Виды психологической подготовки спортсмена. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

  • 18. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста.
  • 20.Сущность и содержание «Международной хартии физического воспитания и спорта» и «Спортивные хартии Европы».
  • Раздел 1. Цель хартии: - позволить каждому индивиду заниматься спортом;
  • 22.Нормирование труда тренеров только этим не ограничивается и имеет другие аспекты.
  • 23-24.Профессионально-педагогическая деятельность учителя фк и тренера по спорту. Пути повышения профессионального мастерства.
  • 26. Организация и содержание комплексного контроля. Самоконтроль в избранном виде спорта.
  • 27. Организация и проведение соревнований по избранному виду спорта. Судейская коллегия данных соревнований. Положение о соревнованиях.
  • 29. Формы, задачи и организация физического воспитания людей пожилого и старческого возраста.
  • 30. Физическое образование. Процесс формирования двигательных умений и навыков.
  • II. Методы сопряженного воздействия.
  • III. Методы развития физических качеств:
  • 46. Контроль в системе управления тренировочным процессом.
  • 47. Отбор и ориентация в спорте.
  • 48. Спортивная форма и закономерности ее развития, периодизация спортивной тренировки.
  • 49. Гетерохронность в развитии двигательных способностей.
  • 50.Силовые способности и методика их воспитания.
  • 51.Выносливость и методика ее воспитания.
  • 52. Гибкость и методика ее воспитания.
  • 53. Скоростные способности и методика их воспитания.
  • 54.Координационные способности (ловкость) и методика их воспитания.
  • 55. Спортивная тренировка как многолетний процесс.
  • 56.Закономерности (принципы) спорт тренировки.
  • 58.Организация и содержание работы дюсш.
  • 59. Структура и содержание урока физической культуры.
  • 60. Хронометрирование и анализ урока по физической культуре в общеобразовательной школе.
  • 61. Система крови: состав и функции плазмы крови. Строение и ф-и форменных элементов крови. Система крови при мышечной деятельности.
  • 62. Сосудистая система: строение и функции кровеносных сосудов. Гемодинамика. Регуляция кровообращения в покое и при мышечной деятельности.
  • 63. Сердце: строение сердца. Показатели работы сердца. Адаптация сердца к большим мышечным нагрузкам.
  • 64. Эндокринная система: органы с эндокринной функцией. Природа гормонов и механизм их действия. Гормоны и физическая работоспособность.
  • 65. Среднегорье: физические факторы среднегорье. Адаптация к гипоксии на генетическом и фенотипическом уровне. Тренировка в среднегорье.
  • 66. Строение и функции коры головного мозга. Рефлекторный принцип как основа высшей нервной деятельности. Свойства темперамента человека и спортивная деятельность.
  • 67.Сенсорные системы: строение и функции анализаторов. Управление движениями.
  • 68. Автономная (вегетативная) нс: симпатический, парасимпатический и энтеральный отделы. Рефлекторная регуляция вегетативных функций.
  • 69. Структурные элементы человеческого организма. Рост и развитие. Акселерация и ретардация. Возраст и спортивные результаты.
  • 70. Дыхание. Строение и функции органов дыхания. Регуляция дыхания. Дыхание в необычных условиях (мышечная работа, высотная гипоксия).
  • 71. Обмен веществ: основной обмен. Суточный расход энергии, и методы исследования. Расход энергии при спортивной деятельности.
  • 72.Терморегуляция: температурный гомеостаз. Терморегуляция в условиях повышенной и пониженной температуры. Температура тела при мышечной нагрузки.
  • 73. Физиологические основы здоровья: гипердинамия и гиподинамия. Возраст и начало занятий спортом. Физиологическое обоснование оздоровительной тренировки.
  • 74. Биологические ритмы: классификация биоритмов. Биоритмы и построение тренировочного процесса.
  • 76. Питание и мышечная деятельность: основные принципы питания. Питание при занятиях различными видами спорта. Питание в условиях соревнований.
  • 77.Фармакология в спорте: допинги последнего поколения. Фармакологические препараты и их возможное использование в коррекции спортивной деятельности.
  • 78. Классификация фу: позы и мышечная деятельность. Классификация фу на основе критерия «способ выполнения упражнений» с учетом фактора энергообеспечения.
  • 79. Телосложение и спорт: тотальные размеры и пропорции тела. Морфофункциональный профиль спортсмена высокого класса.
  • 80. Мышечная ткань: строение мышцы, как органа. Энергетика мышечного сокращения. Пано, как показатель развития энергетики мышц в онтогенезе.
  • 1. Строение мышцы
  • 2. Виды мышц
  • 3. Строение скелетной мышцы
  • 4. Анаэробное энергообразование
  • 81. Адаптивные процессы при спортивной деятельности: понятие адаптации. Этапность адаптивных процессов. Цена адаптации к большим мышечным нагрузкам.
  • 82. Адаптивные процессы при спортивной деятельности: спортивная тренировка как процесс направленной адаптации. Биологические принципы спортивной тренировки.
  • 85. Физиология стареющего организма.
  • 86. Гормональный профиль мужского и женского организма. Половые особенности при мышечной деятельности.
  • 87. Восстановительные процессы при спортивной деятельности: неравномерность, гетерохронность и фазность, как закономерности восстановительных процессов. Медико-биологические ср-ва восстановления.
  • 88. Утомление: теории утомления. Утомление при различных видах мышечной деятельности. Утомление при мышечной нагрузке.
  • 89. Состояние организма при мышечной деятельности: предстартовое состояние. Разминка.
  • 90. Состояние организма при мышечной деятельности: врабатывание. Состояние устойчивой работоспособности, «мертвая точка», «второе дыхание».
    1. Актуальные проблемы психологии и педагогики физической культуры.

    Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающихся.

    Возрастная психология определяет особенности, характерные для всех школьников, объединенных в одну возрастную группу. Это объясняется тем, что в каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности которые, можно построить процесс обучения в соответствии с процессом развития. Готовность определяется уровнем анатомо-морфологического и психического развития ребенка, сформированностью отношения к школе, учению, вхождению в мир новых отношений с окружающими людьми и вещами. В работе с младшими школьниками учителю особенно важно учитывать основные психические новообразования, соответственные этому возрасту: теоретическое рефлексивное мышление, чувство компетентности.

    Подростка отличает активный процесс индивидуализации. Если для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, то для ученика среднего школьного возраста она становится осуществляемой лишь одновременно с общественной деятельностью.

    Старшеклассник (от 14-15 до 17 лет), вступая в новую социальную ситуацию развития, главным образом, нацелен на будущее выбором образа жизни, профессии. Для старшеклассника особое значение имеет ценностно-ориентационная активность, право быть самим собой. В этом возрасте большое значение приобретают дружба и доверительные отношения. У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности: она включает элементы анализа, исследования. Важнейшее психическое новообразование – личностное и профессиональное самоопределение, поэтому учебная деятельность для школьника является средством реализации своих жизненных планов.

    Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности.

    Мотивационная сфера школьника.

    Мотивы школьника физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще. К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта.

    Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь различную основу. Те школьники, которые довольны уроками, посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья.

    Мотивы с вязанные с процессом деятельности, - это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества.

    Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности.

    Психологические проблемы - взаимопонимание, межличностные отношения м/у тренером и спортсменом, а так же внутри коллектива.

      Проблемы лидерства в спорте;

      Формирование психических качеств, необходимых для достижения результатов в спорте;

      Дисциплинированность;

      Уверенность в себе.

    Диагностика способствует для определения конкретного вида спорта:

      Психодиагностика;

      Психосаморегуляция;

      Основная и специальная психологическая подготовкаОсновная и специальная психологическая подготовка.

      Психолого-педагогические основы формирования интереса и ценностного отношения к занятиям ФКиС.

    Перед современным учителем стоит задача, обеспечить высокий уровень активных учащихся на уроках, активность может быть:

    Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение. Двигательная активность, связана с непосредственным мотивом и осознанным выполнением физических упражнений.

    Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо; побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта.

    Факторы, способствующие повышению активности и интереса на уроках Ф.К.:

      Создание положительного эмоционального фона (поведение и настрой учителя, использование игрового и соревновательного методов, разнообразие уроков);

      Правильная постановка задач урока;

      Оптимизация загруженности школьников на уроке (устранение ненужных пауз на уроке, осуществление постоянного контроля на уроке за учениками, включение в учебную деятельность всех учеников, даже которые освобождены).

    Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением субъектов, так же это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

    Ценностные ориентации:

    Ценность – понятие эталон должного для общества.

    Выделяют:

      Ценности, связанные с содержанием спортивной деятельности. Это эмоциональным содержанием, возложению общения;

      Эстетические ценности, связаны с физическими;

      Материальные ценности, социальное признание;

      Ценности обеспечивающие самоутверждение, саморегуляцию личности, определяют творческие возможности.

    3.Общая и специальная психологическая подготовка в спорте.

    Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

    Чтобы реализовать свои способности, спортсмену необходимо психологически готовиться. Все то, что было накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты перед стартом. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

    Психика, сознание и личностные качества не только проявляются, но и формируются в деятельности.

    Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена.

    (Адаптация к соревновательным ситуациям).

    Уровень соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена. Поэтому на практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: общая и специальная.

    Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной работой со спортсменами. Это относится к воспитанию свойств личности. В программу подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется.

    Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется: спокойствием спортсмена в экстремальных ситуациях, стремление к победе.

    Специальная : воспитание моральных и волевых качеств, высокая мотивация и стремление к цели. Репетиция решения психологических задач через тактические действия

    4.Приемы регуляции и саморегуляции психических состояний в спорте.

    Саморегуляция – напоминание представления определенной вегетативной реакции.

    Психорегуляция в спорте – это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.

    Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем организма.

    Конкурирующую систему называют субдоминантой. Например, если спортсмен выполняет какое-то определенное задание на тренировке, то этот процесс обеспечивается доминированием эрготропной системы.

    В нужный момент достигать наиболее эффективного и рационального состояния, способствующего реализации потенциальных возможностей спортсмена, помогают специальные методы психорегуляции.

    Методы гетерорегуляции:

    Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ.

    Беседа предусматривает общение со спротсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую апатию.

    Убеждение преследует задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность.

    Приказ- он должен быть конкретным, четким и кратким.

    Методы ауторегуляции. впервые была предложена Шультцем. Определяется она последовательным самовнушением чувства тяжести и тепла в конечностях, чувства тепла в области сердца.

    Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения.

    «Наивные» методы саморегуляции – например, многие спортсмены произносят про себя, как правило, одну и ту же фразу самонапутствия.

    Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы. К вербальным относятся методы самоубеждения, приемы психической защиты. Невербальные – дыхательные и мимические упражнения. Идеомоторная тренировка (мыслительное выполнение определенных двигательных действий).

    Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями:

      Предупреждением их возникновения;

      Ликвидацией уже сформировавшихся состояний.

    Наибольшую актуальность для психорегуляции имеют такие психические состояния, как утомление, избыточное нервно- психическое напряжение.

    Утомление – очень важны аппаратурные методы психорегуляции. С их помощью процесс расслабления и развития сноподобного состояния протекает гораздо легче.

    Нельзя не отметить роль самовнушения покоя, расслабления и сна в вечерние часы.

    Избыточное нервно-психическое напряжение. При избыточном нервно-психическом напряжении методы саморегуляции, организованные в виде пауз.

    Мобилизующие воздействие на состояние спортсмена могут оказывать идеомоторные представления, связанные с ожидаемой ситуацией и его конкретными действиями.

    Фрустрация. Состояние фрустрации связано с внезапной разницей м/у ожидаемыми событиями и реальным результатом. Сопровождаемое отрицательными эмоциями, это состояние может сочетаться с утомлением и с избыточным нервно-психическим напряжением. Т.о., можно сказать, что различные методы и средства психорегуляции следует применять с учетом специфики ситуаций, индивидуальных особенностей спортсменов.

      Психологическая характеристика личности спортсмена и пути ее воспитания в процессе занятий спортом. \

    Невозможно сформулировать типичные или оптимальные характеристики личности, присущие спортсмену вообще. Скорее, следует рассматривать отдельные виды спорта. В физической культуре и спорте заложены большие возможности воспитания личности и развития физических и интеллектуальных способностей. В спортивной деятельности воспитание личности и формирование гуманных качеств осуществляются в многообразных видах, формах учебно-тренировочной работы и в различных вариантах установления межличностных отношений. Для спортсмена характерны своеобразные личностные особенности. Они обычно обладают достаточно высоким интеллектом, экстравертированны, эмоционально устойчивы, проявляют достаточную твердость характера. Естественно, что встречаются и многочисленные исключения.

    Личность - это человек взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены. Структуру личности составляют : способности (индивидуальные св-ва чел-ка, определяющие его успехи), темперамент (реакции чел-ка на др.людей и мир), характер (поступки в отношении др.людей), волевые качества, эмоции и др. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. Значение мотивов для формирования личности в процессе в результате занятий спортом состоит в том, что установка человека, цель его деятельности, как это он себе представляет, во многом определяют воспитательный эффект, занятий спортом. Зная индивидуальные особенности. Личность спортсмена формируется благодаря: самосознание (нравственные чувства, эстетические, самооценка, самопознание, самоконтроль и др.), деятельность тренера (методы, средства обучения, воспитания и др.), общественное сознание (спортивный коллектив и общество).

    Формирование идейных основ поведения, этических норм и навыков.

    Эти задачи предусматривают: 1. Формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали; 2. воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества, и мирового сообщества; 3. Формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы.

    Интеллектуальное воспитание. 1. Обогащение специальными знаниями, относящимся к сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной спортивной деятельности; 2. Развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческими проявлениями личности.

    Эстетическое воспитание , задачи: 1. Воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физ.культуры и спорта и в других областях ее проявления. 2. Формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенствованию; 3. Формировать эстетику поведения и межличностных отношений в физкультурной, спортивной деятельности.

    Воспитание воли. Воля, есть внутренний источник деятельности проявлений человеком и регулятор его актив ности. Основные задачи: формирование мотивов, интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечат волевые проявления применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности.

      Психологическая характеристика спортивной деятельности (ее специфические особенности, требования к психическим функциям и качествам личности).

    Цель тренировки заключается для спортсмена в подготовке к наивысшим спортивным достижениям, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и готовности к достижению.

    Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. Готовность к достижениям характеризуется отношением спортсмена к спортивной деятельности и требованиям, предъявляемым тренировкой и соревнованием. Осуществление подготовки спортсменов к спортивным достижениям - это сложный педагогический процесс, который подразделяется на образование и воспитание.

    В тренировочном процессе образование и воспитание неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необходимо сознательно использовать, чтобы повысить эффективность спортивной подготовки.

    Следует выделить основные компоненты тренировочного процесса, которые нужно рассматривать комплексно: 1) физическая подготовка (главное содержание заключается в развитии физических способностей и индивидуальных качеств спортсмена); 2) техническая подготовка (сущность ее состоит в том, чтобы спортсмен овладел рациональной техникой спортивной деятельности, что обеспечит ему экономное и оптимальное использование физических способностей и качеств); 3) тактическая подготовка (ее главное содержание заключается в развитии способности применять технические навыки и умения в определенных ситуациях спортивной деятельности); 4) психологическая подготовка (спортсмен должен уметь как на тренировках, так и в соревнованиях реализовывать свои физические способности, тактические концепции, технические навыки и умения, несмотря на постоянно повышающиеся уровни и плотность результатов в быстро меняющихся условиях спортивной деятельности); 5) воспитание личностных качеств (для реализации успешной спортивной деятельности и достижения высоких спортивных результатов спортсмен должен обладать значительным уровнем развития личностных качеств).

      Педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.

    Задача педагога в современных условиях обучения: разбудить активность детей, вооружить их способами осуществления деятельности и умением взаимодействовать с миром.

    Для успешности воспитательного процесса необходимо профессиональное овладение 3 блоков: теоретического, методического и технологического.

    Технология – это предусмотренная во всех деталях модель совместной педагогической дея-ти по проектированию организации и проведению учебного процесса, безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и ученика.

    Педагогические технологии.

    В основе п.т. лежит идея полной управляемости его проектирования и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.

    Сущность п.т. состоит в том, чтобы опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижения четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей важнейшее условие п.т.

    Признаки педагогических технологий:

      Технология разрабатывается под конкретный педагогический смысл;

      Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками;

      Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося с учетом принципов индивидуализации и дифференциации оптимальной реализации человеческих и технологических возможностей, диалогического общения;

      Элементы п.т. должны с одной стороны быть воспроизводимы любым учителем, а с другой гарантировать достижение планомерных результатов согласно Госстандарту всеми школьниками;

      Органической частью п.т. является диагностика результата, содержащих критерий, показатели и инструментарий изменений результата деятельности.

    Селевко Г.А. предлагает следующую структуру педагогических технологий:

      Концептуальная основа.

      Процессуальная часть.

    (Т-технология,Ц-цель,М-матив,С-средства,К-кантроль)

    Структура педагогических технологий:

      Предварительная диагностика уровня освоения учебного материала и отбор обучаемых в классы или группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.

      Мотивация и организация учебной деятельности.

      Средства обучения представляют собой взаимодействия учащихся со средствами обучения.

      Контроль качества усвоения материала.

    Особенности технологии обучения:

      Неопределенность результата, отсутствие методов и средств дающих сразу после 1 цикла взаимодействия 100% результат.

      Периодическое проведение контроля в качестве знаний, умений и навыков.

      Отбор неуспевающих.

      Дополнительная работа с отстающими т.е. проведение повторного цикла взаимодействия.

      Вторичное проведение контроля дополнительной работы.

      В случае устойчивого непонимания нового материала проводится диагностирование причин непонимания или отставания.

    В.А. Сластенин включает компоненты педагогических технологий:

      Аналитическая деятельность.

      Прогностическая и проектная творческая мыслительная деятельность педагога.

      Анализ решения педагогических задач.

    Классификация технологий:

    АФК; технология сбережения средствами ФВ; здоровье формирующее средствами ФВ;

    Спортивно - валеологического воспитания; формирование спортивной культуры личности; комплексное развитие качеств; оздоровительная физическая подготовка; технологии профилактики вредных привычек; обучение основам ЗОЖ.

    Технология оздоровительной физической подготовки:

      Регулярное выполнение физ.упр.

      Занятия ФК позволяющие освоить ее критерии и ценности.

      Выполнение персональных образцов физ.упр.

      Самооценка собственной физической активности связана с тестированием.

      Решение своих проблем, которые лежат в основе планирования индивидуальной программы.

    Эффективность использования технологий зависит от создания ситуаций успеха физкультурной активной деятельности.

      Психолого – педагогические основы воспитания нравственных качеств у занимающихся ФКиС.

    Проблема нравственного воспитания представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выборку навыков и привычек поведения человека в обществе.

    Задачи нравственного воспитания: - формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов); - формирование нравственных чувств; - формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этих норм, навыков общественно-оправданного поведения; - воспитание волевых черт и качеств личности.

    К средствам нравственного воспитания относят: содержание и организацию учебно-тренировочных занятий, спорт. режим, соревнования, деятельность тренера.

    В упорных тренировках, в спорт. состязаниях обостряются чувства, углубляются и проверяются моральные качества человека, крепнет и закаливается воля, приобретается опыт нравственного поведения и мужества.

    Основными задачами нравственного воспитания учащихся в области физической культуры и спорта являются:

    Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к своей Родине;

    Воспитание школьников в духе дружбы и товарищества, ответственности перед коллективом и умения ставить общественные интересы выше личных.;

    Воспитание положительных черт характера, и прежде всего честности и принципиальности, целеустремленности, дисциплинированности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели;

    Воспитание культуры поведения.

    Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания. Цель занятий физической культурой и других форм физического воспитания в формировании всесторонне развитой личности. Говоря о нравственном воспитании в процессе физического воспитания учащихся, следует подчеркнуть, что оно составляет органическую составную часть занятий по физической культуре. Занятия физической культурой и спортом являются важным стимулом нравственного совершенствования личности занимающегося. Воспитание вообще и нравственное воспитание в частности, по сути своей, оказывают одновременное воздействие на развитие всех сторон и моральных свойств личности. При определении содержания нравственного воспитания необходимо учитывать по крайней мере три аспекта: во-первых, социально-этические требования, предъявляемые к личности; во-вторых, совокупность психологических свойств, качеств личности и черт характера, которые являются носителями нравственности; в –третьих, возможности и особенности морального развития учащихся различных возрастных групп.

    Нравственное формирование учащихся осуществляется путем постепенного углубленного осмысления сущности моральных норм и требований и овладение более сложными формами поведения. В раннем возрасте детям необходимо раскрывать более простые нравственные правила и по мере их возрастного созревания постепенно расширять и углублять как их моральное сознание, так и нравственные умения и привычки. Важнейшей стороной нравственного воспитания является создание ученического коллектива в школе, его сплочение и создание условий для формирования у каждого из них индивидуального своеобразия и творческих способностей.

    В системе воспитания огромное значение имеет осознание учеником своего нравственного развития, ощущение собственного роста, которые выступают как действенные стимулы дальнейшего морального процесса.

    Систематические и планомерные занятия спортом оказывают и благотворное влияние на нравственное воздействие на человека. Они вырабатывают в нем такие ценные черты характера, как смелость и выносливость, настойчивость в преодолении препятствий и уверенность в своих силах, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

    Спорт развивает у спортсменов чувство коллективизма, дружбы, товарищества, сознательной дисциплины, чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, чувство патриотизма. Все эти социально-положительные качества личности формируются у человека в процессе спортивной деятельности

    ООО Учебный центр

    «ПРОФЕССИОНАЛ»

    Реферат по дисциплине:

    « ТЕОРИЯ спорта »

    По теме:

    « Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям»

    Исполнитель:

    Игнашина Альбина Вячеславовна

    Москва 2016 год

    Содержание (с. 2)

    Введение (с.3)

      Психологическая подготовка спортсмена. (с.4)

      Методы психологической подготовки. (с.7)

      Принципы психологической подготовки спортсменов. (с.12)

    Заключение (с.13)

    Список литературы (с.14)

    Введение

    Совершенствование подготовки современных спортсменов – многогранная и многоплановая задача. Она включает в себя ряд направлений, в числе которых совершенствование технико-тактической подготовки, поиск новых путей повышения работоспособности спортсмена, применение средств фармакологии, питание спортсмена и другие. Тренеры, ученые, да и сами спортсмены находятся в постоянном поиске путей, которые бы обеспечили максимально возможный прирост спортивных результатов.

    Одним из направлений совершенствования спортивной подготовки является использование достижений спортивной психологии. Современная психологическая наука располагает существенным арсеналом методов, технологий и средств, которые в состоянии значительно влиять на эффективность тренировочного и соревновательного процессов. В принципе, достижения психологии используются в спорте достаточно давно. Однако, большинство специалистов в этой области считает, что спектр возможностей здесь далеко не исчерпан.

    «Настрой бьет класс!» - эта крылатая фраза очень хорошо известна и тренерам, и спортсменам, и болельщикам. «Настрой» на языке науки и означает психологическое состояние спортсмена.

    Целью моей работы является изучение методов и приемов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

    Психологическая подготовка спортсмена.

    Соревнование – мощный стрессор, сила психофизиологической нагрузки которого не может быть снижена, в чем, наверное, вся притягательная прелесть спорта. Кому из спортсменов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, беспокойно лезут в голову навязчивые мысли, вкрадываются сомнения за исход своего выступления. Это так называемое предстартовое состояние.

    Влияние его на организм двояко. Оно или значительно возбуждает нервную систему и под действием его спортсмен теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий.

    Цель психологической подготовки - развить психические качества, необходимые спортсмену для достижения высокого уровня спортивного совершенства, психической устойчи­вости и готовности к выступлению в ответственных соревнова­ниях.

    Воспитание психической устойчивости спортсмена складывается из формирования умения сохранять и даже повышать в экстремаль­ных условиях уровень своего эмоционального состояния, работо­способность и эффективность двигательных действий. Психическая готовность, представляющая собой наиболее высокий уровень пси­хологической подготовленности к конкретным соревнованиям , пред­полагает наличие высокого уровня развития сенсорных и сенсомоторных качеств, свойств внимания, идеомоторики, тактического мышления, памяти и других качеств, важных для осуществления двигательной деятельности спортсмена, способности произвольно управлять своим поведением и чувствами.

    Психологическая подготовка спортсмена заключается в том, чтобы:

      способствовать совершенствованию психических процессов - специализированных восприятий, представлений, внимания, памя­ти, мышления и других, важных для достижения высшего уровня тех­нико-тактического мастерства;

      формировать психические свойства личности спортсмена, ока­зывающие влияние на оптимальное стабильное проявление психических процессов, сохранение и повышение уровня ра­ботоспособности и эффективности двигательных действий в труд­ных условиях тренировки и соревнований;

      создавать оптимальные психические состояния в процессе тренировки и соревнований;

      развивать умения управлять своими психическими состояни­ями и в экстремальных условиях деятельности;

      способствовать выработке знаний о предстоящих соревнова­ниях;

      создавать положительную «психологическую атмосферу» в коллективах спортсменов.

    Психическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

    Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

    Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

    Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

    Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.

    При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

    Методы психологической подготовки спортсменов

    Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация.

    По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на:

      мобилизующие;

      коррегирующие (поправляющие);

      релаксирующие (расслабляющие).

    По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы:

      Психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

      Преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);

      Преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

    По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

      Средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

      Средства воздействия на интеллектуальную сферу;

      Средства воздействия на волевую сферу;

      Средства воздействия на эмоциональную сферу;

      Средства воздействия на нравственную сферу.

      По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

      Средства, направленные на психическую подготовку тренера;

      Средства управления непосредственно спортсменом или командой.

      По времени применения эти средства и методы делятся на:

      Предупреждающие;

      Предсоревновательные;

      Соревновательные;

      Постсоревновательные.

    По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса - тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.). На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.

    Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.

    Коррегирующие средства обычно относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целеполагания, прием рационализация, (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К. С. Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и тд.).

    Релаксирующие средства направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты психорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж. Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена.

    Умелое использование слова - важнейшее средство психической подготовки. Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.

    Значительный раздел средств психической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки).

    Управление на первых этапах, до периода непосредственной предсоревновательной подготовки, подразумевается как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на:

      оптимизацию условий тренировочной деятельности по формированию навыков решения оперативных задач;

      развитие волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач;

      регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.

    Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.

    О специальных методах психической подготовки в повседневной тренировке можно говорить в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или, если это не удалось сделать, снизить психическое перенапряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок.

    В том случае, когда психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда – такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических «внутренних опор», преодоление «барьеров», психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация «сильных» сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта.

    Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много – баскетболиста, лыжника, стрелка и т.д.

    Принципы психологической подготовки спортсменов

    Построение психической подготовки связано с использованием определенных принципов.

    Принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательна, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации. Нельзя насаждать средства психического воздействия административными методами. Более того, спортсмен должен не просто верить «на слово» в эффективность этих средств; осознанность – это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа.

    Принцип систематичности. Успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Систематичность предусматривает работу по плану и преемственность, когда каждoe новое воздействие содержит влияниe предшествующих и готовит к будущим.

    Принцип всесторонности. Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект.

    Принцип согласованности относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия психического воздействия должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка (ПРТ) должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах (если предусматривается применение сокращенного варианта ПРТ).

    Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам.

    Заключение

    В результате своей работы я выяснила, что одготовка самого спортсмена перед соревнованиями носит чисто психологический характер. Надо преодолеть отрицательные формы предстартового состояния, повысить свою активность, настроить себя к предстоящей борьбе. Тут велика роль тренера. Хорошо зная мастерство и опыт подопечного и присущие ему психологические барьеры, он должен правильно воздействовать на спортсмена, настроив его на предстоящие соревнования.

    Необходимо стремится к тому, чтобы у спортсмена были общий эмоциональный подъем, воодушевление, бодрость, внутренняя собранность и сосредоточенность на предстоящей борьбе. Такое приподнятое психологическое состояние является фактором, усиливающим жизнедеятельность организма, и способствует повышению спортивных результатов. Однако бывает и так, что эмоциональная реакция отрицательно сказывается на настроении спортсмена. Чаще всего это наблюдается у малоопытных спортсменов. Они чрезвычайно волнуются, теряю контроль над собой, их действия носят необдуманный, хаотичный характер. Возбуждение сменяется торможением, что приводит к снижению результатов соревнований. Такому состоянию могут быть подвержены и опытные спортсмены, когда особая ответственность за результат приводит их к чрезмерному волнению, острым переживанием.

    Есть и такой тип людей, у которых перед стартом проявляются пассивность, равнодушие к предстоящей борьбе. Чаще всего такое состояние наступает после сильного волнения, охватывающего спортсмена за несколько дней до соревнования, иногда из-за неудач в тренировке и др. Такое состояние приводит неуверенным действиям, замедленной ориентировке и нерешительности в сложной обстановке сразу после старта.

    Кроме эмоциональных реакций тренеру необходимо учитывать и сугубо индивидуальные качества спортсмена. Поэтому, анализируя результаты соревнований и тренировок, тренер должен составить план работы с каждым спортсменом, чтобы все они были нацелены на решение предстоящих задач, независимо от особенностей их предстартового состояния.

    Список литературы

      Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

      Пуни А.Ц. Психология - М.: ФиС, 1984 – 330 с.

      Психологическая подготовка спортсменов. Учебно-методическое пособие/ Сост.А.М.Ахатов, И.В.Работин.- КамГАФКСиТ, 2008 – 56с .

      Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.: Питер Принт, 2002. – 380 с.

      Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов на Дону. 1999 – 672 с.

      Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с.

    Или травмой. Техническая подготовленность в различных видах спорта помогает решить разные задачи: в скоростно-силовых видах позволяет достичь максимума в главной фазе упражнения, в циклических видах экономит силы для решающего рывка, в единоборствах и спортивных играх дает возможность реализовать тактические замыслы, а в сложнокоординационных видах является одним из основных критериев оценки выступления! Поэтому интерес к освоению и совершенствованию техники оправдан со стороны всех участников учебно-тренировочного процесса.

    В теории и методике спортивной тренировки технической подготовке спортсменов уделяется много внимания. Разработаны общие принципы обучения технике движений, выявлены различных упражнений и физиологические механизмы их реализации. На основании общих закономерностей в каждом виде спорта конкретизированы цели и задачи технической подготовки, формы, средства и методы совершенствования мастерства. В тоже есть немало теоретических положений и практических рекомендаций для повышения эффективности технической подготовки спортсменов, которым и посвящен материал данного раздела.

    Как и все другие виды, техническую подготовку спортсмена можно условно разделить на две части - общую и специальную. Критерием разделения целесообразно использовать степень соответствия исполняемого упражнения соревновательному. Но при этом анализировать следует не только метрические показатели движения (расстояния, углы, амплитуды), но также динамические (соотношение силовых усилий) и энергетические (биохимические и физиологические механизмы обеспечения мышечной работы). Поэтому в каждом виде спорта техническая подготовка приобретает свою специфику, на которую, в свою очередь, оказывают влияние психологические особенности спортсмена, тренера, условий тренировки, соревновательных задач и т.д.

    Неоценимый вклад в изучение биомеханических и психофизиологических механизмов управления движением внес Н. А. Бернштейн (1896-1966). И хотя результаты многих его исследований были полноценно изданы лишь в 1990-х гг., выявленные им закономерности лежат в основе практически всех существующих методик обучения и совершенствования движения (М. М. Боген, А. А. Тер-Ованесян и др.).

    Техника движения - это система двигательных актов, способствующих наиболее рациональному его исполнению.

    Схема управления произвольными движениями человека в целом выглядит так:

    Цель → Двигательная задача → Программа движения → Движение

    Из этих четырех обязательных фаз любого движения три первых являются полностью психическими актами, т.е. не имеют внешних проявлений, но именно они фактически определяют результат. Поэтому при любой технической ошибке не нога или рука спортсмена действуют неправильно, а именно его мозг подает ошибочные сигналы мышцам.

    Спортивная техника - это способ решения двигательных задач спортивного соревнования, который может рассматриваться как:

    • идеальный образец (модель) движения;
    • характеристика мастерства спортсмена (техническая подготовленность);
    • оценка исполнения движения (уровень качества);
    • совокупность движений, разрешенных правилами соревнований (техника вида спорта).

    Для каждого вида спорта обычно существует базовая техника, которую спортсмен осваивает в начале занятий, и которая описывается в учебниках. У различных тренеров базовая техника, которой они обучают своих учеников, может иметь принципиальные биомеханические особенности, что с дальнейшей индивидуализацией техники дает возможность говорить о различных "школах". Любые международные соревнования наглядно демонстрируют разнообразие технического мастерства спортсменов, а наиболее эффективные приемы становятся очередным образцом для подражания. Абстрагируясь от индивидуальности спортсмена, для техники конкретного вида спорта можно выделить следующие характеристики:

    • рациональность - определяется простотой и логичностью способа достижения результата;
    • экономичность - характеризуется количеством энергии, требуемой на исполнение технического приема;
    • информативность - проявляется в точности прогноза дальнейших действий спортсмена. Для решения тактических задач бывает необходимо как скрыть свои намерения (например, в единоборствах), так и наоборот - показать их своим партнерам для эффективного группового взаимодействия (например, в спортивных играх).

    Техническая подготовка - процесс освоения и совершенствования спортивной техники.

    Как следует из определения, техническая подготовка разделяется на процесс обучения приемам и процесс совершенствования технического мастерства.

    Техническая подготовленность - степень владения спортивной техникой, т.е. системой движений, соответствующих особенностям конкретного вида спорта и направленных на достижение высоких спортивных результатов.

    Техническая подготовленность является как показателем мастерства спортсмена, что выражается его квалификацией (например, мастер спорта знает больше приемов, чем перворазрядник, и выполняет их эффективнее), так и компонентом его общей готовности к соревнованию, например, текущая быстрота и точность выполнения "коронных" приемов. К характеристикам технической подготовленности можно отнести:

    • объем - определяется количеством действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. Выделяют общий (характеризуется суммарным количеством действий, которые освоены спортсменом) и соревновательный объем (оценивается по числу различных действий, выполняемых в условиях соревнований);
    • разносторонность - характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и которые он применяет в соревнованиях;
    • вариативность - способность изменять выполнение действия, приспосабливая его к изменяющимся условиям соревнования;
    • эффективность владения техникой - это степень близости реально выполняемых спортсменом движений к наиболее рациональному варианту. Различают абсолютную (соответствие движений идеальной модели), сравнительную (эталон - техника высококвалифицированных спортсменов) и реализационную (сопоставление достигнутого результата с потенциальной возможностью).

    Освоенность техники - оценка результата обучения. Для хорошо освоенных движений типичны:

    1) стабильность при выполнении его в стандартных условиях;

    2) устойчивость (как сравнительно малая изменчивость) результатов при выполнении в изменившихся условиях, в эмоциональном возбуждении;

    3) автоматизированность выполнения;

    4) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке.

    Психологические особенности совершенствования техники

    Классификация помех деятельности спортсмена

    Время, затраченное на изучение технического приема, определяется сложностью его биомеханической и ритмической структуры. Если в спортивных играх, единоборствах и сложнокоординационных видах совершенствование технического мастерства ориентировано на расширение соревновательного арсенала приемов, то в циклических и скоростно-силовых видах преимущественно корректируются отдельные особенности технического выполнения соревновательных упражнений.

    В работе по исправлению ошибок в технике рекомендуется ориентироваться на следующие приемы:

    1) акцентировать внимание спортсмена на неправильной фазе движения с установкой выполнить ее без ошибки в рамках целостно выполняемого упражнения ("частичная деавтоматизация");

    2) использовать подводящие упражнения, с помощью которых ошибочная фаза движения корректируется отдельно от других. Затем заново сформировать двигательную программу целостно-конструктивным методом;

    3) использовать эффект "забывания" ошибок при преднамеренных перерывах в работе над данным двигательным действием. Это приводит к сравнительно более быстрому угасанию появившихся ошибочных компонентов двигательной программы по сравнению с более прочной правильной основой техники.

    На качество технического исполнения соревновательных упражнений, т.е. на техническое мастерство спортсмена, влияет большое количество факторов. На рис. приведена классификация помех деятельности, которые должны моделироваться в тренировочном процессе для формирования помехоустойчивости техники спортсмена.

    Использование психофизиологических технологий в подготовке спортсменов

    Исследования технологий психофизиологического воздействия являются неотъемлемой частью современной спортивной науки. Вклад этих исследований в спортивную практику не может быть недооценён. Придуманные и реализованные в этой области новации открыли огромные перспективы для дальнейшей рационализации подготовки спортсменов.

    Инновационные исследования, подходы и практический опыт, связанные с психофизиологическим воздействием и технологиями, привлекают интерес к спортивной науке и передовой спортивной практике. Изучение , формирует перспективную область, в которой усилия исследователей находятся в гармонии с ожиданиями практиков.

    В течение последних десятилетий исследования биологической обратной связи стали очень популярны среди ученых и практиков, ищущих возможности для реализации этого метода в тренировочном процессе. В самом деле, портативные устройства обратной связи уже стали частью передовой практики подготовки; методы тренировки с биологической обратной связью вышли в полевые условия из лабораторий и обогатили арсенал средств тренировки. Точно так же создание ментальных образов в сочетании с практическим упражнениями оказалось эффективным методом, облегчающим освоение навыков движения, техники и тактики и увеличивающим эффект традиционно используемых силовых тренировок. Травмированным спортсменам ментальные образы дают возможность поддерживать технико-тактические навыки, когда их двигательная активность ограничена.

    Создание искусственных сред в подготовке спортсменов открывает новые перспективы в оценке, коррекции и управлении специфической по виду спорта деятельности в заданных и полностью контролируемых условиях. Следует отметить, что одним из основоположников в создании тренажёров с искусственно управляемой средой был профессор И.П. Ратов (1994), который успешно внедрял их в подготовку ведущих советских спортеменов. К сожалению вследствие существовавших тогда ограничений для публикаций эти достижения не нашли отражения в мировой научной литературе. Хотя применение таких систем по-прежнему ограничено из-за их высокой стоимости и дорогостоящей эксплуатации, имеющиеся результаты исследований доказывают, что это направление является перспективным. Разработка систем виртуальной реальности для тренировочного процесса также связана с прогрессом и расширением применения компьютерных технологий. Использование систем ВР охватывает широкий спектр различных видов спорта и демонстрирует свой высокий потенциал в решении технико-тактических, когнитивных и других специфических по виду спорта проблем. Опыт спортсменов самого высокого уровня из разных стран показал обилие возможных вариантов его применения в основанном на ВР тренировочном процессе, его оценивании и структурировании подготовки.

    Биотехнологические воздействия, такие как биологическая обратная связь, ментальные образы, искусственная среда и системы виртуальной реальности в тренировочном процессе формируют относительно новую, перспективную область спортивной науки и передовой спортивной практики. Можно предположить, что последующие усилия исследователей и выдающихся тренеров приведут к более значительному вкладу этих технологий в дальнейший прогресс процесса спортивной подготовки и мирового спорта в целом.

    Проблема психологической подготовки спортсмена

    Основная практическая проблема - психологическая подготовка спортсмена.

    Психологической подготовкой спортсмена называется организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям. Речь потому идет о результатах, адекватных возможностям спортсмена или команды, поскольку психологическая подготовка, являясь составной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: физической, технической, тактической.

    Предпосылками построения психологической подготовки являются знания об особенностях «психической конституции» спортсменов, а также индивидуальных характеристик структуры и динамики психофизиологического состояния в процессе тренировок и соревнований. В практической работе психологи максимум внимания уделяют реализации принципа индивидуального подхода к работе со спортсменом, с его своеобразным личностным и психофизиологическим статусом. Между нейродинамическими (речь идет о свойствах нервной системы) и психодинамическими (подразумеваются особенности темперамента) свойствами образуются такие взаимоотношения, которые в значительной степени зависят от специфики вида спорта, создавая наилучшие условия приспособления индивида к особенностям спортивной деятельности. Положительное или отрицательное влияние экстремальных условий соревновательной борьбы на достижения спортсменов во многом определяется их индивидуальными различиями по целому ряду свойств: тревожности, эмоциональной устойчивости, импульсивности, ригидности. От этого зависят оптимум и пессимум стресса и тревоги. При одинаковой величине стресса одни спортсмены в условиях соревнований ухудшают свои тренировочные результаты, а другие, наоборот, улучшают их. К первым, как правило, относятся лица со слабой и неуравновешенной нервной системой, тревожные, высокоимпульсивные, эмоционально возбудимые, малоактивные; ко вторым - преимущественно лица с сильной и уравновешенной нервной системой, мало тревожные, эмоционально невозбудимые, высокоактивные.

    Еще одна практическая проблема СП: формирование состояния готовности спортсмена к соревновательной деятельности. Цель деятельности спортсмена в ситуации, непосредственно предшествующей старту соревнования, - достигнуть психической готовности к выступлению, которая в целом была сформирована в процессе предсоревновательной психологической подготовки и определяется оптимальным функционированием основных внутренних механизмов (компонентов) спортивной деятельности и психическим состоянием перед стартом, В свою очередь, такое предстартовое состояние практически предопределяет состояние спортсмена на протяжении всего соревнования.

    Специфика так называемого актуального состояния, сопровождающего спортивную деятельность, определяется двумя факторами: уровнем активизации и особенностями позитивных или негативных чувств спортсмена.

    Степень активизации зависит от мобилизации энергетических ресурсов, что проявляется в физиологических параметрах, а эмоциональные чувства во многом обусловлены оценкой спортсменом положительного или отрицательного влияния своего состояния на соревновательный результат. В этом случае можно говорить о наличии того психофизиологического состояния, которое адекватно возникает в экстремальных условиях и направлено на уменьшение эмоционального напряжения. Такое состояние может способствовать более эффективной деятельности, что особенно часто имеет место в трудных условиях соревнований.

    Система психологического обеспечения психологической подготовки спортсменов включает в себя три относительно самостоятельных основных раздела работы:

    1) психологическая диагностика подготовленности и готовности спортсменов к деятельности в экстремальных условиях соревнований,

    2) психологически обоснованная воспитательная работа в спортивных коллективах,

    3) собственно психологическая подготовка к эффективной деятельности в процессе соревнований.

    Первый раздел психологического сопровождения - психологическая диагностика -подразумевает проведение обследований спортсменов в основном с помощью адаптированных к специфике спортивной деятельности психофизиологических, психологических и социально-психологических методик. При углубленном комплексном обследовании спортсменов и команд применяются методы, позволяющие получить развернутую характеристику спортсмена и команды, куда входят:

    • оценка мотивационных установок, спортивных и жизненных ценностей,
    • диагностика нейродинамических и психодинамических свойств,
    • диагностика уровня развития психических качеств - компонентов способностей,
    • оценка социально-психологической структуры команды.

    При диагностике психических качеств выделяются:

    1) так называемые квазистационарные. которые в основном характеризуют проявления специальных способностей;

    2) референтные, которые наиболее чувствительны к тренирующим воздействиям и характеризуют уровень тренированности спортсмена, - этот раздел диагностики проводится непосредственно в процессе .

    В этот же период выполняется:

    • оценка динамики отношения к тренирующим воздействиям,
    • диагностика психических состояний, в том числе готовности к старту.

    Выполняется диагностика индивидуальных различий спортсменов по проявлениям нейродинамических свойств. Этими свойствами в основном и определяется тот индивидуальный «предел», за которым наступает отказ от выполнения деятельности или срыв, а также привычный для конкретного спортсмена «коридор» психофизиологического напряжения, в рамках которого негативные последствия напряжения можно выдержать. Эти свойства являются и основой формирования индивидуального стиля деятельности. В экстремальных условиях такой стиль осуществляется не только на уровне осознанного поведения, но и на уровне неосознанного поведения (установки).

    В заключении по результатам психологической диагностики представлены:

    • индивидуальные реакции на ситуации спортивной деятельности,
    • проявление индивидуальных особенностей спортсмена в адаптации к нагрузкам,
    • индивидуальная динамика состояния тренированности и спортивной формы,
    • индивидуальная переносимость максимальных нагрузок,
    • особенности реакций на отдельные компоненты физиологического или психического стресса,
    • отношение к рискованным, травмоопасным ситуациям,
    • возможная мнительность при оценке собственного потенциала и потенциала соперников (в том числе и отношение к «неудобным» соперникам),
    • специфика формирования установок на выполнение экстремальной деятельности,
    • специфика мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы спортсмена.

    По итогам применения системы психодиагностики составляются не только психологические характеристики спортсменов и команд, но и вытекающие из них психолого-педагогические рекомендации, в том числе - по стратегии и тактике тренировочного процесса и управления спортсменом в соревновании.

    Психологическая подготовка спортсменов тесно связана с воспитательной работой. Последняя представляет собой такое преобразование внутреннего мира спортсмена, которое, с одной стороны, в напряженных и ответственных условиях соревнований позволяет руководителям и тренерам иметь дело с гармоничной, целостной, ответственной и универсальной личностью, поведение и деятельность которой надежно и предсказуемо; с другой стороны, способствует созданию такой психологической атмосферы в команде, которая стимулирует проявление лучших качеств спортсмена и формирование оптимального состояния при необходимости достижения высших спортивных результатов.

    В спорте высших достижений личность формируют условия подготовки к ответственным соревнованиям и, тем более, сами соревнования, со всеми специфическими особенностями требований к проявлениям высшего духа индивида, действующего на пределе физических и психофизиологических возможностей.

    Психологическая подготовка является, прежде всего, воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса (Г.Д. Горбунов).

    Совершенствование технологий психологической подготовки спортсменов реализуется путем внедрения в практику повседневной работы таких продуктивных средств и методов, как программирование психологической подготовки, сопряженное развитие двигательного и интеллектуального потенциала спортсменов, использование данных диагностики состояний спортсменов для срочной коррекции или преобразований этих состояний на основе гибкой логики организации тренировочного процесса.

    Система психологической подготовки предусматривает выделение двух основных ее разновидностей: 1) ранней психологической подготовки (начинается за 20-30 дней до старта соревнований); 2) непосредственной психологической подготовки в период пребывания спортсменов на месте соревнований.

    Технологически ранняя психологическая подготовка включает в себя: 1) анализ психологических условии предстоящих соревнований; 2) психодиагностику спортсменов с выделением оценки мотивационных и целевых установок, волевого настроя, типичных психических реакций на те или иные соревновательные ситуации, наиболее благоприятных ситуаций для реализации потенциальных возможностях обследуемого; 3) формируются установки спортсменов на преодоление трудностей тренировочного процесса на последнем этапе подготовки и преодоление трудностей соревновательной борьбы; 4) составляется программа психологической подготовки к соревнованиям; 5) моделируются психологические условия соревнований; 6) проверяется эффективность отдельных средств психической регуляции; 7) проверяется эффективность стимулирующих воспитательных воздействий; 8) реализуется программа психического восстановления после тренировочных нагрузок.

    Непосредственная психологическая подготовка, со стороны ее технологии, включает в себя: 1) оценку психического состояния спортсменов и команд по прибытии на место соревнований; 2) организацию психологического обеспечения тренировочного процесса; 3) психодиагностику потенциальных возможностей спортсменов накануне старта соревнований; 4) ментальную тренировку перед соревнованиями, включающую визуализацию наиболее вероятных моментов предстоящей борьбы и формирование чувства успеха; 5) психические воздействия перед стартом, после попыток, заездов, игр; 6) психическое восстановления по окончании отдельных этапов соревнований.

    К настоящему времени остаются недостаточно исследованными и в то же время перспективными следующие проблемы психологии спорта:

    • психогенетические факторы отбора талантов,
    • склонность спортсмена к прогнозированию, склонность к риску, способность к прогнозированию,
    • развитие потенциальных возможностей спортсменов в условиях, психологически моделирующих условия спортивной деятельности,
    • реализация психологического подхода к применению метода сопряженных воздействий в спортивной тренировке.
    • совершенствование психологических механизмов овладения тактическими навыками в процессе спортивной подготовки»
    • психическое восстановление спортсмена после нагрузок,
    • влияние внешних факторов (например, СМИ) на состояние и соревновательную деятельность спортсмена перед турниром,
    • средства и методы сохранения физического и психического здоровья спортсмена на протяжении всей спортивной карьеры.

    Психологическая подготовка спортсмена (содержание, задачи, принципы).

    Психическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

    Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

    Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

    Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

    Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

    Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.

    При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

    Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции.

    Управление на первых этапах, до периода непосредственной пред-соревновательной подготовки, подразумевается как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на:

    Оптимизацию условий тренировочной деятельности по формированию навыков решения оперативных задач;

    Развитие волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач;

    Регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.

    Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.

    В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки - реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

    О специальных методах психической подготовки в повседневной тренировке можно говорить в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или, если это не удалось сделать, снизить психическое перенапряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок.

    В том случае, когда психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических "внутренних опор", преодоление "барьеров", психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация "сильных" сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта.

    Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

    Построение психической подготовки связано с использованием определенных принципов.

    Принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательна, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации. Нельзя насаждать средства психического воздействия административными методами. Более того, спортсмен должен не просто верить "на слово" в эффективность этих средств; осознанность - это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа.

    Принцип систематичности. Успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Систематичность предусматривает работу по плану и преемственность, когда каждoe новое воздействие содержит влияниe предшествующих и готовит к будущим.

    Принцип всесторонности . Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект.

    Принцип согласованности относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия психического воздействия должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка (ПРТ) должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах (если предусматривается применение сокращенного варианта ПРТ).

    Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам.

    Похожие публикации