Психофизиологическая проблема в медицине и философии сегодня. Психофизиологическая проблема и ее возможное решение

  • 4.Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания. Культурные технологии опосредования памяти и мнемотехники.
  • 5. Индивидуальность, индивид, личность, субъект. Структура индивидуальности.
  • 6. Культурно-исторический подход к развитию психики л.С.Выготского. Понятие впф. Их специфика, структура и развитие.
  • 7. Личность как иерархия мотивов. Другие теории личности в современной психологии.
  • 8.Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятие и критерии.
  • 9. Основное содержание деятельностного подхода. Модель психического здоровья в деятельностном подходе. Психотерапевтический потенциал деятельностного подхода.
  • 19. Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.
  • 20. Основные идеи и вклад Рене Декарта в современное психологическое знание.
  • 21. Основные понятия и положения гештальтпсихологии, понятие инсайта (к.Дункер). Примеры гештальтфеноменов (м.Вертгаймер).
  • 22. Основные теории эмоций.
  • 23. Понятие «нормы» в психологии и ее критерии.
  • 24. Понятие ведущей деятельности в периодизации психического развития личности. (л.С. Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин).
  • 25. Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Способности и задатки. Способности и личность.
  • 26. Проблема личностного смысла. Смысл как отношение мотива к цели. Ситуативный смысл.
  • 27. Проблема распределения внимания. Внимание как политика распределения органического ресурса. (д. Канеман).
  • 28. Психология как наука. Ее место среди других наук о человеке. Отрасли современной психологии.
  • 29. Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии и психологии. Психофизиологическая проблема.
  • Исследования в школе к.Левина.
  • 31.Сознание как предмет научной психологии. Явления и свойства сознания по в.Вундту. Поток сознания (в.Джемс).
  • 3 Различных по своему функциональному значению образующих сознания.
  • 31. Темперамент в структуре индивидуальности. Общая характеристика теорий темперамента.
  • 33. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина. Опыт формирования внимательности у школьников.
  • 34. Характер в структуре индивидуальности. Основные теории характера.
  • 35. Возрастная периодизация психического развития и её разновидности. Проблема психологического возраста.
  • 10 Вопрос. Методы психологии: классификация, общая характеристика, возможности и ограничения
  • Различные классификации методов:
  • Методы наблюдение и эксперимент
  • 11. Мышление как предмет экспериментального исследования. Понятие задачи в психологии познания. Факторы, влияющие на успешность решения мыслительных задач.
  • 12. Общая характеристика бихевиоризма. Поведение. Подкрепление. Основные законы научения (Торндайк, Уотсон).
  • 13. Теория личности к.Левина в гештальтпсихологии. Понятие жизненного пространства и психологического поля. Квазипотребность.
  • 14. Общая характеристика психоанализа. Бессознательное. Психоаналитические методы. Индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга.
  • 15. Общая характеристика школы деятельности. Деятельность, действие, операция. Детерминация психического. (Леонтьев, Рубинштейн).
  • 16. Внимание и его виды. Основные свойства внимания, методы исследования.
  • 17. Память и ее виды. Основные процессы памяти.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.
  • 29. Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии и психологии. Психофизиологическая проблема.

    Психологи, как и представители любой конкретной науки, всегда в той или иной мере должны решать проблему соотнесения той реальности, которую они изучают, и других, тесно связанных с ней форм действительности, определить в целом место изучаемых в психологии явлений в общей системе мироздания. Поэтому для психологической науки весьма важно решение двух проблем: психофизической и психофизиологической .

    В истории - решение обеих проблем оказалось очень тесно связано между собой. Многие исследователи убеждены, что это одна и та же проблема, только по-разному называемая. Другие утверждают, что это разные проблемы - переход от психофизической проблемы к психофизиологической проблеме произошел уже в XVIII в.

    Психофизическая проблема - проблема соотношения психического с телесным (материальным) вообще, т. е. проблема места психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Поставлена в XVII в. французским философом Р.Декартом. (душа и тело, человек и космос)

    Декарт противопоставлял друг другу 2 субстанции: душу (мыслящая субстанция) и тело (протяженная субстанция). По его мнению, между ними не предполагается никаких общих свойств. Тем не менее, возникла проблема соотнесения между собой этих разделенных миров, которые каким-то образом в человеке взаимодействуют. Взаимодействие субстанций , по Р.Декарту, можно наблюдать при возникновении в человеке страстей, т.е. эмоциональных явлений.

    (С одной стороны, это страсти именно души (т.е. чувствует и страдает душа), однако, с другой - при возникновении любой из страстей огромную роль играют сугубо телесные процессы (мельчайшие частицы крови - «животные духи» по Декарту), которые, пробегая мимо «шишковидной железы» (эпифиз), где в наибольшей степени, по мнению Р.Декарта, проявляет свое действие душа, раскачивают ее и заставляют душу чувствовать страсти)

    Психическое, по Р.Декарту никак не связано с материальным миром (разве что оно «затрагивается» в душе «животными духами, но тогда речь идет о самых примитивных психических, т.е. душевных, процессах - восприятиях и страстях). А высшие психические процессы истоком своим имеют только саму душу и ведут себя согласно свободе воли души, т.е. непредсказуемо и необъяснимо с позиций детерминизма. Тем не менее, в позиции Р.Декарта есть своя «правда»: он полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним (отождествлены с ними).

      дуализм (душа и тело – 2 независимые субстанции) (Декарт)

    Монистические:

      материализм (сущ единая субстанция – природа, душа и тело – ее свойства; реально – только физ тело, психические процессы – побочные продукты) (например, Спиноза(17 век))

      идеализм (реальна – психика, телесная активность – феномены психики)

    Психофизиологическая проблема - проблема соотношения психического с одним конкретным видом материальных процессов - физиологическими процессами, т.е. проблему соотношения психического и физиологического. Также поставлена Декартом. (психика и мозг)

      Позиция параллелизма (тот же дуализм): независимость психики от физиологических процессов, происходящих в нервной системе, и наоборот. Причем, статус психического может занижаться, тогда психика вообще переходить в разряд эпифеноменов (сопутствующее, побочное явление). Пример – бихевиористы, бывшие уверенными, что термин «сознание», использ в психологии, ничего не добавляет к их знанию о поведении человека.

      Позиция взаимодействия (тоже в рамках дуализма): психика и тело влияют друг на друга. У Декарта: Душа, бестелесная сущность, оказывает влияние на тело, соприкасаясь с ним в шишковидной железе мозга (подробнее - см. выше). У. Джеймс разделял идею взаимодействия: мозг – это особый прибор, делающий духовные сущности явными в материальном мире, но не производящий эти сущности.

      Корреляционный подход: объединяет в себя 2 предыдущих. Сторонники этого подхода утверждают, что не знают, есть ли связь между мозгом и психикой, и какова она, но объективно фиксируют, что определенные воздействия на человека приводят к изменениям и там, и там. Также допускается существование 3 фактора, влияющего на обе сферы. Большинство современных ученых придерживаются этого подхода (нуркова)

      Принцип тождества: психическое и физиологическое – одно и то же, дело не в качественных, а степенных различиях. Мы уже обладаем достаточными знаниями, чтобы измерить физиологическое, и лишь приближаемся к тому, чтобы проникнуть в психическое.

      Принцип дополнительности (единства): (из квантовой физики, перенесен в психологию) С. Л. Рубинштейн: физиологическое и психическое – одна и та же отражательная деятельность, 2 стороны одного явления, но изучаемых соответственно психологией и физиологией в разных отношениях. Для полного описания (человека) нельзя игнорировать не то, не другое.

    30. Ситуативная мотивация и ее исследования в школе К.Левина. Феномен Б.В.Зейгарник. Уровень притязаний. (см. также 13 вопрос)

    К. Левин: понимание поведения возможно лишь исходя из целостной психологической ситуации, в которую включен субъект. Поведение – функция сложившегося в данный момент психологического поля, которое также включает в себя воспоминания о прошлом и предвосхищения будущего.

    V-поведение, Р – личностные факторы, U – факторы окружения (уравнение поведения по К. Левину)

    Если баланс между субъектом и средой нарушается (p не равно u), у человека - состояние напряженности, которую Левин назвал квазипотребностью . Человек стремится редуцировать это напряжение, возникает деятельность. Квазипотребность – намерение совершить какое-либо целенаправленное действие. (Еще определение - социально обусловленная потребность, возникшая в данный момент.)

    Таким образом, деятельность, поведение человека определяется его внутрипсихологическими потребностями и мотивами . Источник мотивации - не внутри субъекта, но и не вовне, а во взаимодействии субъекта с объектом.

    Рассматривая вопросы взаимосвязи и мозга, мы не можем не познакомиться с так называемой психофизиологической проблемой.

    Говоря о естественнонаучных основах психики, мы сегодня не сомневаемся в том, что между психикой и мозгом существует определенная взаимосвязь. Однако и в наши дни продолжает обсуждаться проблема, известная с конца XIX в. как психофизиологическая. Она является самостоятельной проблемой психологии и носит не конкретно-научный, а методологический характер. Она имеет отношение к решению ряда фундаментальных методологических вопросов, таких как предмет психологии, способы научного объяснения в психологии и др.

    В чем суть этой проблемы? Формально она может быть выражена в виде вопроса: как соотносятся физиологические и психические процессы? На данный вопрос есть два основных ответа. Первый в наивной форме был изложен Р. Декартом, считавшим, что в головном мозге имеется шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а животные духи на душу. Или, другими словами, и физиологическое находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга. Подобный подход получил название принципа психофизиологического взаимодействия.

    Второе решение известно как принцип психофизиологического параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами.

    На первый взгляд истинность первого подхода, заключающегося в утверждении психофизиологического взаимодействия, не вызывает сомнения. Мы можем привести множество примеров воздействия физиологических процессов мозга на психику и психики на физиологию. Все же, несмотря на очевидность фактов психофизиологического взаимодействия, существует ряд серьезных возражений против этого подхода. Одно из них заключается в отрицании фундаментального закона природы – закона сохранения энергии. Если бы материальные процессы, какими являются физиологические процессы, вызывались психической (идеальной) причиной, то это означало бы возникновение энергии из ничего, поскольку психическое не является материальным. С другой стороны, если бы физиологические (материальные) процессы порождали психические явления, то мы столкнулись бы с абсурдом другого рода – энергия исчезает.

    Конечно, на это можно возразить, что закон сохранения энергии не совсем корректен, но в природе мы вряд ли найдем другие примеры нарушения этого закона. Можно говорить о существовании специфической «психической» энергии, но в этом случае снова необходимо дать объяснение механизмам превращения материальной энергии в некую «нематериальную». И наконец, можно говорить о том, что все психические явления материальны по своей сути, т. е. являются физиологическими процессами. Тогда взаимодействия души и тела есть процесс взаимодействия материального с материальным. Но в этом случае можно договориться до полного абсурда. Например, если я поднял руку, то это есть акт сознания и одновременно мозговой процесс. Если я после этого захочу ею ударить кого-либо (например, своего собеседника), то этот процесс может перейти в моторные центры. Однако если нравственные соображения заставят меня воздержаться от этого, то это означает, что нравственные соображения – это тоже материальный процесс.

    Вместе с тем, несмотря на все рассуждения, приведенные в качестве доказательства материальной природы психического, необходимо согласиться с существованием двух явлений – субъективных (прежде всего фактов сознания) и объективных (биохимических, электрических и других явлений в мозге человека). Вполне естественно было бы предположить, что эти явления соответствуют друг другу. Но если мы соглашаемся с этими утверждениями, то мы переходим на сторону другого принципа – принципа психофизиологического параллелизма, утверждающего о невозможности взаимодействия идеальных и материальных процессов.

    Следует отметить, что существует несколько течений параллелизма. Это дуалистический , исходящий из признания самостоятельной сущности духовного и материального начала, и монистический параллелизм, который видит все психические и физиологические явления как две стороны одного процесса. Главное, что их объединяет, – это утверждение, что психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга. То, что происходит в сознании, соответствует тому, что происходит в мозге, и наоборот, но эти процессы не зависят друг от друга.

    Мы могли бы согласиться с данным утверждением, если бы рассуждения в данном направлении постоянно не закапчивались отрицанием существования психического. Например, независимый от психического мозговой процесс чаще всего запускается толчком извне: внешняя энергия (световые лучи, звуковые волны и т.д.) трансформируется в физиологический процесс, который преобразуется в проводящих путях и центрах, принимает форму реакций, действий, поведенческих актов. Наряду с этим, никак не влияя на него, развертываются события в сознательном плане – образы, желания, намерения. При этом психический процесс никак не влияет на физиологические процессы, в том числе и поведенческие реакции. Следовательно, если физиологический процесс не зависит от психического, то всю жизнедеятельность человека можно описать в понятиях физиологии. В этом случае психика становится эпифеноменом – побочным явлением.

    Таким образом, оба рассматриваемых нами подхода оказываются не в состоянии решить психофизиологическую проблему. Поэтому единого методологического подхода к исследованию проблем психологии не существует. С каких позиций будем исходить мы, рассматривая психические явления?

    Из вышеизложенного следует, что существует тесная связь между психическими и физиологическими процессами. Поэтому, рассматривая психические явления, мы будем всегда помнить о том, что они находятся в тесном взаимодействии с физиологическими процессами, что они, вероятнее всего, обусловливают друг друга. При этом мозг человека является тем материальным «субстратом», который обеспечивает возможность функционирования психических явлений и процессов. Поэтому психические и физиологические процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека.


    Просмотров: 10602
    Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология

    Суть психофизиологической проблемы – в соотношении мозга и психики, психического и физиологического. Психофизиологическая проблема является частным аспектом проблемы психофизической, в центре которой – вопрос о месте психического в природе, о соотношении психических и материальных явлений. Психофизическая проблема стала уступать место в психологии психофизиологической проблеме с XVII века, что связано с развитием медицины. С конца XIX века о психофизической проблеме практически перестали говорить.

    Психофизиологическая проблема - вопрос о соотношении психических и физиологических процессов в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии.

    Проблема соотношения психики и мозга, души и тела, разведения их по разным уровням бытия имеет глубокие исторические традиции, прежде всего традиции европейского мышления, отличные от восточных систем миросозерцания. В европейской традиции термины “душа” и “тело” впервые стал рассматривать с научных позиций выдающийся философ и врач Рене Декарт, живший в XVII веке. По представлению Декарта, тело – это автомат, действующий по законам механики и только при наличии внешних стимулов. Именно Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведенческого акта (хотя сам термин “рефлекс” был предложен спустя столетие). Душа, напротив, - особая сущность (субстанция), состоящая из непротяженных явлений сознания – “мыслей”. Именно мысль является наиболее доступным объектом самонаблюдения. Отсюда знаменитое утверждение: “Я мыслю, следовательно, я существую”.

    Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции. Однако как душа может влиять на деятельность тела, так и тело, в свою очередь, способно сообщать душе сведения о внешнем мире. Для объяснения этого взаимодействия Декарт предположил, что в мозгу человека имеется специальный орган – шишковидная железа – посредник между душой и телом. Воздействие внешнего мира вначале передается нервной системой, а потом тем или иным способом “некто” (гомункулус) расшифровывает содержащуюся в нервной деятельности информацию. Учение Декарта получило название дуализма Декарта.

    Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т.Гоббс и Б.Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но позитивно решить психофизиологическую проблему они не смогли. Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов. Спиноза, полагая, что порядок идей тот же, что и порядок вещей, трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции – природы.

    Выдающийся философ и математик Г.В.Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизиологического параллелизма. Согласно его представлениям, душа и тело действуют независимо и автоматически в силу своего внутреннего устройства, но действуют удивительно согласованно и гармонично. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо. Итак, психофизиологический параллелизм – противопоставление психики и мозга как независимо существующих друг от друга явлений; вариант толкования психофизиологической проблемы, согласно которому психическое и физиологическое представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных между собой отношениями причины и следствия.

    Материалистическую интерпретацию психофизиологический параллелизм получил у Д.Гартли и других натуралистов. Психофизиологический параллелизм особую популярность приобрел в середине XIX в., когда с открытием закона сохранения энергии стало невозможно представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвинское учение требовало понимания психики как активного фактора регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизиологического взаимодействия (У.Джеймс). В конце XIX – начале XX века получила распространение махистская трактовка психофизиологической проблемы, согласно которой душа и тело построены из одних и тех же “элементов”, а поэтому речь должна идти не о реальных взаимосвязях реальных явлений, а о корреляции между “комплексами ощущений”. В противоположность различным идеалистическим концепциям диалектический материализм трактует психофизиологическую проблему, исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, которое возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия.

    Итак, первое решение психофизиологической проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

    В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы: психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие.

    Психофизиологическая идентичность – полное отождествление психического с физиологическим. Примером такого подхода может служить метафора: “Мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь”.

    Психофизиологическое взаимодействие – идеалистический подход к психофизической проблеме, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга и взаимодействующих между собой. Дуализм этой концепции (восходящей к Р.Декарту) несовместим с научным объяснением психической регуляции поведения человека как целостного существа.

    Эволюция представлений о рефлексе. Высказанная Декартом идея о рефлекторном принципе организации простейших поведенческих актов нашла свое плодотворное развитие в дальнейших исследованиях, в том числе направленных на преодоление психофизиологического параллелизма. Большую роль в этом сыграл выдающийся русский физиолог И.М.Сеченов. Он обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга.

    Сеченов утверждал, что психические акты носят такой же строго закономерный и детерминированный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными. Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных рефлексов - это рефлексы с усиленным и задержанным концом, при которых происходит актуализация прошлого опыта. Мысль, по Сеченову, – это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием – это аффект или эмоция. Он ввел также представление о психическом элементе – интегральной части рефлекторного процесса, благодаря которому организм может активно приспосабливаться к среде. Рассматривая психическое чувствование как неотъемлемый элемент внутренней структуры рефлекса, Сеченов прочно связал понятие психического с рефлексом, обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности.

    В дальнейшем в исследованиях И.П.Павлова и его школы исследования рефлекторной деятельности мозга получили глубокое теоретико-экспериментальное развитие.

    Вопросы к зачёту по психофизиологии.

      Предмет и задачи психофизиологии

      Разделы психофизиологии

      Психофизиологическая проблема и варианты её решения

      Теория функциональных систем Анохина П.К., схема организации поведенческого акта (этапы)

      Метод электроэнцефалографии: ритмы ЭЭГ, их частотные характеристики, функциональное значение, связь с патологическими процессами

      Клинический и статистический методы анализа ЭЭГ. Спектральный анализ, когерентность.

      Томографические методы: КТ, МРТ, ПЭТ

      Метод вызванных потенциалов

      Методы анализа ритма сердца: ЭКГ, индекс напряжения Баевского

      Методы изучения сосудистых реакций: артериальное давление, плетизмография.

      Электрическая активность кожи (кожно-гальваническая реакция)

      Электромиография

      Электроокулография

      Исследование дыхания

      Полиграфическая регистрация физиологических показателей (полисомнография, детекция лжи).

      Биологическая обратная связь

      Подходы к определению функциональных состояний. Понятие об оптимальном ФС, роль ретикулярной формации

      Стадии сна, их отличие по ЭЭГ, вегетативным показателям, психической активности

      Стресс. Учение Г. Селье об общем адаптационном синдроме (ОАС). Нейрогуморальные процессы во время стресса.

      Теории сознания, механизмы осознания стимулов

    Ответы к зачёту по психофизиологии.

      Предмет и задачи психофизиологии.

    Психофизиология (психологическая физиология) - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Это наука о связи Ψ-х переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека ч/з призму физиологических изменений. Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

    Предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология - это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности. Предмет общей психофизиологии - физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

    Задачей психофизиологии является анализ целостных форм Ψ-ой деят-ти.

    Главная задача - причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

    2. Разделы психофизиологии.

    Разделы или прикладные области психофизиологии: клиническая психофизиология, педагогическая психофизиология, социальная психофизиология, эргономическая психофизиология, экологическая психофизиология, онтогенетическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений, психофизиология алкоголизма и наркомании.

    Основные направления теоретической психофизиологии: психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации; психофизиология восприятия; психофизиология внимания; психофизиология памяти и научения; психофизиология движений и управления вегетативными реакциями; психофизиология воли; психофизиология мышления и речи; психофизиология эмоций; психофизиология функциональных состояний, стресса, сна; дифференциальная психофизиология; психофизиология тревожности, агрессивности, депрессии; системная психофизиология; психофизиология сознания и его измененных состояний; возрастная психофизиология.

    3. Психофизиологическая проблема и варианты её решения.

    Психофизиологическая проблема - проблема соотношения между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле), составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

    В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы: психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие. Первое представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известное выражение: «Мозг вырабатывает мысль, как печень - желчь».

    Психофизиологическое взаимодействие представляет собой вариант паллиативного, т.е. частичного решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

    Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не ушел в прошлое. Известно, что выдающиеся физиологи XX века Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Целью психофизиологического исследования, по их мнению, должно быть выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

    Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда очень необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не «продуцирует дух», но «обнаруживает его». Получаемая органами чувств информация «материализуется» в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом возникают новые вопросы: что является «носителем» духа вне мозга, с помощью каких рецепторов воспринимается организмом человека внешний «дух» и т.д.

    Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

    1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности

    2. Психическое - это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое - это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

    3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

    Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы "мозг - психика" повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.

    Мыслителей в разные времена волновало, каким образом материальное, физическое (головной мозг), может порождать идеальное, духовное (мысли, чувства, поезда и т.д.). Впоследствии этот вопрос, один из ключевых и традиционных для психофизиологии, получило название психофизиологической проблемы.

    Психофизиологическая проблема - это проблема характера соотношения психической деятельности и деятельности ее головного мозга.

    За время развития научного знания существовали различные подходы к ее решению. Сначала ее пытались решать как психофизическую проблему. При решении психофизической проблемы рассматривался вопрос включения души (сознания, мышления) в общую механику мироздания, ее связь с Богом, изобретение собственного места для психического (сознания, мышления) в целостной картине мира.

    Так, Р. Декарт рассматривая душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции, стал родоначальником параллелизма (методологической позиции, отрицает взаимодействие психики и мозга).

    Учение Декарта, выходит в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал - материального и духовного, получило название дуализма Декарта. Подобных взглядов придерживались многие последователи Декарта. Например, в соответствии с представлениями Г. Лейбница, душа и тело действуют независимо и автоматически в силу своей внутренней строения, но действуют согласованно и гармонично, подобно пары точных часов, которые всегда показывают то же время .

    Значительную роль в преодолении психофизиологического параллелизма сыграл И.М. Сеченов, который подчеркивал, что нельзя ни отождествлять психическое и физиологическое, ни разделять их. Сущность его психофизиологической концепции заключалась в том, что:

    ♦ психическое и физиологическое, нервное являются двумя различными по степени сложности деятельностями головного мозга

    ♦ внутренний, психический мир не может быть полностью сведен к его материальных, нервных основ;

    ♦ психическое и нервное имеют глубокое внутреннее родство;

    ♦ психическая деятельность и организация зависят от нервной деятельности и организации;

    ♦ психическое участвует в поведении как высший регулятор.

    Определенным образом взгляды И.М. Сеченова получили развитие

    в трудах И.П. Павлова, психофизиологическая концепция которого, объясняя физиологические основы психической деятельности, создавала условия для объяснения самой психической деятельности. Павлов считал, что поскольку физиологическая деятельность, лежащая в основе психики и предопределяет ее, полностью детерминированной и представляет собой отражение окружающего мира, постольку и психическая деятельность, зависит от своего физиологического фундамента, должна рассматриваться, как детерминирована внешним миром, но как несравненно сложнее .

    Среди зарубежных психофизиологических концепций XX в., Связанные с решением психофизиологической проблемы, выделяются три основных направления: 1-й - дуалистические концепции, исходящие из принципиальной разнородности двух противоположностей - материи и духа; 2-й - концепции параллелизма, которые пытаются синтезировать материалистические и идеалистические подходы; 3-й - концепции, в которых выражаются идеи зависимости сознания от материальной организации человека .

    Несколько концепций, которые имеют отношение к решению психофизиологической проблемы, были сформулированы в советской науке.

    Поскольку сущность первой концепции можно кратко выразить в тезисе - "психическое является формой движения материи", она не оставляет места для категории идеального и субъективного, а потому, по сути снимая категорию психического, снимает и саму психофизиологическую проблему. Сущность второй заключалась в понимании соотношения психического и физиологического как низшего и высшего. Представители третьей определяли психическое, идеальное как качество определенного класса физиологических процессов, протекающих в головном мозге.

    И последняя, четвертая концепция, в рамках которой психофизиологическая проблема решается наиболее полно, базируется на теории функциональной системы П.К. Анохина. По мнению целого ряда выдающихся ученых: Б.Ф. Ломова, В.Б. Швырковым, К.К. Платонова, Е.П. Ильина, К.В. Судакова и других, подход к решению проблемы соотношения психологии и физиологии стал возможным именно на основе теории функциональной системы и связан с изучением общих принципов целостной деятельности организма.

    Основываясь на указанной концепции, можно сказать, что решение психофизиологической проблемы заключается в том, что соотношение психических и физиологических процессов рассматривается не с помощью прямого сопоставления, а через их сочетание в единую систему в которое осуществляется с помощью качественно своеобразных системных процессов. Таким образом, психическое и физиологическое выступают одно по отношению к другому именно как системные процессы .



    Похожие публикации