Что такое менеджмент и для чего он нужен? Виды, уровни менеджмента и их характеристики. Менеджмент предприятия

Виды и уровни менеджмента - это тема, актуальная для любой компании. Нет предприятия, на котором бы не предпринимались попытки выстроить эффективную систему управления персоналом и как следствие - алгоритм достижения поставленных задач. Грамотное руководство различными группами специалистов в условиях постоянного развития - это сложный, но необходимый процесс.

Что такое менеджмент

Данный термин актуален в том случае, если речь идет об управлении деятельностью различных групп сотрудников как в рамках конкретного отдела, так и всего предприятия в целом.

Соответственно, люди, отвечающие за организацию качественного управления, называются менеджерами. Их ключевой задачей является грамотное формирование трудового процесса, его планирование, контроль и мотивация персонала. Итогом подобных усилий должны стать своевременно достигнутые цели компании.

Поэтому современный менеджмент - это постоянное стремление к развитию и улучшению качества работы. Стоит отметить тот факт, что профессиональное управление может произвести ощутимые социальные изменения. В качестве примера можно привести рост популярности качественного образования, обусловленного стремлением получить хорошую работу.

Кто такой менеджер

Без эффективного руководства развитие современных компаний не представляется возможным.

Если использовать актуальное значение терминов, то менеджером можно будет назвать управляющего или руководителя, который обладает достаточными полномочиями для решения различных задач, имеющих отношение к конкретным видам деятельности предприятия.

  • руководители предприятия, равно как и его подразделений (это могут быть отделения, подразделения и т. д.);
  • организаторы различных видов работ, действующие в рамках программно-целевых групп или подразделений;

  • администраторы, независимо от уровня управления, в обязанности которых входит организация трудового процесса с учетом современных требований;
  • руководители любых групп специалистов.

Независимо от профиля ключевой задачей менеджера всегда является управление сотрудниками для качественной реализации поставленных задач.

Ключевые функции

На основе изложенной выше информации можно сделать вывод, что суть управления сводится к планированию, мотивации, организации процесса и его контролю. Фактически это и есть цели менеджмента.

Таким образом, основные функции руководителя имеют следующую структуру:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль.

Касаясь планирования, нужно отметить, что в рамках данной функции происходит определение наиболее актуальных для компании целей и составляется стратегия их достижения, вплоть до формирования алгоритма работы сотрудников всех уровней.

Менеджмент предприятия на данном этапе включает работу с несколькими ключевыми вопросами:

  1. Где компания находится в данный момент?
  2. Куда необходимо двигаться?
  3. Как именно будет выглядеть это движение (план, ресурсы и т. д.)?

Именно благодаря планированию руководство компании определяет ключевые направления, в которых необходимо прилагать основные усилия.

Организация предприятия - это, по сути, процесс создания и развития существующей, а также новой структуры. В этом случае работа менеджеров ориентирована на учет всех граней внутренних процессов компании с целью грамотного их взаимодействия. При наличии качественного формирования всех процессов и глобального алгоритма прогресса предприятия все работники и руководители будут способствовать эффективному достижению поставленных целей.

Также система управления позволяет точно определить, кто и какие функции на предприятии должен выполнять.

Современный менеджмент трудно представить без грамотной мотивации. Суть в том, что алгоритм действий и развития будет успешен лишь в том случае, если все группы сотрудников смогут на постоянной основе качественно выполнять закрепленные за ними функции. Для этого менеджеры разрабатывают систему мотивации персонала, которая позволяет сохранять высокий уровень заинтересованности в точном достижении целей.

В цели менеджмента входит также контроль. Дело в том, что в силу некоторых обстоятельств процессы внутри компании могут несколько отклониться от первоначального алгоритма и выполнение поставленных задач окажется под вопросом. Во избежание подобных процессов руководители уделяют немало внимания контролю работы своих подчиненных.

Высшее звено

Менеджеров, представляющих эту категорию на предприятии, всегда немного. Обязанности, возложенные на них, значительные. Но их можно свести к следующей концепции: грамотная разработка и последующая эффективная реализация стратегий развития компании. В рамках этого процесса менеджеры высшего звена принимают важные решения, что требует соответствующей компетенции. Эту группу руководителей может представлять, например, ректор учебного заведения, президент компании или министр.

Рассматривая уровни менеджмента, стоит понимать, что на высший сегмент возложена ответственность за формирование курса движения всего предприятия. То есть эти специалисты фактически выбирают направление развития и определяют, как эффективно двигаться в рамках обозначенного курса. Ошибка на таком уровне может привести к значительным финансовым и структурным потерям.

По этой причине высокий уровень менеджмента подразумевает активную умственную деятельность и глубокий анализ работы компании в целом и каждого ее отдела в частности.

Среднее звено

Данная группа руководителей контролирует управленцев низшей категории и собирает информацию о качестве и сроках выполнения поставленных ими задач. Эти сведения менеджеры в обработанном виде передают высшим руководителям.

Средние уровни менеджмента в компании иногда требуют найма такого количества специалистов, что их разделяют на отдельные группы. Причем последние могут относиться к разным иерархическим ступеням. Например, некоторые предприятия формируют как верхний, так и низовый уровень среднего звена управления.

Такие руководители, как правило, управляют крупными отделами или подразделениями компании.

Низшее звено

Менеджеров этой категории еще называют операционными руководителями. Эта группа сотрудников всегда многочисленна. Нижний уровень менеджмента ориентирован на осуществление контроля за использованием ресурсов (кадры оборудование, сырье) и выполнение производственных заданий. На предприятиях такой работой занимаются мастера, заведующий лабораторией, начальник цеха и другие руководители. При этом в рамках задач нижнего звена возможен переход от одного вида деятельности к другому, что добавляет в работу немало дополнительных граней.

Согласно исследованиям, ввиду разнообразия задач и высокой интенсивности работы, низшие уровни менеджмента сопряжены со значительной нагрузкой. Тем, кто занимает подобную должность, необходимо постоянно переходить от эффективного выполнения одной задачи к решению другой.

В некоторых случаях один этап работы может занимать немногим более минуты. С такой частой сменой внутридневной деятельности сознание находится в постоянном напряжении, что чревато затяжными стрессовыми состояниями.

Со вышестоящим начальством такие менеджеры общаются не очень часто, а вот с подчиненными коммуницируют много.

Особенности общего менеджмента

Эта форма управления находит свою активную реализацию в рамках современного капиталистического общества.

Общий менеджмент нужен в том случае, когда есть необходимость в методах и подходах управления, подходящих для любой сферы в различных социально-экономических системах, причем независимо от уровня руководства.

К этой категории можно отнести разные методики и функции управления (учет, организация, планирование, анализ и др.), а также групповую динамику и механизмы, использующиеся для разработки и последующего принятия решений.

Уровни общего менеджмента

Есть несколько уровней данной формы управления, которые используются в зависимости от ситуации. Выглядят они следующим образом:

  • Оперативный. Ключевая задача в этом случае - грамотное регулирование процессов, имеющих отношение к производству продукта в условиях дефицита ресурсов.
  • Стратегический . В рамках этого направления определяются перспективные рынки и актуальные для них продукты, подбирается нужный стиль управления и производится выбор инструмента для осуществления регулирования процесса.
  • Нормативный . Здесь менеджмент предприятия ориентирован на разработку правил, норм и принципов игры, позволяющих компании закрепиться на конкретном рынке и со временем усилить свои позиции.

Структура функционального менеджмента

Эта система необходима для организации эффективного руководства в отдельных сферах деятельности компании. То есть она, в отличие от общей, не является универсальной и охватывает различные функции в отдельности. Такой подход включает актуальные схемы реализации целей компании в зависимости от области применения инструментов управления, вида предпринимательства и социальной среды.

Функциональная система управления включает в себя следующие направления менеджмента:

  • финансовый;
  • производственный;
  • инвестиционный;
  • информационный алгоритм управления;
  • менеджмент по персоналу.

Все эти направления более чем актуальны, поскольку процесс разделения труда привел к возникновению многочисленных граней деятельности предприятия как такового. К тому же специфика каждой области предпринимательства создает свои уникальные условия труда.

Инновационный менеджмент

Этой схеме организации руководства стоит уделить отдельное внимание. Суть в том, что рынки постоянно меняются, разделяются на отдельные сегменты и дают жизнь новым направлениям, возникает необходимость в разработке технологий и продуктов, отвечающих современным постоянно возрастающим требованиям. Именно на это и ориентирован данный вид менеджмента.

Подобная система нужна для эффективного управления процессами, имеющими отношение к созданию, распространению и последующему применению технологий, равно как и продукции, которые смогут удовлетворить потребности прогрессивного общества и будут обладать научно-технической новизной.

При инновационном менеджменте также ставится цель сформировать среду, позволяющую осуществлять целенаправленный поиск, подготовку, а также реализацию необходимых для поддержания конкурентоспособности нововведений.

Итог

Уровни менеджмента и их характеристика, равно как и различные виды управления - это неотъемлемая часть современной экономики, без которой компании просто не смогут соответствовать постоянно меняющимся требованиям рынка.



Менеджмент, его сущность и значение в условиях рынка

Курс менеджмента является одной из важнейших дисциплин, изучающих законы рыночных отношений.

Слова «менеджмент», «менеджер» в настоящее время широко применяется в нашей деловой и даже повседневной жизни, отражая современные тенденции в экономическом развитии страны при переходе к рынку.

Английское слово «management» переводится на русский язык как управление, организация, руководство. Таким образом, в общем плане менеджмент означает управление, т.е. организацию и руководство тем или иным видом деятельности, экономикой, финансами и другими сферами деловой жизни человека.

В западной литературе имеется много определений понятия менеджмента. Вот некоторые из них:

Менеджмент - это достижение целей организации посредством скоординированных усилий, работающих в ней людей.

Менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности направленной на достижение хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумных использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов а так же применение различных принципов, функция и методов экономического стимулирования.

Менеджмент - это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов. И хотя эти определения различны, они, тем не менее, содержат три общих черты:

  • указывается на обязательное наличие цели при управлении;
  • отмечается особый интеллектуальный характер этого вида деятельности;
  • сообщается, что управление имеет место в организации.

Характеристики менеджмента

1. Менеджмент - это особый вид управления, присущий экономике, основанный на рыночных отношениях.

2. Менеджмент основывается на экономических методах управления, и ориентирован на прибыльность и доходность.

3. Менеджмент - это рациональный способ управления, т.е. это управление, направленное на достижение эффективной организации труда. Это управление, задачей которого является постоянное повышение производительности труда и качества продукции.

4. Менеджмент - профессиональное управление. Это вид организационной деятельности, существенным звеном которой является всесторонний анализ конкретных условий управления, проектные разработки нововведений, разработки тактики и стратегии развития организации и т.д.

5. Менеджмент представляет собой систему гибкого, предприимчивого управления, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

6. Менеджмент - это наука и искусство подготовки, организации и координации человеческих усилий в совместной деятельности. Главное в менеджменте - это умение работать с людьми.

Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность, поэтому главная задача менеджмента сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.

Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включая их в созидательный процесс коллективно-трудовой деятельности, поэтому одна из важнейших задач менеджмента состоит в содействии развития персонала, его обучению и гарантии его роста.



История менеджмента

Зарождался менеджмент в Америке, во времена переселенцев и первоначально означал умение вести свое домашнее хозяйство или выполнять какие-либо работы. С развитием общества, экономики, особенно капиталистической, понятие «менеджмент», естественно, трансформировалось. Когда появилось множество профессий и видов труда, возникла потребность особого рода деятельности - управленческой деятельности.
Таким образом, менеджмент превратился в самостоятельную форму человеческой деятельности - управление производством, и осуществляется он особой группой специалистов - профессиональными менеджерами.

Менеджмент на современном этапе отражает в себе многообразие требований к управлению как стилю работы, умению ведения дел, искусству и науке координации человеческих усилий в совместной деятельности, что позволяет без жесткого администрирования добиваться выполнения намеченной цели.

В современной литературе по менеджменту наиболее распространенным термином является слово «организация». В широком плане оно означает группу людей (два или более), имеющих общую цель деятельности. Это обобщающее понятие к таким словам как предприятие, фирма, корпорация, банк, институт, учреждение и пр. Термин «организация», таким образом, может заменять все вышеназванные слова и подобные им.

Менеджер, как правило, является служащим, которому владелец платит за труд. Менеджер - это служащий на любом уровне организации, который направляет усилие людей на достижение ее целей. Если группа людей работает вместе, в ней есть менеджер (менеджеры). Правда, в малом бизнесе предприниматель в одном лице совмещает функции владельца и менеджера. И, наоборот, в корпорациях, больших фирмах корпус менеджеров руководящего управления нередко является одновременно частично собственниками (например, директор фирмы может быть одним из ее владельцев).

В широком смысле такие три слова, как бизнесмен, предприниматель и менеджер, совпадают по своему внутреннему значению. Это человек, занимающийся активной деятельностью, приносящей ему в случае успеха хорошие материальные выгоды: доход, прибыль, высокую заработную плату, дивиденды, премии и т.д.



Понятие «менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса. Еще в 30-е годы прошлого столетия там была ясно осознана его значимость, деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Произошла т.н. «революция менеджеров», когда возникли корпорации-гиганты, простирающие свои производственные и сбытовые сети по всему миру, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым с целым государством. Известно, что крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций, от них зависят правительства, а значит, решения менеджеров, стоящих во главе крупных корпорации, подобно решениям государственных деятелей определяют судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Важен и малый бизнес. В экономике развитых стран предприятия малого бизнеса по количественному составу составляют более 95% всех фирм. В этой сфере экономики существует еще более жесткая конкуренция, а основная задача устоять, выжить, вырасти принадлежит эффективному менеджменту. Что же такое менеджмент и кто такой менеджер?

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.

Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категории:

  • цели и задачи управления;
  • объекты и субъекты управления;
  • функции управления;
  • виды менеджмента;
  • методы менеджмента;
  • принципы управления.

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:

  • оценка состояния объекта управления;
  • определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;
  • разработка стратегии развития организации;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;
  • определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;
  • подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;
  • установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация – группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда.

Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности. Авторы известного учебника «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, они выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений. Другие авторы предлагают следующий состав управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации. Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними.

– выбор из множества альтернатив.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различают общий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональный связан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и научность в процесс принятия управленческих решений. К общим методам управления относятся:

  • системный анализ – рассмотрение объектов, процессов, явлений как сложных систем, состоящих из подсистем, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии;
  • моделирование управленческих процессов – создание моделей, т.е. представление ситуации, объектов, процессов в другом, несколько упрощенном виде путем придания свойствам и характеристикам объекта количественного значения и экспериментирование, дающее возможность проверить альтернативные варианты решения проблемы (экономико-математическое методы или количественные методы принятия решений);
  • экспертный анализ – оценка управленческих решений экспертами-специалистами в различных областях знаний;
  • генерирование идей («мозговая атака»), основанное на привлечении большого количества людей в процесс принятия решения, позволяющее найти максимальное количество вариантов решения управленческой проблемы.

Принципы эффективного менеджмента - общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К принципам менеджмента относятся:

  • целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической системы;
  • иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и принцип единоначалия;
  • целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на достижение целей организации;
  • научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов достижения целей;
  • сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и определения ответственности менеджеров;
  • демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.

Источник - Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. – с.114

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации. Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике

управления. Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методологические основы менеджмента .

Общими основами методологии менеджмента являются 1) диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; 2) абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:

- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде; выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления): изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Основные понятия менеджмента .

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы

путем рациональной организации производственного процесса, эффективного

использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность

обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента: оценка состояния объекта управления; определение конкретных целей развития организации и их приоритетности; разработка стратегии развития организации; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; распределение и координация полномочий и ответственности; совершенствование структуры организации; определение очередности и последовательности принятия решений; выработка системы мероприятий по времени; подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда; установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация –

группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей . Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры,

весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е.сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления . Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его

иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности.

4 основные функции управления : планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств,

разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации.

Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради

достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы,

корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем

установления рациональных связей между ними.

Принятие решений – выбор из множества альтернатив.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные

с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различаютобщий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональный связан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный

менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.

Принципы эффективного менеджмента - общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К принципамменеджмента относятся:

- целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической системы;

- иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и принцип единоначалия;

- целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на достижение целей организации;

- научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов достижения целей;

- сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и определения ответственности менеджеров;

- демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.

Одна из самых популярных специальностей на сегодня, которую выбирают молодые люди после получения среднего образования - менеджмент. Что это за профессия? Кем может работать менеджер? Поговорим об этом в данной статье.

Куда пойти учиться

Один из самых сложных вопросов для родителей подростков о том, куда отдать учиться свое чадо после окончания школы. Только один из десяти ребят может четко сказать, кем он хочет стать. Как правило, таких ребят не столь сильно интересует заработок, больше всего они хотят научиться делу, любимому с детства.

Если же ни молодой человек, ни девушка не знают, кем они хотят работать, тогда на помощь в выборе специальности приходят родители. Выбирают чаще всего самые востребованные, на их взгляд, факультеты - юриспруденцию, финансы или менеджмент.

Какие профессии может избрать для себя после менеджер? Сколько может зарабатывать менеджер? Сложно ли учиться по этой специальности? Разберемся с этими вопросами по очереди.

О профессии - предмет и метод

Менеджмент - что это за профессия? Как давно появились менеджеры, ведь название относительно современное? Между тем менеджмент относится к одной из древнейших профессий, известных человеку. Это термин имеет много определений, но если сказать коротко, то менеджмент - это управление, а менеджер - тот, кто управляет процессом или объектом.

Во все времена любому предприятию нужен был управляющий, тот, кто будет задавать путь развития деятельности. Этот человек может не владеть профессией, специфичной для этого предприятия, но имеет хорошие знания о том, как сбывать товар, производимый на предприятии, или как расширяться. Деятельность менеджера на сегодня не изменилась. Получая диплом по специальности «менеджмент», студент должен владеть знаниями, которые позволят стать ему эффективным руководителем.

Сложное ли обучение специальности "менеджмент"

Что это за профессия, мы уже разобрались. Сложно ли будет учиться по этой специальности? Безусловно, наклонности у каждого свои. Так, обучение не покажется сложным тем, кто имеет гуманитарный аналитические способности. На первом курсе обязательны общие предметы вроде высшей математики или информатики, но сопромата и физики точно не будет. Начиная со второго курса, студенты все больше будут уделять внимание экономическим специальностям. Введение в профессию менеджмент также начинается со второго курса, на первом же студенты заложат фундамент политэкономии. К окончанию университета они получат максимальное количество знаний об управлении предприятием, процессами, людьми.

Подразделения менеджмента

На сегодняшний день человека, который возглавляет то или иное предприятие, принято называть управляющим, в то время сотрудники, отвечающие за деятельность той или иной службы, относятся к категории топ-менеджмент. Понятное дело, что чем больше предприятие, тем больше различных служб (операционных отделов или подразделений) там может быть. Например, сколько подразделений в магазине? Прием товара, хранение, размещение товара на витрине, продажа товара, оборот средств. Кроме того, еще есть бухгалтерия, которая занимается налоговым учетом, подсчетом заработной платы, прибыли. Если же это производственное предприятие, то служб будет намного больше.

Кем может работать менеджер на предприятии

Какое же подразделение может возглавить менеджер? Есть различные специальности, связанные с управлением. К примеру, финансовый менеджмент - профессия тесно связана с оборотом денежных средств, их учетом и контролем. Получив специальность с таким названием, студент может работать в банке, на любом предприятии в финансовом отделе, заниматься аудитом.

Очень популярен среди студентов на сегодня и «менеджмент организации». Что за профессия? Она носит более общий характер и подразумевает знание функционирования предприятия в целом, путей его развития на внутреннем рынке, выхода на внешний.

Менеджмент в спорте подходит для тех, кто увлечен тем или иным видом спортивной деятельности. Если спортсмен желает развития, создать собственную команду, то он может получить такое образование. Менеджмент позволит специалисту успешно работать на внешнем рынке, если предприятие совершает сделки, связанные с экспортом и импортом.

Кем может устроиться студент после окончания университета

Наивно полагать, что после того, как вы получите образование по специальности «менеджмент», вас тут же возьмут на интересную позицию в топ-менеджменте предприятия. Все же общие знания, полученные в и реальная жизнь с настоящими проблемами - это две большие разницы.

Поэтому, если у вас нет возможностей устроиться «по блату», то лучше начать построение карьеры с получения какой-нибудь не очень высокой должности. Например, вы хотите стать управляющим крупной розничной сети магазинов. Пусть вы изучили в университете, как бороться с конкурентами, повышать прибыль и как мотивировать сотрудников. Но ведь вы не знаете, как это происходит на практике! Нет ничего зазорного в том, чтобы поработать полгода-год в качестве консультанта в магазине, затем стать администратором зала. Вы увидите, как работает магазин, что думают сотрудники о нем, покупатели. Заняв более высокую позицию на основании полученного опыта и ваших знаний, вы сможете принимать эффективные

Профессии, связанные с менеджментом

В последнее время появилось много профессий с приставкой «менеджер». Так как мы выяснили, что менеджмент - это управление, то профессии могут и не иметь никакого отношения к экономике.

SMM-менеджер - человек, который занимается продвижением и раскруткой сайтов. Аббревиатура SMM расшифровывается как Social Media Marketing.

Контент-менеджер - человек, отвечающий за наполнение контентом (информацией) сайтов.

Арбитражный менеджер - человек, который в ходе своей деятельности занимается помощью предприятиям, стоящим на пороге банкротства.

Девелопер-менеджер - человек, который занимается развитием предприятия, повышением его узнаваемости на рынке.

Бизнес-тренер - человек, который (чаще всего на основании своего опыта) рассказывает, как можно стать успешным менеджером или вывести свое предприятие в ТОП. Для того чтобы стать бизнес-тренером, нужно иметь громкое имя или достаточно раскрученный бизнес, иначе кто захочет у вас чему-то учиться.

Бренд-менеджер - специалист, раскручивающий имя (бренд) организации. Организует концерты, промо-акции, мероприятия, которые повысят известность предприятия.

И напоследок

Теперь вы имеете более обширное представление о такой специальности, как менеджмент, что это за профессия. Как видите, не всегда менеджером может трудиться тот, кто закончил исключительно экономический факультет. Если вы чувствуете в себе управленческие способности и интерес к этой профессии, то смело поступайте в университет на эту специальность.



Похожие публикации