Проявления синдрома Аспергера у взрослых людей. Особенности течения заболевания

У детей изучены очень полно, необходимость его ранней диагностики – тема множества исследований. Тем не менее, очень редко удаётся выявлять синдром Аспергера у детей младше 2 лет. Это связано с тем, что в более раннем возрасте социальные взаимодействия у ребёнка ещё не сформированы, и основные признаки болезни не заметны. В возрасте 2 – 3 года появляется ряд типичных симптомов синдрома Аспергера, которые можно разделить на несколько групп.

Социальные проявления

Самыми ранними проявлениями синдрома Аспергера могут стать трудности со сном в младенчестве. Дети с трудом засыпают и часто просыпаются, реагируют даже на самые тихие звуки, отказываются спать по ночам. Они могут быть необычно спокойными или наоборот капризными, чрезмерно активными, подвижными. Часто встречается высокая избирательность в пище.

Первые социальные симптомы появляются с началом посещения ребёнком детского сада. Они не желают оставаться в группе, плачут, цепляются за родителей, не отпускают их. Адаптация к условиям и режиму дня сада сильно затруднена. Дети с синдромом Аспергера не проявляют интереса к другим детям в саду. Их игры рассчитаны на одного человека, а место для них выбирается уединённое, где остальные дети не станут мешать. Склонности к общению с другими детьми больные также не проявляют. Для них не характерно употребление слов «друг», «подруга», «дружим».

При этом умственное развитие ребёнка вполне соответствует возрасту, речь у большинства развивается нормально, запас слов достаточный.

Часто дети с синдромом Аспергера оказываются часто болеющими, что усугубляет их социальную изоляцию.

Синдром Аспергера у детей также проявляется непониманием эмоций окружающих и неспособностью выразить собственные эмоции. Это делает их бестактными, непонятными, безэмоциональными по мнению окружающих и дополнительно затрудняет общение. В результате дети с синдромом Аспергера предпочитают общаться со взрослыми, используя свои энциклопедические знания в какой-либо области.

Интеллект и речь

Интеллект при синдроме Аспергера не страдает. Обычно он средний по возрасту, иногда превышает средние показатели. У многих детей с синдромом Аспергера имеется ограниченный перечень интересных им областей, в которых они изучают всю доступную информацию и обладают практически энциклопедическими знаниями благодаря отличной долговременной памяти. В остальных сферах знаний они не заинтересованы, поэтому изучают их с большой неохотой и только под контролем. Также синдром Аспергера у детей проявляется недостаточной способностью к абстракции, самостоятельному решению задач, осмыслению отвлечённых понятий. Часто, несмотря на отличную память и глубокие знания, дети с синдромом Аспергера не умеют их применять.

Речь у детей-аспи развита хорошо, в большинстве случаев они опережают сверстников. Однако это развитие одностороннее – богатый словарный запас сопровождается бедностью интонаций, монотонностью, необычным тембром голоса или скоростью речи. Они активно используют слова из книг по интересующим их темам, поэтому речь часто характеризуется как «академическая».

Характерной особенностью общения детей с синдромом Аспергера является пренебрежение реакцией собеседника. Они могут очень долго рассказывать о своих увлечениях, не обращая внимания на явную потерю интереса или демонстрацию скуки. Часто они не могут первыми начинать беседу. Может встречаться чтение без понимания смысла прочитанного – семантическая дислексия. Дети-Аспергеры имеют выраженную склонность к письменному изложению мыслей.

Двигательная и чувствительная сферы

Дети с синдромом Аспергера очень чувствительны к любым внешним раздражителям – свету, резким звукам, прикосновениям, внешнему шуму, запахам. С раннего детства у них вырабатываются устойчивые модели поведения, которым они неукоснительно следуют. Любое нарушение этих ритуалов приводит к приступам тревоги или паники, вплоть до физического недомогания. Часто дети с синдромом Аспергера очень избирательны в еде, твёрдо отказываясь есть новые или не нравящиеся им блюда.

Физическое развитие при синдроме Аспергера запаздывает. Движения у детей нескоординированные, неуклюжие. Затруднено развитие мелкой моторики, эти дети гораздо позже остальных обучаются завязыванию шнурков, застёгиванию пуговиц, собиранию конструкторов с мелкими деталями. Поэтому же они с трудом обучаются письму, а впоследствии у детей-аспи неразборчивый, неаккуратный почерк. Также сенсорный дефицит проявляется неуклюжестью походки, необычным положением при беге, длительным нахождением в неудобной позе. Значительная часть детей с синдромом Аспергера страдает навязчивыми движениями.

Синдром Аспергера у детей может проявляться различными страхами, в том числе бытовых предметов или природных явлений. Особенно парадоксальными эти страхи выглядят в сравнении со слабым инстинктом самосохранения и недостаточной осторожностью в опасных ситуациях.

Лечение

Слово «лечение» не совсем точно передаёт суть терапии детей с синдромом Аспергера. В большей мере это обучение их жизни в обществе. И максимально раннее его начало поможет достичь лучшей адаптации.

Ребёнку обязательно нужно рассказать о его состоянии и особенностях, как только он сможет воспринять эту информацию. Это предотвратит множество комплексов и невротических реакций и мотивирует ребёнка на активное участие в лечении.

Подходы к терапии меняются по мере взросления детей. Дошкольники явно предпочитают общество взрослых, и для обучения их социальному взаимодействию взрослый партнёр по играм должен копировать поведение детей соответствующего возраста. Таким образом можно отыграть различные ситуации – как повседневное, нормальное общение, так и различные конфликтные ситуации, споры и насмешки со стороны других детей. Так ребёнок получит необходимые для относительно полноценного общения навыки. Важно во время игры соблюдать равнозначность вклада обоих участников и игру по очереди. При необходимости взрослый может притвориться, что не справляется с игрой, для стимулирования ребёнка. Позже к совместным играм можно подключать других детей, в первую очередь братьев и сестёр.

В раннем школьном возрасте можно использовать социальные истории, написанные индивидуально для каждого ребёнка и объясняющие причины поступков других людей, раскрывающие необходимость социальных знаков в общении и дающие ребёнку действенные механизмы общения со сверстниками. Такие истории должны быть написаны в позитивном ключе, с конструктивными предложениями и описанием эмоций окружающих. Минимум половина историй должна описывать достижения ребёнка. Автор методики Кэрол Грей даёт очень подробные рекомендации по написанию таких историй.

В препубертантном периоде явным становится разделение детей по половому признаку, усиливается потребность в одобрении со стороны окружающих. Друзья становятся главным источником поддержки, а их мнение приобретает первостепенную важность. В этом возрасте родителям и учителям возможно придётся поспособствовать заведению дружеских связей детьми с синдром Аспергера. Этому помогут общие занятия, вылазки. Важно следить, чтобы все участники получили приятные впечатления от мероприятия.

Детей, с которыми у ребёнка-аспи складываются относительно дружеские отношения, можно дополнительно поощрять, объяснять им особенности состояния больного, просить о помощи в сложных социальных ситуациях. В этом возрасте гораздо лучше воспринимаются советы и поддержка сверстников. Поэтому крайне важно наличие одного-двух детей, которые поддержат больного ребёнка в случае необходимости.

Для подростков можно рекомендовать изучение пособий по самопомощи, общение в интернете с другими людьми с синдромом Аспергера, тренинги ораторского искусства или лечение у логопеда, изучение детских книги о дружбе, предназначенных здоровым детям для лучшего понимания её сути.

Реакция на сильный шум и столпотворение

Социальные взаимоотношения: Чтобы обнаружить ключевые проявления симптома Аспергера, понаблюдайте за поведением ребенка.

  • Синдром Аспергера может проявляться в том, что ваш ребенок инициирует общение, но испытывает трудности в поддержке процесса коммуникации. Например, посредине игры с другим малышом ваш сын или дочь может встать и выйти из комнаты.
  • Дети с синдромом Аспергера предпочитают играть в одиночестве, и приближение другого ребенка может расстроить их. Они настроены на контакты только тогда, когда желание пообщаться исходит от них самих (например, привлекает какая-то игрушка или хочется обсудить что-то).
  • Следует насторожиться, если у ребенка плохая культура общения с другими людьми. Например, они могут перебить посредине фразы или избегают смотреть в глаза. Еще одним симптомом Аспергера может стать ограниченное использование мимики, жестов, пантомимики (поза) и других физических проявлений эмоций.
  • Воображение детей с Аспергером развивается в особенном ключе. Например, они могут не любить коллективные игры и даже противятся восприятию их правил. Они могут предпочитать игры с четко установленным алгоритмом действий, например, повторять много раз любимую сказку или телешоу. Они также могут любить миры собственных грез, но почти всегда противятся играть социальные роли. Такой ребенок может предпочитать "собственный фантазийный мир" играм со сверстниками. Даже играя с друзьями, они нередко стараются навязать собственные игры.
  • Ребенок с Аспергером часто затрудняется в распознании и понимании эмоций других людей. Например, дитя с синдромом Аспергера не может понять желание других побыть наедине. Пренебрежение чувствами других может казаться равнодушием, но это не сознательное проявление воли ребенка, а нечто, с чем он пока не может справиться.

Посмотрите, с кем предпочитает играть ребенок. Если он всегда стремится быть со взрослыми, а не со сверстниками, это может свидетельствовать о синдроме Аспергера.

Обратите внимание, если ребенок разговаривает ровным, монотонным голосом. Это один из явных признаков синдрома Аспергера. В некоторых случаях вся речь может казаться странной или на повышенном тоне. Аспергер также может ухудшать акцентирование слов и общую ритмику речи.

  • Будьте бдительны в период освоения речи, когда ребенок начинает соединять слова (в большинстве случаев этот процесс начинается с двухлетнего возраста).

    • Обратите внимание, что в некоторых случаях ребенок с синдромом Аспергера обладает отличными навыками речи и очень общительный. Например, он может легко назвать все предметы в комнате. В этом случае нужно насторожиться, если речь звучит чересчур формально, или если создается впечатление, что ребенок скорее перечисляет факты, а не старается передать мысли и эмоции. Также нужно быть внимательным, если общительный ребенок испытывает затруднения речи в определенных случаях, например, в новой обстановке или вне семьи. Не относите это только к стеснительности, полагаясь на то, что с близкими родственниками ребенок общается нормально.
  • 02.04.2017 09:00:00

    Жозефина Мил, почетный исполнительный директор колледжа Diablo Valley, мать двоих детей и бабушка четырех внуков, углубленно исследовала с момента постановки диагноза ее внуку, и вместе с ним составила гид, благодаря которому вы узнаете основные симптомы синдрома Аспергера у детей и его особенности.

    Согласно исследованиям, Аспергер и другие формы присутствует в среднем у 1 из 88 детей в США. Большинство ученых соглашаются с тем, что главной причиной возникновения расстройства являются гены. Многие известные личности проявляли синдромы Аспергера: Вольфганг Амадей Моцарт, Альберт Эйнштейн, Мария Кюри и Томас Джефферсон.

    Дети с расстройством аутического спектра часто испытывают социальные и физические неудобства; у них могут быть проблемы с концентрацией внимания, заведением друзей и поглощающий интерес к определенной сфере жизнедеятельности. Но чтобы диагноз подтвердился, одного-двух признаков недостаточно — у ребенка должны проявляться различные симптомы, проблемы с социальным взаимодействием, касающиеся семьи, друзей, самооценки или школы.

    Многим детям с подобным расстройством необходимо лечение, чтобы помочь улучшить концентрацию внимания, уменьшить агрессию и депрессию. Спустя какое-то время, следуя инструкция по лечению и терапии, дети могут научиться понимать социальные сигналы. Итак, разные взгляды на синдром Аспергера — с научной точки зрения от бабушки, с личной — от Ника.

    Жозефина Мил с внуком

    Синдром Аспергера является одной из форм аутизма; у детей с синдромом Аспергера наблюдается необычное поведение хотя проблем с речью или интеллектом нет. Чтобы помочь родителям лучше понимать симптомы синдрома Аспергера и его особенности, мы с мои 10-летним внуком Ником создали «путеводитель» по болезни. Нику поставили диагноз Аспергера в 6-летнем возрасте. Он умный, отзывчивый, честный и веселый мальчик с нестандартным мышлением. Он считает синдром своей проблемой, и хочет, чтобы люди больше о ней знали.

    Фото Тимоти Арчибальда

    Отчуждение

    Дети с синдромом Аспергера всегда больше наблюдатели, чем участники. Они кажутся отчужденными, но на деле в стороне их удерживает недостаток социальных навыков. Просто «игра» для них слишком абстрактное понятие, поэтому им лучше удаются занятия с четкими правилами, где нужно играть по очереди, а не все вместе в беспорядочном веселье.

    Ник: иногда дети думают, что я не хочу играть, но это не так. я просто не знаю, как попросить взять меня к себе, поэтому жду приглашения. Или же не понимаю, что они делают, поэтому наблюдаю и пытаюсь уловить правила.

    Поведение

    Многие думают, что люди с расстройством аутического спектра, имеют проблемы с поведением, но это вовсе не так. Они имеют проблему со здоровьем — когда их мозг слишком сильно стимулируется или пребывает в замешательстве, ребенок может неправильно реагировать, часто даже агрессивно.

    Ник: мой мозг одновременно посылает слишком много сигналов. Это как будто 10 человек в одно и то же время будут говорить мне, что делать. Когда я теряюсь, я могу сбросить все со стола, закричать или уйти прочь из комнаты. Мне нужно пару минут, чтобы привести в порядок мысли. Например, мой учитель в школе разрешает мне пойти «остыть» в коридор, когда мне это нужно.

    Разговор

    Ник: мне тяжело начать или поддержать беседу, потому что я толком не знаю, что мне говорить, если не звучит вопрос. Чаще всего я отвечаю просто «да» и «нет». Но вот, если вы спросите меня о поездах, самолетах, компьютерах, электричестве или торнадо, вам меня не остановить. В любом случаем — не бойтесь завести со мной разговор.

    Фото Тимоти Арчибальда

    «Не такой»

    Около семи лет дети узнают, что они не совсем такие, как остальные дети в школе. Возможно, ребенку сложно будет выделить то, что говорит учитель среди остального потока информации. Или визуализация на уроке, которая отлично помогает другим детям (яркие, привлекающие внимание плакаты или интерактивные доски) вызовет у такого ребенка смущение и нервозность из-за сенсорной перегрузки.

    Ник: моя учительница со мной обращается иначе, чем с остальными детьми. Она знает, что если меня посадить посередине ряда, я могу разнервничаться, поэтому я всегда сижу в конце. Она также знает, что я нервничаю, когда за мной и передо мной кто-то стоит, поэтому я всегда стою в начале или конце шеренги.

    Зрительный контакт

    Дети с Аспергером зрительного контакта обычно избегают, даже в младенчестве. Они могут смотреть мимо вас, над вами, под вами, но не на вас. Поэтому они и не могут читать эмоции на лице и знать, когда человеку больше не интересно, он расстроен их поведением или пытается послать им какой-то сигнал.

    Ник: если я не смотрю вам в лицо, не значит, что я не слушаю. Мне действительно неудобно и странно смотреть кому-то в глаза. Иногда, взглянув в глаза человека, мне сложно сфокусировать на том, что он говорит.

    Фото Тимоти Арчибальда

    Любимая тема

    Дети с синдромом Аспергера любят специфические вещи, например, роботов, погоду, новости, чтение, игры с водой и канал Дискавери. Они всегда стараются обсудить все детали своего любимого предмета или занятия, интересно вам это или нет. Такие дети также очень любят собирать Лего, делать поделки из бумаги, песка или дерева.

    Ник: я очень люблю строить. Мне понадобилось полтора месяца, чтобы построить бумажный городок, потому что у меня постоянно появлялись новые идеи. Я остановился только, когда наш кот разрушил мою постройку. Я люблю смотреть программы о науке и технике, они вдохновляют меня. У меня хорошо идет математика, орфография и точные науки, а вот с почерком, живописью и физкультурой проблемы.

    Группы

    Группы для таких детей — проблема, потому что у них чрезвычайно сильный слух, а уровень шума может обескураживать. Зачастую они просто начнут странно себя вести, выдавать грубые звуки или просто покинут помещение. Такая реакция может нарушить семейные встречи, походы в кино, переменки или школьные концерты. Если вы видите, что ребенок напряжен, дайте ему передохнуть, отведя в тихое уютное место.

    Ник: Шума в столовой, на площадке или в классе мой мозг иногда не выдерживает. Я начинаю закрывать уши или опускать голову, чтобы стало хоть немного тише. Однажды я встал и ушел из концертного зала, потому что африканские барабаны играли настолько громко, что я весь дрожал.

    Гиперактивность

    Гиперактивность — обычный для детей с синдромом Аспергера симптом. Они могут сами бегать по площадке без причины, не умолкая говорить об интересующих их вещах, всю ночь не спать, стучать руками, ногами, карандашом по столу, выкрикивать слова или звуки в неподходящее время.

    Ник: иногда я лаю или мяукаю, кручу карандаш или стучу по мебели пока размышляю о чем-то. Я не отдаю себе в этом отчет, пока меня кто-то не остановит. Иногда я выкрикиваю что-то — просто мой мозг требует немедленно что-то выдать, а разрешения особенно не спрашивает.

    Фото Тимоти Арчибальда

    Импульсивность

    Импульсивное поведение ребенка может смущать родителей в социальной среде. Дети не могут увидеть ситуацию чужими глазами. К 9 годам другие дети осваивают навык контролировать импульсивное желание что-то выкрикнуть, перебить, закричать или спрятаться под стол. Для детей с синдромом Аспергера по мере взросления социальные запреты становятся проблемой. Родители должны прогонять с ними ситуацию по ролям, чтобы ребенок понял, как строится социально приемлемое поведение. И проинформируйте окружающих — родственников, друзей, соседей и учителей — о расстройстве своего ребенка и о том, каким может быть его поведение, чтобы они могли помочь и подстроиться.

    Ник: когда я был в третьем классе, я попросил бабушку, которая тоже работает учителем, прийти ко мне в школу и поговорить с моим классом о синдроме Аспергера. После этого дети стали лучше ко мне относиться и больше понимать, потому что больше не считали меня придурком.

    Шутки

    Многие дети с синдромом Аспергера настроены исключительно на факты и поэтому воспринимают информацию буквально — вот почему им иногда сложно понять шутку. Они любят информацию, но не могут отличить юмор от серьезности.

    Ник: я не понимаю шуток и розыгрышей. Мне сложно уловить интонацию или особое выражение лица. Обычно я переспрашиваю «Серьезно?» и мне становится не по себе, потому что вы, как оказалось, имели в виду не то, что говорили. Пожалуйста, предупреждайте, когда дурачитесь.

    Детский сад

    Детский сад — особая сложность в жизни «особенного» ребенка. Здесь все новое и незнакомое — воспитатели, дети, шум, правила, распорядок дня — и спрятаться некуда. Чтобы облегчить эту перемену в жизни для ребенка, поговорите с воспитателем заранее и осмотрите помещение. Кроме того, если есть возможность, заранее познакомьте ребенка с детьми из новой группы.

    Ник: я очень хотел в садик. Но когда я там оказался, вокруг меня было много детей и шум. Мне даже дышать стало тяжело. Моя воспитательница думала, что у меня проблемы с поведением и кричала на меня каждый день, пока бабушка и мама не поговорили с директором. После этого отношение ко мне стало лучше и я снова полюбил садик.

    Способность слушать

    Способность слушать (и слышать) присуща всем детям с синдромом Аспергера, даже если вам кажется, что они абсолютно не обращают на вас внимания. Но если темы, которые интересны им, они могут воспроизвести без труда, то ваши слова о чем-то неинтересном для них могут остаться неуслышанными.

    Ник: если мне что-то нравится, я попытаюсь рассказать вам все, что знаю, до мелочей, даже если вы пытаетесь перевести тему. Просто скажите: «Теперь моя очередь говорит» и я постараюсь выслушать вас.

    Фото Тимоти Арчибальда

    Моторика

    У детей с расстройством аутического спектра есть сложности с мышечным контролем. Их походка может выглядеть немного по-другому; они могут недооценить местоположение движущегося мяча; и они могут иметь трудности с моторными навыками, такими как лазанье, прыжки, равновесие и бег, потому что не уверены в том, как и где в пространстве находится их тело.

    Ник: мама говорила, что когда мне было 2 года, она волновалась, что я не так хорошо хожу и говорю, как мой двоюродный брат. Она отдала меня в специальную группу, где мне помогали научиться держать баланс, бегать и ползать. После школы со мной занимаются, помогают разминать мышцы и научиться играть с мячом.

    Наивность

    Дети с расстройством аутического спектра часто становятся мишенью насмешек и обид. Они честны и всегда имеют добрые намерения, поэтому думают, что и другие люди такие же. Такие дети часто считают обидчиков в школе своими друзьями, так как те обращают на них внимание. Они принимают на веру все, что им говорят, без сомнений и скептицизма.

    Ник: Однажды по телевизору я смотрел программу про апокалипсис. Когда я рассказал бабушке, она сказала, что люди предсказывают конец света уж много лет. Я сказал: «Но в этот раз это правда. Я видел передачу по Дискавери». Она сказала мне про календарь Майя, но мы же не Майя, и волноваться я не перестал.

    Порядок

    Порядок очень важен для детей с Аспергером, все должно быть на своем месте. Неясно, то ли это помогает детям держать все под контролем, то ли это просто упрощает нахождение нужного предмета. Если вещи не на своих местах, быть беде.

    Ник: я люблю, когда мои шорты и брюки развешены по цветами, чтобы я легко мог надеть те, которые хочу. На столе у меня тоже порядок. Игрушки я сортирую в корзинки по размеру и цвету. Я не люблю даже, когда еда на моей тарелке друг друга касается — все должно быть аккуратно и отдельно. Мне кажется неправильным все смешивать и путать.

    Терпение

    Если ребенок что-то хочет, у него не хватит терпения долго ожидать желаемого. Но такие дети более терпимы к детям, животным, людям с ограниченными возможностями и к людям старшего поколения. Они более общительны с этими группами, нежели их сверстники. Они не видят в них ничего необычного, поэтому легко идут на помощь и контакт. Дети с Аспергером открытые, добрые и нежные к тем, кому доверяют.

    Ник: дедушке иногда нужна помощь, и я с радостью ему помогаю. Он часто не может найти нужный ему канал, а мне это несложно. Когда бабушка дает мне печенье, я всегда прошу о втором для дедушки. Мы много говорим о строительстве — дедушка был строителем и много чего знает на этот счет.

    Фото Тимоти Арчибальда

    Вопросы

    У этих детей отсутствует социальный фильтр, поэтому они могут задавать любые вопросы в любое время, даже самое неподходящее. При чем остановить их или намекнуть, что так не следует делать, сложно. Они продолжают, пока вопрос не решится. Когда мы с внуком пошли в магазин несколько лет назад, он начал спрашивать кассира, или у нее в животе сидит ребенок. Она сказала «Нет». А он продолжал: «Почему тогда у тебя такой толстый живот?». Я сказала, что так нельзя, это невоспитанно, но он все не могу успокоить, почему же у нее такой большой живот.

    Ник: я задаю много вопросов, потому что хочу узнать множество вещей. Я не понимаю, что значит воспитанный или грубый. Если есть вопрос, почему его нельзя задать? Как же тогда узнать ответ?

    Распорядок дня

    Приемы пищи, одевание, выход из дому, домашнее задание и время сна — самые важные элементы дня, которые обязательно надо четко устанавливать. Таким детям необходим план, распорядок, а любые отклонения от него могу вылиться в настоящую истерику. Установите план и следуйте ему всей семьей.

    Ник: лучше всего я себя чувствую, когда знаю, что будет дальше. В воскресенье я пишу на большой белой доске свой план на следующую неделю. Я не люблю сюрпризы или предупреждения за 10 минут. У нашей учительницы в школе много правил, и мне нравится им следовать. Дети иногда смеются или дразнят меня, когда я указываю им, что они нарушают правила.

    Усидчивость

    Если только ребенок с Аспергером чем-то сильно не увлечен, усидеть спокойно ему просто не под силу. Мышцы начинают спазмироваться и дергаться, поэтому сидеть не получается. Если ребенку не интересно, сидеть он не будет — он встанет и уйдет.

    Ник: мне тяжело долго сидеть, все время нужно двигаться. Еще в садике у меня начинали болеть ноги, когда мы сидели кругом на полу. Воспитательница дала мне специальную качающуюся подушку (наполненную воздухом, чтобы можно было смещать вес, не вставая). Теперь мне эта подушка уже не нужна. Я недавно ходил на спектакль и мне так понравилось, что я даже и не думал вставать.

    Истерика

    Ник: если я очень устаю, я уже не могу себя контролировать, потому что мой мозг больше не может ничего слышать или делать. Я бросался и ломал вещи, переворачивал стол, рвал учебники и тетради, кричал на людей и плакал. Обычно, я настолько этим изматываюсь, что сразу засыпаю, а, проснувшись, опять становлюсь собой.

    Фото Тимоти Арчибальда

    Понимание

    Этим детям необходимо понимание, как никому другому, потому что они как раз многих вещей не понимают. Обычный мозг прогрессирует от простого к сложному, а вот у аутистов все по-другому. Наш мозг принимает информацию и перенаправляет ее, а детей с расстройством нужно научить это делать, так же, как и мыслить категориями, идеями, определять причину и следствие.
    Родители должны много читать по развитию таких детей, ходить в специальные кружки и общаться со специалистами. Напоминайте окружающим, что Аспергер — это медицинская проблема, а не проблема поведения. Мозг таких людей функционирует по-другому.

    Ник: мой мозг похож на недрессированную собаку. Тебе нужно постоянно повторять одно и то же, пока он не поймет. Если хотите меня понять, почитайте книги про синдром Аспергера. Моя любимая -All Cats Have Asperger’s Syndrome (У всех котов синдром Аспергера).

    Когда ребенок с Аспергером читает вслух, его голос тихий и монотонный, без эмоций и интонации. Каждое слово — кусочек информации, а не часть истории.

    Ник: когда я нервничаю, мой голос становится либо очень тихим, либо очень громким, либо писклявым. Иногда он похож на тот, которым говорят люди, вдохнувшие гелия из шарика. Когда я выступаю перед всем классом, может казаться, что я пою. Вначале я не могу это контролировать, но через пару предложений, когда я понимаю, что все хорошо, я снова контролирую свой голос.

    Вес

    Тяжелая куртка, одеяло, спальный мешок или сильные медвежьи объятия могут успокоить слишком активный мозг. Контакт с другим человеком успокаивает и расслабляет. Есть фильм «Тэмпл Грандин» , в котором повествуется о женщине с аутизмом, профессоре и изобретателе. Она создала специальную машину объятий, чтобы успокаиваться в нужные моменты.

    Ник: иногда мне нужно укрыться несколькими одеялами и нагромоздить на себя подушек, чтобы быть спокойным. У моего друга есть особый жилет с утяжелителями, который он использует в тяжелые моменты. Иногда мне помогает то, что я очень сильно обнимаю маму — мне комфортно и спокойно.

    Рентген

    Чтобы понять причины Аспергера, врачи проводят обследования с использованием рентгена. Многие части мозга людей с синдромом были отмечены, как более активные. Ученые едины во мнении, что расстройство аутического спектра — проблема генетическая, и пытаются изолировать пораженные гены.

    Ник: если бы нам сделали рентген, вы бы увидели, что мой мозг работает не так, как ваш. У меня одновременно задействованы несколько областей, посылая мне одновременно много сигналов. Я видел такое по Дискавери.

    Фото Тимоти Арчибальда

    Юность

    Определить то, что у ребенка синдром Аспергера трудно, ведь простым анализом или тестом здесь не обойтись. Всех детей нужно проверять на задержки в развитии во время регулярных осмотров, особенно в возрасте 1.5 и 2 лет. Те дети, у которых кто-либо из родственников имеет расстройство аутического спектра, имеют больший риск его развития. Чем раньше диагностировано расстройство, тем скорее можно обеспечить ребенка всем необходимым для его счастливой жизни.

    Ник: мама говорит, что раньше никогда об Аспергере и не знала, пока врач не сказал ей, что у меня такое может быть. Она понимала, что-то не так, но причина проблемы ей была неясна. Она много читала о синдроме, и какие-то мои особенности в детстве — как то, что я не смотрел в глаза, не следил за пальцем — подсказали ей, как все обстоит на самом деле.

    Зона

    Если ребенок с Аспергером чем-то очень увлечен, вытянуть его из этой зоны крайне сложно. Ребенок с такой атмосфере может вслух что-то произносить, если никого нет рядом. Чтобы избежать проблем, но следовать графику, его нужно, во-первых, создать и придерживаться, а во-вторых, предупреждать ребенка за 10 минут до перехода к другой деятельности.

    Ник: обычно я ставлю себе таймер, чтобы знать, когда нужно закончить играть с Лего или в компьютерные игры. Я так увлекаюсь, что времени не замечаю. Однажды я играл с Лего 6 часов, и маме сказал, что я еще не закончил, когда она попросила перестать. Когда она показала мне часы, я был очень удивлен. Иногда я настолько сконцентрирован, что не слышу, как со мной разговаривают, поэтому меня надо легонько тронуть за плечо. Я не игнорирую — я просто не слышу.

    Обновление: Октябрь 2018

    Синдром Аспергера на сегодняшний день считается одним из интересных состояний развития и типов восприятия окружающей действительности. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли, что синдром Аспергера следует считать не заболеванием, а некоторой особенностью функционирования мозга.

    Нередко данный синдром путают с аутизмом, хотя при синдроме Аспергера нет задержки умственного развития, которая в трех случаях из четырех наблюдается при аутизме. Поэтому данное состояние еще называют высокофункциональным аутизмом. Встречается описываемая патология чаще у лиц мужского пола (до 80%). Известно множество людей, у которых имелся подобный синдром: Эйнштейн, Ньютон, Спилберг и даже Сократ.

    Историческая справка

    Свое название синдром получил от австрийского психиатра Аспергера, который наблюдал детей с подобными расстройствами психики. Сам врач называл данное состояние аутистической психопатией (1944 год). Термин «синдром Аспергера» был введен англичанкой Лорной Уинг (1981 год), работавшей психиатром.

    Суть синдрома Аспергера

    Данным синдромом называют общее расстройство развития, которое является врожденным и сопровождает человека всю жизнь. Но отличительной чертой служит достаточно высокая способность к социализации, поэтому синдром Аспи (так себя называют пациенты) считается одной из форм высокофункционального аутизма.

    Расстройство психики заключается в восприятии окружающего мира, обработке информации и отношении к другим людям. Так как аутизм представлен спектром расстройств, то и проявления синдрома Аспергера у пациентов различаются. Патология относится к «скрытым дисфункциям», потому что по внешнему виду кого-либо невозможно определить ее наличие.

    Характерная триада симптомов

    Данная патология характеризуется тройкой нарушений:

    Процесс коммуникации

    Человек с синдромом Аспи испытывает сложности в интерпретации выражения лица, интонаций голоса, жестов и мимики. Обычные люди достаточно просто отличают сердитый тон от ласкового голоса, правильно интерпретируют выражение лица (сдвинутые брови – гнев, злость, улыбка – добродушие и т.д.). Поэтому, скажем так, нормальные люди, правильно воспринимают окружающих и, соответственно, верно реагируют на их поведение.

    Люди с синдром Аспергера затрудняются интерпретировать внешние и голосовые проявления окружающих, что создает проблемы в общении и взаимодействии с другими людьми и нередко вызывает тревогу, растерянность и страх. Пациентам с Аспи сложно начать разговор, трудно его закончить, а также выбрать тему для беседы. Часто используют сложные фразы и слова, не понимая их значения. Также не понимают шуток и метафор.

    Процесс взаимодействия

    Большинство людей с данным синдромом испытывают трудности в создании и поддержании дружеских отношений. Такие люди характеризуются замкнутостью, отчуждением и безразличием. Поэтому такие пациенты, как правило, дети, нередко становятся изгоями в обществе.

    Люди с Аспи не понимают неписаные «социальные требования» (нельзя очень близко стоять к человеку или заводить разговор на неуместную тему). Часто пациенты считают окружающих людей непредсказуемыми, которые приводят их в замешательство. Поведение людей с Аспи со стороны нередко выглядит некорректным.

    Социальное воображение

    Пациенты с данным синдромом зачастую обладают богатым воображением, но в обычную деятельность они не способны его включать, так же, как и творческий аспект. Так как такие люди все подчиняют законам логики. Поэтому пациенты с Аспи не могут, а не хотят, понимать эмоции окружающих, испытывают трудности в интерпретации их мыслей, ощущений и действий. Как правило, упускают из виду послания, которые транслируются языком телодвижений и мимикой.

    Однако такие пациенты отличаются склонностью к логическим играм, а творческая деятельность довольно ограничена и характеризуется строгой последовательностью и повторениями. У детей с синдромом Аспи проблемы социального воображения явно проявляются в играх, где следует притворяться или изображать кого-то. Часто такие дети предпочитают занятия, в основе которых лежат системность и логика, например, математика. И, тем не менее, несмотря на сложности с социальным воображением люди с Аспи нередко становятся писателями и художниками (Кэрол Льюис, Ван Гог), музыкантами (Боб Дилан).

    Причины

    На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

    Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

    • генетически-наследственная предрасположенность;
    • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы;
    • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности.

    Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

    Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

    Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

    Вероятные факторы риска

    • внутриутробная инфекция или инфекция, перенесенная после рождения (краснуха и токсоплазмоз, цитомегалия и герпес);
    • генетически обусловленная предрасположенность;
    • токсическое действие опасных веществ в ранние сроки гестации.

    Характеристика расстройства

    Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4 – 12 лет. Заподозрить признаки синдрома Аспергера весьма проблематично в более раннем возрасте. Например, яркий свет, неприятный аромат или резкий звук вызовет плач у ребенка. Но какой другой ребенок прореагируют на внезапное изменение ситуации спокойно? Или родителей может даже радовать, что малыш играет одними и теми же игрушками, не просит покупать новых, быстро обучается, рано начинает говорить, запоминает множество слов, в том числе и иностранных, умеет считать. Возникают предположения – а не гений ли растущий ребенок? Но ситуация начинает кардинально меняться с возрастом. Соответственно, имеются различия в симптоматике синдрома у детей и у взрослых.

    Симптомы расстройства у детей

    Классически синдром Аспергера у малыша раскрывается к 5 – 6 годам, когда круг его общения постепенно расширяется (школа или подготовительная группа). Ребенку трудно социализироваться в обществе и он часто становится объектом насмешек, издевательств и даже побоев (как со стороны сверстников, так и со стороны, к сожалению, родителей). Симптомы синдрома Аспергера у детей:

    • Хроническая неуклюжесть

    Вследствие повышенной сенсорной чувствительности (особое восприятие звуков, запахов и цвета) у ребенка ослабляется восприятие собственного тела, ему сложно перемещаться из помещения в помещение, он постоянно натыкается на препятствия, не может находиться от другого человека на соответствующем расстоянии (несколько поодаль), возникают проблемы с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Почерк у ребенка неровный и неаккуратный, за что получает замечания, походка неуклюжая и неустойчивая, часто нарушена осанка.

    • Не участвует в активных и групповых играх

    Из-за свое неуклюжести ребенку трудно играть в активные игры, где требуется быстрота, точность и ловкость движений.

    • Односторонние хобби

    Увлечение каким-либо предметом может достигать фанатичности. Занятия хобби увлекает ребенка на часы, он концентрируется и сосредотачивается на мелочах и деталях, интерес страстный, порой достигает фанатизма. За феноменальную память и расширенные энциклопедические знания таких детей нередко называют маленькими профессорами. Но в жизни, увы, применить своя познания удается не каждому ребенку с Аспи. Но такие дети часто добиваются успеха в области философии и географии, искусства и математики.

    • Не любит детские мультфильмы

    С одной стороны, малыша раздражает громкий звуковой ряд, а с другой стороны у него отсутствует или весьма ограничена эмпатия (способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека). Эмоции и отношения между героями в мультфильме не воспринимаются ребенком.

    • Любовь к определенному порядку

    Например, если ребенок привык ходить одной и той же дорогой в школу, то он ни за что не изменит свой маршрут, а в случае необходимости перемены маршрута малыш будет чувствовать растерянность и тревогу. Или, если ребенком в определенные часы занимается мама, а в случае ее отсутствия приходит на смену отец (бабушка, дед, тетя и т. д.) это может привести к бурному протесту, слезам и истерике.

    • Отказ от общения с незнакомцами

    Незнакомые люди вызывают у ребенка протест или нежелание общаться (спрятаться за маму, заплакать).

    • Общение с другими детьми

    Как правило, такие дети предпочитают игры в одиночку, держатся в стороне от других детей или общаться с более младшими (иногда со взрослыми людьми).

    Симптомы расстройства у взрослых

    У взрослых с синдромом Аспи труднее диагностировать расстройство, в связи с их более-менее адекватностью оценки собственного состояния, сильных и слабых сторон. При синдроме Аспергера у взрослых ряд симптомов связан с трудностями в социальной адаптации:

    • Трудности в общении с другими людьми

    Таким людям сложно найти, да и вообще искать общие интересы с окружающими, они имеют проблемы с невербальной коммуникацией (не смотрят собеседнику в глаза, не понимают мимику и язык телодвижений, не могут понять, что человеку неинтересен разговор).

    • Трудности с поиском друзей и поддерживанием приятельских отношений

    Большинство пациентов с подобным расстройством желали бы иметь друзей, но из-за отсутствия эмпатии, интереса к увлечениям и опыту окружающих им трудно найти общие точки соприкосновения и установить дружеский контакт.

    • Незаинтересованность в противоположном поле

    Адаптированные взрослые с синдромом Аспи могут завести семью, иметь детей. Но чаще такие люди одиноки.

    Несмотря на средний, а нередко и высокий интеллект и высокий профессионализм такие люди редко работают в области управления. По большому счету они не стремятся «сделать карьеру», отдают предпочтение монотонной и однообразной работе (с цифрами, компьютерными программами).

    Из-за проблем с социальным воображением взрослым с данным синдромом присущи следующие признаки:

    • Не понимают метафор и образных выражений

    Как могут быть руки или голова золотыми? Вот же, не из золота, обычный человек. Или если «собака зарыта» - то где она зарыта, кто и зачем ее закопал?

    • Не понимают юмор
    • Не способны отлить ложь от правды.

    Кроме того, у взрослых с синдромом Аспи возникают и трудности с сенсорными ощущениями. Они не могут есть необычную пищу (слишком соленая, пряная или острая), она им кажется гадостью. Не могут пить чай или кофе – слишком горько, не пьют сок – слишком едко. Даже удобная одежда из натуральных материалов им доставляет неудобство и боль.

    Нередко люди с данным расстройством принимаются обществом как невежливые и невоспитанные, или даже грубые личности:

    • «человек Аспи» говорит то, что думает, то есть «режет правду – матку», не задумываясь об уместности своих высказываний;
    • нередко выдают замечания в тех случаях, когда по этикету положено не замечать нерасторопности собеседника (например, «как это вы умудрились просыпать соль на стол?»);
    • не могут поддерживать светский разговор;
    • не стараются, да и не желают произвести «хорошее впечатление»;
    • способны внезапно прервать разговор и уйти (потому как собственные переживания сильнее).

    Помимо прочего, такие взрослые отличаются любовью к строго заведенному порядку (полотенца в ванной должны висеть на одном уровне, чашки в шкафу повернуты ручкой в одну сторону). Им трудно перестраивать, если это необходимо (авралы, срочная работа) свой рабочий график. Не любят, когда пользуются их вещами – это нарушение границ жизненного пространства человека с Аспи. Также такие пациенты крайне мнительны и подозрительны. Придя на прием к врачу он несколько раз спросит, мыл ли доктор руки перед осмотром и стерильные ли у него инструменты.

    В чем опасность синдрома Аспи

    Безусловно, данное расстройство не представляет прямой угрозы жизни и здоровью пациента. Большинство людей, которые прошли социальную адаптацию еще в детстве, нашли свое предназначение в жизни, успешную работу и создали семью. Тем не менее, люди с синдромом Аспи, не прошедшие необходимую коррекцию расстройства, подвержены следующим рискам:

    • отсутствие своего места в жизни, попадание в асоциальные слои;
    • одиночество, депрессия и тревога, которые требуют серьезного медикаментозного лечения;
    • нередко развиваются навязчивые и фобические состояния, которые с трудом корригируются.

    Запущенные случаи сопутствующих расстройств часто служат причиной суицида. Люди с синдромом Аспи, как раньше было принято считать, не маньяки, склонные к насилию и агрессии, а скорее жертвы. Ведь даже став взрослым, в «нормальном и воспитанном» обществе такой человек в лучшем случае становится белой вороной, в худшем случае изгоем.

    Сильные и слабые стороны

    Безусловно, все люди разные, и, конечно, сильно различаются и люди с синдромом Аспи. Тот или иной признак («плохой» или «хороший») может быть у одного пациента проявляться сильнее, а у другого, напротив, отсутствовать. Например, пациентам с данным расстройством нередко присуща неуклюжесть, но некоторые из них становятся прекрасными танцорами.

    Сильные стороны

    1. Уровень ума и памяти, специальный интерес
      • хорошо развитый интеллект, часто достаточно высокий;
      • развитая разговорная речь, широкий словарный запас;
      • умение откладывать в памяти большой объем информации, особенно по темам специального интереса (увлечений);
      • умение мыслить визуальными картинками;
      • независимо и самостоятельно обучаются;
      • мышление нешаблонное, отличается нестандартными подходами.
    2. СосредоточенностьН
      • умеют и предпочитают заниматься делами в одиночестве;
      • особый интерес в малоисследованных областях науки;
      • умение длительно сосредотачиваться на чтении, писании, проведении опытов;
      • не расходуют время на те виды деятельности, которыми интересуются нейротипичные (обычные – так их называют пациенты) люди.
    3. Внимательны в деталях
      • замечают мелкие, и, казалось бы, несущественные детали в идеях и теориях, книгах и фильмах;
      • отлично выполняют однотипные задачи, где необходимо соблюдать точность, правильность и порядок выполнения;
      • серьезно относятся к работе, стремятся к качественному выполнению.
    4. Своеобразный юмор
      • любовь к игре слов, каламбурам;
      • предпочтение к сарказму и сатире.
    5. Прямота
      • говорят только правду, не умеют лгать, даже если это вредит личным интересам или невежливо;
      • нуждаются в правилах, точно их соблюдают.
    6. Желание общаться
      • отдают много сил для приобретения социальных навыков;
      • не отступают перед непониманием и неудачами;
      • вера (вплоть до наивности) в светлое в людях;
      • спокойно воспринимают причуды и недостатки других людей, верны и искренни в дружбе и любви.
    7. Честность, справедливость
      • достаточно терпимы, не признают условностей;
      • на несправедливость реагируют резко и порой бурно;
      • заботятся о других, хотя и нетипичными способами;
      • защищают изгоев, угнетенных и прочих «белых ворон»;
      • любят и защищают животных.

    Слабые стороны

    • трудности в понимании «общей» картины;
    • отсутствует мотивация к занятиям, которые не затрагивают специальную сферу интереса;
    • не воспринимают чужие эмоции;
    • не признают «неписаные» социальные правила, поэтому выглядят бестактными и грубыми;
    • трудности в обработке визуальной и слуховой информации;
    • проблемы с выделением и обобщением важных данных в беседе;
    • чрезмерная честность, даже во вред себе;
    • уязвимы в стрессе, что ведет к эмоциональным и психологическим проблемам;
    • с трудом принимают критику, предложения и помощь от окружающих;
    • проблемы со сном;
    • проблемы с обобщением концепций, навыков;
    • отсутствует способность выражать сочувствие окружающим принятым образом;
    • трудности с фильтрацией внешних стимулов, например, шумы на заднем фоне (тиканье часов, дождь за окном и прочее.

    Диагностика на основе тестов

    Диагноз данного синдрома ставится в возрасте 4 – 12 лет на основании продолжительного наблюдения за пациентом, рассказов родителей и самого больного. Обязательно при подозрении на синдром Аспергера проводятся различные тесты, которые также используются и для диагностики аутизма:

    Название теста Назначение
    Тест ASSQ Проводится у шестилетних и старше детей. Основан на восприятии разных картинок ребенком и их описания.
    Тест RAADS-R Проводится у взрослых и определяет различные психические расстройства (боязнь общения, тревожность, депрессию). Вопрос подразумевает подобрать подходящий вариант поступка в той или иной жизненной ситуации.
    Опросник Aspie Quiz Тест включает сто вопросов, ответы на которые расшифровывают аутические черты синдрома Аспи у взрослых и их вероятные причины.
    Торонтская шкала Выявляет нестандартные сенсорные ощущения (звук, цвет, кожные ощущения).Также помогает определить отсутствие способности интерпретировать символы и метафоры.
    TAS-20 Выявляет дефицит эмоций (просмотр картинок и фотографий).

    Вопрос – ответ

    Вопрос:
    Какое при синдроме Аспергера проводится лечение и необходимо ли оно?

    Специального лечения при данном расстройстве не существует. Пациента наблюдает психиатр и при необходимости назначает медикаментозные средства для купирования возникающих психических проблем (тревожность, нарушения сна, фобии). Упор делается в основном на немедикаментозную терапию, призванную социально адаптировать пациента к существованию в обществе (ЛФК, психологические тренинги, методы развития коммуникации, поведенческая терапия, занятия с логопедом). Также рекомендуется специальное питание, как правило, пища должна быть простой и раздельной, без приправ и разных изысков.

    Вопрос:
    Можно ли избавиться от данного расстройства?

    Нет. Дети с синдромом Аспи вырастают во взрослых с синдромом Аспергера. Данный синдром остается на всю жизнь, но пациента можно успешно компенсировать, особенно если он выберет подходящую для своего диагноза работу.

    Вопрос:
    Как жить с «человеком – аспергером»?

    Совместное проживание, особенно брак с таким человеком представляет огромную сложность, но не только и для здоровой стороны, но и для «аспергера». Старайтесь не обращать внимания на его «причуды» - ведь они только для вас являются причудами и капризами. Прощайте ошибки и неуклюжесть, не акцентируйтесь на его особенностях. Где-то необходимы легкие насмешки и тычки, где-то небольшая хитрость.

    Вопрос:
    Передается ли заболевание по наследству?

    Скорее да, чем нет. Ученые склоняются к наследственной предрасположенности данного расстройства, но даже если супруг/а – «аспергер», совсем не обязательно, что дети унаследуют этот синдром.

    Психические расстройства включают множество разнообразных патологических состояний. Одним из них является синдром Аспергера, характеризующийся нарушением коммуникативной способности человека, узостью интересов и однотипным поведением. Патология чаще выявляется у детей, достигших пяти лет. На сегодняшний день точная причина развития нарушения неизвестна. Болезнь Аспергера относится к группе аутистических, хотя при этом не сопровождается снижением интеллекта и ограничением умственных способностей. При отсутствии лечения недуг прогрессирует, и коммуникативные проблемы сохраняются уже у взрослых пациентов. Диагностика патологии требует комплексного подхода.

    Синдром Аспергера регистрируется у детей и является высокофункциональным аутизмом, который нужно дифференцировать от других болезней данной группы. Нарушение чаще встречается у мужчин. Лечение расстройства направлено на восстановление нормальных социальных навыков и адаптацию ребенка или взрослого к окружающему миру и людям. При этом многие известные деятели культуры и науки имеют в анамнезе аутистические заболевания. Кортни Лав, муж которой – знаменитый Курт Кобейн, в детстве страдала от подобного расстройства. Та же ситуация у музыканта Боба Дилана и актрисы Дерил Ханны. При этом своевременная коррекция помогает свести клинические проявления нарушения к минимуму. Наличие синдрома Аспергера у известных людей позволил популяризовать патологию, что облегчает работу с пациентами.

    Причины возникновения недуга

    В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния. Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга. К факторам риска развития заболевания относятся генетическая предрасположенность, перенесенные постнатальные инфекции, а также интоксикация плода при беременности.

    Классификация и характерные признаки

    Синдром Аспергера относится к группе общих аутистических расстройств, в которую входят еще несколько недугов, сопровождающихся похожими признаками, но имеющих разную природу и патогенез:

    1. Аутизм обладает наиболее яркими клиническими проявлениями. Он часто сопровождает синдром Дауна. При этом отличить недуг от болезни Аспергера довольно сложно, поскольку симптоматика сходна. Оба нарушения могут возникать у детей до года, а иногда проявляются лишь в подростковом возрасте.
    2. Синдром Ретта – наследственная проблема, которая регистрируется у маленьких девочек. Она обусловлена мутацией отдельного участка хромосомы. При этом, в отличие от болезни Аспергера, патология протекает очень тяжело и практически не поддается адекватной коррекции.
    3. Детское дезинтегративное расстройство – довольно редкая проблема, которая сопровождается нормальным развитием ребенка лишь до двух лет. Позднее происходит полная или частичная утрата приобретенных навыков. Болезнь прогрессирует и не имеет лечения, что является основанием для присвоения пациенту инвалидности в связи с тяжелой умственной отсталостью.

    Симптомы синдрома Аспергера зависят как от индивидуальных особенностей каждого пациента, так и от их возраста.

    У детей

    Ранние признаки аутистических нарушений могут проявляться у малышей еще до школы. Самые первые симптомы регистрируются в возрасте двух лет. Пациенты способны к обучению, но имеют проблемы с социальным взаимодействием. Они боятся посторонних людей, тяжело переносят даже кратковременное отсутствие родителей и неспособны нормально общаться со сверстниками. Дети с синдромом Аспергера имеют определенную полярность поведения: они крайне сосредоточены на каком-либо занятии и при этом неспособны отвлечься на другой вид деятельности. Маленьким пациентам свойственна крайне точная последовательность действий при выполнении поставленных задач. Дети страдают от неуклюжести и некоторых расстройств координации, поэтому предпочитают не участвовать в активных видах деятельности и спортивных мероприятиях. Подростки с заболеванием испытывают еще большие трудности при социальном взаимодействии, поэтому важна ранняя коррекция поведения.


    У взрослых

    Некоторые отличия клинической картины имеются и у пациентов зрелого возраста. При этом основным проявлением расстройства также остается трудность социального взаимодействия. Синдром Аспергера у взрослых характеризуется отсутствием творческого мышления, которое сочетается с высокими интеллектуальными способностями. Пациенты отдают предпочтение профессиям, требующим выполнения простых однообразных действий. При наличии определенных алгоритмов человек чувствует себя спокойно и уверенно. Взрослых с синдромом Аспергера не интересует карьера, они неспособны быть менеджерами и руководителями, поскольку не имеют определенных социальных навыков. При этом пациенты и не стремятся развивать свои коммуникативные способности. Психологический комфорт больных зависит от минимизации взаимоотношений с окружающими, поскольку они испытывают трудности при общении.

    Отличие детского аутизма от синдрома Аспергера

    Данные заболевания крайне сходны по клинической симптоматике. Они имеют лишь небольшое количество признаков, по которым представляется возможной их дифференцировка. Обе патологии - проявление одного и того же дефекта. Однако в сравнении с аутизмом синдром Аспергера выражается в нарушении невербальных функций человека, то есть пациенты испытывают трудности и с координацией движений. При этом у последних отличается большая способность к социализации. В некоторых литературных источниках по психологии исследователи склоняются к отсутствию значимых критериев для различения двух заболеваний.

    Диагностическое тестирование

    Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

    Существует специфический тест на аутизм у взрослых и детей, на основе которого создан и опросник для выявления болезни Аспергера. Расшифровкой результатов занимается врач, поскольку правильно трактовать полученные сведения можно только в сочетании с клиническими проявлениями патологии. Существует около пяти различных способов тестирования, при помощи которых психиатры выявляют аутистические отклонения у детей и взрослых. Тяжесть вопросов при тестировании хотя и зависит от возраста пациентов, но все они направлены на определение уровня интеллекта испытуемого, характеристику его сенсорной чувствительности, а также на оценку воображения и творческого потенциала. Для этих целей врачи в тестах на синдром Аспергера используют как общение, так и различные картинки и фото, а также задания с расшифровкой метафор.


    Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев. Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность. При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки. Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

    В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета. Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей. Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.

    Лечение и прогноз

    Поскольку точная причина возникновения данного психического расстройства на сегодняшний день неизвестна, то борьба с патологией направлена на контроль симптомов и улучшение качества жизни пациентов и их близких. Важно не заниматься самолечением, а строго следовать рекомендациям врача, проводившего диагностику. Это связано с индивидуальными особенностями каждого пациента, которые необходимо учитывать при подборе терапии. Лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых отличается, но главным образом направлено на восстановление и развитие социальных навыков. Поскольку одним из отличительных симптомов заболевания являются расстройства координации, хорошие результаты показывает и применение специального комплекса упражнений. Это способствует развитию мелкой моторики и большей уверенности человека в собственных навыках.

    Необходимость медикаментозной поддержки пациентов с заболеванием Аспергера определяется врачом. Лекарственная терапия направлена на купирование симптоматики и сопряжена с возникновением тяжелых осложнений и отложенных последствий. Препараты уменьшают клинические проявления синдрома Аспергера, такие как повышенная тревожность, раздражительность и нарушения сна. Часто применяются «Рисперидон» и «Флуоксетин».

    Прогноз заболевания зависит как от индивидуальных особенностей пациента, так и от создания вокруг него благоприятной для выздоровления обстановки. Эта задача ложится на ближайших родственников пациента.

    Опасность синдрома

    Прямой угрозы жизни и здоровью болезнь Аспергера не представляет. Однако такие люди зачастую получают инвалидность, а мужчин освобождают от службы в армии. Это связано с повышенной тревожностью и риском развития депрессии. При лечении патология контролируется, однако если синдром сформировался еще в детском возрасте, а коррекция произведена не была, в дальнейшем возникают проблемы. Лечение взрослых занимает больше времени и чаще сопряжено с осложнениями. В тяжелых случаях пациенты страдают от одиночества и суицидальных наклонностей. При этом они не представляют угрозы для общества, поскольку разрушительное мышление направляют непосредственно на себя. Человеку с синдромом Аспергера трудно найти занятие по душе и создать прочные взаимоотношения. При лечении таких проблем удается избежать.



    Похожие публикации