Концепция силового экспансионизма японии. Подумайте какая связь между внешней экспансией японии и проблемами внутренней модернизации Подумайте какая связь между внешней экспансией

Крупные корпорации не остановились на том, что они захватили контроль над производством и сбытом товаров внутри «своих» стран. Они продолжили свою экспансию. Эта экспансия была внешняя и внутренняя.

Внешняя экспансия - захват новых рынков, вывоз капитала и установление контроля над производствами и рынками других стран.

Мы уже выше говорили, что такая экспансия капиталистических товаропроизводителей обусловлена стремлением преодолеть противоречие между предложением товаров и отстающим от него платёжеспособным спросом в рамках национального хозяйства. Напомним, что оно было порождено господством ростовщиков, узурпировавших выпуск кредитных денег. Но в какой- то момент времени внешняя экспансия натолкнулась на свои естественные пределы - ограниченность земного шара. Иначе говоря, все страны и территории оказались захваченными крупнейшими корпорациями. После этого начался передел мира, преимущественно военно-силовыми методами. Характеризуя монополистический капитализм с точки зрения его стремления к внешней экспансии, мы можем называть его «империализмом». Кстати, одна из наиболее известных книг В.ИЛенина о капитализме называется «Империализм, как высшая стадия капитализма»110. В ней классик формулирует основную экономическую причину Первой мировой войны: стремление монополий ряда стран к экономическому и территориальному переделу мира, который к тому времени оказался уже полностью поделённым. Книга, кстати, очень толковая (в отличие от многих других работ Ленина). Дело в том, что она, по сути, представляет собой скрупулёзную компиляцию всех основных работ по империализму, которые вышли в мире к началу Первой мировой войны. Но об этой стороне монополистического капитализма мы ещё поговорим в следующем разделе нашей книги.

Источник: Катасонов В.Ю.. О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия сов ременных проблем «денежной цивилизации». Кн. 2. М.: НИИ школьных технологий. 240 с.. 2011 {original}

Еще по теме Внешняя экспансия капитала, или империализм:

  1. Управленческие решения ПО внутреннему или внешнему поставщику или управленческие решения «производить или покупать»
  2. 3. НОВАЯ РОЛЬ БАНКОВ В ЭПОХУ ИМПЕРИАЛИЗМА И ОБЩЕГО КРИЗИСА КАПИТАЛИЗМА. ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ И ФИНАНСОВАЯ ОЛИГАРХИЯ
  3. Теория «человеческого капитала» как важнейший шаг к расширению предмета экономической теории. «Экономический империализм»

1. Какие главные причины обусловили «отсталость» Востока в первой половине XX в.? В каких странах колониальный режим, а в каких традиционные устои являлись тормозом развития?

Застойность процессов на Востоке была обусловлена силой сопротивления традиционных обществ внешним влиянием и сложностью найти синтез традиции и опыта Европы. Однако главным тормозом в первой половине века была политика колониальных держав.

Традиционные устои – Япония, Китай, Турция, Египет.

Колониальный режим – Индия.

2. Какое содержание вкладывается в понятие «модернизация» применительно к восточным обществам? Каковы методы и средства осуществления модернизации в различных странах Востока?

Исторически модернизация - это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв.- на южноамериканский, азиатский и африканский континенты.

Средства и методы осуществления модернизации в различных странах неодинаковы. Важнейшими из них были реформы или революции. В основном использовался путь реформ. Там, где реформы встречались с мощными, тормозящими развитие традициями или испытывали давление внешних оков (колониализм), происходили революции, восстания.

Для Востока модернизация – это процесс ломки традиционных структур общества.

3. Подумайте, какая связь между внешней экспансией Японии и проблемами внутренней модернизации.

Япония повторяла европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Страна начала борьбу за колонии на материке и развязала по меньшей мере пять войн за 40 лет (Японо-китайская война, Русско-японская война, Первая мировая война, вторая Японо-китайская война, война в Юго-Восточной Азии в 1937-1945 гг.).

Однако, внутренне развитие представляло собой смесь европейских ценностей и японских традиций, что вылилось в особую форму тоталитаризма, основанной на идеях национализма и синтоизма как государственной религии.

Экспансия Японии на материк – национальная цель.

Своеобразие японской модернизации состояло в том, что восприятие европейского примера экономической и политической перестройки общества и военно-технических заимствований тесно сочеталось с использованием традиций, с представляемой как патриотизм шовинистической идеей «увеличения славы нашей империи», верностью императору, памяти самурайской славы.

4. Подумайте над проблемой: почему Китаю потребовалось полстолетия, чтобы «определиться» с реформами? Выясните, какие исторические условия в XX в. способствовали модернизации Китая, а какие затрудняли ее.

В Китае были сильны традиции. Новые идеи и образ жизни с трудом укладывался в идеологию конфуцианства. Однако, и в Китай проникали идеи о необходимости проведения реформ с целью развития и освобождения от колониальной зависимости. Противоборствующие группировки (сторонники реформ и потенциальные диктаторы) сменяли друг друга. Таким образом, реформы начинались, а после их сворачивали. Также немаловажным фактором является разнородность населения Китая, деление его на сферы влияния иностранных государств, отсутствие единства Китая. Все это тормозило проведение реформ. Когда Чан Кайши пришел к власти, он смог адаптировать немного идеи конфуцианства под современные реалии.

Способствовало модернизации: участившиеся восстания и революционные настроения; буржуазная революция 1911-1912 гг.; приход к власти Чан Кайши, который объединил Китай и начал капиталистическую модернизацию страны по западноевропейской модели.

Затрудняло модернизацию: государственный переворот 1898 г., захват власти дворцовой кликой после смерти императрицы Цы Си; попытка Юань Шикая установить личную диктатуру.

5. В какой мере традиции повлияли на выбор ненасильственного сопротивления в антиколониальной борьбе в Индии?

Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения общества всеобщего благоденствия, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения содержала протест против капиталистического уклада, того самого пути, по которому пошла европейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов. Облаченные в традиционные одежды требования независимости становились понятными многим десяткам миллионов простых людей. Примечателен и метод борьбы (бойкоты, мирные марши, отказ от сотрудничества и пр.) - в нем сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном мировоззрении индийского крестьянина.

6. Расскажите о М. Ганди. Как вы понимаете его высказывание: «Человечество может избавиться от насилия только путем ненасилия. Ненависть может быть побеждена только любовью»?

Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948) – один из наиболее авторитетных руководителей индийского национально-освободительного движения. Лидер Индийского национального конгресса и его идеолог. В 1893-1914 гг. жил в Южной Африке, активный участник борьбы против британского колониализма. После возвращения в Индию в 1915 г. возглавил национально-освободительное движение, последовательно использовал методы борьбы против англичан в форме ненасильственного (гражданского) сопротивления. После раздела Индии (на Индию и Пакистан) во время религиозной междоусобицы был убит террористом индуистской националистической организации.

Выражение Ганди: насилие порождает насилие, любовь порождает любовь. Следовательно, какое действие ты совершишь в отношении человека, такое же действие ты получишь в ответ. Только для получения положительного результата необходимо время.

7. Индия и Китай вели борьбу за независимость и модернизацию в одно и то же время, но разными средствами и методами. Как вы объясните столь резкое различие их путей развития?

Китай был суверенным государством, но был расколот внутренними междоусобицами и войнами. Индия была колонией Великобритании, которая удерживала Индию силой. Это и обусловило методы борьбы за независимость.

Также немаловажную роль играли традиции государств.

Промышленный переворот в Японии уже в 1870-1880 годах был ограничен относительной узостью внутреннего рынка, поэтому она всячески стремилась захватить внешние рынки. Кроме того, правительство

к таким шагам подталкивала и военная идеология дворян-самураев, требовавших осуществления экспансии на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии под лозунгом расширения жизненного пространства для Японии. Победа в русско-японской войне только усилила эти настроения в стране.

В начале XX века Япония активно готовилась к переделу мира, но вести самостоятельно какие-либо масштабные военные действия она еще не могла в силу своего недостаточного экономического развития, поэтому с началом Первой мировой войны Япония присоединилась к Антанте, т.е. к более сильной военной группировке. Поскольку основные военные действия шли в Европе, никакие силы не смогли помешать Японии достаточно легко захватить германские колонии: Шаньдунский полуостров в Китае, Маршалловы, Каролинские и Марианские острова в Тихом океане (позже, в 1919 году, Версальский мирный договор юридически закрепил эти территории за Японией, бывшей в числе стран-победительниц).

В 1915 году Япония предъявила Китаю ультимативный документ "21 требование", предусматривавший установление военного и экономического контроля Японии над основными жизненными центрами на китайской территории: железными дорогами, портами, важнейшими военными объектами, а также промышленной и коммерческой деятельностью Китая. В том же году был заключен японо-китайский договор, условия которого были особенно кабальными для Китая.

В этот же период Япония продолжала укреплять не только военные, но и экономические позиции в Китае, Корее, странах Юго-Восточной Азии. Японский экспорт, например, за годы Первой мировой войны увеличился почти в четыре раза, а экспорт капиталов в Китай - почти в пять раз. Это привело к тому, что торговый и платежный баланс Японии превратился из пассивного в активный: в 1918 году положительное сальдо торгового баланса составляло почти 300 млн иен, а платежного - около 3 млрд иен. Золотовалютный запас увеличился с 350 млн иен накануне войны до более чем 2 млрд иен в конце 1919 года.

При подведении итогов Первой мировой войны, в которой Япония принимала незначительное участие, она добилась для себя больших преимуществ. Так, она получила право иметь такое же количество военных кораблей, как США и Англия, а также создавать новые военно-морские базы на островах Тихого океана. А это, в свою очередь, поощряло агрессивные устремления японского правительства на Дальнем Востоке.

Активное завоевание внешних рынков и рост военных заказов привели к быстрому развитию промышленности. За годы Первой мировой войны общая стоимость промышленной продукции (с учетом инфляции) выросла более чем в два раза, а стоимость продукции металлургии, машиностроения, химической промышленности - почти в три раза. Наиболее высокими темпами развивалась такая отрасль экономики, как судостроение: тоннаж судов, построенных в 1918 году, в восемь раз превышал уровень 1914 года. К концу войны японское судостроение вышло на третье место в мире.


За эти же годы в четыре раза повысилась энерговооруженность японской промышленности, в 1,6 раза увеличилось количество рабочих, занятых в промышленном производстве. Главным экономическим итогом военных лет можно считать превращение Японии из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну. В годы Первой мировой войны огромные доходы получили крупнейшие компании: "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", "Фудзи", "Ясуда" и др. Капиталы акционерных обществ увеличились в 2,5 раза.

Но трудящимся массам война принесла рост налогов и увеличение продолжительности рабочего дня. Повсеместно повысилась натуральная арендная плата за землю, достигавшая порой 60-70% урожая риса. Резкое повышение цен на продовольствие (цены на рис по сравнению с довоенным уровнем возросли в шесть раз) вызвало в августе 1918 года так называемые рисовые бунты, продолжавшиеся два месяца. Всего в этих бунтах приняло участие около 10 млн человек.

После окончания Первой мировой войны экономика Японии столкнулась с целым рядом сложным проблем. Так, на внешних рынках возобновилась конкуренция между ведущими мировыми державами, с которыми Япония соперничать не могла. В частности, в Китае вновь усилилось влияние крупных корпораций США, заставивших Японию признать принцип "открытых дверей" в торговле с Китаем, после чего китайский рынок перестал быть вотчиной Японии.

В результате японская экономика понесла значительные потери. В течение 1920-1921 годов японский экспорт сократился на 40%, импорт - на 30,9%, уровень промышленного производства снизился на 20%. Это падение экономических показателей свидетельствовало о том, насколько непрочными являлись последствия военного бума6.

Японские промышленники начали поиск других вариантов развития экономики, что привело к оживлению и промышленному подъему 1924-1928 годов. В этот период в два раза увеличилось производство чугуна и стали. Удельный вес промышленной продукции в ВВП был более чем в два раза выше, чем сельскохозяйственной (7,7 и 3,5 млрд иен соответственно). Завершилось становление отечественного машиностроения как особой отрасли. В легкой промышленности ведущее место по-прежнему занимало фабричное производство хлопчатобумажных тканей. К концу 1920-х годов продукция японских хлопчатобумажных предприятий могла успешно конкурировать на мировых рынках с английскими товарами.

В 1920-х годах в японской экономике особенно быстро шел процесс концентрации производства и капитала. В 1929 году на крупные предприятия (50 и более работников) приходился 61% всей промышленной продукции. На предприятиях с численностью свыше тысячи человек были заняты 20% японских рабочих. В конце 1920-х годов 388 крупнейших японских компаний (с капиталом более 10 млн иен каждая) по уровню концентрации капитала практически сравнялись с ведущими компаниями западных стран.

Во время Первой мировой войны и в первые послевоенные годы значительно усилилась роль крупных объединений в форме семейных концернов - дзайбацу. Но в отличие от западных корпораций эти концерны формировались в основном не на основе рыночной конкуренции и концентрации капитала, а за счет использования особых торгово-промышленных привилегий, полученных от государства. Почти все дзайбацу основывались на родственных, клановых связях, что делало их совсем непохожими на западные фирмы. Акции таких концернов почти не продавались на открытом рынке, а распространялись среди учредителей компаний и членов их семей.

Как правило, все дзайбацу были многопрофильными. Так, концерн "Мицубиси" в 1920-х годах контролировал почти 120 компаний с общим капиталом в 900 млн иен. В состав этого дзайбацу входили железнодорожные, электротехнические, судостроительные, металлургические, бумажные и другие предприятия из различных отраслей промышленности. Такой же универсальностью отличались концерны "Мицуи", "Сумитомо", "Ясуда" и др.

Все дзайбацу были тесно связаны с государством, которое по-прежнему играло важнейшую роль в экономике, обеспечивая компании щедрыми инвестициями. Государству, в свою очередь, принадлежало множество предприятий в машиностроении, судостроении, оно

контролировало значительную часть внешней торговли. Общий уровень развития казенных предприятий был гораздо выше, чем частных. Среди крупнейших собственников страны был сам император Японии: ему принадлежали акции различных компаний на сумму в 500 млн иен.

Но промышленный подъем 1920-х годов также оказался непродолжительным. Уже в конце 1929 года Япония была втянута в мировой экономический кризис, который привел в 1931 году к сокращению промышленной продукции в стоимостном выражении на треть, экспорта - почти в два раза; в стране насчитывалось более 10 млн человек полностью или частично безработных. В наибольшей степени кризис затронул судостроение, угольную, металлургическую, хлопчатобумажную отрасли промышленности.

Особенно тяжелыми были последствия кризиса в аграрном секторе. В связи с падением цен общая стоимость валовой сельскохозяйственной продукции снизилась с 3,5 млрд иен в 1929 году до 2 млрд в 1931 году (или более чем на 40%), что привело к массовому разорению крестьян, к голоду среди сельских жителей и обострению социальных противоречий в деревне.

Сокращение экспорта больно ударило по традиционной японской отрасли - шелководству. В то время как цены на сельскохозяйственную продукцию в целом снизились за 1929-1931 годы на 47%, цены на шелковичные коконы упали в 3,5 раза.

Стремясь смягчить социально-экономические последствия кризиса внутри страны, руководители Японии искали выход из него в гонке вооружений и внешней экспансии7. В 1931 году была захвачена и отторгнута от Китая его северо-восточная провинция Маньчжурия, в 1933-1935 годах - ряд северных китайских провинций, а в 1937 году Япония начала открытую войну против Китая, и военные действия продолжались до самого конца Второй мировой войны.

Усиливая милитаризацию экономики, японское правительство постоянно повышало степень ее государственного регулирования. В 1931 году был принят закон о принудительном картелировании главных отраслей промышленности. Одновременно увеличивались государственные военные расходы, удельный вес которых в японском бюджете в 1937-1938 годах достиг 70-80%. Начиная с 1933 года государственный бюджет имел ежегодный многомиллиардный дефицит, покрываемый ничем не обеспеченной эмиссией бумажных денег.

Военная направленность правительственного курса способствовала развитию отраслей, непосредственно связанных с поставками для армии и флота. Крупнейшие компании, работавшие по военным заказам, зачислялись в разряд "выделенных". При этом им предоставляли значительные привилегии при получении кредитов, сырья, рабочей силы и др.

К 1939 году производство оружия и военных материалов выросло почти в пять раз по сравнению с 1925 годом (к примеру, за 1931-1938 годы выпуск промышленной продукции в целом увеличился лишь в 1,6 раза). В этот период производство грузовых автомашин и самолетов выделилось в особую отрасль. За 1929-1938 годы доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленной продукции увеличилась с 32,2 до 60,8%.

В 1938 году был принят закон о всеобщей мобилизации нации, по которому правительство получало право осуществлять контроль и регулировать цены, прибыль, заработную плату, инвестиции в различных отраслях; одновременно в стране были запрещены забастовки и другие формы социального протеста трудящихся. Рабочий день официально был ограничен 12-14 часами, но фактически на большинстве предприятий он продолжался 14-16 часов. Непрерывная инфляция сопровождалась ростом цен и снижением реальных доходов населения.

Перед Второй мировой войной реальная заработная плата японских рабочих была в шесть раз ниже, чем в США, и в три раза - чем в Англии. При этом заработная плата женщин составляла от 1/3 до 1/2 от мужской. В 1940 году были ликвидированы профсоюзы. Взамен была создана Патриотическая промышленная ассоциация Великой Японии, находившаяся под контролем государства.

Вместе с военной экспансией в 1930-х годах усилилось и экономическое наступление Японии на внешнем рынке. Правительство щедро поощряло фирмы, производившие продукцию на экспорт. В страны Латинской Америки, Австралию, Индонезию, США осуществлялись поставки японской продукции по демпинговым ценам. К примеру, в 1935 году Япония по экспорту хлопчатобумажных тканей обогнала Англию, которая прочно удерживала первое место в этой области почти 150 лет. Исключительно на экспорт шли велосипеды, часы, радиоприемники, швейные машины - их производство в Японии было налажено в 1930-х годах.

Помимо экспорта товаров Япония активно наращивала вывоз капиталов в страны Юго-Восточной Азии, одни из которых входили в состав Британского содружества, а другие находились в сфере интересов Голландии, Франции, США. Все это объективно вело к обострению

экономических и политических противоречий между Японией и ведущими промышленно развитыми странами.

Однако правящие круги этих стран придерживались по отношению к Японии политики "Восточного Мюнхена". В частности, американские корпорации помогали становлению японской алюминиевой промышленности, предоставляли большие кредиты для развития машиностроения. Обладая относительно бедными природными ресурсами, Япония была вынуждена закупать в огромных количествах важнейшие виды продукции военно-стратегической направленности: нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, автомобили, самолеты и запасные части к ним, до 80% необходимого железного и стального лома и др. Основная масса этих товаров поступала из США.

Все это делалось в расчете на то, что военная машина Японии будет нацелена в первую очередь на советский Дальний Восток. И действительно, японская армия спровоцировала прямые военные столкновения с Советской Армией у озера Хасан (1938) и на реке Халхин-Гол в Монголии (1939), где потерпела ощутимое поражение. После этого Япония изменила свои планы и стала готовиться к войне со странами, еще недавно являвшимися ее покровителями. В 1936 году она подписала Антикоминтерновский пакт с фашистской Германией, а 27 сентября 1940 года - Тройственный пакт с Германией и Италией ("Ось Берлин-Рим-Токио").

Японская авиация 7 декабря 1941 года внезапно напала на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор, расположенную на Гавайских островах, в результате чего США потеряли почти весь свой тихоокеанский флот. Для Японии это означало начало непосредственного участия во Второй мировой войне. Вступая в войну, Япония имела свои геополитические интересы: усилить военно-экономическое присутствие в Индийском и Тихом океане, на Дальнем Востоке, в странах Юго-Восточной Азии.

В ходе военных действий японская армия захватила многие азиатские страны: Индонезию, Индокитай, Таиланд, Бирму, Филиппины, Малайю, значительную часть Китая. Эти территории, именовавшиеся "великой восточно-азиатской сферой", превратились фактически в японские колонии.

Тем не менее военные успехи не смогли оказать заметного влияния на экономику, поскольку сырьевые ресурсы из оккупированных государств, на которые рассчитывала Япония, поступали в страну с большими транспортными издержками. К тому же морской транспорт, всегда игравший особенно большую роль в развитии японской экономики, не справлялся с возросшими объемами перевозок.

Обнаружилось, что японский военно-промышленный потенциал не может долго противостоять американскому. Промышленность Японии работала с огромными перегрузками, не было возможности заменить изношенное оборудование, ощущалась острая нехватка сырья и энергоносителей, а также трудовых ресурсов, поскольку значительная часть рабочих была мобилизована в армию.

В условиях всеобщей милитаризации экономика развивалась крайне однобоко, главным образом за счет военных отраслей, чей удельный вес в ВВП увеличился в несколько раз. К концу войны началось прямое проедание национального достояния. Государственный бюджет имел постоянный хронический дефицит, который восполнялся денежной эмиссией; расходы бюджета в 1944-1945 годах в четыре раза превышали доходы. Цены росли быстрее, чем заработная плата, население голодало. Несмотря на чрезвычайные меры, предпринятые государством (военные налоги, займы, контроль за ценами, кредитами, инвестициями, внешней торговлей и др.), предотвратить надвигающуюся катастрофу было уже невозможно.

В 1942 году вооруженные силы США стали теснить Японию в Океании и Юго-Восточной Азии. Страшным испытанием для японского народа стала атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, предпринятая американской авиацией в августе 1945 года и окончательно решившая исход войны на Дальнем Востоке. Последним ударом, сокрушившим японскую военную мощь, был разгром Квантунской армии в Маньчжурии войсками СССР в августе 1945 года. На американском линкоре "Миссури" 2 сентября 1945 года представители Японии были вынуждены подписать Акт о безоговорочной капитуляции. Это был последний день Второй мировой войны.

Сразу после окончания военных действий территория Японии согласно решению всех союзных держав была оккупирована американскими войсками. В руках командующего американской армией генерала Дугласа Макартура сосредоточилась верховная власть. Следовало провести целый комплекс послевоенных преобразований на основе Потсдамской декларации, и прежде всего навсегда покончить с японским милитаризмом.

КУРОВАЯ РАБОТА

тема:«Отношения Испании со странами Латинской Америки в 1975-1991 гг.»

ПЛАН

1. Введение.

2. Испания после падения франкистского режима.

3. Взаимоотношения стран Латинской Америки и Испании в последней трети двадцатого столетий.

3.1.

3.2. Контакты Аргентины и Испании.

3.3.

4. Итоги сотрудничества в различных областях Испании и стран латиноамериканского региона.

5. Библиография.


Введение .

Последняя треть двадцатого столетия характеризовалась различными геополитическими процессами, наиболее значимыми из которых являются распад социалистического лагеря, завершение эпохи биполярной внешней политики стран мирового содружества и переход к монополярной системе PaxAmerikana. На фоне этих эпохальных изменений для рядового наблюдателя практически не замеченными проходят многочисленные процесс дезинтеграции и, наоборот, объединительные тенденции в ряде регионов земного шара. Все эти события просто-напросто включают в виде не самодостаточных звеньев глобального передела мира, после падения Потсдамской системы.

За кровавыми и яркими с точки зрения средств массовой информации событиями в Югославии, Ираке, странах-республиках бывшего СССР и ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии практически не замеченными остаются события, происходящие на территории «Старого Света». Распад Советского Союза и активизация внешнеполитических планов США по усилению своего мирового господства также отвлекают внимание не очень прозорливого наблюдателя от изменений, происходящих в странах Латинской Америки и контактах последних с некоторыми регионами «старой» Европы.

И уже совсем на второй план уходят изменения, происходящие со странами «задворков» Европейского Союза. Одной из таких стран и является Испания, которая после падения франкистского режима в 1975 г. переживает свое «второе рождение».

Находившаяся под властью профашистского тоталитарного режима, только волею случая и стечения счастливых обстоятельств сохранившего свои позиции после разгрома во время Второй мировой войны национал-социалистической Германии и ее союзников, Испания оказалась на долгие десятилетия в международной изоляции. Начиная с 1939 г., то есть с окончательной победы франкистов над республиканцами, Испания с каждым годом все больше и больше оказывалась в вакууме дипломатических и прочих контактов. Но если в годы Второй мировой войны это было еще не так страшно, поскольку отношения между странами Оси и режимом генерала Франко находились на должном уровне и Испания умудрялась играя на противоречиях между воюющими сторонами получать свою выгоду, то с окончанием войну вся мировая общественность смотрела на каудильо и его режим как на заповедник тоталитаризма в Европе. Идя на поводу у своих избирателей практически все демократические государства в большей или меньшей степени в период 1945-1975 гг. свели на нет все дипломатические, экономические и общественные контакты с Испанией.

В новых условиях послевоенного развития и во время «холодной войны» Испании приходилось довольствоваться ролью «младшего» партнера США на европейском континенте. Положение неравноправного участника международных отношений и откровенное оттеснение на вторые или даже третьи роль во внешнеполитических инициативах показывали всю ущербность положения крупнейшей страны Иберийского полуострова. Ряд крупных провалов во внешней политике и конфуз в отношении предложений Испании во время Суэцкого кризиса привили к полному вытеснению этой страны из русла европейской политической жизни. Попытки изменить собственный статус неравноправного партнера привели Испанию к активизации своей внешнеполитической деятельности в бассейне Тихого океана, то есть на территориях бывшей колониальной системы испанского королевства. Однако после окончания Второй мировой войны данный регион рассматривался Соединенными Штатами Америки как личная вотчина и поэтому вмешательства «во внутриамериканские дела» Испании никто не позволил. Еще одно фиаско казалось бы окончательно закрепило за страной униженное и подчиненное чужому диктату положение сателлита США.

Последним регионом, где можно было попытать удачу испанскому внешнеполитическому ведомству, оставалась Латинская Америка, тесные связи с которой сохранялись со времен колониального владычества Испании в данном регионе.

Латинская Америка освободилась от испанского колониального владычества в течение первой половины девятнадцатого столетия, однако религиозные, культурные и национальные связи между метрополией и бывшими колониями не прервались. Господствующая элита латиноамериканских стран состояла из выходцев из Испании во втором-третьем поколении и потомков первых завоевателей-конкистадоров. Таким образом, этническая схожесть, помноженная на религиозное единство, позволяли Мадриду сохранять в данном регионе серьезное влияние и внешнеполитические позиции. Бурные события двадцатого века и стремительное падение авторитета Испании в мире (особенно после испано-американской и гражданской войн) привели к ослаблению роли Мадрида в качестве арбитра споров латиноамериканских государств.

В начале прошлого века во многих странах Латинской Америки установились авторитарные режимы кемалистского толка. Реализуя интересы и чаянья местных политических элит, они вместе с тем были зачастую не признаны остальным миром. В подобной ситуации оказалась и Испания после завершения Второй мировой войны. Не признаваемые большинством стран мира Испания и авторитарные режимы Латинской Америки были просто «обречены» на взаимное сближение.

Установление дипломатических контактов и налаживание экономического сотрудничества Испании и латиноамериканских государств активно способствовало ослаблению международной изоляции франкизма во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Особенно наглядно это продемонстрировала Аргентина в период президентства Х.Д.Перона, которая в обмен на экономическую помощь оказывала активную дипломатическую поддержку франкистской Испании.

Однако серьезные внутриполитические проблемы в Испании и вызванная этим стагнация экономики негативно ударили по отношениям франкистской Испании со странами Латинской Америки. Несмотря на ряд попыток активизации экономического сотрудничества между странами и проведение так называемых «ибероамериканских конгрессов», структурный кризис тоталитарных режимов, охвативший как латиноамериканские государства, так и Испанию не позволил осуществить данные начинания в задуманном варианте.

Стремясь хоть как-то сохранить свое пошатнувшееся влияние в регионе внешняя политика Испании в Латинской Америке получает пропагандистское обеспечение. Активно насаждается и раскручивается доктрина «испанидад». Создается образ Испании как “Матери-Родины” латиноамериканских народов. Одним из наиболее серьезных пропагандистов новой теории выступает в 50-60-гг. Институт испанской культуры в странах Латинской Америки.

Серьезные попытки использовать недовольство латиноамериканцев экспансией США в регионе предпринимает испанская дипломатия во время Карибского кризиса и события ему предшествовавших. На удивление всего мира Испания поддерживает кубинскую революцию наперекор мнению и настоятельным просьбам своего могущественного патрона – США. Испанские торговые суда не признавая блокады Кубы со стороны Соединенных Штатов Америки посещают «остров Свободы».

Столь же активную внешнеполитическую позицию занимает Испания и в отношениях с Чили. Активное экономическое сотрудничество Испании и Чили в период Народного Единства приводит к подписанию взаимовыгодного испано-чилийского договора 1971 г. Данный документ является одной из ступеней, позволивших Испании выйти на новый уровень взаимоотношений со странами Латинской Америки. Благодаря этому Испании удалось стать участником в деятельности Межамериканского банка развития, а в последствии и в таких межгосударственных объединений как ОАГ, ЛАСТ (Ассоциации свободной торговли) и Андская группа.

Все эти оглушительные успехи внешней политики мадридской дипломатии в латиноамериканском регионе сводились на нет закостеневшим в своем консерватизме политическим режимом. Если политика «сильной руки» и «вождизм» могли себя хоть как-то оправдать в период между двумя мировыми войнами, то, начиная с 50-х гг. они действовали как серьезный тормоз для поступательного развития Испании. Они же препятствовали полноценной интеграции государства в международную экономическую и политическую систему, обрекая Испанию существовать на задворках истории. Однако все изменилось после смерти в 1975 г. Франциско Баамонде Франко, бессменного главы государства и вождя консервативной Испанской фаланги. После смерти главы тоталитарного государства созданная им политическая система стала трещать по швам, что привело к установлению демократии и свержению франкистского режима.


2. Испания после падения франкистского режима.

С падением франкизма в 1975 году начался новый этап в истории Испании. В испанской исторической литературе он получил название «постфранкистский период» или «период демократизации». Процесс демократизации политической жизни Испании затронул все аспекты, в том числе и внешнюю политику страны. Новые политические силы, пришедшие к власти, выдвинули в качестве основной задачи выход их международной изоляции.

Происходит восстановление дипломатических отношений с Мексикой, а также установление дипломатических отношений с СССР и европейскими социалистическими странами. Испания выходит из международной изоляции и начинает активно бороться за завоевание для себя достойного места в мировом содружестве.

Создаются благоприятные условия для активизации испанской внешней политики, в том числе для проникновения испанских капиталов экономику Латинской Америки, были связаны с ростом самостоятельных выступлений латиноамериканских стран на мировой арене и повышением темпов их экономического развития, сопровождавшегося процессом импортзамещяющей индустриализации, что порождало необходимость поиска новых рынков и источников финансирования. Правительства и военные режимы, правившие в Латиноамериканских государствах во второй половине двадцатого века были заинтересованы в развитии национальной промышленности и проводили политику этатизма, для чего было необходимо постоянное вливание в экономику крупных финансовых средств. Испания, хотя и не обладала подобными свободными капиталами, но могла брать их у других стран Европы на благоприятных условиях и при минимальной процентной ставке.

Интерес латиноамериканских стран к расширению сотрудничества с Испанией также был обусловлен поисками рынков сбыта для своих товаров.

Активизация отношений с Испанией отвечала задачам диверсификации внешних связей, надеждам латиноамериканских стран ослабить одностороннюю зависимость от США. Учитывая «традиционную» дружбу с Испанией, латиноамериканские страны рассчитывали на то, что Испания, вместе с Португалией и Грецией замыкавшая группировку государств в Западной Европе, не сможет, в отличие от более сильных партнёров, решительно навязать свои требования и, таким образом, их взаимоотношения будут носить более равноправный характер и больше строиться на учёте балансов интересов.

Латиноамериканский курс Испании в постфранкистский период в своём развитии прошёл два главных этапа. На первом этапе (в основном соответствует периоду правления правительств Союза демократического центра: июль 1976 - октябрь 1982 годов) правительства активно использовали внеблоковую политику для прорыва международной изоляции и расширения отношений со странами Латинской Америки. Новым содержанием наполнилось идеологическое обоснование латиноамериканского курса Испании. Реакционный паниспанизм уступил место новой концепции, в основу которой, на ряду с идеей о закономерностях экономического, политического и духовного сближения всех испаноязычных народов, был положен тезис об их объединении в рамках Иберо-американского сообщества наций, защите прав человека и мирном переходе к демократии.

К концу этого этапа произошло усиление европейского и атлантического направления во внешней политике Испании, страна вступила в НАТО. Правительство СДЦ во главе с Л.Кальво Сотело (1981 - 1982 гг.) во внешней политике главное внимание стало уделять укреплению позиций Испании в Западной Европе, ослабив активность в Латинской Америке и в других регионах мира.

Второй этап начался в 1982 году. Приход к власти Испанской социалистической партии (октябрь 1982 года) явился важной вехой в истории постфранкистской Испании, ознаменовал сдвиг влево в политической жизни страны. Социалисты одержали победу на выборах, выступив с критикой пронатовской политики своих предшественников. Они выдвинули программу борьбы за разрядку и ядерное разоружение. Важное место в их программе занимали вопросы расширения сотрудничества с латиноамериканскими странами. Главное отличие латиноамериканского курса испанских социалистов от политики их предшественников состоит в том, что ИСРП и правительство Гонсалеса на международной арене выступили в пользу признания права латиноамериканских народов на освободительную борьбу, на свободу официально-политического выбора и своими политическими делами продемонстрировали намерение, хотя непоследовательно и половинчато, способствовать осуществлению этого права.

Активность Испании на латиноамериканском направлении нарастала более медленными темпами, особенно в 80-х годах, чем на западноевропейском и атлантическом направлениях. В результате значение во внешнеполитической деятельности Испании латиноамериканского направления и, естественно, его эффективность относительно уменьшаются.

Остаются не решёнными многие проблемы испано-латиноамериканских отношений. В частности, Испании не удалось добиться реальных уступок Западной Европы латиноамериканским странам как в области ликвидации финансовой задолженности, так и в области торгово-экономических отношений. Не всегда испанские инициативы получают однозначную положительную оценку в латиноамериканских странах, где усиление влияния Испании расценивается некоторыми кругами как проявление скрытой экспансии НАТО в развивающихся странах.

Испания напряженно ищет свое место в биполярной системе международных отношений. В начале 80-х гг. происходит широкое общественное обсуждение различных вариантов решения этого вопроса. Различные силы и группировки испанского общества предлагают разные позиции: вступление Испании в НАТО, сохранение нейтралитета, участие в деятельности Движения неприсоединения.

После отставки правительства А.Суареса к власти приходит кабинета Л.Кальво Сотело. Его курс - скорейшее вступление Испании в НАТО. В декабря 1981 г. происходит подписание договора о вступлении Испании в НАТО. Это изменение внешнеполитического курса привело к некоторому охлаждению испано-латиноамериканских взаимоотношений. Во внешней политики Мадрида начинает чувствоваться раздвоенность. Стремление быть участником НАТО зачастую идет в разрез с интересами стран латиноамериканского региона.

Особенно ярко эта раздвоенность проявляется во время англо-аргентинского конфликта 1982 г. Перед внешней дипломатией Испании встает проблема выбора между «североатлантической солидарностью» и «ибероамериканским единством».

Все больше и больше вливаясь в структуры НАТО, Испания оказывается вынужденной в значительной мере корректировать свою внешнюю политику в угоду интересам альянса. Однако, несмотря на ослабление военного и государственного участия Испании в делах Латинской Америки бурно развивается всевозможное экономическое сотрудничество. Государство оказывается поставленным перед необходимостью дипломатическими путями поддерживать финансовую и экономическую экспансию испанского капитала в латиноамериканском регионе. Это приводит к заключению ряд серьезных двухсторонних испано-латиноамериканских договоров, которые позволили иберийским предпринимателям оказаться в привилегированном положении по отношению к их конкурентам из Европы и стран Азии.

Наиболее наглядными и интересными для изучения в описываемый период выступают внешнеполитические контакты Испании с Чили, Аргентиной и Бразилией. Со всеми этими государствами Мадрид связывает тесное экономическое сотрудничество, которое является залогом политических контактов между правительствами стран. В большей или меньшей степени, но все государства Латинской Америки являются экономическими партнерами Испании как в сфере промышленного производства, так и в финансово-деловых новациях и экспериментах.


3. Взаимоотношения стран Латинской Америки и Испании в последней трети двадцатого столетий.

3.1. Испано-бразильские отношения.

Бразилия (Федеративная Республика Бразилия) выступает на мировом рынке в роли аграрно-сырьевой базы развитых капиталистических стран, поставляя им кофе (около 10% бразильского экспорта), хлопок, какао, сахар, древесину, железную и марганцевую руды, импортируя различные промышленные товары и минеральное топливо. Страна производит порядка 2% ВМП. В начале последнего десятилетия ХХ века бразильская экономика находилась на 10-м месте в мире. Экономическая активность Бразилии выше, чем в других развивающихся странах. Экспорт составляет 10% ее Валового Внутреннего Продукта, а промышленность - около 30%, что аналогично показателям некоторых развитых стран.

По многим социально-экономическим признакам Бразилия относится к развивающимся странам, но занимает среди них особое место. Обладая большим экономическим потенциалом и довольно высоким уровнем экономического развития, она входит в число новых индустриальных стран.

Богатые запасы гидроэнергии и полезных ископаемых, особенно железной (второе место в мире) и марганцевой руд, создают основу для развития тяжелой промышленности, а огромные лесные массивы открывают широкие перспективы перед отраслями, связанными с переработкой древесины.

Бразилия входит в группу наиболее развитых стран Латинской Америки. На ее территории сосредоточено 2/3 всех промышленных предприятий Латиноамериканского региона. На долю страны приходится свыше половины научно-технического потенциала Южной Америки.

В период после Второй мировой войны и в послевоенные годы в стране относительно быстро развивалась промышленность. В 1991 году экономически активное население страны достигало 64 млн. человек. В сельском хозяйстве занято - 23% и в промышленности - 18%. В торговле работает 12%, а в строительстве - 6%.

В отличие от большинства стран Южной Америки и Мексики, добывающая промышленность начала развиваться в Бразилии сравнительно недавно. Лишь в первые десятилетия после Второй мировой войны данной отрасли производства правительство и финансовые круги Бразилии стали уделять должное внимание.

В добыче полезных ископаемых, особенно нефти и железной руды, важную роль играет государство, но многие крупные предприятия, добывающие марганец и другие полезные ископаемые, контролирует международный капитал.

Определенную нишу в области разработки недр Бразилии занимает и Испания, которая является посредником при предоставлении крупных кредитов государству для развития транспорта и перерабатывающей промышленности.

Бразилия располагает самой крупной в Латинской Америке черной металлургией. В 40-е годы в Волте-Редонде (штат Рио-де-Жанейро) на деньги американского Eximbank было построено первое металлургическое предприятие. В 1980 г. в стране было выплавлено 6,8 млн. т стали. Около 50% продукции черной металлургии приходится на завод Волта-Редонда, принадлежащий государству. Более 76% общей стоимости обслуживания заводского комплекса покрыто внешними кредитами у Западной Германии и Франции при активном внешнеполитическом посредничестве Испании через структуры Европейского Экономического Содружества.

Бразильское государство вкладывает большие средства (международные кредиты и займы у Соединенных Штатов Америки) в строительство электростанций, стремясь укрепить энергетическую базу бразильской промышленности. Несмотря на то, что ряд крупнейших гидроэлектростанций принадлежит государству (гидрокомплекс Сети-Кедаш на р.Паран), ключевые позиции в производстве электроэнергии занимают иностранные компании.

Подытоживая вышесказанное, следует указать на то, что известный бразильский историк Лусиано Мартинш насчитывает в современной Бразилии три этапа.

Первый (начинающийся со второй половины XIX в.) характерен тем, что организация экономики и общества в целом базируется на развитии аграрно-экспортного сектора. Страна интегрируется в мировое капиталистическое хозяйство, но непосредственный контроль иностранного капитала незначителен, решающую роль играют местные производители («кофейные бароны» и т.п.).

На втором этапе (20-40-е годы прошлого столетия) развивается процесс индустриализации в его первой фазе (производство предметов потребления). Идет ускоренная урбанизация, центр экономической и общественной жизни перемещается в город. Падает значение аграрно-эксплуатирующей олигархии, быстро растут буржуазия, резко усиливается роль государства, распространяется популизм.

Третий этап (50-е годы и далее) отмечен второй фазой индустриализации (производство средств потребления), вторжением иностранного капитала, «интериоризирующегося» в стране, равно как и кризисом буржуазии, упадком популизма и общим «глубоким кризисом власти в 60-х годах».

После победы на выборах 1955 г. к власти в Бразилии приходит Жуселин Кубичек представитель центристских буржуазных кругов, человек компромисса, ловкий политический комбинатор, ставший самым популярным президентом. Решив стать инициатором бурного экономического подъема, он выбросил лозунг «Пятьдесят лет прогресса за пять лет». Дух экономического развития – «дезенволвимьентижму» - охватывает страну. Возникают грандиозные предприятия, компании, вся нация взбудоражена строительной лихорадкой. Начинается сооружение новой столицы (1956 г.) – города Бразилиа. Предприниматели, подрядчики, спекулянты несутся к богатству на волнах невиданного бума. Строительство огромных заводов в Сан-Паулу превращают округ в «бразильский Детройт».

Возникли новые отрасли индустрии – машиностроение, приборостроение, химическая промышленность. Невероятными темпами развивалась только что созданная автомобильная промышленность. Импорт потребительских товаров длительного пользования практически был прекращен.

Иностранный капитал, торопясь захватить свою долю, хлынул в Бразилию бурным потоком. Франкистская Испания стремиться урвать часть невиданной прибыли для себя. В период 1955-1970-х годов на долю испанских предпринимателей и инвесторов приходится примерно 17-23% финансовых вложений в бурно развивающуюся экономику Бразилии. Многие экономические инициативы испанского экономического проникновения в Латинскую Америку связанны с именем крупного политического деятеля -Г.Лопеса Браво.

Однако бурный подъем привел к ряду негативных последствий. Неудержимо росла инфляция, падала реальная зарплата трудящихся, ресурсы страны перенапрягались. Кубичек обратился к иностранному капиталу, предоставив ему ряд привилегий. За годы его президентства в Бразилию было ввезено около 450 млн. долларов. Иностранные монополии заняли господствующее положение в важнейших, наиболее перспективных отраслях бразильской экономики.

Кризис власти, вызванный «перегревом экономики», привел к ряду военных переворотов, в результате которых руководство страной захватила армия (1968 г.). Ориентируясь на мировых лидеров, военные создали так называемую «капиталистическо-технобюрократическую модель» (по определению бразильского социолога Перейры).

Главными динамическими элементами, «моторами развития» модели стали транснациональные корпорации (ТНК) со своими филиалами и клиентами и мощный госсектор. Крупнейшие ТНК, такие как «Фольксваген», «Дженерал Моторз», «Форд», «Тойота», «Симменс», «Крупп», «Фиат», «Вестингауз» и многие другие перевели в Бразилию значительную часть своего производственного потенциала; их прямые инвестиции в производство исчисляются миллиардами долларов. Военный режим целенаправленно создавал максимально благоприятный для иностранных инвесторов климат. Бурное экономическое развитие получает определение «бразильского чуда».

Оказавшись не в состоянии противостоять экономической конкуренции мировых экономических лидеров, Испания оказывается вынужденной довольствоваться ролью второстепенного инвестора. Попытки улучшить финансовое положение мадридской дипломатии путем получения кредитов у Европейского Экономического Содружества (ЕЭС) для последующего вложения их в стремительно развивающуюся экономику Бразилии сталкивается с активным противодействием Федеративной Республики Германии. Западногерманская дипломатия, стремясь максимально оградить собственных предпринимателей от конкуренции иберийцев, начиная с 1982 г. многократно срывает получение кредитов Испанией, для последующего кредитования Бразилии и Аргентины. Предоставленная сама себе Испания оказывается не в состоянии на равных конкурировать в финансовых вливаниях в экономику Бразилии, и постепенно вытесняется другими странами из этой области финансов. Теперь основная часть прямых капиталовложений (30% в конце 1991 г.) принадлежит американским ТНК, 14,7% - германским, около 10 - японским и 8% - швейцарским. Британский капитал, занимавший ранее видное место в бразильском хозяйстве, сократил свое влияние. Испанский капитал из Бразилии практически полностью вытеснен из страны.

Оказавшись отодвинутой на вторые роли, мадридская дипломатия стремиться сохранить свое влияние в регионе путем интеграции в межгосударственные органы Латинской Америки. Путем двухсторонних договоров о культурном и этнографическом сотрудничестве испанская дипломатия старается оградить собственную внешнюю политику в регионе от вмешательства не иберийских наций. Усиливается влияние Испании на страны Латинской Америки посредством католической церкви, которая получает от мадридского правительства крупные финансовые вливания на проведение происпанской агитации в Латиноамериканском регионе.

После прихода в ходе выборов Испанской Социалистической Рабочей Партии (ИСРП) к власти в 1982 году правительство социалистов сразу же приступило к поискам новых путей сближения с Латинской Америкой.

Особенно остро к моменту прихода к власти ИСРП стояла проблема задолженности Бразилии мировому экономическому сообществу. Страна начала пожинать плоды «хищнического и иррационального развития, при котором огромное большинство ресурсов используется для содействия накопления капитала в руках различных крупных монополий».

Поскольку Бразилия на 80% «работает» на импортной нефти, причем нефть составляет 45% всего энергобаланса страны, то мировой нефтяной кризис, начавшийся в 1973 г., наиболее сильно ударил по государству. Резкое повышение цен на нефть на мировом рынке плюс растущие расходы на импорт нефтепродуктов, стали и минеральных удобрений привели к тому, что уже в 1974 г. бразильский импорт вырос по стоимости на 108%.

Внешний долг страны, составлявший в 1964 г. 3 млрд. долларов, вырос к 1974 г. до 17 млрд., а к 1982 г. – до 80 млрд. долларов. В 1984 г. внешняя задолженность Бразилии достигла фантастической суммы – 100 млрд. долларов. Только на выплату процентов по кредитам в 1983 г. пришлось израсходовать 18 млрд. долларов. Страна все больше и больше скатывалась в экономическую пропасть.

Именно в этот момент помощь Испании оказалась для Бразилии как нельзя кстати. Являясь одновременно страной-кредитором и страной-должником, Испания старалась ориентировать своих партнёров в Латинской Америке, в том числе и Бразилию, на поиски компромиссного решения проблемы. Перекрестное кредитование и займы у мировых лидеров позволили бразильскому правительству на время уменьшить внутреннюю и внешнюю напряженность.

Однако изменение внешнеполитического курса Испании после 1982 г. и ориентация правящей элиты в Мадриде на Средиземноморские акценты развития и более тесную интеграцию в Европейское Содружество привели к значительному сокращению объёмов торговли между Испанией и странами региона. Бразилия как и остальные иберо-американские партнеры Испании в регионе начинают оказываться не у дел.

К середине 80-х годов наметилось снижение интенсивности политических контактов между ними.

Только после победы социалистов на парламентских выборах в 1986 году испанское правительство предприняло шаги для тог, чтобы переломить эту негативную тенденцию и взяло курс на реактивизацию отношений Испании со странами Латинской Америки.

Все теснее вливаясь в сотрудничество с Европейским Союзом, Испания во второй половине 80-х годов берет на себя роль посредника в развитии связей Европейского союза со странами Латинской Америки.

Последовательное сокращение доли США во внешней торговле Бразилии, относительное уменьшение доли американских инвестиций в общем, объеме иностранных капиталовложений с ростом капиталовложений стран Западной Европы и Японии, а также обострение противоречий с США по вопросам экономических взаимоотношений создали объективные предпосылки для более самостоятельной позиции Бразилии в отношениях с развивающимися странами.

Положительные тенденции прослеживаются в посреднической деятельности Испании между Европейским союзом с МЕРКОСУР (Общий рынок Южного конуса).

Несмотря на то, что экономическое влияние Испании на Бразилию за последние двадцать лет сведено на нет жесткой конкуренцией других капиталистических стран, мадридская дипломатия сохраняет определенные «рычаги давления» на Бразилию посредством этно-культурного и религиозного сходства. Посредством активного участия Испании в различных организациях и объединениях стран Латинской Америки Мадрид оказывается в состоянии корректировать курс государств латиноамериканского региона в благоприятное для себя и своих партнеров по Европейскому Содружеству русло.


3.2. Контакты Аргентины и Испании .

Аргентина (Аргентинская Республика) – второе по территории и населению государство Южной Америки. Она поставляет на мировой рынок мясные продукты, шерсть, кожи и зерно. Эти товары составляют около 75% аргентинского экспорта. Импортирует она главным образом промышленное оборудование, твердое и жидкое топливо. Основным внешнеторговым партнером Аргентины выступает Европейский Союз, который предъявляет спрос на зерно и мясные продукты.

По числу рабочих и стоимости продукции видное место в аргентинской промышленности занимает пищевая промышленность, особенно мясная. Крупнейшие мясокомбинаты принадлежат английским и североамериканским компаниям. Относительно развита текстильная промышленность. По производству хлопчатобумажных тканей Аргентина занимает второе место в Латинской Америке, уступая только Бразилии. Велико значение шерстяной промышленности, хорошо обеспеченной сырьем.

Тяжелая индустрия не покрывает потребностей страны. Важнейшие ее отрасли – производство электроэнергии, главным образом на тепловых электростанциях, добыча нефти, нефтепереработка, нефтехимия, металлургия, металлообработка и машиностроение. В этих отраслях довольно сильные позиции занимает государство.

Богатая традиция военных переворотов и хунт различного толка накладывает на развитие Аргентины своеобразный отпечаток. Армия имеет значительное участие в управлении государственным сектором экономики. При этом следует учитывать, что формирование армейских традиций и собственно вооруженных сил Аргентинской Республики происходило под влиянием германской милитаристической школы. Так на формирование доктрин аргентинской армии большое влияние оказали германские военные теоретики. Свою роль сыграла и подготовка аргентинского офицерского состава в Германии и Италии. В 1939 году, когда разразилась вторая мировая война, из 34 генералов 17 прошли службу в Германии, почти половина первых преподавателей Высшей военной школы были немцами.

Восприятие государства как геополитического гегемона в регионе свойственно для аргентинской правящей политической и военной элиты. С этим связано милитаристическое внешнеполитическое кредо большинства мероприятий руководства аргентинского государства. Профашистская политика аргентинского военного руководства и тесные контакты в 30-40-е годы с Италией и Германией привели к тесному сближению франкистской Испании и Аргентины. После поражения стран Оси во Второй мировой войне и Испания, и Аргентина поспешили продемонстрировать свою лояльность победителям. Итогом подобных действий становится заключение Аргентинский Республикой очень выгодных для США договоров. Аргентина попадает под диктат Соединенных Штатов Америки и во многом утрачивает свободу внешнеполитического маневра. На данном этапе контакты между «отверженными режимами» Аргентины и Испании сходят практически на нет. Обе стран опасаются афишировать свои политические взгляды и планы на будущее развитие.

Чередование демократических режимов и военных переворотов в период 1945-1973 годов приводит к значительному ослаблению позиций Аргентины в мире.

В конце 1950-60-х годов важным направлением внешней политики аргентинского правительства являлось укрепление экономических, политических и культурных связей со странами региона. Большой интерес представляет позиция Аргентины в решении такой сложной и противоречивой проблемы, какой является интеграция латиноамериканских стран, имеющая не только экономический, но и политический аспект.

Тенденция к интеграции, отражала стремление к достижению экономической самостоятельности, ускорению индустриализации, ликвидации неравноправного положения в международной торговле, расширению рынков для экспорта своих товаров.

Идеи экономической интеграции получили широкое распространение среди аргентинской буржуазии. Однако следует отметить наличие больших расхождений и противоречий среди ее раз различных группировок в отношении целей и методов осуществления интеграции. Средняя и мелкая буржуазия, выступая за сближение с другими странами Латинской Америки, пыталась добиться экономической независимости страны, создать единый блок латиноамериканских государств, противостоящий политической и экономической экспансии США. Группировки крупной буржуазии, связанные с иностранным капиталом рассчитывали на финансовую помощь североамериканских монополий и увеличение своих прибылей путем проникновения на рынок менее развитых стран континента.

Происходит активизация связей Аргентины со странами региона. Преследуя эти цели, Аргентина заключила двусторонние соглашения с Бразилией, Уругваем, Перу.

Одновременно с этим аргентина стремиться установить прочные взаимовыгодные отношения со странами Западной Европы. Проводником подобной политики и надежным партнером этих инициатив выступает Испания. Однако надежды на то, что Испания после вступления в ЕС станет связующим звеном между ЕС и Латинской Америкой, оказываются несостоятельными.

На переходном этапе между периодом импортзамещения и приходом к власти военных в Аргентине правил законно избранный президент. Одним из важнейших аспектов внешнеполитического курса правительства Ильиа была его латиноамериканская политика. Укрепляя экономические, политические и культурные связи с государствами Латинской Америки, особенно с соседними государствами, аргентинская дипломатия стремилась к повышению престижа своей страны в Западном полушарии. Местная буржуазия в поисках новых рынков сбыта товаров стремилась использовать ЛАСТ (Латиноамериканская Ассоциация Свободной Торговли), в создании которой она играла одну из первостепенных ролей.

Стремление находиться на лидирующих позициях в регионе постоянно подталкивало Буэнос-Айрес к конфликтам с соседями. Однако при участии испанской дипломатии и наличии здравого смысла со стороны правителей Аргентины, большинство спорных проблем удавалось решать за столом переговоров.

Несмотря на ряд экономических договоров с Бразилией, Аргентинская Республика постоянно имела «камень преткновения» в контактах с этой страной из-за устья Ла-Платы. Такой же спорной территорией выступают и Мальдивские (Фолклендские) острова, конфликт из-за которых привел к открытому вооруженному конфликты между Аргентиной и Великобританией.

Причинами конфликта явились территориальный спор между ведущей империалистической державой, членом военного блока НАТО Великобританией, с одной стороны, и развивающейся капиталистической страной, членом Организации Американских Государств Аргентиной - с другой и нежелание правительства тори отказаться от своей колониальной политики.

Немаловажную роль в обострении конфликтной ситуации сыграли США, которые первоначально пытались взять на себя роль посредника в разрешении спора и одновременно укрепить свое влияние в этом районе, а затем, открыто блокируясь с партнером по НАТО, способствовали развязыванию “малой войны”.

Позиция испанкой дипломатии в данном конфликте направлена на мирное урегулирование – Мадрид поддержал резолюцию ООН №502, которая призывала стороны прекратить вооруженное противостояние. Однако и Аргентина, и Великобритания «закусили удила». Имея тесные исторические связи с Аргентиной, Испания оказалась не в состоянии оказать какую-либо помощь государству, что в значительной мере ухудшило контакт между странами. Еще более способствовало охлаждению агрентино-испанской дружбы присоединение Мадрида к эмбарго оружия и военного сырья, введенного Великобританией и Соединенными Штатами Америки по отношению к Аргентине. Оказавшись на распутье, перед выбором позиции, Испания в ущерб национальному и религиозному единству, сделала ставку на партнерство в НАТО и не оказала Аргентине полноценной помощи, ограничившись дипломатическими нотами и призывами. Этого впоследствии аргентинцы простить так и не смогли Испании.

Не имея серьезного финансового влияния, мадридское правительство утратило в глазах Аргентины тот образ «Родины-Матери», который Испания создавала на протяжении всего двадцатого века. После Мальдивской катастрофы и падения военной хунты испанская дипломатия уже не имела должного влияния в Аргентине, уступив свое место «европейского патрона» Западной Германии, активно подрежавшей Аргентину в решении конфликта.

Последние годы мадридская дипломатия пытается вернуть пошатнувшийся престиж и влияние на Аргентину и ее ближайших соседей. Наиболее значимые приготовления для осуществления этого были сделаны при проведении празднования 500-летия открытия Америки. Однако несмотря на некоторое «потепление» в отношениях между странами, былого уровня доверия и контактов не наблюдается. Попытки культурного сотрудничества сталкиваются на ряд препятствий, наиболее значимыми из которых являются два. Первое – отсутствие у Испании достаточного количества свободных финансовых средств, которые необходимо вкладывать в кредитование аргентинской экономики. И второе – «синдром предательства», который ощущают аргентинцы по отношению к Испании.


3.3. Испано-чилийские взаимоотношения.

В системе международного разделения труда Чили – горнопромышленная страна, поставляющая на мировой рынок медь, железную руду, селитру, йод и импортирующая всевозможные промышленные изделия и некоторые продукты питания.

Главный экспортный товар - медь, долгое время вызывавшая пристальное внимание Соединенных Штатов. К 1960м годам американские фирмы вложили так много в чилийские медные рудники, что фактически владели большей их частью. Когда к власти в 1964 году пришел консервативный президент Эдуардо Фрей, он попытался национализировать медные рудники, но безуспешно - бизнес-сообщество оказало этому упорное сопротивление.

С 1964-го по 1970-й год в Чили продолжалась «революция свободы» под руководством президента Эдуардо Фрея. С 1970-го по 1974-й, президент Сальвадор Альенде вел страну по «чилийской дороге к социализму». С 1973 по 1989, генерал Аугусто Пиночет и его военный режим проводил «тихую революцию». Однако в то же самое время экономика страны вышла на одно из первых мест среди стран Южной Америки, что позволило Чили вступить в такие организации, как Азиатско-тихоокеанская организация экономического сотрудничества и Североамериканское соглашение по зоне свободной торговли. Чили является членом ООН и всех специализированных агентств этой организации, Организации американских государств. После 1990 года Чили возвратилось к демократии.

В отношениях между Испанией и Чили на протяжение всей второй половины двадцатого века существовала какая-то недосказанность, не определенность. Не имея достаточного объема финансовых средств для успешной конкуренции с США в экономике страны испанцы были вынуждены довольствоваться этнокультурным сотрудничеством. Любые, даже очень робкие, попытки Испании закрепиться в экономике Чили, ориентированной на добычу полезных ископаемых, тотчас же сталкивались с жестким, а порой и откровенно агрессивным отпором со стороны Соединенных Штатов Америки.

В правление генерала Пиночета, являвшегося ставленником ЦРУ и бывшего «оплотом» американского влияния в регионе, внешнеполитические контакты Чили и Испании были крайне не значительны. Либеральный Мадрид не мог пойти на соглашение с откровенным диктаторским режимом, проводившим геноцид собственного народа. Наоборот, испанские дипломата и правозащитники всячески обличали пиночетовский режим и указывали мировому сообществу на нарушение прав человека в Чили.

Еще большее неприятие в испано-чилийских отношениях наметилось после Фолклендского конфликта между Аргентиной и Великобританией, в котором активную помощь британцам оказал лично Пиночет и его чилийский режим.

После отставки Пиночета испанские дипломаты стали требовать суда на бывшим диктатором. Однако в течение десяти лет эти труды не приносили видимого результата. Все изменилось когда в октябре 1998 Пиночет был арестован в Лондоне по требованию испанских властей, обвинявших его в геноциде, терроризме и убийствах испанских граждан, граждан Чили и других стран.

К требованиям Испании присоединились Франция, Швейцария и Бельгия, которые настаивали на том, что генерал должен ответить за нарушения прав человека. В отношениях Чили с Великобританией и Испанией возникла ощутимая напряженность, поскольку дипломатическая неприкосновенность чилийского гражданина была, по мнению чилийской стороны, нарушена.

Однако после ряда переговоров правительство Испании заявило, что не будет требовать выдачи освобожденного британскими властями бывшего чилийского диктатора. «Испания намерена уважать решение Великобритании, и дать возможность генералу вернуться в Чили и не участвовать в судебном процессе», на котором настаивали правительства четырех европейских стран и правозащитные организации. Испанское правительство не скрывало своей оппозиции юридическим шагам против генерала. К тому же, оно обеспокоено тем, что такие шаги уже повредили отношениям Испании с Чили.


4. Итоги сотрудничества в различных областях Испании и стран латиноамериканского региона.

За первое десятилетие после падения франкистской диктатуры, в Испании произошли заметные сдвиги в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшей метрополией. Демонтаж франкизма, демократические перемены в Испании вызвали широкий отклик в латиноамериканских странах, открыли благоприятные возможности для сближения Испании с латиноамериканскими государствами. В целом с конца 70-х годов до начала 80-х годов отношения Испании с латиноамериканскими странами достигли значительного уровня и образовали автономное направление во внешнеполитической деятельности, как Испании, так и большой группой латиноамериканских стран.

Развитию отношений во многом способствовали их взаимные интересы. Активность испанского правительства была вызвана ускорением экономического развития Испании в 60-х - начале 70-х годов, которое служило стимулом к поискам новых рынков сбыта.

Важным побудительным стимулом интереса Испании к Латинской Америки являлась необходимость преодоления политической изоляции, в которой находился франкистский режим. Выбор латиноамериканского направления как главного в третьемирской стратегии Испании определялся также наличием определённой базы, в частности, культурно-историческими традициями, общностью религии и языка.

Это создавало возможности для складывания новых форм отношений между Испанией и латиноамериканскими странами, которые рассматривали их как важный канал для укрепления своего сотрудничества с западной Европой, видели в них один из возможных путей преодоления односторонней зависимости от США.

Значительно возросла роль Испании в разрешении проблем стран латиноамериканского континента и в процессах, связанных с урегулированием региональных конфликтов в этом районе земного шара. В последние годы в испанской политике в Латинской Америке появился новый аспект, связанный со вступлением страны в ЕС и усилением воздействия этого влиятельного «центра силы» на внутреннюю и внешнюю политику Испании.

Опираясь на внеблоковую позицию, используя лозунги единства испоноязычных наций, мадридское правительство стало проводить в Латинской Америке политику наведения «мостов доверия», значительно расширила политический диалог со странами региона. Испании удалось добиться успехов в сближении с региональными организациями в Латинской Америке. Правительство Испании выступило с инициативой создания Иберо-американского сообщества наций.

Успешно начатый процесс восстановления отношений Испании с латиноамериканскими странами в конце 70-х годов столкнулся с определёнными трудностями. На фоне экономических осложнений и обострившихся внутриполитических противоречий в стране, а также свёртывания процессов разрядки, определился отход правящих кругов Испании от внеблоковой линии во внешней политике, наметилось явное и более тесное сближение с западными союзниками и НАТО.

Поворот правящих кругов Испании к началу 80-х годов в сторону атлантизма, вступление Испании в 1982 году в НАТО и возникшая в связи с этим определённая подчинённость внешней политики Испании стратегии НАТО вызвали настороженность в латиноамериканских странах, внесли осложняющий элемент в отношения между испано-язычными странами.

В первой половине 80-х годов в отношениях с латиноамериканскими странами и другими государствами третьего мира в период конфликтных ситуаций в Латинской Америки и Карибском бассейне испанские правительства следовали самостоятельным курсом, отличным от политики США и других государств в этих странах. Серьёзные противоречия между Испанией и США выявились в вопросах урегулирования конфликтных ситуаций в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Мадрид осудил агрессивные действия администрации США против Никарагуа, всемерно поддерживал Контадорский процесс и Гватемальское соглашение, одобренное совещанием глав пяти Центральноамериканских государств в августе 1987 года. С этой позицией связаны посреднические усилия Испании в деле привлечения Западноевропейских стран к оказанию экономической помощи Центральноамериканским странам.

Латиноамериканский курс Испании в своём развитии прошёл два главных этапа. На первом этапе (июль 1976 - октябрь 1982 годов) правительства активно использовали внеблоковую политику для прорыва международной изоляции и расширения отношений со странами Латинской Америки. Новым содержанием наполнилось идеологическое обоснование латиноамериканского курса Испании. Был положен тезис об их объединении в рамках Иберо-американского сообщества наций, защите прав человека и мирном переходе к демократии. К концу этого этапа произошло усиление европейского и атлантического направления во внешней политике Испании, страна вступила в НАТО.

Второй этап начался в 1982 году. Выдвигается программа борьбы за разрядку и ядерное разоружение. Главное отличие нового этапа - выступление в пользу признания права латиноамериканских народов на освободительную борьбу, на свободу социально-политического.

Однако отношения между Испанией и Латинской Америкой не всегда были «гладкими» в рассматриваемый период. Это объясняется, прежде всего, тем, что замыслы и претензии испанского руководства нередко превосходили наличные ресурсы, которые Испания может выделить для осуществления своего латиноамериканского курса. В данном случае речь идёт как об экономических, так и о политических средствах.

Несмотря на существующие трудности Испания и латиноамериканские государства располагают немалыми резервами для расширения взаимовыгодного сотрудничества.


5. БИБЛИОГРАФИЯ .

1. Аникеева Н.Е. Испания в системе европейских государств в 80-90-е гг. // Проблемы безопасности в Европе. М., 1998.

2. Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. - М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001.

3. Забелина Т.Ю ., Бразильская «модель» военно-диктаторского режима. – Политическая система общества в Латинской Америке. М., 1982.

4. Красиков А . Испания и мировая политика. М., 1989.

5. Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран «третьего мира», М., «Наука», 1989.

6. Орлов А.А. Проблема отношений Испании с НАТО и другими военно-политическими институтами Запада. М., 1998.

7. Пожарская С.П. Тайная дипломатия Мадрида: Внешняя политика Испании в годы второй мировой войны. М., 1971.

8. Пряхин Д . Внешняя политика Испании. М., 1968.

9. Синельщикова И.Г. Испания – Латинская Америка: новые тенденции во внешнеэкономических связях. // Латинская Америка, 2001, №12.

10. Цуканов О ., К экономической политике президента Кубичека. – Новая и новейшая история. 1967, № 2.

11. . Под ред. Ледовских С.И. и Семевского Б.Н., М., «Просвещение», 1984.

12. . – Войны второй половины XX века. – Минск, Литература, 1998.


Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. - М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001, С.243.

Энциклопедия военного искусства . – Войны второй половины XXвека. – Минск, Литература, 1998, С.492-496.

Экономическая география зарубежных стран , С.314.

Япония была едва ли не единственной страной Востока, в чьем развитии период колониализма совпал не с состоянием общего, порой весьма острого внутреннего кризиса, а, наоборот, с моментом бурного внутриполитического подъема, связанного с преодолением кризисных тенденций в ходе так называемой реставрации Мэйдзи и последовавшей за тем серии важных конструктивных реформ. В те самые десятилетия, когда в одних странах Востока на передний план вышла клерикальная реакция, в других одряхлевшие династии не были в состоянии дать должный отпор колонизаторам, а в третьих политическая администрация, как и экономика, оказались под контролем иностранцев, японцы практически безо всякого заметного вмешательства извне, но с привлечением необходимых для быстрой модернизации страны заимствований наращивали темпы экономического роста, модернизировали принципы и методы промышленного производства, энергично и умело добивались необходимых для этого нововведений в политических институтах, правовых нормах, в сфере гражданских свобод, образования, культуры и т. д. Причем все это происходило без радикальной ломки устоявшихся традиций, без болезненного отказа от привычного образа жизни, но на основе гармонического усвоения и логической трансформации принципов и ценностей прошлого, благотворного синтеза своего и чужого, старого и нового. В этом отношении Япония оказалась уникальным феноменом Востока, и эту уникальность она продолжает демонстрировать в наши дни.
Уже на рубеже XIX–XX вв. сформировались основные черты и характерные особенности японского капитализма. Важно заметить, что с самого начала XX в. это был сильный и сплоченный, динамично эволюционирующий капитал, вполне способный конкурировать на международном рынке с крупнейшими капиталистическими странами. Японский капитал и созданная им промышленная база послужили прочной основой для всей политики Японии, особенно для ее внешней политики.
Итоги первой мировой войны были выгодны для Японии. Ее экономика развивалась, внешняя торговля завоевывала все новые рынки, особенно в Азии, куда сильно сократился поток товаров из Европы. Хотя в самой Японии вскоре после войны ощущались ее последствия («рисовые бунты», вызванные дороговизной риса, потрясли в 1918 г. страну), в целом страна была на подъеме. За 1914–1919 гг. валовой национальный продукт возрос впятеро, с 13 до 65 млрд. иен. Неудивительно, что все это уже с начала 20-х годов стало служить надежной экономической базой для поддержания агрессивной внешней политики.Хорошо известно, что Япония сыграла немалую роль в интервенции держав против молодой Советской России. Пыталась она, как упоминалось, сохранить свои территориальные приобретения и в Китае, не говоря уже о поставленной в колониальную зависимость от нее Корее. Но в целом 20-е и даже начало 30-х годов, были периодом сравнительно умеренной внешнеполитической экспансии Японии.В некотором смысле можно сказать, что это было время накапливания ею сил и выжидания благоприятной обстановки.В ноябре 1936 г. Япония подписала с Германией известный антикоминтерновский пакт, чем привязала себя к немецкому фашизму, а летом 1937 г. началась японо-китайская война, под знаком которой прошло почти целое десятилетие.С началом войны экономика Японии была переведена на военные рельсы. Был взят твердый и решительный курс на расширение военной экспансии и провокаций. «Молодые офицеры» были довольны: армия и генералитет в Японии не только вышли на передний план, но и стали как бы символизировать силу, мощь, процветание и беспощадность страны, с 1938 г. начавшей открыто претендовать на установление «нового порядка» в Восточной Азии.
ПОЛНОСТЬЮ:Трансформация и модернизация пореформенной Японии (1868-1945)



Похожие публикации