Вступают в силу основные положения "пакета яровой". В России вступил в силу «закон Яровой», но операторы оказались не готовы

Источник РБК, близкий к одному из операторов «тройки», сообщил, что не только «МегаФон» не сразу на всю страну разворачивает систему для хранения информации по «закону Яровой». Он отметил, что внедрение СОРМ-2 (предназначена для мониторинга интернет-активности) в 2000-х годах и СОРМ-3 (для хранения метаданных — например, кто, кому, когда звонил) с 2014 года также происходило не одномоментно.

Что предписывает «закон Яровой»

Пакет антитеррористических поправок, известный как «закон Яровой», был принят в июле 2016 года. Среди прочего он предписывал с 1 июля 2018 года операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, социальные сети и другие интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями) хранить в срок до полугода записи звонков, содержание сообщений и другую коммуникацию пользователей. Срок хранения метаданных увеличивался для операторов до трех лет, а для ОРИ — до года.

В законе оговаривалось, что сроки и объем информации, которую необходимо хранить, должно уточнить правительство. В апреле было опубликовано соответствующее постановление, касающееся операторов связи: они должны хранить текстовые сообщения и записи разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Для операторов, которые предоставляют услуги передачи данных (интернет-провайдеров), срок хранения составит 30 суток начиная с 1 октября 2018 года. Последующие пять лет компании должны ежегодно увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления» (оборудования, на котором будет храниться интернет-трафик). Во вторник, 26 июня, правительство утвердило п​остановление, устанавливающее срок хранения записей разговоров и переписки для ОРИ: как и для операторов связи, это шесть месяцев.

Но до сих пор не приняты документы с техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. В частности, как заявил представитель «Ростелекома», госоператор пока не заложил в свой бюджет расходы на исполнение требований по хранению данных в рамках закона. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», — отметил он. Представитель этого оператора не ответил на вопрос, начнут ли они выполнять требования закона с 1 июля.

По словам Сергея Солдатенкова, это [неутвержденные требования к оборудованию] «неоднозначная ситуация», но содержание документов не станет сюрпризом для операторов, поскольку есть проекты этих требований. «МегаФон» исходит из прошлого опыта, когда в 2013 году был принят так называемый принцип MNP (mobile number portability, возможность сохранять свой номер телефона при смене мобильного оператора. — РБК ). Уточняющие его нормативно-правовые акты были приняты за два дня до его вступления в силу. «Мы все стояли на голове в течение двух-трех месяцев во время подготовки к ним и не хотели идти по такому пути. Поэтому за полгода [до вступления в силу требований «закона Яровой»] провели определенные тесты решений, схем хранения. Если в требованиях, которые будут приняты, появятся какие-то изменения, наши поставщики готовы поменять под них свои решения», — рассказал Солдатенков.

Нерешенным остается и основной вопрос — какую ответственность будут нести операторы и интернет-компании за неисполнение требований «закона Яровой». Впрочем, по мнению Солдатенкова, даже если бы подобные документы уже были утверждены, государство вряд ли стало бы наказывать оператора. «Если мы говорим о том, что идем по плану, то не думаю, что возникнут какие-то претензии. Вопрос же со стороны государства не наказать оператора, а сделать так, чтобы была возможность обеспечить хранение данных», — пояснил он.

По мнению руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, «МегаФон» и другие операторы должны и в отсутствии нормативно-правовых актов выполнять требования закона, акты лишь «конкретизируют закон».

Дорогая скорость

В 2016 году экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России спрогнозировала расходы операторов на хранение данных по «закону Яровой» в 5,2 трлн руб. Однако позже оценки несколько раз корректировались. Весной 2018 года МТС необходимую сумму в 60 млрд руб. на ближайшие пять лет, — в 35-40 млрд руб., — в 45 млрд руб.

По словам гендиректора Linxdatacenter в России (поставщик услуг связи и центров обработки данных) Ольги Соколовой, размер затрат на хранение действительно зависит от того, какая конфигурация СОРМ и требования к производителям оборудования будут утверждены в документах. Она отметила, что пока особого всплеска обращений в связи с «законом Яровой» компания не наблюдает. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», — говорит Соколова. Она ожидает, что ситуация прояснится после 1 июля.​

Законопослушные иностранцы

Гендиректор и председатель совета директоров международной группы Orange Стефан Ришар сообщил РБК, что компания следует положениям законодательства в любой стране, в которой работает, и с 1 июля готова выполнять требования «закона Яровой». «В Европе мы понимаем, что такое террористическая угроза, особенно во Франции. После событий 2015 года мы стали более тесно сотрудничать с властями», — отметил он. Компания не раскрывает, сколько потратила на подготовку к выполнению требований. Однако глава Orange Business Services (подразделение Orange) в России Ричард ван Вагенинген пояснил, что с учетом того, что компания работает здесь только в сегменте b2b и у нее ограниченное количество корпоративных клиентов, затраты были небольшими.

В июле 2017 года Институт исследований интернета (ИИИ) выпустил отчет, в котором указал, что «закон Яровой» GDPR (General Data Protection Regulation, общего регламента о хранении данных), который вступил в силу в Евросоюзе в мае 2018 года. В ИИИ указывали, что, согласно GDPR, для хранения информации о фактах коммуникации пользователя должно быть соответствующее подтверждение от спецслужб. Если российские операторы будут хранить информацию об иностранцах у себя на серверах без согласия самого пользователя и без решения суда предоставлять эти данные российским правоохранительным органам, будет нарушено европейское законодательство, говорилось в отчете.

Однако, по словам представителя Orange, компания видит, что может выполнять требования и того и другого закона в той мере, в которой они к ней относятся. Он отметил, что с точки зрения GDPR компания в ходе оказания услуг является «процессором» (физическое или юридическое лицо, госорган, учреждение, которое обрабатывает персональные данные по поручению «оператора» — того, с кем было заключено соглашение на обработку данных). «Также важно заметить, что вопросы в отношении национальной безопасности выведены из сферы действия GDPR, а «закон Яровой» относится как раз к этой сфере, что следует даже из официального названия», — указал представитель Orange.

Госдума в пятницу, 24 июня, приняла сразу во втором и третьем окончательном чтении антитеррористический пакет законопроектов председателя комитета по безопасности Ирины Яровой и председателя комитета Совета Федерации по обороне Виктора Озерова из "Единой России". Разбираемся, что произойдет в жизни россиян после принятия этого закона, вызвавшего дискуссию в общественной среде?

Какие изменения ждут после принятия закона?

Согласно инициативе двух депутатов поправки предлагается внести в Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный кодексы (УПК), а также в 10 отдельных законов. Ими вводится пожизненное заключение за международный терроризм, уголовная ответственность за терроризм с 14 лет, а также обязательство операторов связи, мессенджеров и соцсетей хранить всю информацию о содержании разговоров и переписки пользователей.

Поправками вводится новый состав преступления - международный террористический акт. Международным предлагается признать теракт, произошедший за пределами России и подвергший опасности жизнь и здоровье граждан страны. За него предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет либо в виде пожизненного заключения.

В законопроектах также предлагается снизить возрастной порог уголовной ответственности для террористических преступлений до 14 лет.

За информацию о терактах теперь можно сесть в тюрьму?

Если гражданин узнал о подготовке захвата заложников, вооруженного мятежа или теракта, но не сообщил об этом правоохранительным органам, это может обернуться для него принудительными работами или лишением свободы до трех лет. Эта норма, по задумке авторов, не коснется лишь граждан, которые не сообщают о подготовке преступления их супругами или близкими родственниками - право не свидетельствовать против себя и близких гарантировано 51 статьей Конституции РФ.

Публичные призывы к терроризму в интернете, а также его публичное оправдание предлагается наказывать штрафом от 300 тысяч до 1 миллиона рублей или лишением свободы от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до 5 лет.

За склонение и вербовку к организации массовых беспорядков вводится наказание в виде штрафа от 300 до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от 2 до 4 лет либо без такового или в виде принудительных работ на срок от 2 до 5 лет либо лишения свободы от 5 до 10 лет.

Телефонные звонки россиян теперь будут прослушивать?

Парламентарии также обязали операторов связи хранить на территории России в течение 3 лет информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео, а содержание разговоров и переписки - до 6 месяцев.

Также операторы связи обязуются предоставлять правоохранительным органам информацию о пользователях и об оказанных им услугах связи и другие данные.

Какие поправки не вошли в законопроект?

За день до принятия законопроекта из него исчезла нашумевшая норма — о лишении гражданства лиц с двойным гражданством за преступление террористической направленности, а также за работу в спецслужбах иностранного государства. Эту норму скорректировали в связи с тем, что, по мнению экспертов, она не соответствует Конституции. Поправлена была норма о миссионерской деятельности: ко второму чтению в законопроекте появилась статья, регулирующая деятельность миссионеров, в частности ограничивалось публичное богослужение, распространение религиозной литературы, сбор пожертвований. В пятницу эти положения проекта были смягчены поправками эсера Игоря Зотова.

Еще ко второму чтению из проекта исчезли запрет на выезд из страны за предупреждение по преступлениям террористической и экстремистской направленности и изменены положения о лишении гражданства.

Как на законопроект отреагировала общественность?

Прежде всего, сотовые операторы. Операторы "большой тройки" объявили, что исполнение предлагаемого депутатом Ириной Яровой "антитеррористического" законопроекта невозможно из-за высоких затрат. "Мегафон" прямо сказал о невозможности исполнения закона, в "Вымпелкоме" сказали о том, что это сведет экономику операторов в большой ноль, а представитель МТС признал, что как минимум прекратится развитие отрасли.

Соблюдение требуемых норм в "Мегафоне" оценили минимум в 1,4 трлн рублей. МТС оценила весь свой трафик в 5–6 млн терабайт, но стоимость структуры для хранения всех данных в течение 12 часов – в 3 млрд рублей. При этом годовая выручка "Мегафона" в 2015 году составила 308 млрд рублей, МТС – 391 млрд рублей, а "Вымпелкома" – 278 млрд рублей.

Президентский Совет по правам человека готовит собственное заключение по поводу антитеррористического пакета законопроектов Яровой и Озерова. Так члены СПЧ уже обвинили в нарушении Конституции и права граждан на частную жизнь.

Кроме того, против законопроекта выступили депутат "Справедливой России"Дмитрий Гудков и депутат КПРФ Олег Смолин. Директор Института мониторинга правоприменения Елена Лукьянова и другие общественные деятели.

Сегодня Президент РФ Владимир Путин подписал законы, направленные на борьбу с терроризмом и обеспечение общественной безопасности (так называемый "пакет Яровой"). В связи с этим в российское законодательство внесен ряд существенных изменений.

Один из законов направлен на усиление уголовной ответственности за преступления террористической направленности (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ " ").

В частности, расширен перечень преступлений террористической направленности, ответственность за которые наступает с 14 лет. Речь идет о таких преступлениях как прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, участие в деятельности террористической организации, несообщение о преступлении, акт международного терроризма и ряд других.

Несообщение о преступлении является новым составом в УК РФ. Уголовная ответственность в данном случае установлена за несообщение в уполномоченные органы о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности. Максимальная санкция за совершение данного деяния – лишение свободы на срок до одного года. При этом установлено, что уголовной ответственности не подлежит лицо, которое не сообщило о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Также в УК РФ введен состав преступления "акт международного терроризма": совершение вне пределов территории России взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов России. Максимальное наказание за данное преступление – пожизненное лишение свободы.

Указанным законом также предусмотрена возможность по решению суда проводить осмотр и выемку электронных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, при наличии достаточных оснований полагать, что они могут содержать информацию, имеющую значение для уголовного дела.

Вторым законом вводятся другие дополнительные меры, направленные на борьбу с терроризмом (Федеральный закон от 06 июля 2016 г. № 374-ФЗ " ").

Так, с 1 июля 2018 года операторы связи будут обязаны хранить на территории РФ текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей. Срок такого хранения может составлять до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки или обработки, а более конкретные порядок, сроки и объем хранения будет устанавливать Правительство РФ.

Аналогичная обязанность с указанной даты будет возложена на организаторов распространения информации в Интернете относительно электронных сообщений и данных пользователей. Сообщения при этом также должны храниться до шести месяцев. Кроме того, такие организаторы будут обязаны передавать в федеральный исполнительный орган в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования электронных сообщений, в случаях, если у пользователей есть возможность дополнительного кодирования сообщений.

Операторы связи и организаторы распространения информации в Интернете также будут обязаны хранить информацию о сообщениях пользователей, причем в течение более длительного срока, чем сами сообщения. Для операторов связи такой срок составит три года с момента окончания приема, передачи, доставки или обработки информации, а для организаторов распространения информации в Интернете – год с того же момента.

В соответствии с данным законом в регионах могут создаваться антитеррористические комиссии, решения которых обязательны.

Новым законом также запрещено осуществление миссионерской деятельности (то есть деятельности религиозного объединения, направленной на распространение вероучения и привлечение лиц к участию в деятельности такого объединения) в жилом помещении. Исключения касаются только богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Осуществлять такую деятельность граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и юрлица смогут только если религиозная организация наделила их соответствующими полномочиями.

Также не допускается миссионерская деятельность, направленная на нарушение общественной безопасности и общественного порядка, осуществление экстремистской деятельности, посягательство на личность, права и свободы граждан и так далее.

Все перечисленные изменения вступят в силу 20 июля, за исключением тех, для которых установлен иной срок (1 июля 2018 года).

С 1 июля в России формально вступила в силу часть норм так называемого "закона Яровой", согласно которым операторы должны хранить переписку и разговоры абонентов. Но выполнить эти требования легально сегодня невозможно: на рынке еще нет сертифицированного оборудования. Неграмотная подготовка к реализации закона поставила операторов в неудобное положение: купить сертифицированное оборудование нельзя, а получить штраф за его отсутствие можно.

Чтобы приступить к выполнению "закона Яровой", сотовые операторы должны были установить дополнительное оборудование к уже имеющимся СОРМ (системам оперативно-розыскных мероприятий). СОРМ была создана еще в конце 80-х годов, и с тех пор появилось несколько вариаций этой системы: СОРМ-1 позволяет прослушивать телефонные разговоры, СОРМ-2 создана для мониторинга интернет-активности пользователей, СОРМ-3 фиксирует действия абонента и хранит эту информацию до трех лет. Для доступа к данным абонентов спецслужбам необходимо решение суда, после чего они официально могут прослушивать разговоры и читать переписку человека, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Однако уже в 2005 году правительство приняло постановление, согласно которому операторы обязаны предоставить спецслужбам дистанционный доступ к мониторингу абонентов. То есть сотрудники спецслужб перестали приходить и предъявлять операторам решение суда, прежде чем начать мониторинг. Теперь же, согласно закону из "пакета Яровой", разговоры и переписку любого абонента можно будет прослушать и прочесть не только в режиме реального времени. До 1 июля операторам нужно было установить дополнительное оборудование для хранения телефонных переговоров и сообщений в течение полугода, а до 1 октября провайдеры должны установить оборудование для хранения интернет-трафика абонентов.

Протест против "законов Яровой"

Те же компании, которые обеспечивают операторов оборудованием СОРМ, готовы предоставить дополнительное оборудование для хранения данных. В систему хранения входит ряд устройств: устройство для съема информации о местоположении абонентов, выделения несостоявшихся вызовов из сигнального трафика; хранилище статистической информации и текстовых сообщений пользователей; хранилище содержимого соединений, то есть изображений, звуков, видео и так далее; база информации об абонентах и подключенных услугах и другие устройства.

Генеральный директор компании-производителя СОРМ "Норси-Транс" Сергей Овчинников рассказал Радио Свобода, что оборудование уже готово, и на данный момент идет подготовительный этап: сбор данных, переговоры с операторами.

– Мы уже отрабатывает коммерческие предложения, – говорит Овчинников. – А государственные органы, которые занимаются сертификацией, все сделают. У них время есть. Вы не думайте, что в государственной структуре дураки работают: там нормальные технически образованные люди. Не будут никого ничего лишать, не будет никакой погони за ведьмами. Все будет спокойно.

Несмотря на то что оборудование для хранения данных уже есть, использовать его пока нельзя: это может повлечь административную ответственность, сказано в письме от Минкомсвязи, которое получила Ассоциация операторов сотовой связи.

Установка нового оборудования не меняет правила доступа спецслужб к данным абонентов – для этого им по-прежнему понадобится решение суда.

Погорячились с датой

Эксперты считают, что подготовиться к выполнению закона в срок и сертифицировать оборудование не получилось из-за непродуманности технической стороны вопроса и непонимания авторами закона, как эта система работает. Как писали "Ведомости", в начале 2017 года, через полгода после принятия закона, по-прежнему не было технического задания на создание системы хранения данных.

Директор по стратегическим проектам Института исследования Интернета Ирина Левова рассказала Радио Свобода, что первое время после принятия закона никто не понимал, что именно нужно реализовывать. Поэтому на создание и сертификацию оборудования потребовалось больше времени, чем предполагали назначенные сроки.

Нельзя принимать законы без понимания, как это технически будет работать

– Нельзя, конечно, принимать законы без понимания, как это технически будет работать, и каким образом это будет реализовано на подзаконном уровне, – говорит Левова. – Первое, что нужно делать, когда разрабатывается какой-то проект, – это системно подойти к нему, подготовить концепцию реализации. И только потом писать нормативно-правовые документы. Здесь мы видим обратную ситуацию: сначала написали закон, а потом начали думать, как его реализовать. Логично, что при таком подходе все столкнулись с трудностями. Оборудование еще не сертифицировано, но при этом операторы во взаимодействии с органами тестируют систему.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов считает, что с датой запуска закона явно погорячились. По его мнению, прежде чем устанавливать сроки, стоило пригласить операторов для обсуждения технической стороны вопроса.

IT-специалист Леонид Волков предполагает, что хранение голосового трафика станет реальным приблизительно через год, так как проблема только в сертификации оборудования. Однако полное выполнение закона, то есть хранение интернет-трафика, по мнению Волкова, в принципе невозможно.

– Это нерешаемая задача. Для выполнения закона в чистом виде, то есть для хранения всего трафика в течение полугода, нет нужных хранилищ, нет такой технической возможности. Пока речь идет только о хранении голосового трафика, и это более-менее реально. Но опасаться того, что они начнут хранить весь трафик, как предписывает закон, я бы не стал, потому что здесь проблема уже не в отсутствии сертифицированного оборудования, а в отсутствии реальной технической возможности. Этот закон принят для того, чтобы устроить большой передел рынка. Он невыполним. И за невыполнение невыполнимого закона будут штрафовать маленьких провайдеров. Потом под угрозой закрытия и огромных штрафов придет какой-нибудь "Ростелеком" и отберет у них бизнес.

Трудно быть оператором

По словам Сергея Ефимова, операторы пока не вполне понимают, как реализовывать положения закона. Например, если 20 миллионов человек смотрят трансляцию футбольного матча, нужно ли записывать каждый просмотр или просто достаточно ссылки на запись?

– Все эти вопросы остались пока "за кадром", – говорит Ефимов. – Но, не решив эти организационно-юридические вопросы, решать технические просто рано. Понятно, что такие сложные и дорогостоящие мероприятия необходимы для решения вопросов безопасности государства, они важны и на международном уровне, но нельзя же доводить такие задачи до профанации. К сожалению, я пока не вижу понимания в этом вопросе.

Установка необходимого оборудования по-прежнему остается очень затратным делом для сотовых операторов, поэтому Ефимов считает, что государство должно было выделить определенную сумму из федерального бюджета на исполнение закона хотя бы в виде кредитных ресурсов. Повышение тарифов, по его мнению, не сможет кардинально изменить ситуацию, так как собрать необходимую сумму быстро не получится.

По словам Ефимова, непродуманность "закона Яровой" несет сотовым операторам серьезную опасность – обвинение в утечке информации. Операторам необходимо обеспечить хранение информации таким образом, чтобы исключить несанкционированный доступ. Для этого все правила должны быть прописаны в законе: кто имеет доступ, какими документами это регулируется. В ином случае операторы связи находятся в опасности: их всегда можно обвинить утечке данных. Это может стать инструментом давления на игроков рынка.

Формально операторов уже можно проверять на наличие оборудования для хранения информации.

Уже сегодня можно штрафовать и разорять операторов

– Принятие скоропалительных, непродуманных и необкатанных нормативных актов при выстроенной судебной машине – это очень опасное мероприятие, – говорит Ефимов. – Так по этим нормам уже сегодня можно штрафовать и разорять операторов – что обидно, "по закону". Оператор не виноват, но его сделали автоматически виновным. Судебная система построена так, что она в основном доверяет государственным чиновникам. Формально к оператору могут прийти и сказать, что у него не стоит сертифицированное оборудование. То, что этого оборудования ни у кого нет, судью вряд ли будет волновать – формально закон нарушен. Но получается, что сам закон неразумен, потому что неразумны требования.

Радио Свобода не удалось получить оперативный комментарий Роскомнадзора по поводу того, когда ведомство начнет проверять операторов.

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ



Похожие публикации