Зарождение и развитие античной философии основные этапы. Основные этапы развития античной философии

Является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия.

Периоды развития философии античности

Рассмотрим, какие основные проблемы решала античная философия, этапы развития ее как науки.

В развитии древнегреческой и древнеримской философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа.

Первый, досократовский, период выпадает на VII -- V ст. до нашей эры. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и Древней Греции.

Характерной особенностью второго, классического, периода (V -- IV ст. является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, в которой определяются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

За период с IV по II век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, перепатетики и другие. Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Для этого периода характерна деятельность таких философов, как Аристотель, Сократ, Протогор, Платон.

Третий-четвертый века -- время возникновения и развития нового направления в античной философии -- неоплатонизма, родоначальником которого был Платон. Его идеи и взгляды во многом повлияли на философию раннего христианства и философию средневековья.

Так возникла античная философия, этапы развития которой породили интересные идеи: идею всеобщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею бесконечного развития.

Именно в те времена сложились гносеологические направления -- Демокрит, являясь, в сущности, материалистом, предположил, что атом является мельчайшей частицей любого вещества. Эта его идея опередила века и тысячелетия. Платон, придерживаясь идеалистических взглядов, создал диалектическое учение об отдельных вещах и общих понятиях.

Философия античных времен стала одной из самостоятельных С ее помощью была сформирована целостная картина мира. Античная философия позволяет проследить весь путь становления теоретической мысли, полный нестандартных и смелых идей. Многие вопросы, которые пытались решить древнегреческие и древнеримские философские умы, не утратили своей злободневности и в наше время.

История Античности - составная часть истории древнего мира - изучает зарождение, расцвет и кризис общественных и государственных структур, которые возникли на территории Древней Греции и Рима. Она начинается с рубежа III - II тыс. До н.э. - С возникновения первых государственных объединений на о. Крит, а заканчивается 476 г. н. Э - Падением Западной Римской империи.

Этот период в истории человечества получил свое название от латинского термина " antiqua " (древность) и имеет свои специфические особенности развития по сравнению с старосхиднимы обществами:

1. Античное общество характеризовалось более быстрыми темпами расписания общинных отношений.

2. В классических развитых античных государствах (Афины, Рим) отсутствовало внутреннее (долговое) рабство. Законами 594 г.. Запрещалось продавать за долги своих соплеменников в Афинах, а закон Петелия 326 г.. Ликвидировал долговое рабство в Древнем Риме.

3. Если стародавньосхидни государства представляли собой военно-бюрократические монархии, то основным типом государственного устройства античных стран была республика в форме полиса.

Долгое время под термином "полис" историки понимали "город-государство". Однако не каждый город было государством и не каждое государство имело внешний вид города. Например, аттический город Пирей - морские ворота Афин - никогда не было государством, хотя по своим размерам, количеству жителей и внешнему виду не уступало Фивам, Мегаре или Коринфа. И наоборот, один из крупнейших полисов Древней Греции - Спарта имел вид обычного сельского поселения.

Поэтому правильнее будет понимать под термином "полис" гражданскую общину, то есть коллектив полноценных граждан, населявшего определенную территорию и имел республиканскую форму правления.

4. Специфической формой собственности в античных полисах была общинно частная собственность, причем вторая ее часть была опосредованная первой. А именно: права частной собственности на землю пользовались только полноправные члены гражданской общины и лишения гражданских прав вело к потере собственности на земельный участок.

5. Темпы культурного развития античной цивилизации были значительно быстрее за культурную эволюцию древневосточных обществ.

Вся современная культура выросла на почве культуры античности. Без знания античной истории нельзя понять многих институтов настуцних периодов, истории искусства, архитектурных стилей, театра, современных политических и научных терминов, в т.ч. терминов "история", "философия", "культура" и др. Античность во всем ее разнообразии выступает на каждом шагу как в общественной, так и в частной жизни современного человека.

Начинает античную эпоху в истории Древней Греции. Почти за двухтысячелетней период греки создали развитую экономическую систему, классическую полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, существенно повлияла на развитие мировой цивилизации.

Всю древнегреческой истории принято разделять на 5 больших этапов:

1. Эгейский или крито-микенский (III тыс. - XII вв. До н.э.) - образование раннегосударственных объединений на о. Крит и в ахейский Греции.

2. Передполисний или гомеровский (XI - IX вв. До н.э.) - господство родоплеменных отношений в Греции.

3. Архаичный (VIII - VI вв. До н.э.) - формирование государственных объединений в форме полисов.

4. Классический (V - первая половина - IV вв. До н.э.) - расцвет старо древнегреческого общества, полисного устройства, греческой культуры.

5. Эллинистический (вторая половина IV в. - 30-е pp. I в. До н.э.) - образование новых эллинистических обществ на основе взаимодействия и объединения греческих и восточных начал.

Поскольку первый и последний этапы греческой истории были решающим, то их принято разделять на отдельные периоды.

Эгейский или крито-микенский этап имеет 3 периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды не совпадали для истории Крита и для истории материковой Греции. Критская история (или минойская, от имени легендарного царя Миноса) делилась на:

а) раннеминойский (XXX - XXIII вв. до н.э.) - господство родоплеменных отношений;

б) среднеминойский (XXII - XVIII вв. до н.э.) - период старых дворцов, образования первых государств, появление первых социальных групп, письменности, объединение Крита;

в) пизньоминойський (XVII - XII вв. до н.э.) - период новых дворцов, расцвета критской государства и его завоевания ахейцами.

Хронология микенского этапа (материковая Греция):

а) ранньоелладський период (XXX - XXI вв. до н.э.) - господство первобытнообщинных отношений, догреческой населения;

б) среднеэлладского период (XX - XVII вв. до н.э.) - проникновение и расселение ахейцев-греков в южной части Балканской Греции и начало разложения родоплеменных отношений;

в) пизньоелладський или микенский период (XVI - XII вв. до н.э.) - возникновение раннегосударственных объединений, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее падение.

Эллинистический этап древнегреческой истории тоже делится на С периода:

а) восточные походы Александра Македонского и создание системы эллинистических государств (30-е pp. IV - 80-е pp. III в. до н.э.);

б) расцвет эллинистических обществ и государств (80-е pp. III в. - середина II в. до н.э.);

в) кризис эллинистической системы и завоевания эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II в. - 30-е pp. I в. до н.э.). Интересы Римом в 30-м году до н.э. последней эллинистической государства Египетского царства означало только конец длительного развития древнегреческой цивилизации и ее культуры.

Большинство исследователей выделяют в античной философии четыре этапа:

  1. Доклассический (натурфилософский, досократовский) этап: VII – 1-я пол. V вв. до н.э.
  2. Классический этап: середина V – конец IV вв. до н.э.
  3. Эллинистический этап: конец IV – конец I вв. до н.э.
  4. Римский этап (философия эпохи Империи): конец I века до н.э. – VI век н.э.
  1. Философия, зародившаяся из мифологического знания, исследует мир в ходе критического преодоления мифа и полемики с ним.
  2. В центре внимания всех философов находится Космос (миропорядок) и «фюсис» – природа (внутренняя суть всех вещей).
  3. Поиск ответа на вопрос о происхождении мира. Главное направление философской мысли: поиск первоначала – единой основы всего мира; и дискуссии о том, что считать первоначалом.
  4. Отсутствие четкого различия между материальным и идеальным. Человек и общество не выделяются в качестве самостоятельных тем для размышления, а рассматриваются в рамках всеобщих законов Космоса.
  5. Активное участие большинства философов-«досократиков» в общественной и политической жизни родного полиса.
  6. Единство философского и научного знания: в рамках философии зарождаются: математика (геометрия), физика, география, астрономия, биология и метеорология.

Философы доклассического этапа : Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор (Самосский), Ксенофан (Колофонский), Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.

: милетская школа(физики), элейская школа (элеаты), пифагорейцы, атомисты.

Классический этап античной философии

  1. Более глубокий подход к вопросу о сущности природы и Космоса. Допускается участие богов в сотворении мира.
  2. Философская мысль переходит от объективного объяснения природы к субъективной стороне познавательного процесса – человеку и его сознанию.
  3. Противопоставление относительного («человек есть мера всех вещей») и абсолютного знания.
  4. Появляется идеалистическая версия происхождения сущего (учение Платона о «чистых идеях»). Начало спора между материализмом и идеализмом.
  5. Философия совмещает два аспекта: научный (образование философских понятий – «первооснов бытия») и воспитательный – образование человека. Создаются первые философские системы и учебные заведения (платоновская Академия, Ликей Аристотеля).
  6. Некоторые мыслители ведут философско-просветительскую деятельность (софисты, Сократ).

Философы классического этапа : софисты (Протагор, Горгий, Гипий, Продик, Критий и др.), Сократ, Платон, Аристотель.

Эллинистический этап античной философии

  1. Из теоретической и логической философия превращается в практическую и этическую. По своим теоретическим достижениям философы-эллинисты значительно уступают «классикам», поэтому активно заимствует идеи предыдущих мыслителей и школ.
  2. Философия перестает быть «основой всех наук» и отделяется от них. Частные науки: такие, как математика, астрономия, оптика и пр. – начинают разрабатываться самостоятельно.
  3. Поиски нового мировоззрения приводят к возникновению многочисленных философских школ и острому соперничеству между ними. Для большинства школ характерен догматизм и непререкаемый авторитет учителя.
  4. Вопросы объективного миропорядка отходят на второй план, философы и философские школы обращаются прежде всего к проблемам частной жизни человека. Философские проблемы познания и бытия рассматриваются с целью определить нормы и стандарты «правильной жизни».
  5. Сильное влияние восточной культуры и философии (с менее высокими требованиями к рациональному обоснованию мировоззрения, но более искушенной в мудрости жизни).
  6. Философия теряет дух элитарности, становится популярной у разных слоев населения (а не только в узком кругу знатоков). Среди философов появляются люди простого происхождения и варвары.

Философы эллинистического этапа : Антисфен, Диоген Синопский, Эпикур, Зенон, Пиррон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.

Основные философские направления (школы) : эпикурейцы, киники, стоики, скептики, эмпирики.

Римский этап античной философии*

  1. Философы не создают принципиально новых концепций: они либо развивают идеи отдельных греческих мыслителей классического этапа, либо стремятся синтезировать и обобщить главные мысли предыдущих философских школ и направлений.
  2. Преобладание идеализма над материализмом.
  3. Возрастает недоверие к рациональному мышлению, явления окружающего мира все чаще объясняются волей богов (Бога).
  4. Продолжают развиваться представления о Космосе как о субъекте. Это своеобразное возвращение к мифу, но уже обогащенное предшествующими философскими идеями.
  5. Рост интереса к мистике, восточным религиозным культам и божествам; сильное влияние на философию идей христианства.
  6. Повышенный интерес к проблемам добра и зла, смерти и загробной жизни.

Философы римского этапа : Плутарх, Аттик, Плотин.

Основные философские направления (школы) : неопифагореизм, средний платонизм, неоплатонизм, эклектизм.

Список полезной литературы

  1. «История философии: Учебник для вузов» / Под редакцией В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Академический проект, 2008 г.
  2. «Философия: Учебник для вузов» / Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.
  3. «История философии: учебник» / Алексеев П.В. – Москва: Проспект, 2013 г.
  1. «Философия (конспект лекций)». Пособие для подготовки к экзаменам / Автор-составитель: Якушев А.В. – М.: Издательство ПРИОР», 2002 г.
  2. «Философия. Краткий курс» / Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. – СПб-Питер, 2004 г.
  3. «Философия: учебник для студентов высших учебных заведений» / Ю.М. Хрусталев – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.

Периоды античной философии, их особенности, школы и представители обновлено: Ноябрь 7, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

В греческой античной философии выделяют следующие этапы развития:

Первый этап охватывает период с VII по V вв. до н.э. Этот период обычно называют натурфилософским, досократовским, а философы, жившие в это время, характеризовались как досократики (Сократ 469-399 гг. до н.э.). К этому периоду относятся: Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты - Левкипп и Демокрит.

Второй этап охватывает период примерно с половины V в. и до конца ГУ в. до н.э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов - Сократа, Платона и Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древнегреческой, да пожалуй, и мировой философии.

Третий этап в развитии античной философии - конец ГУ-II вв. до н.э. обычно обозначается как эллинистический (эллин - самоназвание древних греков; эллинизм - период в истории Восточного Средиземноморья, Передней Азии и Причерноморья со времени походов Александра Македонского 334-324 гг. до н.э.). В отличие от классического этапа, связанного с возникновением знаковых по своему содержанию философских систем, в это же время появляются и ряд философских направлений: академическая философия (платоновская Академия), перипатетики (аристотелевский Ликей), стоическая и эпикурейские школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст и Эпикур. Однако для всех школ был характерен переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.), родился на острове Самос в семье афинского переселенца, учителя. С 14 лет начал заниматься науками. В 18 лет он приезжает в Афины, затем перебирается в Малую Азию (современная Турция). В 306 г. до н.э. возвращается в Афины и основывает собственную школу - "Сад Эпикура". Свое учение Эпикур подразделял на три части: канонику - теорию познания, физику - учение о природе и этику. Он развивал атомистическое учение Демокрита, считая, что во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Тела воспринимаются непосредственно чувствами, а существование пустого пространства между телами объясняется тем, что иначе было бы невозможно движение. Из работ Эпикура до потомков дошло немного оригиналов: "Письмо к Гер од от у" и "Письмо к Пифоклу", в которых отражены его взгляды на природу; "Письмо к Мене "ею" отражает этические воззрения, а "Главные мысли" Эпикура дают представление о его основных идеях в афористичной форме. Умер Эпикур в возрасте 71 года тяжело болея, его мучили приступы рвоты, из почек выходили камни, донимали другие недуги. Однажды он попросил набрать для себя в медную ванну горячей воды, лёг в неё, выпил неразбавленного вина, пожелал друзьям не забывать его учений и так скончался. Эпикурейцы продолжили его учение, собираясь в саду, принадлежавшем Эпикуру и завещанном им школе. Преемником Эпикура стал Эрмарх из Митилены, настаивавший на том, что целесообразность лежит в основе всех законов. Систематизатором идей Эпикура был Фил од ем из Гадары.

Четвёртый этап в развитии античной философии охватывает период с I в. до н.э. и до V-VI вв., когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Однако в римской философии наоборот - она формируется под влиянием греческой, особенно эллинистического периода, завершившегося в начале второй четверти I в. В ней сложились три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

В III-V столетиях в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Плотин (204-270 гг.), основатель неоплатонизма, является последним из крупных философов древности. Вскоре после его рождения происходят существенные политические процессы: воинские формирования обретали реальную государственную силу и армейское командование ввело в практику избрание императоров за денежное вознаграждение. Начались междоусобицы, убийства императоров с целью дележа империи. Это облегчало целенаправленные вторжения в пределы Римской империи германцев с севера и персов с востока. Война и эпидемия почти на треть уменьшили население Римской империи. Города, которые были носителями культуры, пострадали особенно сильно. Плотин уходит от зрелища разорения и нищеты в реальном мире, чтобы созерцать вечный мир блага и красоты. Он толкует работы Платона, пытаясь выстроить некое подобие системы. Новым у Плотина явилось учение о первоначале всего сущего - едином, которое само выше сущего. Единое, начало всего сущего, как и у Платона, именуется у Плотина благом и сравнивается с Солнцем. Ему противоположна тёмная и лишенная вида материи, принцип зла. Универсум Плотина статичен. Всякая низшая ступень в нём вечно рождается от высшей, причём высшая вечно остается неизменной и, порождая, не терпит ущерба. Единое вечно сияет в своей сверхпрекрасной благости.

Таким образом можно сказать, что древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем и римская философия, просуществовав более одного тысячелетия (с VIH в. до н.э. по VI в.), прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели.

Античность – самый крупный период в истории европейской цивилизации, растянувшийся на 3,5 тыс. лет. В ее основе лежит история развития двух цивилизаций – греческой и римской. Иными словами, античность – это греко-римская культура, но корни этих двух культур лежат еще в более глубокой древности. На развитие эллинской культуры огромное влияние оказали (или даже были непосредственными предшественниками) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры. Что касается римлян, то на формирование римской культуры огромное влияние оказала этрусская культура. В пределах данной эпохи и двух культур выделяют различные этапы развития.

В истории древнегреческой культуры выделяют следующие периоды:

1. Эгейский или Крито-Микенский III II тыс. до н. э. Название данного периода связано с географическим расположением двух основных очагов протогреческой культуры. Центр одного из них – остров Крит, а другой – Микены, могущественный город-государство на материковой Греции. Культура Крита (или минойская культура) отличалась рядом характерных особенностей. Прежде всего, это была талассократическая культура (греч. – «господствующая на море»). Талассократия выражалась в том, что критяне, создав великолепный флот, контролировали с его помощью и акваторию Эгейского моря и побережье материковой Греции, совершая периодические набеги на береговые поселения и заставляя их платить дань Криту (эта агрессивная политика Крита была увековечена в мифе о Тесее и Ариадне). Флот также дал возможность Криту вести оживленную торговлю с Египтом и Ближним Востоком, что способствовало обогащению не только казны, но и культуры Крита достижениями культур Египта и Междуречья. Своеобразной «визитной карточкой» Крита были дворцы его правителей, раскопанные археологами в конце XIX столетия (Кносс, Фест, АгиаТриада и др.). Они представляли собой расположенные на значительной территории комплексы, чрезвычайно сложно связанные между собой строения и переходы, оборудованные системой вентиляции, канализацией, специальными световыми шахтами и украшенными росписями стенами. О религии Крита нам известно немного, но найденные во множестве статуэтки женских богинь-охранительниц свидетельствуют о том, что в этой религии значительное место занимал культ плодородия. Кроме того, на Крите существовала ритуальная практика «тавромахии» («сражения с быками»). Фрески с изображениями тавромахии украшали стены критских дворцов и служили сюжетом для мелкой пластики.

Микены, а также другие города материковой Греции были населены племенами ахейцев – народа, имеющего менее высокий культурный уровень, нежели критяне. Но и культура Микен все же не была лишена своего исконного своеобразия. В Микенах, так же как и на Крите, строили дворцы, однако это были окруженные толстыми стенами с так называемой «циклонической кладкой» (греки позднейших времен полагали, что сложенные из огромных каменных блоков стены Микен строили циклопы) монументальные сооружения, с главным залом для разведения огня – мегароном внутри. Кроме того, своеобразием отличались могилы микенских царей, которых хоронили в окружении золотой утвари и с золотой маской на лице в глубоких шахтах, покрываемых сверху каменными плитами. Большого искусства микенцы добились и в монументальной скульптуре («Львиные ворота» Микен).

2. Гомеровский период (XI - VIII вв. до н. э.). В истории культуры Древней Греции – это время, с одной стороны, общей культурной деградации, а с другой – сложения единой греческой народности.К VIII в., которым датируют написание поэм Гомера, были созданы предпосылки для появления самобытной греческой культуры: усилилось социальное разделение в обществе, появилась аристократия, вновь оживилась жизнь в городских центрах. В эту эпоху также складывается антропоморфная олимпийская мифология греков.

3. Архаический период (VII VI вв до н. э.) ознаменовался культурным подъемом Древней Греции. Это время начала расцвета греческой культуры: укрепленные рабовладельческие города превращаются в полисы-государства, возникают письменность, медицина, астрономия.Характерные черты данного периода – греческая морская колонизация берегов Черного и Средиземного морей, развитие международной торговли и межкультурных контактов, создание архитектурных стилей, появление скульптуры, литературы и поэзии (Гесиод, Пиндар, Архилох, Анакреонт).

4. Классический период (V – три четверти IV вв до н. э) – это эпоха расцвета греческой культуры. В этот период греки совместными усилиями смогли противостоять восточным завоевателям – персам, что способствовало величайшему духовному подъему во всех отнюдь не однородных греческих городах-полисах. На роль культурного центра Греции этой эпохи уверенно выходят Афины. Именно афиняне провели наиболее радикальные демократические реформы, и именно в Афины стекались со всей Греции философы, риторы, историки, художники и поэты, восхищающиеся или критикующие афинское государственное устройство. Под руководством политика и военначальника Перикла в это время проводится полная реконструкция афинского Акрополя, создаются его знаменитые храмы и, прежде всего, Парфенон, украшенный скульптурами мастера Фидия. По улицам Афин V в. общаются с демосом философы Сократ и Платон, а в театрах каждый год на общегородской праздник в честь бога вина Диониса устраиваются представления, состоящие из трагедий (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедий (Аристофан). К концу V в. Афины переживают политический кризис и, проиграв в Пелопоннесской войне Спарте, значительно снижают темпы своего культурного развития.

Периодом эллинизма в истории греческой культуры именуется та культурная эпоха, которая наступила в Греции после покорения царем Македонии Филиппом всех греческих полисов и грандиозного похода сына Филиппа – Александра Македонского во главе сборного греческого войска на Восток. В результате этого похода греки подчинили себе Египет, Сирию, Месопотамию, Малую и часть Центральной и Средней Азии (войска Александра вошли даже в Индию, однако смерть молодого царя заставила их отступить). На территории, завоеванной Александром, после его смерти возник целый ряд государств, которые возглавили его бывшие военначальники – диадохи. В новых государствах проводилась та культурная политика, которую инициировал во время похода Александр: греки роднились с местным населением, перенимали его обычаи, но и сами влияли на тех, кого они завоевали, активно обустраивая свой быт по полисным законам. В эпоху эллинизма было создано немало архитектурных шедевров. Так, в Александрии (столице государства Птолемее, основанной Александром Македонским) выстроили Александрийскую библиотеку и Александрийский маяк, а также скульптуру Колосса Родосского, а в Галикарнассе был воздвигнут знаменитый мавзолей (три последних причислялись древними к семи «чудесам света»). Развивалась также скульптура, литература и философия. Укрепление монархии все же не смогло спасти эллинистические государства от покорения более сильным и могущественным соседям. С одной стороны, Парфия, а с другой – Рим постепенно поглотили Элладу.

Культура Древней Италии и Древнего Рима включает в себя три основных этапа: 1) Царский период (VII VI вв до н. э.); 2) Республиканский период (510 – 31 гг. до н. э.); 3) Императорский период (31 г. до н. э. – 476 г. н. э.)

Датой основания Рима и началом царского периода считается 753 г. до н. э. По легенде, город на холме Палатин основали братья Ромул и Рем, потомки героя Энея, некогда прибывшего в Италию после разрушения Трои. Из-за спора о названии города Ромул убил Рема, и Рим получил свое историческое имя «Roma».

В Эпоху царей город разрастался, завоевывая прилегающие территории. Благодаря соседству с высокоразвитой культурой этруссков и греческими колониями римляне очень стремительно развивали свою культуру. Они переняли у этруссков «латинский алфавит», тайные науки жрецов, основы градостроительства и металлургии, а у греков – полисную форму городского устройства.

Республиканский период с самого начала проходил под знаком борьбы плебеев с патрициями за гражданские и имущественные права. Закончилась эта борьба после закрепления единых норм для всех римских граждан («Законы XII таблиц»).

В IV–III вв. до н. э. Рим сумел подчинить себе весь Апеннинский полуостров, завоевав Карфаген, Грецию и все Восточное Средиземноморье. Овладев огромными территориями, римляне создали мощное военно-административное государство, ввели твердую упорядочность в свой быт.

Культура эпохи Республики была менее яркой, нежели культура греческих полисов эпохи расцвета демократии. На римлян продолжали оказывать сильное влияние греки, у которых Рим учился архитектурному и изобразительному искусству, поэзии, драматургии, философии. Первыми римскими литераторами были Невий из Кампании и Тит Макций Плавт (комедиограф). Самобытным явлением римской республиканской жизни стали гладиаторские бои, собиравшие многие тысячи жителей в огромных амфитеатрах.

Рост богатства нобилитета (благородных) и бедность плебса привели к череде гражданских войн и восстаний рабов во II–I вв. до н. э. В результате жесточайших гражданских войн Рим пришел к необходимости централизации власти над метрополией и провинциями в руках одного человека. Но первая попытка такой централизации, предпринятая Юлием Цезарем, закончилась его убийством сторонниками Республики в 44 г. до н. э., однако через 17 лет после этого римская республика все же окончательно ушла в прошлое – наступило время империи.

Императорский период в истории культуры Древнего Рима продлился пять столетий, с 27 г. до н. э. до 476 г. н. э., начавшись блестящей эпохой правления первого принципса Октавиана Августа, которому удалось стабилизировать жизнь Рима и провинций. Август превратил Рим в столицу мировой империи.

Период ранней империи – это время грандиозного культурного подъема. Строятся новые храмы, термы, отстаивается форум, создается гигантский амфитеатр Колизей, система акведуков, снабжающих города чистой водой. Александрия с ее знаменитой библиотекой становится интеллектуальным центром империи. В первые два императорских века успешно развиваются науки – медицина (Гален), естествознание (Плиний Старший), астрономия (Птолемей), география (Страбон).

В религии данного времени заявляют о себе два новых явления: во-первых. возникает культ обожествления императора; во-вторых, начиная с середины I в. н. э. на всей территории империи начинает постепенное распространение христианство – религия, зародившаяся в провинциальной Иудее, но являющаяся космополитичной по своей сути.



Похожие публикации