рабочих мест для инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников школы), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

1.5 К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории __________ области, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду.

1.6 В среднесписочную численность работников _______________________ включаются состоящие в

(наименование организации)

штате работники, за исключением внешних совместителей и лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам.

1.7 Работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

1.8 Количество и перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выделенные в счет квоты, утверждаются приказом по школе по мере их создания.

2. Условия и порядок квотирования рабочих мест

2.1 Ответственными за надлежащее исполнение настоящего Положения являются должностные лица:

2.1.1 Ответственным за обеспечение надлежащих условий труда на рабочих местах, созданных для инвалидов, является ответственный за охрану труда.

2.1.2 Ответственным за работу с центром занятости является секретарь руководителя.

2.2 Секретарю руководителя:

1. в течение месяца, а затем ежемесячно, направлять в центр занятости информацию о зарезервированных вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты.

2. осуществлять учет трудоустраивающихся в пределах установленной квоты инвалидов.

3. ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, предоставляют информацию в центр занятости населения по выполнению установленной квоты:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнение квоты для приема на работу инвалидов.

4. направлять в центр занятости населения информацию, о приеме на работу инвалидов на квотируемые рабочие места в трехдневный срок, после заключения трудового договора с инвалидом.

2.3 Бухгалтер (расчетчик) школы ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, готовит расчет квоты по трудоустройству инвалидов на основании данных о среднесписочной численности работников школы за предшествующий месяц и при необходимости представляет директору школы предложения по корректировке числа созданных (выделенных) для инвалидов рабочих мест.

3. Трудоустройство инвалидов в счет квоты

3.1 На рабочие места, созданные в счет установленной квоты, работодатель трудоустраивает инвалида независимо от категории заболевания и группы инвалидности при наличии у него индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций к труду.

3.2 Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты работодатель осуществляет как по направлениям центров занятости населения (направление установленного образца с пометкой «в счет квоты»), так и самостоятельно.

3.3 Работодатель имеет право запрашивать и получать от центров занятости населения и других организаций информацию, необходимую при осуществлении мероприятий по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов. В целях реализации данного права ответственный специалист школы направляет соответствующие запросы в центры занятости населения г. _______ и иные организации.

3.4 Квота считается выполненной, если на все выделенные (зарезервированные) или созданные в счет установленной квоты рабочие места инвалиды трудоустроены в соответствии с трудовым законодательством либо сохранены рабочие места для работающих инвалидов.

3.5 За непредставление или несвоевременное представление информации, отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты должностные лица школы несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Какая отчетность по квотированию рабочих мест

Работодатель обязан предоставлять органам службы занятости:

данные о созданных им рабочих местах для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте
информацию о локальных нормативных актах о квотировании
сведения о выполнении квоты

Бланки и сроки сдачи отчетности устанавливаются региональным законодательством о квотировании или принятым на его основе правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сфере труда и занятости.

Сведения о выполнении установленной квоты предоставляются в центр занятости ежеквартально.

Ответственность работодателя

Административная ответственность работодателя за несоблюдение установленных норм по квотированию установлена не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Нарушение

Основание

Размер штрафа

В отношении кого применяется

Неисполнение обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте

ст. 5.42 КоАП РФ

5 000 – 10 000 руб.

Должностное лицо

Отказ от приема на работу инвалида в пределах установленной квоты

ст. 5.42 КоАП РФ

5 000 – 10 000 руб.

Должностное лицо

Непредставление (как полное, так и частичное; искажение данных) или несвоевременное представление необходимых сведений в службу занятости

ст. 19.7 КоАП РФ

300 – 500 руб.

Должностное лицо

3 000 – 5 000 руб.

Юридическое лицо

Согласно ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях (утв. Законом г. Москвы от 21.11.2007 № 45) штраф за неисполнение обязанности по созданию квотируемых рабочих мест:

для должностных лиц – от 3 000 до 5 000 руб.
для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Помимо работа-пылесоса вы получите ещё два дополнительных подарка при оплате счета. Первый - скидку 20% на годовую подписку на 2020 год. Второй - оставшиеся месяцы 2019 года.

Кому неизвестна проблема с трудоустройством, большинство людей пытаются улучшить свое финансовое положение путем поиска новой работы . Но как часто приходиться слышать такой ответ, как вы слишком молоды, у вас нет опыта работы или вам уже за 45.

А насколько трудней найти работу лицам с ограниченными возможностями, инвалидам или молодым специалистам? Есть образование, но опыта нет, и работодатель старается взять опытного работника. Никому не хочется тратить свое рабочее время на практическое обучение молодых специалистов. Для решения таких проблем государством предусмотрена программа по социальному квотированию рабочих мест .

Суть и необходимость

Вакансия, которую государство резервирует для малозащищенных слоев населения в целях трудоустройства, называется квотируемое место . Квота на рабочее место предоставляется на основании закона РФ и дополнительных постановлений на региональном уровне.

Так как социальная программа имеет государственную поддержку, работодатель обязан выделить рабочие места и взять на работу человека, подходящего под эту категорию.

Законодательное регулирование социальной программы

Предприятие согласно ст. 13 часть 2 ФЗ №1032-1 «О занятости населения» обязано резервировать рабочие места для людей, которые относятся к группе малозащищенные и инвалиды.

В регионах вносятся дополнительные поправки к закону о занятости граждан.

Учитывая возможности федерального бюджета, практически каждый регион составляет списки людей , которые нуждаются в социальной помощи по трудоустройству. Списки обновляются каждый год за счет данных статистики, которые получают с отделов кадров предприятий.

Исключение для предоставления квотируемых вакансий имеют предприятия:

  1. С опасным или вредным производством.
  2. Со штатом сотрудников меньше 35 человек.
  3. На грани банкротства или ликвидации.
  4. Специализированные производства для лиц с ограниченными возможностями.

Иностранцы, до 01.01.2015 года, имели право пользоваться в России квотой на предоставление рабочего места. Но в силу изменений закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25.07.2002 года квоты для эмигрантов были изменены на условия получения патента или разрешения на работу.

Расчет количества мест

Число рабочих мест, предоставляемых по квоте, зависит от численности сотрудников на предприятии и процентного соотношения предоставляемой вакансии к общему количеству рабочих мест на данном производстве.

На предприятиях, фирмах, где численность сотрудников превышает 100 человек, число квотируемых мест должно составлять не менее 2%, в основном 4% от среднесписочного количества работников .

На предприятиях, где штат не превышает 100 человек, но не меньше 35 сотрудников, процент квоты не должен превышать 3 .

В соответствии со ст. 21 ФЗ №181 предоставление квотируемых мест гражданам с ограниченными возможностями обязательно для всех фирм и предприятий с численностью не меньше 35 человек .

Работодатели обязаны создать удобные условия труда для инвалидов, то есть рабочее место должно быть специально оборудовано . Также все выходы должны быть оборудованы пандусом для удобства передвижения работников на инвалидных колясках.

Учредители, предоставляющие льготные места для инвалидов, должны придерживаться определенных условий – это исключение ночных смен для инвалидов первой и второй группы, рабочее время не должно превышать 35 часов в неделю.

Для людей, поступивших на реабилитацию, должны предоставляться несложные задания и поручения. Не заставлять работать в праздничные, выходные дни, сверх нормированного рабочего времени.

Льготник имеет право взять отпуск без содержания сроком не более двух месяцев в удобное для него время года. Также работник, занимающий место по квоте, имеет право отказаться от предлагаемых условий труда, но тогда он, в письменном виде, должен объяснить, на каких условиях согласен работать.

Для устройства на работу инвалидам надо встать на учет в центр занятости, где специалисты предложат варианты льготных мест. Если таковых нет, то они будут сообщать об освободившихся вакансий. Если инвалид напрямую обращается на предприятие, то он должен представить справку об инвалидности и программу реабилитации . Специалист по кадрам, на основании предоставленных документов, определит, к какой группе льготников относится соискатель.

Работодатели обязаны предоставлять достоверные сведения в центр занятости о наличии мест для лиц с ограниченными возможностями и о том, как выполняются условия квоты на местах

Кто еще попадает под льготную категорию граждан

Зарезервированные вакансии предоставляются определенной группе граждан, в первую очередь — инвалидам. Также в эту категорию могут входить:

Региональные органы законодательства вправе сделать льготы или ввести квоту для данной категории людей.

Извещение для Центра занятости

Другие санкции могут быть применены по усмотрению регионального законодательства . Также на региональном уровне утверждаются списки граждан, попадающих под льготную категорию для предоставления квотируемых мест.

В Краснодарском крае правом на квотируемое рабочее место пользуются граждане следующих категорий :

  • несовершеннолетние от 14 до 18 лет;
  • уволенные с военной службы и члены их семей;
  • молодые люди (18-23 года), впервые ищущие работу после окончания средне-профессионального учреждения;
  • граждане, освобожденные до погашения судимости из мест лишения свободы;
  • лица, которые прошли курс лечения и восстановления от алкоголизма и наркомании;
  • многодетные и одинокие родители, воспитывающие детей-инвалидов или несовершеннолетних детей.

В Краснодарском крае, соответствующее право определяется законом от 8 февраля 2000 года №231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае».

На основании федеральных и региональных правовых норм квота на вакансию устанавливается для предприятий, где численность от 35 и до 100 человек 2% для инвалидов , а где штат более 100 сотрудников 2% для инвалидов и 2% для других категорий граждан .

До 28 числа каждого месяца, все работодатели обязаны подать данные о квотируемых местах в учреждение «Центр занятости населения Кавказского района» Краснодарского края. Любое нарушение этого закона влечет ответственность за него по статьям 4.1.2 и 4.1.3 закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года №608-КЗ «Об административных нарушениях».

В Московской области действует закон «О квотировании рабочих мест» от 25.04.2008 года №53/2008-ОЗ, где указаны граждане, которые имеют право на квоту:

  • дети-сироты;
  • несовершеннолетняя молодежь с 14 лет;
  • освободившиеся из мест наказания;
  • выпускники учебных заведений коррекционного направления;
  • молодые люди до 20 лет, окончившие учебные заведения и впервые устраивающиеся на работу.

Создание квотируемых рабочих мест является основной гарантией для лиц с ограниченными возможностями и других малозащищенных граждан. Ведь для многих это единственная возможность устроиться на работу и немного улучшить материальное положение.

Инвалиды обладают наибольшей защищенностью , так как их право на квоту зафиксировано на уровне федерального законодательства. Любой человек имеет право на достойную жизнь в современном обществе, поэтому государство оказывает поддержку для данной группы людей на федеральном и региональном уровне. Нарушение законодательных норм имеет последствия в виде штрафных санкций , указанных в КоАП РФ.

Эффективным инструментом такого вмешательства является обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов. Квотирование - это дополнительная мера по занятости населения, цель которой обеспечение дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту инвалидов. Работодатель в установленном законом порядке резервирует рабочие места для целевого приема на работу работников, имеющих статус инвалида.

В соответствии с (далее - №181-ФЗ) работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места для инвалидов. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (статья 22 N 181-ФЗ).

    Закон Санкт-Петербурга N 280-25 от 27 мая 2003 года «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге»

    Закон Москвы №90 от 22.12.2004 года «О квотировании рабочих мест»

    Закон республики Карелия «О регулировании некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия (в ред. Закона от 02.07.2014 № 1807-ЗРК)».

Какие компании обязаны выделить квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов?

В Санкт-Петербурге - это организации, численность работников которых составляет более 100 человек, при этом закон не содержит критериев выполнения квоты.

В Москве - работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москва, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, при этом рабочие места считаются созданными (выделенными), если трудоустройство инвалида, подтверждено заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

В Карелии - работодатели, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек. Выполнением квоты считается трудоустройство инвалидов, подтвержденное заключением трудовых договоров, период работы по каждому из которых в течение календарного года составил не менее трех месяцев.

Исключения

В большинстве регионов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В каком размере квотируются рабочие места для инвалидов?

Статья 21 №181-ФЗ устанавливает для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников:

    В Санкт-Петербурге - в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников.

    В Москве - размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.

    В Карелии - в размере 3 процентов среднесписочной численности работников

При расчете количества рабочих мест в счет установленной квоты округление, как правило, производится в сторону уменьшения до целого значения.

В некоторых регионах расчет размера квотирования рассчитывается не в процентном соотношении, а, например, как в законе «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области». В этом регионе установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов следующим образом. Для организаций со среднесписочной численностью работников:

    от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место;

    от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места;

    от 1001 до 2000 человек - четыре специальных рабочих места;

    более 2001 человека - шесть специальных рабочих мест.

Каким образом происходит трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

    Самостоятельно инвалидом

    Самостоятельно работодателем

    По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя

    На ярмарках вакансий инвалидов

Кому и как предоставлять сведения по квотированию?

В определенный срок после государственной регистрации в налоговых органах работодатели, независимо от их численности, организационно-правовых форм и форм собственности обязаны встать на учет в территориальном подразделении службы занятости населения (отделе квотирования). Постановка на учет сопровождается присвоением юридическому лицу регистрационного номера, его указывают при работе с отчетными документами. Регистрация по месту нахождения производится, в том числе по месту нахождения филиалов юридического лица (в другой местности, в другом субъекте федерации).

В Санкт-Петербурге и Карелии - таким органом является Служба занятости населения. В Москве - деятельность работодателей города в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, совместно с Государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Москвы. Работодатели подают информацию в территориальные отделы квотирования ГКУ ЦЗН «Квотирование».

Компетентные органы субъектов, как правило, не только имеют веб-сайт с полной информацией о квотировании, шаблонами отчетов, но и предоставляют контактные данные ответственных специалистов, проводят бесплатные семинары для представителей работодателей.

Отчетность по квотированию может отличаться от региона к региону, и, обычно, включает в себя следующие отчеты:

    Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

    Отчеты о выполнении квот

    Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов.

Различные виды отчетов предоставляются - ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В Москве часть отчетности можно подавать по электронной почте. Конкретный перечень обязанностей по отчетности необходимо отслеживать в территориальном подразделении центра занятости населения.

Ответственность работодателей

Действующим законодательством не предусмотрена замена обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов финансовыми обязательствами по организации таких мест у других работодателей либо в общественных объединениях. Такая практика существовала, однако, 10 августа 2005 г. по делу N 5-Г05-45 Верховный Суд Российской Федерации признал подобные положения законов противоречащими законодательству - по своим характеристикам такой платеж обладает признаками налога, не предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Спорным остается вопрос, по невыполнению квоты в случае, если работники-инвалиды не трудоустроились на выделенные рабочие места при их наличии, ведь подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в обязанности работодателя.

Возникают ситуации, когда работодатели выделяют в качестве рабочих мест неполную ставку, с минимальной, «нерыночной» оплатой труда либо выдвигают слишком высокие, заведомо невыполнимые требования к квалификации кандидатов на квотируемое рабочее место. Спорными моментами остается и применение квот по отношению к индивидуальным предпринимателям, внешним совместителям, не предоставление отчетности в случае отсутствия вакансий по квотируемым местам.

В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) отчетности, либо ее представление в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Кодексом об административных правонарушениях города Москвы предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Проверки работодателей на предмет исполнения требований проводятся регулярно, прокуратура подает соответствующие иски в суд. Последние законопроекты свидетельствуют о возможном существенном увеличении штрафов по соответствующим статьям КоАП, а также о грядущих изменениях в системе квотирования, создании федерального реестра инвалидов.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

«Квотирование рабочих мест для инвалидов»

Специально для сайта www.сайт

Синеокова Анна Юрьевна, Налоговый консультант

Вопрос: Какие существуют обязанности у организации в обеспечении занятости инвалидов? Сколько их должно быть в штате? Обязан ли сотрудник сообщать о том, что он инвалид? Порядок представления сведений для обеспечения занятости инвалидов в органы государственной власти (в том числе организациями, имеющими обособленные подразделения).

Ответ: В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда этой категории граждан.

В частности статьей 24 Закона №181-ФЗ предусматриваются следующие обязанности для работодателя в обеспечении занятости инвалидов:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

1. Создание и выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Действующим законодательством предусмотрена обязанность организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов (ст. 21, 24 Закона №181-ФЗ).

Размер указанной квоты определяется законодательством субъекта Российской Федерации и может составлять не менее 2 и не более 4 процентов к среднесписочной численности работников.

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 №280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 280-25) установлено, что по городу квота составляет 2,5 процента к среднесписочной численности работников (для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек).

Необходимо отметить, что законодательством не установлены какие-либо условия в отношении квотирования рабочих мест в зависимости от группы инвалидности.

До 1 января 2005 года статьей 21 Закона №181-ФЗ было предусмотрено, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Ее размеры и порядок внесения определялись органами государственной власти субъекта РФ.

В частности, статьей 2 Закона №280-25 для организаций Санкт-Петербурга была предусмотрена ежемесячная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере величины прожиточного минимума.

Однако в связи с внесенными в Закон №181-ФЗ изменениями с 2005 года не предусмотрена замена законодательно определенной квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида.

Данные положения были также исключены из законов субъектов РФ, и в том числе из Закона Санкт-Петербурга, как не соответствующие федеральному закону.

2. Создание инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

При приеме на работу, а также во время работы гражданин не обязан (но может) уведомлять работодателя о наличии у него (установлении ему) инвалидности.

Статьей 65 Трудового Кодекса РФ установлен перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договора. Данный перечень не содержит указания о необходимости представления документа, подтверждающих факт инвалидности работника.

Вместе с тем в указанной статье содержится оговорка о том, что в отдельных случаях Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления дополнительных документов при заключении трудового договора.

Например, при приеме на государственную гражданскую или муниципальную службу кандидат представляет медицинскую справку, подтверждающую отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению (п. 7 Указа Президента РФ от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»).

Из изложенного можно сделать вывод, что при приеме на работу, не связанную с государственной гражданской или муниципальной службой, работник может не сообщать работодателю о наличии у него инвалидности.

Вместе с тем, если сотрудник желает воспользоваться предусмотренными для него льготами и гарантиями, он должен уведомить работодателя об инвалидности.

Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена, поэтому данное уведомление может быть сделано в свободной устной или письменной форме.

Необходимо также приложить документы, подтверждающие инвалидность работника:

  • справку медико-социальной экспертизы (форма утверждена Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 №1031н);
  • -индивидуальную программу реабилитации инвалида, далее - ИПР (образец формы утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н).

Согласно ст. 11 Закона №181-ФЗ ИПР инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В вышеперечисленных документах содержатся обязательные для работодателя данные по ограничениям к труду, необходимым для работника.

Согласно положениям ст. 11 Закона №181-ФЗ ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями (в том числе работодателями) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Однако для самого работника-инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ может быть сделан в любое время в свободной письменной форме, поскольку законодательством РФ формы такого отказа не предусмотрено.

Таким образом, работник может не сообщать работодателю об инвалидности или отказаться от реализации своей ИПР на основании абз. 7 ст. 11 Закона №181-ФЗ.

Отказ инвалида от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает работодателя от ответственности за ее исполнение (абз. 7 ст. 11 Закона №181-ФЗ).

Когда работник, которому установлена меньшая степень способности к выполнению трудовой деятельности, предоставил работодателю все подтверждающие документы, а также не отказался от реализации своей ИПР, работодатель обязан соблюсти требования ИПР, связанные с осуществлением работником труда (уменьшение тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы и т.д.).

Следует обратить внимание на то, что информация о причинах инвалидности работника (общее заболевание, инвалид с детства, военная травма и т.д.) имеет значение для работодателя, поскольку в определенных случаях влияет на объем мер социальной защиты, предоставляемых инвалиду. В частности, работникам, ставшим инвалидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.

3. Предоставление информации для организации занятости инвалидов

Работодатель обязан ежемесячно предоставлять органам службы занятости сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», далее - Закон РФ №1032-1).

Порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квоты определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7.1-1 Закона РФ №1032-1).

Распоряжением Комитета по занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2008 №10 утверждена ежемесячная учетная форма отчетов работодателей по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Указанная форма представляется в СПб ГУ «Центр занятости населения районов Санкт-Петербурга» в 2-х экземплярах по месту расположения организации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Чтобы определить количество вакантных мест для заполнения данной формы, работодатель самостоятельно в пределах установленной квоты ежемесячно производит расчет количества рабочих мест для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников организации. Рассчитанный размер квоты уменьшается на количество занятых инвалидами рабочих мест. Округление значения размера квоты производится в сторону увеличения до целого числа.

Среднесписочная численность работников по состоянию на установленную дату определяется организацией в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», утв. Приказом Росстата от 24.10.2011 №435 (далее - Указания).

Необходимо отметить, что вышеуказанным Распоряжением Комитета по занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2008 №10, а также иными нормативными актами, не предусмотрен особый порядок заполнения и представления учетной формы по инвалидам организациями, имеющими обособленные подразделения.

В частности, являются неурегулированными вопросы:

  • представляется ли учетная форма в районное отделение Центра занятости населения Санкт-Петербурга по месту нахождения каждого обособленного подразделения,
  • -определяется ли среднесписочная численность, и соответственно - количество вакантных рабочих мест, в целом по организации или отдельно по головной организации и каждому обособленному подразделению, находящемуся в других районах Санкт-Петербурга, а также в других городах и субъектах РФ.

Согласно устным разъяснениям, полученным в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, организации, имеющие обособленные подразделения, представляют учетную форму в районное отделение Центра занятости населения по месту регистрации юридического лица. При этом в разделе 2 учетной формы указывается среднесписочная численность работников организации по г. Санкт-Петербургу.

Представление сведений в отношении квотируемых рабочих мест для инвалидов по обособленным подразделениям, находящихся в других регионах страны, осуществляется в порядке и сроки, предусмотренных законодательством этих субъектов Российской Федерации. Поэтому перед подачей таких сведений рекомендуется уточнить в региональном центре занятости форму и срок их предоставления.

Информация о местах нахождения, графике работы, справочных телефонах, адресах электронной почты органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, представлена в Приложении №1 к Административному регламенту исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - Административный регламент).

Непредставление или несвоевременное представление работодателем сведений (информации) в отношении количества вакантных рабочих мест для инвалидов, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет административную ответственность - предупреждение или штраф в размере (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 руб. для должностных лиц;
  • от 3 000 до 5 000 руб. для юридических лиц.

Следует отметить, что контролирующий орган по труду и занятости проводит в организациях проверки соблюдения требований законодательства о предоставлении инвалидам квотируемых рабочих мест. Порядок и сроки проведения административных процедур при реализации полномочий по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты регулируется Административным регламентом.

Основаниями для проведения внеплановой документарной проверки являются в том числе:

  • -невыполнение квоты для приема на работу инвалидов;
  • -поступление материалов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций, содержащих информацию о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты;
  • -обращения граждан с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц организации, выразившиеся в необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты.

Обращаем Ваше внимание, что работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора инвалидам в пределах установленной законодателем квоты.

Отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц работодателя в размере от 2 до 3 тысяч рублей (ст. 5.42 КоАП РФ). Также предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости в виде штрафа от 30 до 50 тыс. руб. либо приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

Однако сам факт наличия свободных рабочих мест для инвалидов или отсутствия среди работников организации инвалидов не является нарушением действующего законодательства о труде и об охране труда.

Налоговый консультант



Похожие публикации