Доступные путешествия для инвалидов: как это обеспечить? Как выглядит туризм для людей с ограниченными возможностями Не выбирать, что дешевле.

Здравствуйте уважаемые читатели портала сайт. По последним данным на территории России проживает около 15 млн. людей , и как утверждает статистика, порядка 70% из них хотели бы путешествовать, если не за границу, то хотя бы по родной стране.

У 30% людей с ограниченными возможностями даже есть средства, чтобы позволить себе отдохнуть. Но лишь 3% инвалидов могут не отказывать себе в самостоятельном путешествии, еще 7% могут ездить на отдых с родственниками.

А вот оставшееся значительное количество инвалидов не могут организовать свой туризм, потому что туроператоры России не уделяют достаточно внимания для путешествия данной категории людей.

Гораздо лучше ситуация обстоит в Европе. Там более 70% могут свободно отправиться в путешествие, а большая часть из них даже путешествует с сопровождающими из туристического агентства. Так происходит, потому что во всем мире уже давно стало известно, что туризм для инвалидов является важным сегментом в экономике туризма.

В Европе быстро растущий спрос быстро приводит к предоставлению услуги и таким образом формирует новую отрасль туризма для людей с ограниченными возможностями.

Увы, в России нет соответствующих законодательств, соответственно нет подхода к решению этой проблемы на региональном уровне. В итоге, Российским туристам с ограниченными возможностями часто приходится довольствоваться путевками в местные .

Также в России нет соответствующего транспорта и персонала, который смог бы работать с инвалидами. Кроме того у туристических агентств не к тому же и желания работать с инвалидами, так как это слишком долго окупается и не выгодно для бизнеса.

К счастью сейчас в России, как и во всех странах, стараются помочь инвалидам, чтобы дать им возможность отдохнуть, рынок туризма при финансировании государства все же в скором времени должен освоить туризм для инвалидов .

Это изменит не только жизнь инвалидов, но и изменит общественное отношение к этой группе людей. Кроме того, важно, чтобы и у самих инвалидов было желание вырваться за привычные пространственные круги, чтобы посмотреть на мир.

Российские туристы к туристическим фирмам представляют не так уж много потребностей, чтобы их удовлетворить во время туризма. 33% инвалидов нуждаются в правильном питании во время путешествия, 27% просят создать обстановку, которая не вызовет аллергии, 19% инвалидов просят создать медицинское обслуживание и лишь 8% требуют от туризма соответствующего транспорта.

Удовлетворениями потребностей специалистов уже занимаются туристические программы, а о том, чтобы туризм для инвалидов оказался более доступным должно позаботиться государство.

Досуговую деятельность принято понимать какосознанную и направленную активность человека, в которой удовлетворяются потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.

При организации досуговой деятельности инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.

Законодательство Российской Федерации закрепляет право каждого человека на культурную творческую деятельность, свободный выбор нравственных, эстетических и других позиций, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и т.п., право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. В федеральном законодательстве также определены обязанности государства в области культуры, в том числе, по обеспечению доступности культурных ценностей для всех граждан.

В Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации (1997) отмечено, что государственная политика в отношении людей с ограниченными возможностями, как одной из наименее социально защищенных категорий населения является важнейшей составляющей социокультурной политики страны, учитывает особенности здоровья данной категории, специфику современной общественной ситуации, характер и степень дифференцированности различных групп инвалидов, опирается на правовые основания, что является необходимым условием конструктивной организации культурно-досуговой деятельности инвалидов.

В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Недостаточная развитость инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов может проявлять себя в таких характеристиках, как низкий уровень доступности, а, нередко, и просто недоступность многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов; отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов; слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.


В жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями присутствует социально-культурное отчуждение, которое связано не столько с количеством социальных связей человека, сколько с их качеством. Социально-культурное отчуждение - это отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом или культурой.

Социально-культурному отчуждению способствуют:

Трудности адаптации инвалида с врождённой или приобретенной инвалидностью к обществу (ограниченные физические и интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков);

Неадаптированность общества к насущным потребностям человека с ограниченными возможностями (ориентация общества на бездуховные ценности наживы, потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности, в том числе наличие физических и психологических барьеров).

Человек с инвалидностью очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя «проблемное поле», в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга.

Проблема социально-культурного отчуждения в отношении инвалидов достаточно сложна. С одной стороны причиной отчуждённости является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны - общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалида. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс становления юной личности, который часто связан с противопоставлением себя обществу. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения инвалида является социально-культурная реабилитация.

Социально-культурная реабилитация - это целостный комплекс мероприятий, имеющих целью оказание помощи инвалиду в достижении и поддержке оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Социальная независимость инвалида подразумевает достижение им максимально возможного уровня самостоятельного участия в культурно-досуговой деятельности, позволяет ему использовать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Осуществление социальной независимости инвалидов является одной из главных задач специалистов по социальной работе, создающих условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способнос-ти и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговую деятельность инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность.

Отечественный и зарубежный опыт решения проблем социальной адаптации и социально-культурной реабилитации инвалидов средствами культуры, спорта и искусства свидетельствует об эффективности соответствующих программ и технологий, о их возможностях обеспечения интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социальную и культурную жизнь.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с ограниченными возможностями.

Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Клуб создаётся для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами (Г.П. Щедровицкий).

Одним из направлений деятельности клубов для людей с ограниченными возможностями является творческая реабилитация - процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.

Примером клубной работы могут служить клубы - «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», «Тестопластика», «Вышивание», эффективной может быть деятельность клубных объединений, развивающих техническое творчество, а также вокальные, хореографические, театральные способности инвалидов.

Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ. Целью деятельности клубных объединений является формирование у инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.

Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов принадлежит различным видам спорта - как массово-оздоровительного, так и соревновательного. Спорт представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определённые представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.

Спорт - важнейший феномен современной культуры и, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О культуре и спорте в РФ» от 9.10.1992 №3612-1 основной целью вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом является повышение их двигательной активности. В документе определяется, что двигательная активность - это непременное и определяющее условие всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалида.

Адаптивный спорт помогает укрепить здоровье, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные навыки, повысить самооценку. Среди адаптивных видов спорта большую популярность обрели борьба, настольный теннис, сидячий волейбол, баскетбол на колясках, дартс, лёгкая атлетика, конный спорт, спортивная езда на велоколясках. Основная задача адаптивного спорта - вовлечение в занятия спортом как можно большего числа людей с ограниченными возможностями. В массовом адаптивном спорте инвалиды получают возможность для полного раскрытия своих возможностей, установить контакты с другими людьми, осуществить взаимодействие с другими общественными организациями.

Глухие и слабослышащие инвалиды принимают участие в таких видах массового спорта как футбол, лыжи, коньки, стрелковый, велосипедный спорт, теннис, шахматы, гребля, бокс, плавание, классическая борьба, легкая атлетика. Незрячие инвалиды участвуют в соревнованиях по лёгкой атлетике, плаванию, гребле, туризму, лыжах, освоена новая спортивная игра для незрячих - роллинсбол (командная игра с озвученным мячом).

Всё большую популярность приобретают Паралимпийские игры, целью которых является пропаганда олимпийского движения, привлечение внимания общественности к проблемам молодых инвалидов, активизации деятельности государственных, общественных и других организаций в решении проблем по укреплению здоровья и адаптации к жизни в обществе молодых людей с ограниченными возможностями. Для успешного выступления круглогодично проводятся тренировки спортсменов, летние и зимние игры на местном, региональном и национальном уровнях.

Паралимпиада - олимпийские игры инвалидов - в мире считается выдающимся событием. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя Людвиг Гуттман им был основан Центр лечения спинных травм, где были проведены первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. 28 июля 1948 года - группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение. В 1952 году голландские военнослужащие присоединились к движению и основали Международную спортивную федерацию людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В 1972 году в Торонто в соревнованиях приняло участие более тысячи инвалидов из 44 стран. Участвовали только спортсмены-инвалиды на колясках, а с 1976 года к спортсменам со спинными травмами присоединились спортсмены других групп повреждений - инвалиды по зрению и люди, перенесшие ампутацию конечностей.
С каждыми следующими играми возрастало число участников, расширялась география стран, увеличивалось количество видов спорта. В 1982 году появился орган, способствовавший расширению Паралимпийских игр - Международный Координационный Комитет Всемирной Организации спорта инвалидов. В 1992 году, его правопреемником стал Международный Паралимпийский Комитет (МПК). Сейчас в Международный Паралимпийский Комитет входят 162 страны.

Паралимпийских видов спорта семнадцать: стрельба из лука, легкая атлетика,велосипедный спорт, выездка, фехтование, дзюдо, тяжелая атлетика, стрельба, футбол, плавание, настольный теннис, баскетбол кеолюсочников, регби и теннис колясочников, волейбол, лыжный кросс и хоккей с шайбой.

В России Параолимпийское движение существует более 20 лет, действует Параолимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Параолимпийских играх в Сеуле. По итогам парлимпийских игр - 2010 в Ванкувере сборная команда олимпийцев России заняла 2 место в общекомандном зачете, завоевав 38 медалей.

Начиная с 2000 года спортсменам-победителям и призерам Параолимпийских игр, а с 2003 года - победителям и призерам Сурдоолимпийских игр и тренерам, осуществлявшим их подготовку, выделяются денежные вознаграждения. Совместно с Параолимпийским и Сурдоолимпийским комитетами России подготовлены списки ведущих инвалидов-спортсменов, кандидатов на президентские стипендии.

Кроме Параолимпийских игр проводятся и так называемые Специальные Олимпийские игры для умственно отсталых людей. “Спешиал Олимпикс” (Special Olympics) - это международное спортивное движение, обеспечивающее лицам с умственной отсталостью условия для занятий спортом и физической культурой, предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью. Специальные Олимпийские игры - для детей и взрослых, страдающих умственной отсталостью (синдром олигофрении).

“Спешиал Олимпикс” организация, открытая для спортсменов практически любого возраста (от 8 и до 80 лет), независимо от их физических возможностей, каждый участник имеет шанс победить, поскольку соревнования проходят в группах спортсменов с практически одинаковыми возможностями. Легкая атлетика, мини-футбол, баскетбол, волейбол, хоккей на полу - занимаясь этим и многими другими видам спорта, люди с нарушениями умственного развития приобретают возможность адаптироваться к окружающему миру, активно общаться, получать навыки коллективной деятельности и благодаря этому жить полноценной жизнью.

Специальная Олимпиада России сегодня имеет 55 региональных (республики, края, области) отделений. В стране более 63 тысяч спортсменов, имеющих различного рода нарушения в развитии интеллекта, регулярно тренируются и выступают в соревнованиях по программам Специальной Олимпиады.

В настоящее время Росспорт в рамках Федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы” реализует масштабный план спортивного строительства; все спортивные объекты приспособлены для инвалидов. В обязательном порядке они снабжены пандусом, лифтом или подъемником, специальными раздевалками, для колясочников предусмотрены зрительские места на трибунах. В целях содействия реализации ФЦП “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы” по подготовке города Сочи к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 г. Всероссийским обществом инвалидов и Российским спортивным союзом инвалидов в Сочи в 2007 г. был проведен Всероссийский физкультурно-спортивный фестиваль инвалидов.

В рамках Фестиваля состоялись соревнования по 6 видам спортивных дисциплин (гонки на колясках, дартс, настольный теннис, пауэрлифтинг, шахматы, шашки), мастер-классы по параолимпийским видам спорта (волейбол, теннис), а также проведена конференция руководителей региональных физкультурно-спортивных организаций инвалидов, на которой были обсуждены современное состояние и перспективы развития в России физической культуры и спорта инвалидов. В Фестивале приняли участие 220 спортсменов из 31 субъекта РФ. Первое место в общекомандном зачете заняла команда Краснодарского края, второе - команда Брянской области, третье - команда города Москвы.

В феврале 2008 года в Московской области прошли соревнования Первой Всероссийской зимней спартакиады детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Ее организаторами выступили Детский социальный фонд “Республика Спорт” и Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Основными причинами, сдерживающими развитие спорта среди инвалидов, служат - отсутствие достаточного числа стадионов, спортивных залов и площадок, оборудования и инвентаря, труднодоступность спортивных сооружений для инвалидов, недостаточное финансирование паралимпийского спорта на региональном и муниципальном уровнях, нехватка профессиональных кадров.

В последние годы ситуация с развитием реабилитационного спорта в России меняется, увеличивается количество спортивных организаций, объединяющих более 200 тысяч людей с ограниченными возможностями. Ежегодно для инвалидов проводятся более 100 национальных соревнований, лучшие спортсмены могут участвовать в 60 международных состязаниях, атлеты-паралимпийцы получают стипендию президента РФ.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма, и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма инвалида. Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также туротерапия - одна из реабилитационных технологий культурно - досуговой деятельности инвалидов, основу которой составляют различные виды туризма: путешествия, экскурсии, походы, выезды.

Туризм создаёт сферу полноценного общения, расширения кругозора, развития физических возможностей, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях.

Для эффективного обеспечения технологии туризма в культурно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

Вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;

Обеспечение безопасности для туристов;

Включение в программу осмотра достопримечательностей;

Наличие физической подготовленности молодых инвалидов, психологической переносимости трудностей.

Творческая и физкультурно-оздоровительная деятельность, экскурсионные поездки также могут быть организованы в рамках проведения летних смен для молодых инвалидов. Организация летнего отдыха представляет собой целенаправленный психолого-педагогический процесс, включающий в себя организацию различных мероприятий, способствующих полноценному отдыху и оздоровлению молодых людей с ограничениями в развитии. Целью организации такого отдыха для инвалидов является восстановление индивидуальной и социальной ценности человека, имеющего нарушения здоровья, использование условий загородного отдыха для его оздоровления и закаливания.

Участвуя в мероприятиях и программах летнего отдыха, инвалиды стараются реализовать себя, почувствовать свою значимость, иметь возможность достичь высоких результатов в предлагаемых видах деятельности.

Специалисты-организаторы этого вида отдыха способствуют созданию благоприятной психотерапевтической среды, в целях преодоления психологического дискомфорта в общении со сверстниками; оказывают помощь в организации самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи, предлагают различные виды индивидуальной и групповой деятельности, расширение зоны творческих способностей и круга интересов инвалидов.

Кроме того, в России для людей с ограниченными возможностями организуется ПараАртиада - фестиваль художественного творчества инвалидов. Цель ПараАртиады - творческая реабилитация инвалидов, и социальная интеграция, содействие развитию их творческого и культурного потенциала, вовлечение новых творческих личностей в ПараАртийское Движение России, привлечение внимания к деятельности параартийцев, реально участвующих в улучшении жизни жителей не только Москвы, но и других регионов России, государственных, политических, общественных, коммерческих и иных организаций.

ПараАртиада учреждена 3 декабря 1998 года в Международный день инвалидов,когда в Фонде народных художественных промыслов РФ прошло учредительное собрание Национального Артийского Комитета России и Центра творческой реабилитации инвалидов "Иван да Марья" (с 22 сентября 2000 г. - Региональная общественная благотворительная организация инвалидов - ПараАртийский Центр "Иван да Марья"), который и возглавил ПараАртийское Движение России.

Участником ПараАртиады может быть любой человек независимо от возраста, религиозных убеждений, творческого направления. Территориальное пространство и степень ограниченных возможностей не имеют значения. Все параартийцы прекрасно общаются на языке искусства - понятного для всех народов планеты.

Большие возможности для реализации культурно-досуговых интересов и предпочтений инвалидов создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, включению в мир искусства и культуры. Интернет для людей с ограниченными возможностями служит средством развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки, возможности творческого выражения.

Многие люди использует Интернет для общения. Виртуальное общение - это процесс, имитирующий структуру, функции и результаты реальных отношений и взаимных действий человека, через его виртуальные образы. В этом случае Интернет становится не только средством связи инвалидов, но и источником совета и поддержки. В виртуальном пространстве коммуникации создается особая среда, где транслируются «желаемые» образы (например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы).

Овладение Интернет - технологиями с одной стороны позволяет инвалидам включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми, а с другой специальные компьютерные продукты позволяют восполнить ранее утраченные или не развитые качества. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, общение, взаимодействие с равными себе и помощь - всё это возможности социокультурной реабилитации молодых инвалидов, связанных с их вовлечением в сферу пользования виртуальной реальностью.

Таким образом, досуговая деятельность инвалидов представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для людей с ограниченными возможностями, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями. Кроме того, досуговая деятельность инвалида в современных условиях может осуществляться, благодаря применению Интернет-технологий.

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте порядок назначения ежемесячной денежной выплаты инвалиду.

2. Перечислите основные формы социального обслуживания инвалидов.

3. Раскройте особенности пенсионного обеспечения инвалидов.

4. Перечислите задачи, решение которых возможно при условии использования гендерного подхода в социальной работе с инвалидами.

5. Какое значение имеет гендерный подход в социальной защите инвалидов?

6. Охарактеризуйте основные формы досуговой деятельности инвалидов.

Антология социальной работы.- Т. 3. - М., 1995.

Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. - М., 2009.

Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. - М., 2008.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - на - Дону, 2009

Благотворительная Россия.- СПб., 1902.

Веричева О.Н. Особенности социальной адаптации молодого инвалида // Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Ежеквартальный бюллетень. - 2008. - №2.

Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне. - Саратов, 2003.

Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. - М., 2008.

Евсеев С.П.., Шапкова Л.В.Адаптивная культура: Учеб. пособие. - М., 2000.

Ерохина Л.Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие. - М., 2009.

Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. - М., 2007.

Киселёва Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М., 2004.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 52880-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. // Социальное обслуживание. - 2009. - №2.

Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. - М., 2009.

Никонов Л.С., Четвериков М.Н. Адресная социальная защита: Опыт муниципальных образований - М., 2003.

«О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178.

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 .12. 2001 г. N 173-ФЗ

Основы социальной работы/ Под ред. Н.Ф. Басова. - 4-е изд., стер. - М., 2008.

Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 5-е изд., стер. - М., 2008.

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов, 2006.

Социальная политика / Под ред. Н.А.Волгина. - М., 2008.

Социальная работа/ Под ред. Н.Ф. Басова.- 2-е изд., стер. - М., 2010.

Технология социальной работы./ А.А. Чернецкая и др. - Ростов н/Д., 2006.

Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004.

При обсуждении вопроса несовершенства системы госзакупок в России наибольшее внимание представители СМИ, активисты общественных и политических объединений уделяют такому сложному вопросу, как коррупция. Действительно, случаи злоупотребления при закупках товаров и услуг представителями региональной или муниципальной власти поражают своей наглостью и циничностью и не могут не вызывать возмущение у любого адекватного человека. Однако в системе госзакупок существуют и другие, хотя и менее заметные обычному человеку проблемы, но столь же сложные и требующие решения. Но пока что они остаются нерешенными и полностью игнорируются структурами, которые призваны отвечать за совершенствование системы госзакупок.

Наиболее показательной в этом отношении является проблема обеспечения инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга (инвалидов-колясочников) путевками на санаторно-курортное лечение. Согласно ФЗ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, инвалиды-колясочники имеют право на получение бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение, и обязанность по предоставлению людям с инвалидностью данной социальной услуги возложена на региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Отделения Фонда организуют работу по обеспечению инвалидов льготными путевками в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Они в этих целях периодически проводят конкурсные процедуры на право заключения государственных контрактов с санаторно-курортными учреждениями, которые готовы предоставить людям, передвигающимся в инвалидных колясках, специализированные условия для отдыха и лечения. После проведения конкурсных процедур региональное отделение Фонда заключает контракт с выбранными санаторно-курортными учреждениями и выдает путевки инвалидам-колясочникам.

На первый взгляд, такая организация выбора поставщика услуг – санаторно-курортного учреждения, в котором будут отдыхать инвалиды-колясочники – логична и понятна, позволяет избежать коррупционных схем и мошенничества при заключении контракта, но в действительности приносит много бед и трудностей тем, ради кого эти контракты и заключаются – самим людям с ограниченными возможностями здоровья.

Большинство российских городов и сел совершенно не приспособлены для так называемых «спинальных больных», поэтому инвалиды-колясочники вынуждены большую часть своей жизни проводить дома, неделями или даже месяцами не покидая пределы квартиры, не имея возможности свободно выйти на улицу, чтобы пообщаться с друзьями, отдохнуть, получить качественную медицинскую помощь. Поэтому неудивительно, что они едут в санаторий с огромным желанием и стремлением хорошо отдохнуть и почувствовать, как же это – жить без барьеров, ведь предполагается, что региональное отделение ФСС выдает им путевки в санаторий, полностью приспособленный для нужд колясочников.

Но их ждет разочарование. Большинство санаториев, подающие заявки на конкурс поставщика услуг по санаторно-курортному лечению «спинальных больных» и выигрывающие его, слабо приспособлены для людей, передвигающихся в колясках. Причем речь идет не только об отсутствии специализированных тренажеров для инвалидов-колясочников или бассейна, функциональных кроватей, но и о том, что человек в инвалидной коляске в таких «здравницах» не может даже зайти в санузел.

Российские колясочники, как люди бывалые и знакомые со спецификой отдыха в отечественных санаториях, отправляясь за тысячи километров от дома, везут с собой тазики, санитарные стулья и другие весьма полезные в таких суровых условиях атрибуты.

«В санатории «Лесная поляна » в Пятигорске адаптированными для колясочников являются номера только на первом этаже, а все остальные номера очень маленькие, проем в санузел очень узкий, и туда невозможно протиснуться. В течение 42 дней отдыха приходится мыться из тазика… В моем номере даже холодильник стоял неудачно, я не могла открыть его дверцу и дотянуться до полки», — рассказывает о своих «приключениях» на отдыхе в одном из самых известных санаториев для спинальников Марина Владимировна, инвалид 1-й группы. И таковы условия в санаторно-курортном учреждении, которое считается одним из самых адаптированных для спинальных больных в России. Похожие истории можно услышать от инвалидов-спинальников, которым довелось отдыхать в санатории «Известия » в Сочи, «Жемчужине моря » в Кабардинке и других санаторно-курортных учреждениях, с гордостью позиционирующих себя как здравницы, адаптированные для людей с ограниченными возможностями здоровья и участвующих в конкурсах региональных отделений Фонда социального страхования.

И российские колясочники, как люди бывалые и знакомые со спецификой отдыха в отечественных санаториях, отправляясь за тысячи километров от дома, везут с собой тазики, санитарные стулья и другие весьма полезные в таких суровых условиях атрибуты.

Кое-кто берет с собой и динамические параподиумы, ортезы и другие реабилитационные аппараты, не особо надеясь на то, что в санаторно-курортном учреждении обнаружит специализированные залы ЛФК и квалифицированных инструкторов. И нередко оказывается прав… Так, в санатории «Известия» в Анапе, который также регулярно участвует (и выигрывает) в конкурсах на право заключения контракта по предоставлению санаторно-курортного лечения, «спинальники» в течение многих лет не имели возможности заниматься лечебной физкультурой и механотерапией, так как просто физически не могли добраться до кабинета ЛФК. Дело в том, что лифт, с помощью которого инвалиды-колясочники перемещаются в санатории, не поднимается на этаж, где расположен зал ЛФК.

«Мне в октябре 2014 года наш Фонд выдал путевку в санаторий «Известия», которую я ждала 3 года, — с горечью рассказывает Евгения, жительница г. Светлограда (Ставропольский край). – Я поехала туда в надежде подлечиться, заняться физкультурой с опытными инструкторами и, быть может, научиться хотя бы чуть-чуть передвигаться самостоятельно. Какое же было разочарование, когда выяснилось, что большинство лечебных процедур для колясочников там просто недоступно, за исключение некоторых физиопроцедур, сероводородных ванн и массажа. А кабинет ЛФК находится на 5-м этаже, и добраться до него я не могла, так как лифт ходит только до 4-го…».

В санатории «Жемчужина моря» в Кабардинке тренажерный зал также недосягаем для инвалидов-колясочников, а в зале ЛФК людям с травмами спинного и головного мозга могли предложить один велосипед… Не приспособлены для них и водолечебные процедуры в этой черноморской здравнице, нет поручней и подъемников. В «Лесной поляне» всем отдыхающим, кроме инвалидов с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата, в качестве одной из лечебно-реабилитационных услуг предложено посещение бассейна, расположенного в соседнем санатории. О том, чтобы предоставить такую возможность людям, передвигающимся в инвалидной коляске, в здравнице даже не помышляют.

И это притом, что отделения ФСС при заключении государственных контрактов с санаторно-курортными учреждениями четко указывают, какие лечебные и реабилитационные процедуры должны быть оказаны отдыхающему, и в них обязательно фигурируют такие услуги, как «ЛФК», «механотерапия», «водолечебные процедуры». Как выясняется, все эти реабилитационные и оздоровительные мероприятия нередко можно увидеть только на бумаге, а в реальности санаторно-курортные учреждения могут по собственному усмотрению или оказывать эти услуги инвалидам, или не оказывать их – если у них нет необходимых условий, возможностей или просто нет такого желания.

Почему так происходит, и в конкурсах на право заключения государственных контрактов с санаторно-курортными учреждениями по организации отдыха и лечения инвалидов-колясочников одерживают победу санатории, не приспособленные для такой категории инвалидов? Причем такая ситуация характера практически для всех российских регионов, начиная Камчатки и заканчивая Ставропольским краем, и остается неизменной уже многие годы. Неужели региональные отделения ФСС совершенно не волнует, действительно ли в санаториях, в которые они отправляют инвалидов, есть условия для проживания спинальных больных и для их оздоровления и реабилитации?

Согласно существующей системе госзакупок, региональные отделения ФСС совершенно не обязаны и даже, более того, не имеют права при выборе победителей конкурса принимать во внимание мнение самих людей с инвалидностью, которые лучше, чем кто-либо, знают, насколько адаптирован для них санаторий.

РИА «Регион онлайн» уже неоднократно освещало данную проблему, и вот какой ответ давали нам в 2014 году в Департаменте социальных программ и сводно-аналитической работы Фонда социального страховании РФ на вопрос о выборе поставщиков услуг для инвалидов, проживающих в Ставропольском крае. «В феврале 2013 Ставропольским региональным отделением ФСС был проведен открытый конкурс на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан льготных категорий, в том числе по лоту «Заболевания и последствия травм спинного мозга» на 160 путевок (80 путевок для инвалидов и 80 путевок для сопровождающих лиц). По данному лоту от санаторно-курортных учреждений были поданы 2 заявки: санаторий «Лесная поляна» (36 путевок) и ЗАО «Жемчужина моря» (10 путевок), с которыми и были заключены контракты. В связи с недостаточным количеством приобретенных путевок Ставропольское региональное отделение ФСС было вынуждено провести еще один открытый конкурс, по итогам которого были заключены контракты с ОАО «Санаторий Вешенский», ФГБУЗ «Медицинский реабилитационный центр «Сергиевские Минеральные Воды»», — сообщали нам в Департаменте социальных программ и сводно-аналитической работы Фонда социального страховании РФ на вопрос о том, как происходит отбор санаторно-курортных учреждений, подходящих для отдыха и лечения людей с инвалидностью. Прошло три года, а ситуация осталась прежней, что подтверждают практически аналогичные ответы от представителей ведомства, и заявки на конкурс на право заключения государственных контрактов подают заявки все те участники, которые за это время так и не удосужились адаптировать свои учреждения для людей с инвалидностью.

Инвалиды-колясочники относятся к одной из самых сложных категорий людей с инвалидностью, которые могут отдыхать только в специализированных санаторно-курортных учреждениях, приспособленных для людей, передвигающихся с помощью инвалидной коляске. Но, согласно существующей системе госзакупок, получается, что региональные отделения ФСС не имеют полномочий и возможностей для осуществления самостоятельной проверки наличия у участников конкурса необходимых условий для проживания и санаторно-курортного лечения инвалидов-колясочников. Достаточно того, что данные учреждения имеют необходимые сертификаты и документы, разрешающие им принимать на отдых спинальных больных, даже если фактически для таких отдыхающих в здравнице ничего не оборудовано.

Также, согласно данной системе, региональные отделения ФСС совершенно не обязаны и даже, более того, не имеют права при выборе победителей конкурса принимать во внимание мнение самих людей с инвалидностью, которые лучше, чем кто-либо, знают, насколько адаптирован для них санаторий.

Сложившаяся ситуация показывает, что система выбора поставщика услуг по предоставлению инвалидам санаторно-курортного лечения требует самых серьезных изменений. Для повышения эффективности проведения конкурса на право заключения контрактов необходимо привлечение самих людей с инвалидностью, которые смогут осуществлять общественный контроль в этой сфере и выступать в качестве экспертов при выборе победителей тендеров и распределении контрактов.

Досуговую деятельность принято понимать какосознанную и направленную активность человека, в которой удовлетворяются потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.

Досуговая деятельность рассматривается как одна из ведущих видов наряду с игровой, учебной, трудовой. Её цели и содержание избираются свободно в зависимости от культурного уровня, потребностей и интересов молодого человека.

При организации досуговой деятельности молодых инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.

Законодательство Российской Федерации закрепляет право каждого человека на культурную творческую деятель­ность, свободный выбор нравственных, эстетических и других позиций, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным биб­лиотечным, музейным, архивным фондам и т.п., право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. В федеральном законодательстве также опреде­лены обязанности государства в области культуры, в том числе, по обес­печению доступности культурных ценностей для всех граждан.

В Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации (1997) отмечено, что государственная политика в отношении молодых людей с ограниченными возможностями, как одной из наименее социально защищенных категорий населения является важнейшей составляющей социокультурной политики страны , учитывает особенности здоровья данной категории, специфику современной общественной ситуации, характер и степень дифференцированности различных групп инвалидов, опирается на правовые основания, что является необходимым условием конструктивной организации культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов.



В отношении молодых людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого инвалида, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Недостаточная развитость инфраструктуры досуговой деятельности молодых инвалидов может проявлять себя в таких характеристиках, как низкий уровень доступности, а, нередко, и просто недоступность многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов; отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов; слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.

В жизнедеятельности молодых инвалидов присутствует социально-культурное отчуждение, которое связано не столько с количеством социальных связей человека, сколько с их качеством. Социально-культурное отчуждение - это отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом или культурой. Социально-культурному отчуждению молодых инвалидов способствуют:

Трудности адаптации молодого человека к обществу (ограниченные физические и интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков);

Неадаптированность общества к насущным потребностям человека (ориентация общества на бездуховные ценности наживы, потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности, в том числе наличие физических и психологических барьеров).

Молодой человек с инвалидностью, вступая во взрослую жизнь, очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя «проблемное поле», в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга.

Проблема социально-культурного отчуждения молодых инвалидов сложна. С одной стороны причиной отчуждённости является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны - общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалида. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс становления юной личности, который часто связан с противопоставлением себя обществу. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения молодого инвалида является социально-культурная реабилитация.

Социально-культурная реабилитация - это целостный комплекс мероприятий, имеющих целью оказание помощи молодому инвалиду в достижении и поддержке оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости (Т.А. Макарова).

Социальная независимость молодого инвалида подразумевает достижение им макси­мально возможного уровня самостоятельного участия в культурно-досуговой деятельности, позволяет ему использо­вать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Осуществление социальной независимости молодых инвалидов является одной из главных задач специалистов по социальной работе, создающих условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способнос­ти и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговую деятельность молодых инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность.

Отечественный и зарубежный опыт решения проблем социальной адаптации и социально-культурной реабили­тации молодых инвалидов средствами культуры, спорта и искусства свидетельствует об эффектив­ности соответствующих программ и технологий, о их возможностях обес­печения интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социальную и культурную жизнь.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для молодых инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями.

Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Клуб создаётся для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами (Г.П. Щедровицкий).

Одним из направлений деятельности клубов для молодых инвалидов является творческая реабилитация – процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.

Примером клубной работы могут служить клубы – «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», а также клубные объединения, развивающие вокальные, хореографические, театральные способности молодых инвалидов.

Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ. Примером организации фестивалей может служить фестиваль «Поверь в себя» г. Рязань, фестиваль «Ума, души и рук творение» г. Кострома.

Целью деятельности клубных объединений является формирование у молодых людей – инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.

Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов принадлежит различным видам спорта - как массово-оздоровительного, так и соревновательного. Спорт представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определённые представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.

Спорт – важнейший феномен современной культуры и, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О культуре и спорте в РФ» от 9.10.1992 №3612-1 основной целью вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом является повышение их двигательной активности. В документе определяется, что двигательная активность – это непременное и определяющее условие всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалида».

Адаптивный спорт помогает укрепить здоровье, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные навыки, повысить самооценку. Среди адаптивных видов спорта большую популярность обрели борьба, настольный теннис, сидячий волейбол, баскетбол на колясках, дартс, лёгкая атлетика, конный спорт, спортивная езда на велоколясках. Основная задача адаптивного спорта – вовлечение в занятия спортом как можно большего числа молодых людей с ограниченными возможностями. В массовом адаптивном спорте молодые инвалиды получают возможность для полного раскрытия своих возможностей, установить контакты с другими людьми, осуществить взаимодействие с другими общественными организациями.

Глухие и слабослышащие инвалиды принимают участие в таких видах массового спорта как футбол, лыжи, коньки, стрелковый, велосипедный спорт, теннис, шахматы, гребля, бокс, плавание, классическая борьба, легкая атлетика. Незрячие инвалиды участвуют в соревнованиях по лёгкой атлетике, плаванию, гребле, туризму, лыжах, освоена новая спортивная игра для незрячих – роллинсбол (командная игра с озвученным мячом).

Всё большую популярность приобретают Специальные Олимпийские игры, целью которых является пропаганда олимпийского движения, привлечение внимания общественности к проблемам молодых инвалидов, активизации деятельности государственных, общественных и других организаций в решении проблем по укреплению здоровья и адаптации к жизни в обществе молодых людей с ограниченными возможностями. Для успешного выступления круглогодично проводятся тренировки спортсменов, летние и зимние игры на местном, региональном и национальном уровнях. Специальные Олимпийские игры охватывают многие регионы страны, в них участвуют более 25 тысяч спортсменов-инвалидов.

Основными причинами, сдерживающими развитие спорта среди инвалидов, служат – отсутствие достаточного числа стадионов, спортивных залов и площадок, оборудования и инвентаря, труднодоступность спортивных сооружений для инвалидов, недостаточное финансирование паралимпийского спорта на региональном и муниципальном уровнях, нехватка профессиональных кадров.

В последние годы ситуация с развитием реабилитационного спорта в России меняется, увеличивается количество спортивных организаций, объединяющих более 200 тысяч людей с ограниченными возможностями. Ежегодно для инвалидов проводятся более 100 национальных соревнований, лучшие спортсмены могут участвовать в 60 международных состязаниях, атлеты-паралимпийцы получают стипендию президента РФ.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма, и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма молодого инвалида.

Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также туротерапия – одна из реабилитационных технологий культурно – досуговой деятельности молодых инвалидов, основу которой составляют различные виды туризма: путешествия, экскурсии, походы, выезды.

Туризм создаёт сферу полноценного общения, расширения кругозора, развития физических возможностей, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях молодые инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях.

Для эффективного обеспечения технологии туризма в культурно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

Вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;

Обеспечение безопасности для туристов;

Включение в программу осмотра достопримечательностей;

Наличие физической подготовленности молодых инвалидов, психологической переносимости трудностей.

Творческая и физкультурно-оздоровительная деятельность, экскурсионные поездки также могут быть организованы в рамках проведения летних смен для молодых инвалидов. Организация летнего отдыха представляет собой целенаправленный психолого-педагогический процесс, включающий в себя организацию различных мероприятий, способствующих полноценному отдыху и оздоровлению молодых людей с ограничениями в развитии. Целью организации такого отдыха для молодых инвалидов является восстановление индивидуальной и социальной ценности человека, имеющего нарушения здоровья, использование условий загородного отдыха для его оздоровления и закаливания.

Участвуя в мероприятиях и программах летнего отдыха, молодые инвалиды стараются реализовать себя, почувствовать свою значимость, иметь возможность достичь высоких результатов в предлагаемых видах деятельности.

Специалисты-организаторы этого вида отдыха способствуют созданию благоприятной психотерапевтической среды, в целях преодоления психологического дискомфорта в общении со сверстниками; оказывают помощь в организации самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи, предлагают различные виды индивидуальной и групповой деятельности, расширение зоны творческих способностей и круга интересов молодых инвалидов.

Большие возможности для реализации культурно-досуговых интересов и предпочтений молодых инвалидов создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, включению в мир искусства и культуры. Интернет для молодых инвалидов служит средством развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки, возможности творческого выражения.

Многие молодые люди использует Интернет для общения. Виртуальное общение – это процесс, имитирующий структуру, функции и результаты реальных отношений и взаимных действий человека, через его виртуальные образы. В этом случае Интернет становится не только средством связи молодых инвалидов, но и источником совета и поддержки. В виртуальном пространстве коммуникации создается особая среда, где транслируются «желаемые» образы (например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы).

Овладение Интернет – технологиями с одной стороны позволяет молодым инвалидам включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми, а с другой специальные компьютерные продукты позволяют восполнить ранее утраченные или не развитые качества. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, общение, взаимодействие с равными себе и помощь – всё это возможности социокультурной реабилитации молодых инвалидов, связанных с их вовлечением в сферу пользования виртуальной реальностью.

Таким образом, досуговая деятельность молодых инвалидов представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для молодых инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями. Кроме того, досуговая деятельность молодого инвалида в современных условиях может осуществляться, благодаря применению Интернет-технологий.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте показатели социального статуса молодого инвалида.

2. Определите трудности в сфере получения образования, трудоустройства молодых инвалидов.

3. Какие формы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями существуют в учреждениях профессионального образования?

4. Раскройте особенности организации досуга молодых инвалидов.

5. Охарактеризуйте формы досуговой деятельности молодых инвалидов.

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М., 2003.

Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов. – М., 2000.

Гранкин А.Е. Социальная и лечебная реабилитация людей с ограниченными возможностями в сфере получения высшего образования/ Проблемы деинституциализации детей-инвалидов. – М., 2001.

Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. Пособие для реабилитологов и социальных работников. – М., 2006.

Евсеев С.П.., Шапкова Л.В.Адаптивная культура: Учеб. пособие. – М., 2000.

Киселёва Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. – М., 2004.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2002. – № 2. – С. 2-31.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. – М., 1997.

Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородного лагеря: Из опыта деятельности оздоровительных учреждений Алтайского края / Под. ред. С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой. – 2-е изд., – М.,1998.

Проект Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Дефектологи. – 1995. – № 1. – С. 3-9.

Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации // Ежеквартальный бюллетень. – 2008. – №4.

Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации // Ежеквартальный бюллетень. – 2009. – №5.

Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного тип. / Под общей ред. Н.П. Гончаровой. – М., 1997.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов // Жить инвалидом, но не быть им / Под ред. Л.Л. Коноплиной. – Екатеринбург, 2000.

Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – Спб., 1997.

Федоров А.В. Социальная защита молодых инвалидов-горожан в условиях перехода к рыночной экономике. - СПб., 1999.

Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследо­ваний социальной политики. – 2004. – Т. 2. – № 1. – С. 115-126.

Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. – 2003. – № 5. – С. 100-106.

В сегодняшний Международный день инвалидов мы расскажем о том, как организуется туризм для людей с ограниченными возможностями, с какими трудностями те сталкиваются, и как преодолеваются многочисленные препятствия на пути к туризму для всех.

Точно так же, как за повседневными делами мы мало задумываемся о том, с какими трудностями сталкиваются люди с ограниченными возможностями в самый обычный день (высокие бордюры, светофоры без звуковых сигналов и другие маленькие, но очень важные вещи), так и на отдыхе наши головы на часто посещают мысли о том, насколько туризм доступен для инвалидов. А между тем, по социологическим опросам, около девяноста процентов людей с ограниченными возможностями (цифра меняется в зависимости от страны, где проводится опрос, но в пределах статистической погрешности) считают, что испытывают серьезные затруднения при организации отдыха.

При этом в техническом плане организация экскурсионных туристических поездок для инвалидов особых преград не имеет. Во всяком случае, если речь идёт о развитых странах, весомая часть из которых обладает должной туристической привлекательностью. В Барселоне, Иерусалиме, Париже , Праге или Амстердаме инфраструктура, продуманная с учётом интересов и банального удобства людей с ограниченными возможностями, находится на должном уровне, чтобы обеспечить достойный приём и комфорт пребывания. Миниатюры исторических зданий и аудиогиды для слабовидящих, гиды-сурдопереводчики, разнообразные специальные программы, даже специализированные музеи (как, например, афинский тактильный) - всё работает во благо равенства.

Как правило, организацией подобных экскурсий занимаются туристические компании, ориентирующиеся именно на людей с ограниченными возможностями, - достаточный опыт позволяет им обеспечить отдых по высшему разряду. Хотя, конечно, обеспечение каждого такого туриста индивидуальным сопровождающим и специальным транспортом (если речь идёт о колясочниках) обходится дороже организации обычных туров - где-то помогают благотворители и меценаты, но в основном остаётся уповать на волонтёров.

К сожалению, волонтёров всегда не хватает. И для привлечения их некоторые компании выдумывают достаточно оригинальные и, что немаловажно, действенные предложения. Хорошим примером здесь может послужить британский туристический оператор Traveleyes, специализирующийся на отдыхе инвалидов по зрению. На каждый тур приглашаются не только слабовидящие путешественники, но те, кто будет фактически их глазами: зрячие сопровождающие, которых привлекают очень низкие цены на такие путёвки.

В комплексе такой туристический симбиоз оказывается способен на практике осуществить не только качественные и недорогие поездки, но и существенно разнообразить их, сделать доступными места, не обладающие в силу тех или иных причин инфраструктурой для людей с ограниченными возможностями. И этот опыт бесценен, хоть и только начинает своё распространение по миру, ведь система организации оного позволяет обеспечивать туры далеко не только для слабовидящих.

В сущности, наличие сопровождающего (не важно, волонтёр он или какой-нибудь привлечённый скидками студент) делает для человека с ограниченными возможностями доступным абсолютно любой туристический отдых - хоть экскурсионный, хоть экстремальный. И любое место, хоть сельву Амазонки, хоть Южный полюс. И француз Марк Копп, несмотря на свой рассеянный склероз, приземлившийся на Эверест осенью этого года с парашютом при помощи известного экстремала Марио Жервази, - яркий тому пример.



Похожие публикации