Мексиканцы поклоняются необычным святым - Иуде и Смерти (8 фото). Религия в мексике

Religion en Mexico-1

B Мексике по-прежнему 91% населения считают себя католиками. Однако, Мексика, как и Россия, является по Конституции светским государством, где Церковь отделена от государства и по закону не имеет на него рычагов влияния.

Кажущееся противоречие, однако, сглаживается не юридическими постановлениями, а культурными и историческими традициями мексиканского народа.Уважение к Церкви, религии и местным святым до сих пор является неотъемлемой частью самосознания большинства мексиканцев, несмотря на то, что в истории Мексики было два крупных антиклерикальных периода -антицерковная либеральная Реформа (реформы и законы, принятые в период 1855-1863 г., отделившие Церковь от Государства) и "Кристиада"(1926-1929 гг)- война мексиканского правительства против Католической Церкви, предпринятая, во многом по примеру первых лет Советской власти, президентом Плутарко Элиасом Кальесом.

Тем не менее, по моему мнению, в Мексике акция, подобная февральской выходке Pussy Riot, в Мексике была бы невозможна - несмотря на то, что город Мехико, в отличие от провинций, довольно терпим к различным социальным движениям и экстравагантным массовым акциям.

Рассмотрим Конституционное право Мексики в вопросах вероисповедания.(См."Религия в Мексике", обзор источников)

Свобода вероисповедания в контексте конституционного права

Конституция Мексики гарантирует свободу вероисповедания для своих граждан. В соответствии с Конституцией, мексиканцы могут свободно реализовать свое право на выбор религии, или не исповедовать никаких религиозных взглядов. Статья 24 Конституции Мексики гласит: Каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, и участвовать в церемониях, посвящениях или актах соответствующего культа, если они не являются нарушением или преступлением, преследуемым по закону.


Мексика имеет очень сильные антиклерикальные традиции - свобода вероисповедания как гражданское право мексиканцев было сформировано в контексте двухвековой борьбы с историческим доминированием католической церкви в общественной и государственной жизни страны. В результате этой борьбы, католическая церковь в Мексике во многом потеряла свои когда-то бывшие нерушимыми позиции – по Конституции Мексики, церковь отделена от государства вот уже более полутора веков, а сама Мексика уже является многоконфессиональным государством.

В период президентства Бенито Хуареса, в 1857 году в Мексике была принята первая либеральная Конституция и проведен ряд реформ («Закон Лердо»), согласно которым католическая церковь в Мексике юридически окончательно отделялась от государства. Этот период в истории Мексики называется «Реформой». В результате реформ, католическая церковь потеряла свои привилегии и свою когда-то огромную собственность. Разделение церкви и государства вошло в мексиканскую конституцию и явилось логическим завершением долгого этапа антиклерикальной борьбы, начавшейся еще в период Войны за независимость Мексики (1810-1821 гг), и как конституционное положение сохраняется до сих пор. Существует мнение, что церковная реформа 1857 года открыла двери альтернативным культам и религиозным конфессиям, чей приход через полтора века изменил религиозную ситуацию в Мексике, и послужил причиной того разнообразия религиозной жизни страны, которое существует в настоящее время.

Особенно сильные трения между римско-католической церковью и правительством начались после мексиканской Революции 1910-1920 гг. когда в конце двадцатых годов двадцатого века в Мексике разразилась настоящая война пост-революционного правительства против католической церкви (так называемая «Кристиада », Cristiada или La Guerra Cristera), в результате чего в Конституцию Мексики были внесены суровые поправки, еще больше ограничивающие права римско-католической церкви и духовенства. В школах было запрещено преподавать религиозные основы, учителя преподающие основы религиозных доктрин наказывались, церкви закрывались, священники подвергались репрессиям.

Статья 130 революционной Конституции подтвердила ранее существующее разделение церкви и государства: ни члены духовенства, ни сама церковь не считались юридическим лицом, не существовали как субъект государственного права, и соответственно, не могли иметь собственность. Священники (каковыми могли быть только мексиканцы по рождению) не имели право голоса, а церковь целиком подчинялась светским законам, установленным государством. Долгое время государство делало вид, что ни религии, ни церкви в Мексике не существует – по окончании Кристиады, в сороковых годах правительство приостановило проведение в жизнь кардинальных антицерковных законов. Здания католической церкви принадлежали государству, а альтернативные религиозные группы (протестанты, иудеи) находились в ничтожном меньшинстве, и их жизнь никак не регулировались государственными постановлениями, и не учитывалось ни в какой государственной статистике.

Период кардинального противостояния между церковью и государством завершился лишь к 1992 году, когда во время президентства Карлоса Салинаса де Гортари правительством Мексики были приняты несколько новых конституционных законов. В Мексике был принят судьбоносный Закон о религиозных объединениях и общественных отправлениях культа (Ley de asociaciones religiosas y culto publico, publicada en el Diario Oficial de la Federación el 15 de julio de 1992).

Соответственно, в том же году была затронута и священная 130-я статья Конституции Мексики, определяющую разделение церкви и государства - церковь, служители культа и религиозные объединения вернули себе юридический статус: при условии регистрации в соответствующих государственных органах церковь возвращала себе статус юридического лица и соответственно, титул на собственность (недвижимость), а священники и/или служители культа, если они являются гражданами Мексики, впервые в истории Мексики получали право голоса.

Со своей стороны, согласно новому закону, государство официально обязалось не вмешиваться во внутренние дела церкви или религиозного объединения. Тем не менее, статья 130 Конституция по-прежнему четко определяет примат общественного права - светское законодательство является основной регулирующей силой в Мексике: все административные акты имеют юридическую силу только при отправлении в государственных органах и только соответствующими уполномоченными государством лицами (это относится, в первую очередь, к бракосочетанию как акту гражданского состояния). Как и прежде, духовенству запрещено заниматься общественной деятельностью, поддерживать политические партии, выражать свои политические взгляды, поддерживать кандидатов от политических партий или противостоять законам и установлениям государства. Служители культа могут участвовать в работе таких общественных учреждений как больницы или тюрьмы – основной закон страны напрямую не запрещает подобное участие духовенства в общественной жизни, но и не поддерживает его никаким соответствующим законодательством. Служители культа теперь могут голосовать, но не имеют права быть избранными на высшие государственные посты. Религиозные группы не могут обладать или управлять телевизионными станциями на государственных частотах. Тем не менее, в Мексике существует канал кабельного телевидения, по которому католическая церковь осуществляет вещание на национальном уровне. Обычно, для трансляции программ религиозного содержания на государственных частотах, необходимо заручиться разрешением от государственных органов, и как правило, это разрешение выдается в обычном порядке. Согласно статистике, с июня 2003 по май 2004 года, государственными органами было выдано разрешение на трансляцию 11,116 передач религиозного содержания.

В связи с принятием закона 1992 года, мексиканское правительство установило дипломатические отношения со Святым Престолом (весьма натянутые еще со времен Второй мексиканской империи, когда в 1865 г. возмущенный церковными реформами императора Максимилиана, папский нунций покинул Мексику). Католическая церковь вновь обрела свой юридический статус, и по закону 1992 года были сняты практически все ограничения, когда-то наложенные на нее, особенно в части юридических прав на собственность. Закон 1992 года разрушил дипломатические и политические барьеры, которые долгие годы существовали между Мексикой и Святым престолом, в связи с чем папа Иоанн-Павел Второй смог впервые посетить Мексику в качестве Главы государства Ватикан в 1999 году.

Однако, процесс возрождения религии коснулся не только католической церкви. Вместе с католической церковью, права получили и другие, уже имеющиеся в Мексике церкви и религиозные ассоциации. По закону 1992 года, при официальной регистрации любое религиозное объединение получает ограниченное право на собственность (недвижимость). Для строительства нового культового сооружения (или для перепрофилирования существующего здания для культовых целей), религиозное объединение обязано подать заявку в государственные органы. Любое культовое сооружение, построенное после 1992 года, является собственностью построившего его религиозного объединения. Культовые здания построенные до 1992 года, рассматриваются как национальное достояние – их собственником является государство, и они освобождены от налогов.

В августе 2001 года в Конституцию Мексики была внесена еще одна поправка, впервые в истории страны официально запрещающая преследования и дискриминацию граждан по религиозному признаку. (Статья 1 Конституции).

Школа в Мексике отделена от государства, и преподавание религиозных основ в государственных школах запрещено, что не мешает, однако, религиозным ассоциациям иметь свои частные школы. Частное религиозное образование на дому не поддерживается законом, но и не запрещается.

Как правило, на практике конституционное право мексиканцев на свободу вероисповедания охраняется государством: правительственные структуры обычно уважают свободный выбор граждан и их право на религиозные собрания. По Конституции, Конгресс (парламент) Мексики не может одобрить закон, разрешающий или запрещающий ту или иную религиозную конфессию, или дающий преимущество той или иной религии.

В рабочем календаре Мексики за 2009 г. определены восемь праздничных дней, из них один посвящен христианским праздникам – Рождество (25 декабря). Кроме того, некоторые работодатели дополнительно предоставляют своим работникам оплачиваемые выходные в Великий четверг (пасхальная неделя), в День поминовения усопших (2 ноября), праздник Пресвятой Девы Гвадалупской (12 декабря) и Рождественский сочельник (24 декабря).

Начиная с 1992 года, Статья 2 Конституции определяет Мексику как «мультикультурное» государство, этнической базой которого является индейское население. Метисы составляют основное население Мексики, а индейское население составляет (по различным источникам) – 11% от всего населения страны, и представлено (также по различным источникам) 62 коренными народами, которые проживают на территории всей Мексики, и говорят на разных языках. Индейское население Мексики весьма неоднородно с точки зрения религиозных убеждений. Свобода вероисповедания в индейских общинах часто бывает ограничена рамками культурной среды, местными традициями и существующей политической обстановкой. Как правило, в Мексике инциденты на почве религиозной нетерпимости происходят довольно редко, но большинство из них зарегистрированы именно там, где существует наибольшая плотность индейского населения – в Юкатане, штатах Оахака, Чиапас и Табаско. Каждый такой случай серьезно рассматривается на различных государственных уровнях. Как правило, большинство случаев религиозной нетерпимости зарегистрировано в штате Чиапас, где традиционно проживают различные группы народа майя. К вопросу об особом положении Чиапаса в религиозной жизни Мексики мы вернемся и рассмотрим его в особой главе.

(Продолжение - Религия в Мексике-2)


Мексика — светское государство. Конституция страны (ст. 24) определяет свободу вероисповедания, каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, совершать церемонии, обряды и обязанности своего вероисповедания в местах религиозного культа или в своём доме при условии, что эти церемонии и обряды не являются наказуемым законом нарушением. Все публичные акты религиозного культа должны совершаться в пределах церквей, которые всегда находятся под наблюдением властей.

При этом в конституции чётко определено разделение церкви и государства и возможности государственного вмешательства в религиозную сферу. Ст. 3, п. 4, запрещает заниматься педагогической деятельностью религиозным корпорациям, служителям культов, ассоциациям и обществам, пропагандирующим какое-либо религиозное учение. В 1992 году в конституцию были внесены поправки, регулирующие отношения с Римско-католической церковью и другими религиозными организациями. Впервые за 80 лет священникам и монахам вернули избирательные права. Религиозные организации обязали пройти регистрацию в Секретариате по делам религии при Федеративном секретариате.

Господствующей религией является христианство, католицизм исповедуют 89 % от числа всех верующих. Религиозная традиция Мексики сформировалась под влиянием католицизма и народных верований индейцев. Записи испанских конкистадоров содержат сообщения о человеческих жертвоприношениях, которые практиковали ацтекские жрецы. Католическая церковь искоренила самые жестокие проявления язычества, но частично интегрировала некоторые элементы индейской религии в бытовую религиозность мексиканцев. Один из самых распространённых народных культов — 12 декабря — День явления Девы Марии Гваделупской, покровительницы Мексики. В день праздника многочисленные паломники приезжают к холму Тепиак, где, по легенде, в 1531 году индеец Хуан Диего (канонизированный католической церковью) встретился с Девой Марией Гваделупской. Многие особенности этого праздника напрямую заимствованы из верований индейцев. В дни национальных праздников индейцы исполняют ритуальные танцы, используют древние культовые сооружения, производят жертвоприношения. В удалённых областях страны католические священники практически не оказывают влияния на духовную жизнь своей паствы.

В период национально-освободительной борьбы демократические силы использовали антиклерикальные лозунги в качестве средства привлечения на свою сторону беднейших слоев населения. Вплоть до середины XIX века католическая церковь была одним из крупнейших собственников в Мексике, располагала обширными землями и контролировала систему образования посредством специально подготовленных проповедников. Несмотря на это, именно в среде религиозно настроенной интеллигенции были развиты идеи мексиканской революции. Так, один из деятелей антиколониального восстания Мигель Идальго был ректором иезуитского колледжа. В 1876 году католическая церковь потерпела серьёзное поражение в политической борьбе. Либеральная власть проводила последовательную секуляризацию всех сфер жизни общества, включая закрытие монастырей. Хотя церковь смогла частично вернуть себе утраченное влияние, католицизм в Мексике не является государственной религией. Доля мексиканцев, которые считают себя католиками, за последние годы снизилась с 96 % в 1970 году до 88 % в 2000 году.

Православие в Мексике появилось вместе с эмигрантами. Монастырь Святого Антония Великого в городе Хилотепеке действует под омофором Антиохийской патриархии, во главе с Его высокопреосвященством митрополитом Мексиканским и Центрально-Американским Антонием. В Мексике проживает большая община православных христиан — выходцев из Ливана, а также православные греки, русские, румыны, мексиканцы.

Одним из спорных вопросов, расколовших общественное мнение в Мексике, стала проблема легализации абортов. В 2007 году, несмотря на кампанию протеста в христианских СМИ, был принят законопроект, разрешивший искусственное прерывание беременности. В ноябре 2006 года законодательный орган власти Мехико также принял закон, легализующий однополые гражданские браки.

Сегодня численность иудеев составляет около 45 тысяч человек. Впервые крещёные евреи, тайно исповедовавшие иудаизм, прибыли в Мексику вместе с конкистадорами в 1521 году. В 1825-1830 годах в Мексику прибыло большое количество эмигрантов-евреев из Европы и открылись первые синагоги. На протяжении XIX-XX веков в Мексику переселились десятки тысяч евреев, в том числе и из России. В настоящее время в Мехико функционируют 23 синагоги, действует Международный еврейский культурный центр.

К началу XX века в Мексике среди городского населения появились небольшие группы протестантов (сегодня составляют около 6 % населения). Основная масса протестантов принадлежит к группам неопятидесятников. Около 6 миллионов человек в Мексике считают себя последователями адвентистов седьмого дня. Свидетели Иеговы и мормоны заявляют, что членами их организаций являются до 1 миллиона человек. Мормоны впервые переселились в Мексику в 1875 году. В последнее время численность мормонов значительно возросла, особенно в сельской местности.

Мусульмане в Мексике проживают в основном в закрытых общинах эмигрантов из стран, где ислам исторически распространён (Турция, арабские страны). Небольшая группа мусульман есть среди коренного населения штата Чьяпас. В 1995 году туда прибыли из Испании проповедники ислама. В 2005 году среди последователей мусульманской религии было около 300 представителей цоцильской народности индейцев-майя.

Центр содействия развитию тибетского буддизма в Мексике с 1989 года действует в Мехико с санкции далай-ламы XIV. Буддизм исповедуют эмигранты и небольшая группа городской интеллигенции. Три миллиона мексиканцев, согласно переписи населения, считают себя атеистами.


Религия в Мексике в древние времена основывалась на земледельческом культе, для которого характерны магические обряды вызывания дождя и обожествление кукурузы - основы рациона мексиканцев с древних времен. Инки ежегодно приносили в жертву богу кукурузы первый в сезоне урожай маиса. Особое социальное положение у племен майя и тольтеков занимали жрецы, которые были полностью оторваны от материального производства и регулярно совершали человеческие жертвоприношения. Неудивительно, что служители религии в Мексике оказывали очень большое влияние на население - мнение этих людей считалось чрезвычайно авторитетным. Жрецы также занимались обучением богатой молодежи. Кроме того, они в совершенстве владели искусством иероглифического письма, были знатоками календаря, о котором в последние годы многие говорят, так как он был дописан только до 2012 года. Многие исследователи полагают, что именно религия в Мексике, жестоко подчинившая себе всю социальную структуру, стала одной из главных причин упадка древних цивилизаций Мезоамерики еще в доколумбову эпоху.

Религия в Мексике после завоевания испанцами

В наши дни христианство - самая популярная и распространенная религия в Мексике. С тех пор, как территория современной Мексики была завоевана конкистадорами, основная часть коренного населения была уничтожена, а оставшихся в живых индейцев насильно заставляли принимать христианство. После этих событий, неоднозначно воспринимаемых современными мексиканцами, католицизм утвердился как основная религия в Мексике.


Церковь и религия в Мексике играют очень важную роль в жизни мексиканцев. До 1850 года церкви принадлежала почти половина всех земель Мексики, в том числе больницы и школы. Однако война за независимость и последовавшая век спустя Мексиканская революция привела к отделению церкви от госудратсва. Сегодня религия в Мексике - это личное дело каждого и, согласно конституции Мексики, любым религиозным организациям запрещено владеть землей, публично осуждать политическую ситуацию стране и создавать монашеские ордены.

Религия в Мексике в современном обществе

На сегодняшний самая распространенная религия в Мексике - католицизм. Около 90% населения придерживаются именно этого направления христианства. Кроме, католиков в Мексике проживают также и протестанты (около 3%). Также здесь есть небольшие, но процветающие бехаистские и иудаистские общины. Хотя христианство и позиционируется как основная религия в Мексике, но среди местного населения также можно найти и множество последователей древних религиозных культов, которые подчас тесно переплетаются с католическими обычаями. Самый знаменитый ритуал мексиканской синкретической религии - это праздник «День мертвых». Еще в древние времена религия в Мексике играла очень важную роль в жизни местного населения, поэтому достаточно много древних обычаев и обрядов все еще почитаются мексиканцами и до сих пор исполняются отдельными группами населения.

Мексиканцы - страшно набожные люди. В стране не встретишь ни одного селения, в котором не было бы церкви, часовни или - на худой конец - просто установленной на улице украшеной цветами фигурки Святой девы Гваделупской, которую католики считают своей покровительницей. Есть даже малоизвестный мексиканский поселок Новый Иерусалим, который охраняют так называемые "защитники веры", женщинам и девушкам там строго-настрого запрещено ходить в брюках и с непокрытой головой, в хижинах нет телевизоров и радио.

Узкая дорога, мощенная булыжником, петляет по склону горы. Она вся в колдобинах, и все время приходится притормаживать. Обочины по обе стороны ощетинились колючими зарослями, так что ни выйти из машины, ни повернуть назад невозможно. Приходится медленно ползти по разбитому проселку к цели, обозначенной на придорожной табличке: "Новый Иерусалим".

На вершине холма, среди облаков, виднеется церковь, и мне она кажется почти недостижимой. Сама разбитая дорога и непроходимые заросли вокруг нее, как непреклонные стражи, встали на моем пути. А я задался целью во что бы то ни стало добраться до "Святой земли", обитатели которой собрались там в ожидании "конца Света". Неожиданно булыжная мостовая, вытрясшая из меня всю душу, сменилась не менее ухабистой грунтовкой, которую к тому же преградила массивная стальная цепь. Стоп, цель почти достигнута: то была граница между "грешным" и "чистым" миром.

Оказалось, что священный рубеж тщательно охраняется. С двух сторон к непрошеному гостю подошла пара молодцов крепкого телосложения и приказала выйти из машины. На груди у стражников, помимо католических крестов с четками, болтался тисненный на коже символ святыни, в которой со дня на день ожидают пришествия антихриста и уповают на собственное спасение.

Мексиканский поселок Новый Иерусалим, который находится на территории юго-западного штата Мичоакан, не найдешь на карте. Он появился всего лишь около 20 лет назад, и картографы не успели внести коррективы в географические атласы. Внешне селение ничем не отличается от других ему подобных. Разве что попасть в него без специального разрешения непросто, а любому, кто осмелится самовольно пробраться в поселок, грозят арест и немедленное выдворение.

Границы Нового Иерусалима день и ночь охраняют так называемые "защитники веры" - 18 местных жителей, которые обеспечивают и общественный порядок. Помимо них 24 часа в сутки бдительное наблюдение за рубежами ведут также все 3 тысячи новоиерусалимцев - так предписывает устав общины. Основные его постулаты изложены при въезде в поселок на большом щите: запрещено курить и распивать спиртные напитки, разъезжать по поселку на велосипедах и автомобилях, отказываться от участия в каждодневных молитвах.

Объяснив охранникам, что хочу всего лишь посмотреть на жизнь общинниов, я проникаю в поселок, однако супруге и дочери приходится остаться по ту сторону цепи. Женщинам и девушкам строго-настрого запрещено ходить в брюках и с непокрытой головой.

По обе стороны залитой бетоном улицы - неприхотливые хижины. На стене одной из них нарисован огромный глаз, сделанная ниже надпись гласит: "Бог тебя видит, Бог тебя слышит, Бог знает, что ты делаешь". Видимо для тех, кто посмеет игнорировать это предупреждение, в десяти шагах устроено "лобное место": высокий помост, на боковой стороне которого изображены весы с чашами. Здесь вершится правосудие, вердикт по итогам которого единогласно выносят все жители. Неподалеку находится единственное в поселке двухэтажное здание - резиденция духовного лидера и его службы безопасности.

Во время прогулки по узким пыльным улицам постоянно ощущал на себе взгляды местных жителей. Никто, правда, ни о чем не спрашивал и не навязывался в провожатые в оказавшейся довольно короткой экскурсии: все обитатели собрались возле церкви. С наступлением сумерек в субботу здесь периодически устраивается крестный ход. Это событие анонсируют громкоговорители, установленные в центре поселка. Выполняя волю отца Набора, и стар и млад направляется к воротам храма, за которыми установлен позолоченный символ Нового Иерусалима: двухметровая фигура женщины с крыльями.

Небольшой поселок возник на голом месте, благодаря "чудесному явлению" здесь в 1973 году Святой девы Росарио. Ее во время прогулки увидела одна из местных жительниц Габина Ромеро, не выделявшаяся, кстати, особым прилежанием в исполнении религиозных обрядов. В то время в округе уже ходила слава об отце Наборе, который не скрывал своих надежд на то, что кому-либо из паствы вдруг явится образ Святой. Некоторые поговаривали, что излишний фанатизм священника граничит с психическим расстройством.

Знала ли донья Габина о существовании Набора, никто точно сказать не может. Однако явившаяся ей Святая дева Росарио была, видимо, более сведуща в церковных делах. Она наказала женщине отыскать именно этого священника и передать ему специальное послание, в котором предупредила о грядущем конце Света. Для того, чтобы пережить Апокалипсис, нужно построить на холме церковь, а у ее подножия заложить селение будущих зачинателей нового мира.

Узнав о видении Габины, сотни мексиканцев, которые славятся своей набожностью и верой во всякого рода потусторонних знамениях, направились в указанное место, чтобы приобщиться к святому духу. Вскоре эта весть дошла и до Набора, он окрестил донью Габину Марией Саломе и поручил ей полностью посвятить себя общению со Святой девой Росарио. Пожилая женщина, бывшая тогда безграмотной, в считанные дни освоила правописание и начала излагать свои беседы с божествами.

Потусторонние силы передали Набору через Марию две чрезвычайно важные вести. Первая заключалась в том, что сейчас католическая церковь находится во власти посланника антихриста - Иоанна Павла II и что последним истинным духовным пастырем католиков был Павел IV, который умер в 1978 году. Во втором послании Святая дева поведала о скором конце Света и необходимости срочно готовиться к нему.

Сотни людей поверили в эти предсказания и в начале 80-х годов под руководством Набора приступили к строительству Нового Иерусалима. Жители поселка твердо уверены, что только им удастся спастись после прихода на Землю антихриста. Они тщательно готовятся к концу Света, каждый день замаливая свои грехи и очищая душу.

Правила в общине по всеобщему согласию устанавливает отец Набор, однако его непререкаемый авторитет однажды уже пережил сильный удар. Это произошло в 1990 году, когда он предрек конец Света. Предсказание не сбылось, и спустя некоторое время пастве объявили, что в расчеты их духовного лидера вкралась ошибка и приход антихриста непременно произойдет в 2000 году.

После этого случая часть прихожан покинула "священную обитель" и вернулась в родные дома. Однако в последнее время все больше верующих после посещения Нового Иерсалима оставляют мирскую жизнь и поселяются у холма, надеясь выжить после гибели мира.

Паломниц в Новом Иерусалиме отличить легче всего: они покрывают головы розовыми платками и непременно одевают длинные юбки. У всех посетителей нет на груди кожаного квадратного брелка с символом селения: его полагается иметь лишь постоянным жителям.

Воспользовавшись тем, что все сельчане заняты подготовкой к процессии, решаюсь нарушить запрет и на одной из безлюдных улочек вытаскиваю фотоаппарат. Удается сделать лишь пару кадров, прежде чем из-за угла появились защитники веры. Пристально посмотрев на меня, они что-то негромко говорят ковыряющимся в пыли мальчишкам лет пяти, кивнув при этом в мою сторону. Лишь некоторое время спустя удалось узнать смысл отданных указаний.

Направляюсь к храму, куда понемногу стекается народ. Дорогу к нему подметают и поливают из шлангов хозяева домов, чтобы прибить толстый слой пыли. Толпу расцвечивают девочки и девушки разного возраста в ярких одеяниях. Одни из них облачены в длинные платья и косынки синего цвета, другие - изумрудного, третьи - красного.

На узкой площади возле храма постепенно формируется процессия. Во главе - юные барабанщики в одинаковых костюмах, за ними - молодые юноши в рубищах. Один из них несет большой крест с распятием. Затем следует небольшой джип с открытым кузовом. В нем располагаются отец Набор и его ближайшие соратники по вере. Шествие замыкают группы девушек в разноцветных одеяниях: у каждой группы - свой цвет. В хвосте пристраиваются старики и детвора, которые стараются маршировать в такт отбивающим шаг обутым в сандалии девушкам.

Не удержавшись, на свой страх и риск вновь достаю фотоаппарат и успеваю сделать несколько снимков. В этот момент с трех сторон меня окружают стражи веры. Они ловят меня с поличным, указывая на сумку, в которую только что был спрятан фотоаппарат. "Вы сделали пять кадров, а ведь вас предупреждали, что снимать здесь нельзя", - говорит один из них, назвавшись отцом Карлосом.

Тайком бросаю взгляд на счетчик кадров и убеждаюсь, что даже на внешне безлюдной улице мои манипуляции с фотоаппаратом не ускользнули от чьих-то глаз. Видимо, мальчишки, играющие на пыльной улице, неукоснительно выполнили отданные вполголоса указания стражников. Что же ожидает меня теперь? Прощай, камера, или, по крайней мере, сделанные с большим риском кадры?

Чтобы избежать немедленного выдворения из поселка, приходится покривить душой и представиться неким туристом-исследователем, наслышанным о Новом Иерусалиме. Для прессы сюда вход закрыт, как заявили мне на въезде в селение охранники. "Эти писаки только и делают, что распространяют ложь, и вообще они - дети дьявола", - весьма категорично заявил один из стражей веры по имени Васкес.

В версию любознательного туриста окружившие меня с трех сторон - сзади путь к возможному отступлению прикрывает стена - неохотно поверили. И тут же начался перекрестный допрос, мастерству которого мог бы позавидовать любой следователь. Вопросы на разные темы посыпались, как из рога изобилия.

Немного утолив свой информационный голод и узнав обо мне куда больше, чем в самой подробной анкете, стражи разрешают понаблюдать за процессией. Правда, с этого момента двое из них ни на шаг не отстают от меня, поясняя при этом некоторые детали из жизни местных жителей.

Любой паломник имеет право остаться в Новом Иерусалиме на некоторое время, однако, чтобы получить здесь "постоянную прописку", нужно зарекомендовать себя истинным католиком. В поселке не существует ни полиции, ни администрации в общепринятом понимании. Власть, по желанию самих жителей, принадлежит 80-летнему священнику Набору, он - беспрекословный авторитет для верующих.

Выясняется, что подготовка к концу Света жителей Нового Иерусалима заключается в постоянных молитвах. Супругам запрещается иметь половые отношения в период наиболее вероятного зачатия ребенка. Набор объясняет это тем, что с пришествием конца Света младенец умрет, не поняв смысла католической веры. Детям в местной школе преподают только элементарную арифметику и чтение, так как с пришествием антихриста более сложные науки им не пригодятся.

Девушкам селения запрещается находить женихов среди местных жителей. Они должны выходить замуж лишь за мужчин из других населенных пунктов или за паломников, приезжающих в Новый Иерусалим. Таким образом отец Набор добивается увеличения количества семей в поселке и привлечения новых последователей.

Местные жители в основном занимаются сельским хозяйством и мелкой коммерцией, торгуя цветами, сувенирами и блюдами национальной кухни. Многие мужчины находят работу в соседних селениях, однако половину своего заработка непременно отдают на церковные нужды.

В хижинах Нового Иерусалима нет телевизоров и радио, чтобы верующие не отвлекались от каждодневных молитв. Однако на въезде в поселок высится антенна. Кто пользуется информационными услугами "грешного мира", удалось узнать во время беседы с отцом Карлосом, который оказался весьма сведущим в событиях, происходящих далеко за пределами селения.

Выяснилось, что на вершине холма находится главная обитель местных жителей: небольшой католический храм, который в течение нескольких лет строили новоиерусалимцы по наказу Марии Саломе. В нем установлены статуэтки четырех святых, обращенных ликами в разные стороны света. Таким путем, объясняют стражи веры, создается аура, которая во время пришествия антихриста накроет Новый Иерусалим и спасет его жителей от гибели.

Во все это безоговорочно верило население Нового Иерусалима до тех пор, пока не умерла Мария Саломе. Отцу Набору пришлось срочно искать замену для заполнения вакуума в общении между Святой девой Росарио и паствой. Выбор пал на молодую и привлекательную девушку по имени Аркадия из соседней деревни. Это вызвало неудовольствие большой группы женщин "святого" поселка, что привело к первому открытому проявлению неудовольствия в Новом Иерусалиме. Стражам веры пришлось палками разгонять толпу претенденток на пост духовной собеседницы с потусторонним миром, многих изгнали из поселка.

О существовании "диссиденток" в окрестных деревнях приближенные отца Набора говорят с большой неохотой. Подробности этой истории мне удалось узнать позже - от одной из бывших жительниц Нового Иерусалима. Женщина, отказавшаяся назвать свое имя, рассказала, что новоявленная вещунья не оправдала надежд и год спустя забеременела неизвестно от кого. Аркадию к удовольствию "диссиденток" с позором выгнали из поселка.

Кстати, все та же отщепенка рассказала о еще одной традиции, существовавшей в ее времена в поселке. Особо смышленых девочек в возрасте 10-14 лет отдавали в духовную семинарию, где они постигали основы монашеской жизни. Впоследствии самые достойные из них "допускались" к предоставлению сексуальных услуг представителям высшего сословия священников и семинаристам, лучше и быстрее других постигавшим основы веры.

Об этих подробностях сопровождающие меня стражи веры, конечно, даже не заикнулись. Однако, понемногу разговорившись, несколько раз предлагали остаться в поселке, желательно с членами семьи, чтобы спастись от ужасов Апокалипсиса.

Во время беседы все думаю о том, как спасти снятые кадры: ведь судьба незаконно сделанных снимков все еще остается неопределенной. Вспоминаю, что на территории Нового Иерусалима курить нельзя и под этим предлогом перешагиваю за стальную цепь. Первым делом сую сумку с фотоаппаратом в открытое окно машины и перевожу дух.

Возвращаться в поселок все-таки пришлось: нужно было выпросить у духовных лидеров паствы небольшую брошюрку, в которой изложено содержание бесед Марии Саломе со Святой девой. Эта тонкая книжка под несколько мрачным названием "В последние времена" издана под контролем отца Набора и, казалось, достать ее будет несложно. Однако строгие правила общины проявились и здесь: стражи веры направились к начальнику службы безопасности и, спустя полчаса, вынесли-таки мне желанную брошюрку.

При этом они напомнили мне о фотоаппарате. Оказалось, снимать в поселке можно, но лишь тем людям, которые добьются доверия отца Набора. Для этого нужно за несколько дней до визита в Новый Иерусалим изложить подробности биографии и представить материал о селении, который будет опубликован. Ответом на мое возражение о том, как можно писать, если местные жители и стражи веры не очень-то разговорчивы, было молчаливое пожимание плечами.

Покидал я Новый Иерусалим, когда уже начали сгущаться сумерки. На обратный путь по ухабистой булыжной дороге пришлось потратить немало времени, и у подножия холма меня застала быстро наступающая Мексике ночь. Ноый Иерусалим остался за склоном горы, и лишь на ее вершине в лунном свете виднелись очертания католического храма, которому предстоит защитить новоиерусалимцев от неотвратимого Апокалипсиса, наступления которого они ожидают уже второй десяток лет.

... И избавь нас от лукавого

Мексика - одна из крупнейших католических стран мира. Подавляющее большинство населения - более 60 процентов, или 60 миллионов человек, - католики, и все они, как правило, регулярно, если не постоянно, посещают храмы и соблюдают церковные обряды.

Широко известная набожность мексиканцев сочетается с суеверием, и многие из них легко верят в явления святых или в то, что те время от времени передают свои наказы верующим. Зачастую "священными" объявляются такие места, где на стене здания или прямо на дороге под воздействием природных явлений возникают причудливые формы, дающие пищу суеверным представлениям о "явлении святых".

Иерархи католической церкви в Мексике признают, что в стране за последние годы резко увеличилось число различных религиозных сект. По официальным данным, сейчас действуют сотни подобных общин, привлекающих в первую очередь представителей наименее социально защищенных слоев общества. Там, в общинах, находят они убежище от повседневных тягот неустроенной жизни. Сталкиваясь со "взрывоопасным ростом" сект, католические священники стараются укрепить веру в Бога среди паствы, они призывают верующих не поддаваться искусу, противостоять лукавому и пагубному влиянию самозваных "посланцев небес", злоупотребляющих доверием людей.

Сергей НОВОЖИЛОВ по материалам журнала "Эхо планеты"

Мексика - это огромная и колоритная страна на южном побережье североамериканского материка. Ее население на сегодняшний день составляет 113 миллионов человек, среди которых есть представители самых разных мировых религий. Но большую часть (что естественно из исторических предпосылок, которые будут рассмотрены ниже) составляют католические христиане.

Мексика: религия и культура

Статистические данные говорят о том, что на 2010 год более 95% граждан Мексики идентифицировали себя как христиане. Но прежде чем выяснять, какая религия в Мексике, стоит учесть, что процент эмигрировавших в эту страну людей достаточно высок. Это и американцы, и России, европейских стран.

Мексика, религия которой представляет собой предмет огромной национальной гордости, сменяла свой конфессиональный состав на протяжении всего времени эволюции государства. Примечательно, что в процессе колонизации и заселения материка испанцами в начале шестнадцатого века и в дальнейшем развитии колоний, коренные жители - представители древнейших племен - постепенно обращались в христианство. Поэтому уже на сегодняшний момент можно насчитать несколько десятков племен, которые полностью приняли католицизм.

Историческая справка

Эпоха древних племенных связей в Мексике диктовала, прежде всего, культ сил природы: земли, неба, стихий. Поэтому жрецы древних племен взывали к своим богам для того, чтобы их земледелие становилось продуктивнее. Боги могли сжалиться и пролить дождь над огромными пашнями или наслать на народ свою божественную кару в виде жестокой засухи.

Жертвоприношения богам являлись неотъемлемой частью культуры древних мексиканских племен. Жрецы избирали лучших людей для того, чтобы сделать подарок высшим силам, они приносили к своим тотемам первые урожайные сборы, считая, что таким образом заслужат божественную милость. Такое всеобъемлющее присутствие религии в жизни древних обществ в свое время привело к упадку и ослаблению цивилизации.

Колониальный период

Христианство пришло в Мексику далеко не мирным путем. Оно было насаждено конкистадорами и развивалось при их же участии, когда они заселяли материк, уничтожая коренное население. С тех пор как первые испанские завоеватели обосновались на территории современной Мексики, роль церкви неуклонно росла.

До середины XIX века большая часть территории страны принадлежала церковному управлению. Но перемены не заставили долго ждать себя. С наступлением революционного времени, церковь отделилась от государственного управления.

На сегодняшний день выбор основной религии является индивидуальным делом каждого, а само государство имеет светский характер правления. Вообще, Мексика, основная религия которой - христианство, насчитывает около 3 миллионов представителей протестантской общины и вдвое меньше православных христиан.

Но отдельно стоит поговорить об участии церковных объединений в жизни сегодняшней Мексики.

Мексика: религия и «симфония властей»

Наряду с официальным правительством, выступая с политическими высказываниями и занимаясь активацией гражданского общества, церковь активно участвует в борьбе против радикальных сект, а также акцентирует внимание на демографических и экономических проблемах всей страны.

Подобная тенденция прослеживается во многих государствах на сегодняшний день, и такое вмешательство церкви в светские дела не оценивается как-то резко негативно, так как любой надзор полезнее его отсутствия. Это же мнение разделяет и Мексика, религия которой обладает большим культурным и историческим богатством.

Особая культура Юга

Так как мексиканцы - третий по многочисленности народ всего западного полушария, он не может быть не разношерстным. Здесь встречаются самые различные культурные, конфессиональные, политические и бытовые взгляды на жизнь.

Вообще, попав в эту уникальную страну, вы сразу поймете, в чем дело. Если вы являетесь человеком, которому посчастливилось путешествовать в западном полушарии, то вы наверняка заметили, что все народы юга Северной Америки и севера Южной объединены какой-то ярко выраженной чертой менталитета. Мексика, религия и культура которой чрезвычайно богаты, докажет вам, что все ее граждане объединены в единую систему латиноамериканской культуры, складывавшуюся на протяжении долгих веков.

Огромное влияние на нее оказало язычество мексиканских племен, затем «интервенция» европейских колонизаторов. Современные жители страны унаследовали множество традиционных обрядов, культурных норм и весомую часть своего менталитета от испанцев, прибывших на материк в шестнадцатом веке. В этой связи очень показательным является тот факт, что большинство мексиканцев на сегодняшний день считают своим родным языком испанский, в его местных, диалектных вариациях.



Похожие публикации