Постановление минфина 65н от 01.07. Бюджетная классификация доходов

"Целевые статьи расходов бюджетов" дополнен новыми направлениями расходов;

  • из к Указаниям № 65н в главе 182 "Федеральная налоговая служба" исключены коды бюджетной классификации доходов от акцизов на некоторые виды алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;
  • к Указаниям № 65н дополнено новыми кодами классификации доходов для зачисления пеней, штрафов по страховым взносам по дополнительному тарифу (в зависимости от расчетного периода - до или после 1 января 2017 г.).
  • Однако в наибольшей степени поправки затронули "Классификация сектора государственного управления" Указаний № 65н. Они связаны, прежде всего, с вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", "Аренда", "Обесценение активов".

    Для целей ведения бюджетного учета администраторами доходов бюджетов, ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями отдельные статьи КОСГУ детализированы подстатьями. Сопоставительная таблица кодов КОСГУ на 2018 г. (в ред. приказа Минфина России ) и применявшихся в 2017 г. приведена ниже.

    2017 2018
    наименование наименование что учитывать
    120 Доходы от собственности 120 Доходы от собственности
    121 Доходы от операционной аренды Доходы от арендных платежей (кроме условных арендных платежей), которые возникают при предоставлении имущества по договорам операционной аренды. Исключение - арендные платежи при предоставлении земель.
    122 Доходы от финансовой аренды Доходы от неоперационной (финансовой) аренды (кроме условных арендных платежей):
    • по договору, предусматривающему предоставление арендодателем рассрочки по оплате арендных платежей;
    • по договорам лизинга.
    123 Платежи при пользовании природными ресурсами Доходы от платежей при пользовании природными ресурсами (в т.ч. водными объектами, лесами), арендных платежей при предоставлении участков недр в целях геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, земель, иные аналогичные платежи.
    124 Проценты по депозитам, остаткам денежных средств Доходы по процентам на остаток денежных средств, размещенных в форме депозитов, а также процентам по остаткам средств на счетах в ЦБ РФ и в кредитных организациях.
    125 Проценты по предоставленным заимствованиям Доходы от процентов:
    • по предоставленным из бюджетов бюджетным кредитам, ссудам;
    • кредитам, предоставленным за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
    • предоставленным бюджетными (автономными) учреждениями займам, микрозаймам (ссудам);
    • сделкам РЕПО.
    126 Проценты по иным финансовым инструментам Доходы от процентов по иным финансовым инструментам, не отнесенные на подстатьи 124, 125.
    127 Дивиденды от объектов инвестирования Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, государственным (муниципальным) учреждениям.
    Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей.
    128 Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) средства индивидуализации.
    129 Иные доходы от собственности Доходы от собственности, не отнесенные на подстатьи 121 - 128 КОСГУ.
    130 130 Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат
    131 Доходы от оказания платных услуг (работ) Доходы от оказания платных услуг, работ (кроме услуг, работ по программе ОМС), в т.ч. доходы учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
    132 Доходы от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования Доходы от оказания медицинских услуг застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС.
    133 Плата за предоставление информации из государственных источников (реестров) Доходы от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров), в т.ч.:
    • статистической информации;
    • информации из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
    • сведений и документов из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
    • информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.
    134 Доходы от компенсации затрат Доходы от компенсации затрат, в т.ч.:
    • возмещение сумм государственной пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд;
    • плата, взимаемая с персонала при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее;
    • возмещение расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек;
    • возмещение расходов по совершению исполнительных действий судебными приставами.
    135 Доходы по условным арендным платежам Доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, в т.ч. доходы от компенсации затрат (расходов) по оплате коммунальных услуг, услуг по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию арендуемого здания (помещения).
    136 Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет Поступления в доход бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, сформированной получателем бюджетных средств.
    140 Суммы принудительного изъятия 140 Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба
    141 Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров) Доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
    142 Доходы от штрафных санкций по долговым обязательствам
    143 Страховые возмещения Поступления страхового возмещения от страховых организаций.
    144 Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений) Доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу, в т.ч. ущерба по финансовым активам.
    145 Прочие доходы от сумм принудительного изъятия Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, не отнесенных на подстатьи 141 - 144.
    - - 175 Курсовые разницы по результатам пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждений Курсовые разницы по результатам пересчета показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждений. Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта подстатья КОСГУ не применяется.
    - - 176 Доходы от оценки активов и обязательств Финансовый результат от оценки финансовых и нефинансовых активов и обязательств, в т.ч.:
    • основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов;
    • ценных бумаг (кроме акций, участия в капитале);
    • задолженности по предоставленным кредитам, займам (ссудам);
    • задолженности по внешним долговым обязательствам.
    Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта подстатья КОСГУ не применяется.
    180 Прочие доходы 180 Прочие доходы
    181 Невыясненные поступления Платежи, подлежащие отнесению к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджеты
    182 Доходы от безвозмездного права пользования Доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) и суммой справедливой стоимости арендных платежей.
    183 Доходы от субсидии на иные цели Доходы государственных (муниципальных) учреждений от субсидии на иные цели.
    184 Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений Доходы государственных (муниципальных) учреждений от субсидии на капитальные вложения.
    189 Иные доходы Иные доходы бюджетов, государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенные на другие статьи группы 100 "Доходы" и подстатьи 181 - 184 КОСГУ.
    231 231 Обслуживание внутреннего долга Расходы бюджетов по обслуживанию государственного (муниципального) внутреннего долга, расходы государственных (муниципальных) учреждений по уплате процентов по долговым обязательствам.
    294 Расходы по уплате пеней, штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов.
    232 Обслуживание внешнего долга 232 Обслуживание внешнего долга Расходы бюджетов по обслуживанию государственного внешнего долга.
    294 Штрафные санкции по долговым обязательствам Расходы по уплате пеней, штрафов за несвоевременное погашение кредитов иностранных государств (включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц), полученных в иностранной валюте.
    - - 274 Убытки от обесценения активов Финансовый результат вследствие уменьшения стоимости активов от их обесценения, не связанного с амортизацией.
    290 Прочие расходы 290 Прочие расходы
    291 Налоги, пошлины и сборы Расходы по уплате налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней.
    292 Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах Расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов.
    293 Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров) Расходы по оплате штрафов за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг, а также уплате штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
    295 Другие экономические санкции Расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 - 294.
    296 Иные расходы Расходы, не отнесенные к статьям 210 - 270 и подстатьям 291 - 295, в т.ч.:
    • выплата стипендий;
    • выплата физическим лицам (кроме производителей товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;
    • возмещение убытков и вреда;
    • приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для перепродажи;
    • представительские расходы, прием и обслуживание делегаций.
    - 350 Увеличение стоимости права пользования активом Увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов.
    410 410 Уменьшение стоимости основных средств Доходы от выбытия основных средств, в т.ч. от реализации основных средств, от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, другие аналогичные доходы.
    Операции по выбытию основных средств.
    - - 411 Амортизация основных средств Суммы снижения стоимости основных средств в результате амортизации.
    - - 412 Обесценение основных средств Суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте основных средств, в результате его обесценения.
    420 420 Уменьшение стоимости нематериальных активов Доходы от выбытия нематериальных активов, в т.ч. от реализации, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей нематериальных активов.
    Операции по выбытию нематериальных активов.
    - - 421 Амортизация нематериальных активов Суммы снижения стоимости нематериальных активов в результате амортизации.
    - - 422 Обесценение нематериальных активов Суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте нематериальных активов, в результате его обесценения.
    430 430 Уменьшение стоимости непроизведенных активов Доходы от реализации непроизведенных активов.
    Операции по выбытию непроизведенных активов.
    - - 432 Обесценение непроизведенных активов Суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте непроизведенных активов, не связанного с изменением справедливой стоимости в ходе их нормального использования, в результате обесценения.
    - - 450 Уменьшение стоимости права пользования активом Операции по выбытию права пользования активом, связанные с начислением амортизации на объекты учета операционной аренды.
    Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта статья КОСГУ не применяется.

    Сопоставительная таблица кодов КОСГУ на 2018 г. (в ред. приказа Минфина России ) приведена на в разделе "Бюджет", подразделе "Бюджетная классификация Российской Федерации", рубрике "Методический кабинет".

    Для полноты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете информации об операциях учреждение вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию по статьям:

    • 310 "Увеличение стоимости основных средств";
    • 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов";
    • 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов";
    • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов";
    • 530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале" (в рамках третьего разряда кода).

    Ранее учреждения также могли детализировать статьи:

    • 120 "Доходы от собственности";
    • 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ);
    • 140 "Суммы принудительного изъятия";
    • 180 "Прочие доходы";
    • 290 "Прочие расходы".

    Однако с 01.01.2018 детализация этих статей предусмотрена законодательно, поэтому вносить какие-либо изменения учреждение не вправе.

    В аналитические группы подвида доходов бюджетов изменения не вносились, т.е. дополнительная детализация для них не предусмотрена. Это означает, что разряды 15 - 17 номеров счетов с типом классификации КДБ указываются в прежнем порядке.

    Поскольку КОСГУ применяется в целях бухгалтерского (бюджетного) учета и участвует в формировании номера счета, Минфин России подготовил изменения в планы счетов и инструкции по их применению. Проекты приказов размещены на проектов нормативных правовых актов. Однако до утверждения этих приказов учреждениям следует руководствоваться действующими нормативными актами и отражать операции в учете в соответствии с ними.

    Бюджетная классификация Российской Федерации (далее - бюджетная классификация) является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    См. методические материалы Минфина России "Новации 2016 года порядка применения бюджетной классификации, ведения бухгалтерского учета организациями государственного сектора" (в формате PDF).

    Не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 2 августа 2013 г. N 01/69992-ЮЛ.

    Министерство финансов Российской Федерации

    Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации

    В редакции от: 16.12.2013 N 121н, 20.02.2014 N 11н, 14.05.2014 N 34н, 26.05.2014 N 38н, 11.06.2014 N 47н, 30.07.2014 N 67н, 29.08.2014 N 88н, 26.09.2014 N 109н, 21.11.2014 N 134н, 16.12.2014 N 150н, 29.12.2014 N 176н, 12.03.2015 N 36н, 17.04.2015 N 66н, 02.06.2015 N 86н, 08.06.2015 N 90н, 21.07.2015 N 114н, 05.10.2015 N 156н, 01.12.2015 N 190н, 25.12.2015 N 215н, 16.02.2016 N 9н

    В соответствии со статьями 18, 21 и 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 1, ст. 18; N 15, ст. 1780; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4192; N 40, ст. 4971; 2013, N 19, ст. 2331) приказываю:

    Приложения к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н

    Приложение 1. Перечень кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов

    Приложение 2. Перечень разделов и подразделов классификации расходов бюджетов

    Приложение 3. Перечень видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов

    Приложение 4. Классификация операций сектора государственного управления

    Приложение 5. Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления. - Исключено
    Приложение 5.1. Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов

    Приложение 6. Перечень кодов источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов

    Приложение 7. Перечень главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

    Приложение 8. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

    Приложение 9. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

    Приложение 10. Перечень кодов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. - Исключено
    Приложение 10.1. перечень кодов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

    Приложение 11. Перечень видов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и соответствующих им кодов подвидов (групп, аналитических групп) доходов бюджетов, главными администраторами которых являются федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения

    С 1 января вступили в силу изменения, внесенные в Указания о порядке применения бюджетной классификации на 2016 год, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н). В статье приведены основные новшества, которые необходимо учитывать в работе финансовым подразделениям силовых министерств и ведомств.

    В соответствии со ст. 18, 19 БК РФ бюджетная классификация РФ используется для составления и исполнения бюджетов, а также для составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Она включает в себя:

    • классификацию доходов бюджетов;
    • классификацию расходов бюджетов;
    • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
    • классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления, или КОСГУ).
    В 2014 году Федеральным законом № 311‑ФЗ в ст. 18, 20, 21, 23 БК РФ были внесены существенные изменения, которые затронули структуру кодов бюджетной классификации и нового порядка применения КОСГУ. В связи с этим финансовым ведомством были подготовлены приказы от 08.06.2015 № 90н, от 01.12.2015 190н о внесении изменений в Указания № 65н, которыми были учтены новшества, внесенные в БК РФ .

    Дополнительно были разработаны и доведены Письмом от 14.05.2015 № 02‑05‑11/27759 методические рекомендации по порядку применения бюджетной классификации при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) (далее – Методические рекомендации).

    Рассмотрим основные изменения, которые были внесены в бюджетную классификацию на 2016 год.

    Код классификации доходов бюджетов.

    Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

    Код классификации доходов бюджетов состоит из 20 знаков. Двадцатизначный код включает в себя следующее (таблица 1 Указаний № 65н):

    • код подвида доходов бюджетов (14 – 20-й разряды).

    Ранее код классификации доходов бюджетов выглядел следующим образом:

    • код главного администратора доходов бюджета (1 – 3-й разряды);
    • код вида доходов бюджетов (4 – 13-й разряды);
    • код подвида доходов бюджетов (14 – 17-й разряды);
    • код КОСГУ, относящихся к доходам бюджетов (18 – 20-й разряды).

    Таким образом, код КОСГУ в 2016 году исключен из структуры кода классификации доходов бюджетов, а код подвида доходов теперь включает в себя семь последних разрядов счета, в том числе:

    • группу подвида доходов бюджетов (14 – 17‑й разряды кода классификации доходов бюджетов);
    • аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18 – 20‑й разряды кода классификации доходов бюджетов).

    Статьей 20 БК РФ установлено, что код подвида доходов применяется для детализации поступлений по кодам классификации доходов. Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов (приложение 11 к Указаниям № 65н) обязательны для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы РФ.

    Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из следующих групп:

    • 100 «Доходы» (детализирована кодами 110 – 180, в рамках группировки операций, относящихся к доходам);
    • 400 «Выбытие нефинансовых активов» (детализирована кодами 410 – 440, группируются операции по выбытию нефинансовых активов, в том числе при их реализации, в части кассовых поступлений и выбытий).

    В качестве примера приведем коды доходов бюджетов в таблице.

    Код дохода бюджета

    Наименование кода поступлений в бюджет

    000 1 13 01080 01 7000 130

    Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дед МВД РФ по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан (федеральные казенные учреждения)

    000 1 13 01140 01 7000 130

    Плата за услуги, предоставляемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС РФ (федеральные казенные учреждения)

    000 1 13 01150 01 7000 130

    Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания услуг (работ)) (федеральные казенные учреждения)

    000 1 13 01991 01 0200 130

    Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (средства, поступающие от деятельности, осуществляемой учреждениями уголовно-исполнительной системы)

    Код классификации расходов бюджетов.

    С 1 января 2016 года структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов включает следующие составные части:

    • код главного распорядителя бюджетных средств (1 – 3‑й разряды);
    • код целевой статьи (8 – 17-й разряды);
    • код вида расходов бюджета (18 – 20-й разряды).


    Прежде код классификации расходов бюджетов выглядел следующим образом:

    • код главного распорядителя бюджетных средств (1 – 3-й разряды);
    • код раздела (4 – 5-й разряды);
    • код подраздела (6 – 7-й разряды);
    • код целевой статьи (8 – 14-й разряды);
    • код вида расходов бюджета (15 – 17-й разряды);
    • код КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов (18 – 20-й разряды).

    Как видно из приведенного сравнения, код КОСГУ 2016 году исключен из структуры кода классификации расходов, а в структуре кода целевой статьи расходов произошли изменения.

    В соответствии с пп. 4.1.1 Указаний № 65н с 1 января 2016 года код целевой статьи расходов бюджета включает в себя:

    • код программной (непрограммной) статьи (8 – 12-й разряды кода классификации расходов бюджетов);
    • код направления расходов (13 – 17-й разряды кода классификации расходов бюджетов).

    Коды целевых статей расходов соответствующего бюджета устанавливаются:

    • для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ – Минфином;
    • для бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда – финансовым органом соответствующего субъекта РФ;
    • для местного бюджета – финансовым органом муниципального образования.

    Целевым статьям расходов соответствующего бюджета бюджетной системы РФ присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, D, F, G, I, J, L, N, Q, R, S, U, V, W, Y, Z.

    Так, правила применения целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ установлены в пп. 4.1.2.2 – 4.1.2.5 Указаний № 65н.

    Перечень направлений расходов, применяемых в увязке с программными статьями целевых статей расходов федерального бюджета (в рамках основных мероприятий (ведомственных целевых программ), подпрограмм государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ), непрограммными направлениями расходов федеральных органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов РФ, установлен пп. 4.1.2.4. Указаний № 65н.

    Перечень кодов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и их наименований представлен в приложении 10 к Указаниям № 65н.

    Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов. Перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов можно найти в пп. 5.2 Указаний № 65н.

    Перечень единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в приложении 3 к Указаниям № 65н. Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ представлена в приложении 5 к Указаниям № 65н.

    Приведем выдержку из приложения 5 в виде таблицы.

    Вид расходов

    КОСГУ

    Код

    Наименование

    Код

    Наименование

    130 «Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»

    Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания

    Заработная плата

    Начисления на выплаты по оплате труда

    Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия

    Прочие выплаты

    Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания

    Прочие выплаты

    Транспортные услуги

    Прочие работы, услуги

    Пособия по социальной помощи населению

    Прочие расходы

    210 «Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках оборонного заказа»

    Закупка вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

    Прочие работы, услуги

    Увеличение стоимости основных средств

    Закупка работ и услуг в целях обеспечения мероприятий в рамках государственного оборонного заказа

    Услуги связи

    Транспортные услуги

    Коммунальные услуги

    Прочие работы услуги

    220 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»

    Обеспечение специальным топливом и ГСМ вне рамок государственного оборонного заказа

    Транспортные услуги

    Увеличение стоимости материальных запасов

    Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа

    Транспортные услуги

    Увеличение стоимости материальных запасов


    Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.


    Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов. Его структура включает:

    • код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1 – 3-й разряды);
    • коды группы (4 – 5-й разряды), подгруппы (6 – 7-й разряды), статьи (8 – 13-й разряды) и вида (14 – 20-й разряды) источников финансирования дефицитов бюджетов.

    Как видим, в новой структуре кода также нет КОСГУ по источникам финансирования дефицитов бюджетов.

    Статьей 23 БК РФ установлено, что перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов статей и видов

    источников финансирования дефицитов бюджетов, утверждаемых Минфином.

    Коды групп и подгрупп источников финансирования дефицитов бюджетов, а также статей источников финансирования дефицитов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, приведены в приложении 6 к Указаниям № 65н.

    Детализация подстатей, подвида источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований производится с учетом особенностей исполнения соответствующих бюджетов согласно законодательным актам субъектов РФ или муниципальным правовым актам муниципальных образований.

    В случае если администрирование операций по коду классификации источников финансирования дефицитов бюджетов осуществляется с применением детализированных кодов подвида источников финансирования дефицитов бюджетов, при формировании отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ после наименования кода источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующего ему кода аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов, утвержденного приложением 6 к Указаниям № 65н, в скобках отражается наименование соответствующего подвида источников финансирования дефицитов бюджетов.

    Применение КОСГУ 2016.

    Порядок применения КОСГУ является наиболее актуальным в 2016 году. Особенности применения данной классификации раскрыты в Методических указаниях. В частности, в них Минфин разъяснил, что БК РФ в редакции Федерального закона № 311‑ФЗ не содержит нормы по обязательному применению КОСГУ в 2016 году при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.

    При этом группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов реализуется согласно БК РФ путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

    Статьей 219.1 БК РФ установлено, что в порядке составления и ведения бюджетных росписей может устанавливаться право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых лимитов бюджетных обязательств только по подгруппам (подгруппам и элементам) видов расходов.

    При этом ст. 221 БК РФ определено, что показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по:

    • кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов;
    • кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ.

    Как следует из разъяснений Минфина, главным распорядителем бюджетных средств в целях организации исполнения бюджета по расходам при распределении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств может быть установлена дополнительная управленческая детализация по кодам КОСГУ 2016. Такая детализация определяется дополнительно (сверх) к двадцати­значному коду бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья расходов, вид расходов).

    В дополнение к вышесказанному в Письме от 03.07.2015 № 02‑03‑10/38491 финансовое ведомство указало, что согласно изменениям с 1 января 2016 года КОСГУ используется в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Заметим, что данный порядок применения КОСГУ раскрыт в п. 21 Инструкции № 157н . Напомним, что в силу норм данного пункта в 24 – 26‑м разрядах номера счета рабочего плана счетов казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, отражаются коды КОСГУ. Следовательно, КОСГУ по-прежнему применяется в 2016 году с учетом изменений, внесенных в Указания № 65н, но только в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности.

    * * *

    В заключение отметим, что изменения, внесенные в Указания № 65н, затрагивают практически все пункты бюджетной классификации. Основные новшества коснулись структуры кодов классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и являются очередным этапом на пути реформирования бюджетного законодательства.


    Федеральный закон от 22.10.2014 № 311‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

    Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

    А. Нужин
    эксперт журнала
    «Силовые министерства и ведомства:
    бухгалтерский учет и налогообложение», №2, февраль, 2016 г.

    Бюджетная классификация РФ — это систематизированная и структурированная группировка расходных и доходных операций всех уровней бюджетов БС РФ, источников финансирования дефицита бюджетов и операций публично-правовых образований.

    КБК необходимы для:

    • классификации совершенных платежных операций;
    • отслеживания перемещений (движений) денежных средств;
    • определения размера задолженности по платежам;
    • облегчения работы сотрудников органов госсектора.

    Министерство финансов России еще в июне 2019 скорректировало действующий порядок применения бюджетной классификации на 2019 год и плановый двухлетний период. Нововведения в 65н «Бюджетная классификация» закреплены в приказе от 09.06.2017 № 87н.

    Инструкция 65н отменена! Вместо нее используйте новую, которая утверждена Приказом Минфина от 08.06.2018 № 132н «Об утверждении Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации»!

    Изменения 2019 по доходам

    Структура и порядок формирования доходных КБК в 2019 году остались прежними:

    Однако, приказ 65н с изменениями на 2019 год, доходы дополнены новыми КДБК, об этом Минфин сообщил в письме от 26.05.2017 № 23-01-07/32970. Основные нововведения:

    • КДБК 000 1 14 02022 02 0000 440 — отражает доходы от продажи лома черных и цветных металлов, которые образовались в результате хозяйственной деятельности (например, реализация металлического сейфа);
    • КДБК 000 1 14 00000 00 0000 000 — отражаются полученные средства, поступившие в счет возмещения вреда по недостачам (ОС, НМА, МЗ), с применением кодов подвида доходов бюджета 400 «Выбытие НФА»;
    • КДБК 000 1 13 02992 02 0000 130 — суммы возвращенных остатков субсидий от бюджетных и автономных учреждений, образовавшихся из-за невыполнения государственного (муниципального) задания;
    • КДБК 000 2 18 02000 02 0000 180 — суммы остатков субсидий господдержки, полученных от предприятий, которые не выполнили условия господдержки (не достигли установленных показателей).

    Расходные КБК: изменения 2019

    Структура и порядок формирования кодов расходов бюджета закреплены в 3 разделе указаний 65н, с изменениями на 2019 год:

    Перечень расходных КБК в 2019 году дополнен. Чиновники ввели новые шифры по налогу на прибыль, акцизам и курортному сбору. Рассмотрим нововведения подробнее:

    1. Налог на прибыль организаций.

    Новые КРБ утверждены для платежей по ННП в части доходов, полученных от российских облигаций. Причем данный код применим для облигаций, выпущенных в период с 01.01.2017 по 31.12.2021, и только в рублях. Такие указания содержатся в приказе Минфина от 09.06.2017 № 87н. Новые коды:

    1. Акцизы.

    Приказом Минфина от 06.06.2017 № 84н введены новые КРБ в 65н с изменениями на 2019 год, расходы по уплате акцизов, в части следующих видов продукции:

    1. Курортный сбор.

    Новый вид сборов планируют ввести с 01.05.2018, он коснется не всех регионов России, а только Крыма, Севастопольского, Алтайского и Краснодарского краев. Размер сбора не должен превышать 50 рублей в сутки с одного человека (туриста).

    Структура нового КРБ — 000 1 15 08000 02 0000 140 («Плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор)»), код администратора дохода еще не определен.

    Новые КВР 2019

    Отметим, что чиновники не только скорректировали наименование старых КВР, но и расширили перечень расходов, включенных в группировки, а также утвердили новые коды.

    Особенности применения обновленной инструкции 65н:

    КБК 2019

    Любая расходная операция учреждения должна быть классифицирована в соответствии с инструкцией 65н по бюджетному учету. Чтобы избежать ошибок, предлагаем скачать таблицу, в которой представлены все КБК 2019:

    Ошибки в КБК

    Если учреждение при отправке платежа допустило ошибку в коде БК, то недочет необходимо исправить в срочном порядке. Почему? Для организации платеж с неверным кодом может грозить штрафами и административными наказаниями.

    Например, ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» перечислила страховые взносы в ФНС, в платежном поручении указан неправильный КБК. В таком случае ФНС не получит положенную сумму, то есть задолженность по страховым взносам за ГБОУ «АЛЛЮР» будет не погашена. При первой камеральной проверке инспектор начислит штрафы и пени за просрочку.

    Как исправить недочет?

    Если платежка находится в банке, то бухгалтеру следует обратиться в отделение обслуживающей организации и отменить проведение платежа. Напомним, что в некоторых случаях сотрудники банка вправе самостоятельно отказать в осуществлении расходных операций. Например, из-за ошибок в реквизитах или КБК.

    Если платеж прошел, то учреждению следует подать заявление о розыске платежа. После определения места нахождения денежных средств проводят процедуру возврата.

    В платежке указан КБК другого налогового платежа. Например, вместо страховых взносов код НДФЛ. В таком случае нужно обратиться в ФНС с заявлением о зачете сумм на правильный код.

    Комментарий к Приказу Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н.

    Комментируемым Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» (далее – Приказ № 255н) в Указания № 65н внесен ряд поправок, часть которых непосредственно касается бюджетных учреждений.

    Детализация статей КОСГУ в учетной политике

    Приказом № 255н сокращен перечень статей КОСГУ, в которых бюджетное учреждение при формировании учетной политики вправе предусмотреть дополнительную детализацию операций. Начиная с 01.01.2018 к таким статьям КОСГУ относятся исключительно следующие:

      310 «Увеличение стоимости основных средств»;

      320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

      330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;

      340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

      530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале».

    Напомним, что в ранее действовавшей редакции Указаний № 65н допускалась детализация в том числе по статьям 120, 130, 140, 180, 290 КОСГУ.

    Порядок отнесения доходов на статьи (подстатьи) КОСГУ

    Приказом № 255н уточнены наименования следующих статей КОСГУ.

    Также уточнено, что операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций должны отражаться по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики. Напомним, что ранее такие расходы подлежали отражению по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ.

    Кроме того, дополнительно детализированы следующие статьи КОСГУ.

    Статья 120 «Доходы от собственности» КОСГУ. Согласно внесенным изменениям указанная статья дополнительно детализирована следующими подстатьями.

    Код и наименование подстатьи

    Отражаемые доходы

    121 «Доходы от операционной аренды»

    Доходы от арендных платежей (за исключением доходов от условных арендных платежей), являющихся платой за использование арендованного имущества (арендной платой), возникающие при предоставлении во временное владение и пользование или временное пользование материальных ценностей по договорам операционной аренды, за исключением арендных платежей при предоставлении земель

    122 «Доходы от финансовой аренды»

    Доходы, получаемые от неоперационной (финансовой) аренды (за исключением доходов от условных арендных платежей), в том числе:

      доходы, возникающие по договору аренды, предусматривающему предоставление арендодателем рассрочки по арендным платежам (арендной плате и (или) выкупной стоимости арендованного имущества);

      доходы, возникающие по договорам лизинга

    123 «Платежи при пользовании природными ресурсами»

    Доходы от платежей при пользовании природными ресурсами, в том числе плата за пользование водными объектами, плата за использование лесов, от арендных платежей при предоставлении участков недр в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и (или) добычи полезных ископаемых (нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов), земель, другие аналогичные платежи

    124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

    Доходы по процентам на остаток денежных средств, размещенных в форме депозитов, а также проценты по остаткам средств на счетах в ЦБ РФ и кредитных организациях

    125 «Проценты по предоставленным заимствованиям»

    Доходы от процентов по предоставленным из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным кредитам, ссудам, кредитам, предоставленным за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленным бюджетными учреждениями займам, микрозаймам (ссудам), а также по сделкам РЕПО

    126 «Проценты по иным финансовым инструментам»

    Доходы от процентов по иным финансовым инструментам, не отнесенные на подстатьи 124 и 125 КОСГУ

    127 «Дивиденды от объектов инвестирования»

    Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, автономным учреждениям, а также доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей

    128 «Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

    Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) средства индивидуализации

    129 «Иные доходы от собственности»

    Доходы от собственности, не отнесенные на подстатьи 121 – 128 КОСГУ, в том числе доходы от перечисления части прибыли ЦБ РФ и иные доходы от собственности

    Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» КОСГУ. Данная статья дополнительно детализирована следующими подстатьями.

    Код и наименование подстатьи

    Отражаемые доходы

    131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

    Доходы от оказания, выполнения платных услуг, работ (за исключением доходов от оказания (выполнения) услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования), в том числе:

      доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ) потребителям соответствующих услуг на территории РФ, в частности, населению РФ, а также гражданам других государств (нерезидентам);

      доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания (выполнения) услуг (работ));

      доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступления субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;

      прочие доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ)

    132 «Доходы от оказания услуг (работ) по программе ОМС»

    Доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС

    133 «Плата за предоставление информации из государственных источников (реестров)»

    Доходы от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров), включая:

      плату за предоставление статистической информации;

      плату за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН);

      плату за предоставление сведений и документов, содержащихся в ЕГРН и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);

      плату за предоставление сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах);

      плату за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме;

      иные аналогичные доходы

    134 «Доходы от компенсации затрат»

    Доходы от компенсации затрат, в том числе:

      возмещение сумм государственной пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд;

      плата, взимаемая с персонала при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее в качестве возмещения затрат, понесенных работодателем при их приобретении;

      доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями;

      доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек;

      возмещение расходов на совершение исполнительных действий судебными приставами;

      поступление средств, удерживаемых из заработной платы и иных доходов осужденных в возмещение материально-бытового обеспечения;

      прочие доходы от компенсации затрат

    135 «Доходы по условным арендным платежам»

    Доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, в том числе:

      доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества;

      компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, а также на оплату услуг по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию арендуемого здания;

      иные аналогичные доходы

    136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»

    Поступления в доходы бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, сформированные получателем бюджетных средств

    Статья 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» КОСГУ. Приказом № 255н данная статья детализирована подстатьями 141 – 145.

    Код и наименование подстатьи

    Отражаемые доходы

    141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

    Доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг, а также за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг

    142 «Доходы от штрафных санкций по долговым обязательствам»

    Доходы от штрафных санкций по долговым обязательствам

    143 «Страховые возмещения»

    Поступление страхового возмещения от страховых организаций

    144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

    Доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу, в том числе ущерба по финансовым активам

    145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

    Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, которые не отнесены на подстатьи 141 – 144КОСГУ

    Статья 170 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Эта статья дополнительно детализирована подстатьями 175 – 176.

    Код и наименование подстатьи

    Отражаемые доходы

    175 «Курсовые разницы по результатам пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждений»

    Курсовые разницы по результатам пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждений. Заметим, что данная подстатья применяется в целях раскрытия информации при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом для отражения кассовых поступлений и выбытий названная подстатья КОСГУ не применяется

    176 «Доходы от оценки активов и обязательств»

    Операции, отражающие финансовый результат от оценки финансовых и нефинансовых активов и обязательств, в том числе:

      основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов;

      ценных бумаг, кроме акций, участия в капитале;

      задолженности по предоставленным кредитам, займам (ссудам);

      задолженности по внешним долговым обязательствам.

    Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется

    Статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ. Приказом № 255н данная статья КОСГУ детализирована подстатьями 181 – 184 и 189.

    Код и наименование подстатьи

    Отражаемые доходы

    181 «Невыясненные поступления»

    Платежи, подлежащие отнесению к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджеты бюджетной системы РФ

    182 «Доходы от безвозмездного права пользования»

    Доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) и справедливой стоимостью арендных платежей. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется

    183 «Доходы от субсидии на иные цели»

    Доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидии на иные цели

    184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

    Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов

    189 «Иные доходы»

    Прочие неналоговые доходы, не отнесенные на другие статьи группы 100 «Доходы» и подстатьи 181 – 184 КОСГУ

    Порядок отнесения расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ

    Прежде всего отметим, что из Указаний № 65н исключен абзац, предусматривавший, что при заключении договора, предметом которого становится модернизация единой функционирующей системы, не являющейся инвентарным объектом (например, охранно-пожарной сигнализации, локальной вычислительной сети, телекоммуникационного узла связи), расходы на его оплату отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ с учетом стоимости закупленных исполнителем для модернизации системы оборудования и расходных материалов. Тем самым устранено имевшееся противоречие в отношении применения подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Напомним, что по подстатье 225 отражаются в том числе расходы на устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранной, пожарной сигнализации, системы вентиляции и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов.

    Также изменился порядок возмещения расходов на пользование на транспорте постельными принадлежностями, разного рода сборов при оформлении проездных документов (комиссионных сборов (в том числе сборов, взимаемых при возврате неиспользованных проездных документов), страховых премий по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т. д.). В новой редакции Указаний № 65н при направлении спортсменов, тренеров, студентов на различные мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и др.) такие расходы следует отражать по подстатье 296 «Иные расходы», а не по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

    Кроме того, изменения коснулись отнесения расходов на следующие статьи (подстатьи) КОСГУ.

    Подстатья 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» КОСГУ. Приказом № 255н уточнено, что на данную подстатью КОСГУ относятся операции, отражающие передачу в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб., а не до 3 000 руб., как ранее, включительно, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда.

    Напомним, Инструкцией № 157н установлено, что не начисляется на объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. При этом 01.01.2018 вступил в силу Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н. Согласно п. 39 данного стандарта:

      на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется по рассчитанным нормам;

      на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта ОС, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением на забалансовом счете в соответствии с порядком применения Единого плана счетов бухгалтерского учета;

      на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при его выдаче в эксплуатацию;

      на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при его выдаче в эксплуатацию.

    Подстатья 274 «Убытки от обесценения активов» КОСГУ. Статья 270 «Расходы по операциям с активами» детализирована подстатьей 274, на которую следует относить операции, отражающие финансовый результат, возникший вследствие уменьшения стоимости активов, от их обесценения, не связанного с амортизацией активов.

    Статья 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Согласно внесенным изменениям данная статья КОСГУ детализирована:

    1) подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы». По ней отражаются расходы на уплату налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней:

      НДС и налога на прибыль (в части обязательств государственных (муниципальных) казенных учреждений);

      налога на имущество;

      земельного налога, в том числе в период строительства объекта;

      транспортного налога;

      платы за загрязнение окружающей среды;

      государственной пошлины и сборов в установленных законодательством РФ случаях;

    2) подстатьей 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах». На данную подстатью КОСГУ следует относить расходы на уплату штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов;

    3) подстатьей 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)», по которой отражаются расходы на уплату штрафов за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг, а также штрафов за нарушение условий контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

    4) подстатьей 294 «Штрафные санкции по долговым обязательствам». На данную подстатью относятся расходы на уплату пеней, штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов, несвоевременное погашение кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц, полученных в иностранной валюте;

    5) подстатьей 295 «Другие экономические санкции». По этой подстатье отражаются расходы на применение иных экономических санкций, не отнесенные на подстатьи 292 – 294 КОСГУ;

    6) подстатьей 296 «Иные расходы». На нее относятся другие расходы, не включенные в статьи 210 – 270 и подстатьи 291 – 295 КОСГУ, в том числе:

    а) расходы на выплату стипендий:

      ученым, научным работникам;

      работникам организаций оборонно-промышленного комплекса, студентам, учащимся, аспирантам, докторантам, ординаторам;

      в качестве социальной поддержки учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений профессионального образования за счет стипендиального фонда;

    б) расходы на выплату физическим лицам (за исключением физических лиц – производителей товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных сумм:

      на выплату государственных премий, грантов в различных областях;

      на осуществление поощрительных выплат спортсменам – победителям и призерам спортивных соревнований, а также тренерам и специалистам сборных команд, обеспечивающим их подготовку (Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, чемпионатов мира и Европы);

      на оплату труда учащихся школ в трудовых отрядах;

    в) расходы на возмещение убытков и вреда:

      на возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов;

      на возмещение морального вреда по решению судебных органов;

      на ежемесячную компенсацию вреда, причиненного повреждением здоровья стороннему гражданину в результате дорожно-транспортного происшествия, в исполнение судебного акта;

      на выплату денежных компенсаций истцам по соответствующим решениям Европейского Суда по правам человека;

      на компенсацию стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам;

      на возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель;

    г) расходы на приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи:

      поздравительных открыток и вкладышей к ним;

      приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т. п.;

      цветов и иной подарочной и сувенирной продукции;

    д) иные расходы:

      Расходы на прием и обслуживание делегаций;

      расходы на отчисление денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

      расходы на возмещение истцам судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов;

      расходы на оплату судебных издержек, связанных с представлением интересов РФ в международных судебных и иных юридических спорах;

      расходы на осуществление выплат по решениям Правительства РФ, связанным с исполнением судебных актов судебных органов иностранных государств;

      расходы на приобретение (изготовление) специальной продукции;

      расходы на уплату взносов за членство в организациях, кроме членских взносов в международные организации;

      расходы на выплату суточных понятым, а также лицам, принудительно доставленным в суд или к судебному приставу-исполнителю;

      расходы на выплату суточных, а также денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также на компенсацию расходов на проезд и проживание в жилых помещениях (наем жилого помещения) спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и др.).

    Статья 350 «Увеличение стоимости права пользования активом» КОСГУ. Группа 300 «Поступление нефинансовых активов» дополнена новой статьей, на которую следует относить операции, отражающие увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов. При этом данная статья КОСГУ не должна применяться для отражения кассовых поступлений и выбытий.

    Статья 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ. Согласно поправкам по этой статье показываются:

      доходы от выбытия основных средств, в том числе доходы от реализации основных средств, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, и другие аналогичные доходы;

      операции по выбытию основных средств.

    Кроме того, данная статья КОСГУ дополнительно детализирована следующими подстатьями:

      411 «Амортизация основных средств». На нее относятся суммы снижения стоимости основных средств в результате их амортизации;

      412 «Обесценение основных средств». По ней отражаются суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте основных средств, в результате обесценения.

    Статья 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов» КОСГУ. В силу внесенных изменений по данной статье КОСГУ отражаются:

      доходы от выбытия нематериальных активов, в том числе доходы от реализации нематериальных активов, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей нематериальных активов;

      операции по выбытию нематериальных активов.

    Также отметим, что статья 420 КОСГУ дополнительно детализирована следующими подстатьями:

      421 «Амортизация нематериальных активов», на которую относятся суммы снижения стоимости нематериальных активов в результате их амортизации;

      422 «Обесценение нематериальных активов», по которой отражаются суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте нематериальных активов, в результате обесценения.

    Статья 430 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов» КОСГУ. По данной статье КОСГУ отражаются:

      доходы от реализации непроизведенных активов;

      операции по выбытию непроизведенных активов.

    Приказом № 255н эта статья детализирована подстатьей 432 «Обесценение непроизведенных активов», на которую следует относить суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте непроизведенных активов, не связанного с изменением их справедливой стоимости в ходе их нормального использования, возникающего в результате обес­ценения.

    Статья 450 «Уменьшение стоимости права пользования активом» КОСГУ. По данной новой статье нужно отражать операции по выбытию права пользования активом, связанные с начислением амортизации на объекты учета операционной аренды. При этом она не должна применяться для отражения кассовых поступлений и выбытий.

    Статья 510 «Поступления на счета» КОСГУ. Ранее эта статья называлась «Поступления на счета бюджетов». Согласно внесенным изменениям по ней должны отражаться поступления государственных (муниципальных) бюджетных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам (включая контракты или иные договоры, расторгнутые в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий контракта или иного договора).

    Статья 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» КОСГУ. По данной статье КОСГУ должны отражаться операции по увеличению дебиторской задолженности. При этом она не должна применяться для отражения кассовых поступлений и выбытий.

    Статья 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности» КОСГУ. На названную статью должны относиться операции по уменьшению дебиторской задолженности, причем она не должна применяться для отражения кассовых поступлений и выбытий.

    Статья 710 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу» КОСГУ. По данной статье КОСГУ отражаются операции, связанные с увеличением внутренних долговых обязательств (размещение государственных (муниципальных) ценных бумаг, получение кредитов, привлечение прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов), а также операции по увеличению долговых обязательств бюджетных учреждений.

    Статья 720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу» КОСГУ. Она служит для отражения операций, связанных с увеличением государственных внешних долговых обязательств (размещение государственных ценных бумаг, получение кредитов и привлечение прочих источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов).

    Статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ. Эта статья применяется для отражения операций по увеличению кредиторской задолженности. На нее не относятся кассовые поступления и выбытия.

    Статья 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу» КОСГУ. По данной статье КОСГУ следует отражать операции, связанные с погашением государственных (муниципальных) ценных бумаг, возвратом кредитов, погашением иных внутренних обязательств, а также с исполнением государственных (муниципальных) гарантий, если исполнение гарантом государственных (муниципальных) гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, а также операции по погашению долговых обязательств бюджетных (автономных) учреждений.

    Статья 820 «Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу» КОСГУ. Она применяется для отражения операций, связанных с погашением государственных ценных бумаг, возвратом кредитов, погашением иных обязательств, а также с исполнением государственных гарантий в иностранной валюте, если исполнение гарантом государственных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу.

    Статья 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ. Данная статья будет применяться для отражения операций по уменьшению кредиторской задолженности. При этом по ней не должны показываться кассовые поступления и выбытия.



    Похожие публикации