Закон «о миссионерской деятельности» подписан президентом РФ. Разъяснения и рекомендации в связи с принятием закона о «миссионерской деятельности

2. Закон вводит понятие миссионерской деятельности.

Важно отметить, что согласно закону, миссионерская деятельность применима исключительно к религиозным объединениям (церквям, религиозным организациям и группам). Личное право гражданина, гарантированное Конституцией РФ (статья 28), на распространение своих личных убеждений данный закон формально не ограничивает. Однако на практике достаточно сложно определить ту грань, которая разграничивает личное свидетельство гражданина и его деятельность от лица религиозного объединения.

Однозначно миссионерской деятельностью от лица религиозного объединения признается: проповедование с раздачей приглашений, литературы и других печатных, аудио- видеоматериалов, а также проповедование с группой верующих (если вас двое или больше).

Вывод : если вы лично кому-то говорите о своей вере, то это формально не запрещено законом. Но если вы приглашаете в конкретную церковь, раздаете печатные аудио- видеоматериалы (то есть действуете от имени какой-то церкви), то такая деятельность признается миссионерской и должна осуществляться в соответствии с требованиями закона.

3. Беспрепятственно осуществляется миссионерская и любая другая религиозная деятельность:

— в культовых зданиях
— в зданиях, сооружениях и помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности, либо арендуемых религиозной организации (при этом в договоре аренды должно быть обязательно указано, что здание (помещение) арендуется для осуществления уставной деятельности)
— на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям, либо арендуемых религиозными организациями.
— на кладбищах и в крематориях

Вывод : в собственных или арендованных здания и помещениях не возникает никаких проблем с проповедованием Евангелия, проведением Богослужений, миссионерской и др. религиозной деятельностью. При этом в договоре аренды обязательно нужно указать, что помещение арендуется для осуществления уставной деятельности религиозной организации.

4. Миссионерская деятельность полностью запрещена в жилых помещениях. Исключение составляет деятельность, предусмотренная частью 2 статьи 16 Федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях (речь идет о проведении религиозных обрядов). Это означает, что в жилых помещениях (квартирах, жилых домах) запрещено изучать с неверующими Библию, проводить собрания с неверующими. Сами верующие вправе использовать жилые помещения для проведения совместных Богослужений, молитв, религиозных обрядов (крещения, причащения и др.). Но при этом не должны присутствовать неверующие граждане. (Комм.: Безусловно данная норма нарушает права граждан, гарантированных Конституцией)

Вывод : в жилых помещениях могут собираться для молитвы, Богослужений и религиозных обрядов только верующие. При нахождении в жилом помещении неверующего, проведение религиозных мероприятий запрещено законом.

5. Проповедовать Евангелие, приглашать в церковь, изучать Библию (то есть осуществлять миссионерскую деятельность) вне культовых зданий и собственных или арендуемых помещениях могут без ограничений:

— руководитель церкви (религиозной организации или группы), член Совета церкви (коллегиального органа управления), священнослужитель (пастор, дьякон). При этом они должны иметь при себе удостоверение, выданное религиозной организацией, подтверждающее их статус.

— иные члены церкви при наличии документа, установленного образца (см. в)

Важное уточнение : миссионерская деятельность – это не только проповедование вне собственных зданий и помещений «на улице», а также деятельность через СМИ и Интернет. Это означает, что если вы от имени церкви размещаете в интернете видеоролик религиозного содержания, то в нем проповедовать может только пастор или другой член церкви, у которого есть разрешение. На ролик, в котором только ваше личное свидетельство, и который не связан с конкретной церковью, ограничения не накладываются.

Вывод : пасторы и официальные служители церкви не ограничены в своей миссионерской деятельности вне своих зданий и помещений, а другим членам церкви для проповеди «на улице и в Интернете» необходимо иметь от нее письменное разрешение.

6. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые религиозной организацией в рамках миссионерской деятельности должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации

Это означает, что вся литература и пр., что выпускает ваша церковь должно содержать полное наименование церкви. Также и та литература, которую вы распространяете должна содержать ваше полное наименование. Формально это означает, что даже Библия, которую подарит ваша церковь какому-то человеку, должна быть с указанием вашего полного наименования.

Вывод : строго следите за тем, чтобы выпускаемая или распространяемая вами религиозная литература содержала полное наименование вашей церкви (религиозной организации или группы). За нарушение предусмотрены штрафы.

7. Религиозная организация несет ответственность за действия своих представителей. Если лицо, которому церковь выдала разрешение, будет нарушать закон о миссионерской деятельности, то ответственность за это ляжет также на религиозную организацию. (Комм.: Безусловно в правовом плане крайне несправедливо возлагать на религиозную организацию такую ответственность, т.к. религиозная организация не имеет никаких рычагов контроля)

Вывод : религиозным организациям нужно быть крайне осторожными с выдачей разрешений на миссионерскую деятельность своим членам. Рекомендуем делать это как исключение. В случае нарушений, религиозная организация будет оштрафована на сумму до 1 миллиона рублей.

8. Религиозная организация при осуществлении своей деятельности обязана указывать свое полное наименование. Это старая норма. Но теперь за нарушение этого порядка предусмотрен большой штраф.

Вывод : в своих или арендуемых зданиях или помещениях должно быть указано полное наименование вашей церкви. Также при проведении выездных мероприятий (конференций, семинаров) должно быть указано полное наименование церкви. Формально при проведении обряда крещения, причащения на природе также должно быть указано полное наименование церкви.

9. Деятельность иностранных граждан. Иностранные граждане могут осуществлять профессиональную религиозную в том числе миссионерскую деятельность только в случае, если официально работают по трудовому или гражданско-правовому договору в религиозной организации. При этом они могут осуществлять миссионерскую деятельность только в том субъекте, где зарегистрирована церковь, а также при наличии письменного разрешения от религиозной организации.

Вывод : иностранные граждане могут проповедовать, учить других, проводить обряды только, если они официально приглашены религиозными организациями и с ними заключен трудовой договор. В иных случаях иностранные граждане могут только участвовать в религиозных мероприятиях, молиться, выступать с личным свидетельством. За нарушения предусмотрены штраф и выдворение.

10. Введен запрет на перевод жилого помещения в нежилое, если этот перевод осуществляется в целях использования помещения для религиозной деятельности.

Вывод : жилые помещения и строения невозможно перепрофилировать под церкви.

11. Штрафы:

За нарушение закона о миссионерской деятельности:
— на граждан от 5 до 50 тыс. рублей
— на церкви (религиозные организации) от 100 тыс. до 1 миллиона рублей
— на иностранных граждан от 30 до 50 тыс. рублей с административным выдворением из РФ или без такового.

За осуществление деятельности религиозной организации без указания полного наименования, распространение литературы и др. материалов без указания полного наименования — от 30 до 50 тыс. рублей

С. А. Каримова

Нижневартовский государственный педагогический институт

С давних времен миссионерство являлось одной из основных задач христианской церкви. В Российской империи миссионерская деятельность была исключительной прерогативой Русской православной церкви, все остальные религиозные организации не имели права привлекать неофитов.

В то же время, миссию среди нехристианского населения России нельзя рассматривать как чисто церковную инициативу. В значительной степени она направлялась государством, которое ставило перед церковью определенные задачи в рамках своей внутренней политики. Правительство желало ускоренной русификации (понятия “русский” и “православный” считались синонимами) и рассматривало церковную миссию именно с этой точки зрения.

Но, исходя из текущих политических интересов, Русское государство нередко препятствовало обращению в православие отдельных нехристианских народов, в т.ч. и мусульман.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди мусульман Российской империи не была предметом специального исследования в историографии.

Однако в работах дореволюционных, советских и современных авторов, посвященных истории конфессиональной политики, в той или иной степени затрагивались проблемы, связанные с миссионерской деятельностью церкви среди мусульманского населения.

Особенностью дореволюционной историографии было то, что большинство ее представителей являлись идеологами миссионерской деятельности и священнослужителями (миссионерами) . С одной стороны, это несомненно повышает источниковую ценность их работ, так как авторы использовали собственные наблюдения. С другой, объясняет недочеты их трудов: непосредственные участники событий не могли быть вполне объективными.

Вместе с тем, следует отметить, что дореволюционные исследователи в своем большинстве были далеки от идеализации миссионерской деятельности среди мусульман Российской империи. Значительное внимание в их работах было посвящено неудачам и ошибкам этой работы. В то же время, одной из характерных черт дореволюционной историографии, можно считать гипертрофированное ожидание будущих успехов миссии.

В особую группу следует выделить работы историков Русской церкви: А.П. Доброклонского, Н. Тальберга, А.В. Карташева, И.К. Смолича .

Труды этих авторов носят, как правило, компиляционный характер, т.к. представляют собой учебные пособия по истории Православной церкви. Миссионерская деятельность, в контексте данных исследований, освещена как одна их основных задач христианской церкви.

В советской историографии проблема миссионерской деятельности разрабатывалась крайне незначительно . Характерной чертой подобных исследований становилась резко негативная оценка миссионерства, а также искажение исторических реалий в угоду конъюктурным соображениям.

В историографии современного периода по рассматриваемой проблеме четко прослеживаются три основных направления.

Представители первого (Ф. Брайен-Беннингсен, С. Фаизов, Л.А. Ямаева) придерживаются того мнения, что миссионерская деятельность среди мусульманского населения оказала пагубное воздействие на развитие мусульманского сообщества.

Их оппоненты, которые в большинстве своем являются деятелями Русской православной церкви (С. Бородин, Л.Картавенко, П.Рязанов), полагают, что православная миссия несет миру, в том числе мусульманскому, спасение, соответственно дело ее “благое” и “богоугодное” .

Представители третьего направления (Р.Г. Ланда, А.В. Малашенко, Е. Воробьева), стараются дать объективную картину (основанную на широком круге источников) православной миссионерской деятельности среди мусульман Российской империи .

Несмотря на убежденность христианских миссионеров в том, что “в странах, где мусульмане находятся под христианским владычеством, деятельность миссионеров возможна, поскольку ислам не в состоянии оказывать миссионерам полного сопротивления” , возможности православной миссии среди мусульманского населения Российской империи оказались крайне незначительными в силу факторов внешних и внутренних.

К первым можно отнести несовершенство законодательства, которое не учитывало насущных проблем миссии и конкретных условий местности; недостаточность материальной поддержки со стороны государства и общественности; непопулярность в российском обществе идеи миссионерского служения.

Многообразие факторов внутренних позволяет представить их в виде нескольких групп:

отсутствие разработанной программы действий миссии;

нехватка служителей миссионерскому делу, которые бы отвечали требованиям православного благочестия;

специфика миссионерской работы среди мусульманским населением, а именно:

А) Негативное восприятие христианства как религии завоевателей, так как распространение православия среди мусульман России находилось в связи с покорением Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств;

Б) Сложность христианской догматики для мусульманина. По мнению одного из теоретиков миссионерской деятельности Н.П. Остроумова, “…мусульманину более всего затрудняет переход в христианство – христианская догматика. Еще сам Мухаммед внушал своим приверженцам, что христианское учение о троичности лиц божества есть многобожие, и никогда еще не удавалось убедить мусульманина в противоположном” .

В) Опасение агрессивной реакции со стороны многомиллионного мусульманского населения, которое, заставляло “считаться с … далеко не спокойным настроением магометан России, чтобы не создать в ближайшем будущем нового политического вопроса татарско-магометанского”.

Систематическая миссионерская работа Русской православной церкви среди мусульман Российской империи берет начало с середины XYI в. после завоевания Казанского ханства. В 1555 г. была основана Казанская архиепископия, ставшая центром обращения в православие не только мусульман Поволжья, но и всей России. Каких либо значительных отличий в миссионерской работе среди мусульман в этот период не наблюдалось. В отношении всего неправославного населения использовался стандартный набор методов: от прямого принуждения до материального вознаграждения.

Покровительственная по отношению к исламу политика, проводимая Екатериной II, оградила мусульман от административного и государственного принуждения в духовных делах. С ликвидацией в 1764 г. Казанской новокрещенной конторы вся миссионерская работа среди мусульман была лишена государственной поддержки. Вплоть до середины XIX в. миссионерская деятельность среди мусульманского населения оставалась скорее личным почином отдельных епископов и монастырей, а не целенаправленной деятельностью церковной и гражданской власти. Более того, в отдельных регионах, например, в казахских землях, священникам было запрещено крестить казахов без специального разрешения российской колониальной администрации . Кроме этого, невзирая на уголовную ответственность за отпадение от христианства, с 60-х гг. XYIII в. наметилась тенденция к возвращению новообращенных в прежнюю веру.

Таким образом, миссионерская деятельность среди мусульман Российской империи в период с последней трети XYIII в. и до середины XIX в. практически не велась.

Расцвет активности в “деле ко утверждению вере христианской” пришелся на вторую половину XIX в. “Полнейшее отречение новокрещенных от христианства”, о котором сообщалось в отчетах епархиальных архиереев с самого начала XIX в., вызывало опасения не только православной церкви, но и правительства империи и таким образом стало одним из факторов развития подвижнической деятельности.

Огромную важность для развития методологической базы миссионерской деятельности Русской православной церкви дало осознание необходимости специфических приемов и средств при работе с мусульманами.

Вплоть до первой трети XIX в. различий между исповеданиями миссионеры не проводили . Первые миссии для отдельных мусульманских народов появились в 30-е гг. XIX в. в Вятской, Пермской, Самарской и Оренбургской епархиях.

Однако в атмосфере либерализма, установившейся после 1861 г. непосредственная миссионерская деятельность среди мусульман была малоуспешна. В качестве альтернативы миссия развернула активную работу среди крещеных из мусульман, направленную на ограждение их от влияния ислама.

Во второй половине XIX в. появился ряд организаций и институтов, которые готовили миссионеров, способных вести антиисламскую дискуссию. Так, например, Казанская духовная академия в 1854 г. открыла “Миссионерский противомусульманский отдел”. В то же время важно отметить незначительность результатов деятельности академии. Они сводились к публикациям православной литературы и разработке рекомендаций миссионерам по методике религиозной полемике с мусульманами.

Организационное оформлении антимусульманской миссии завершилось основанием Православного миссионерского общества (1865 г.). В помощь миссионерскому обществу на местах учреждались епархиальные комитеты. За первые 25 лет деятельности общества комитеты появились в 43 епархиях .

Развитию антиисламской деятельности способствовало появление большого количества антиисламской миссионерской литературы, в том числе периодической (журналы “Миссионерское обозрение”, “Православный благовест”, “Православный собеседник” и др.)

С 1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важных съездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманского населения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910 г. На съезде высказывались требования отмены льгот и привилегий местной знати, порывающей с христианством и возвращающейся в ислам. Также рассматривался вопрос о прекращении доступа турецким и иранским агентам, осуществляющим религиозную пропаганду. В секции противомусульманской прессы обсуждались меры противодействия панисламистской и пантюркистской пропаганде как в русской печати, так и в печати на местных языках. Помимо этого съезд принял решение о необходимости привлечения в миссию женщин для работ среди мусульманок. Было признано целесообразным распространять православие через женские монастыри, где мусульманок можно было бы обучать помимо прочего и сельскому хозяйству. Кроме того, съезд требовал от правительства большего внимания мусульманскому вопросу и поощрения миссионерской деятельности среди мусульман .

В июле 2016 года Президент РФ подписал пакет изменений к законам, усиливающий ответственность за ряд преступлений террористической и экстремисткой направленности, наряду с которыми было введено и понятие «Миссионерской деятельности», данные изменения СМИ назвали «пакетом Яровой».

Федеральный закон № 125 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» был дополнен новой Главой III. 1 «Миссионерская деятельность», состоящей из двух статей 24.1. – «Содержание миссионерской деятельности», которая закрепила определение термина «миссионерская деятельность» и статья 24.2. – «Порядок ее осуществления».

Для нас важно понять и определить: что является миссионерской деятельностью, а что нет. Необходимо провести юридическое разграничение между миссионерской деятельностью и распространением своих убеждений. В самом определении миссионерской деятельности содержится ряд критериев, по которым её можно отделить.

Для законодательного признания деятельности миссионерской требуется совокупность нескольких признаков, указанных в законе.

  1. 1. Миссионерская деятельность – это деятельность непосредственно религиозного объединения и уполномоченных им лиц и организаций.
  2. 2. Миссионерская деятельность направлена на тех, кто еще не является последователем религиозного объединения.
  3. 3. Цель миссионерской деятельности – вовлечение людей в круг участников и последователей религиозного объединения.
  4. 4. Если вы просто говорите о своей вере без привязки к конкретному религиозному объединению – это не миссионерская деятельность.

Для признания деятельности миссионерской характерна совокупность указанных признаков. Личное свидетельство о своей вере либо учении не попадает под указанные признаки и не может быть признано миссионерской деятельностью.

Миссионерская деятельность в жилых помещениях запрещена, но не запрещены молитвы, богослужения, обряды и церемонии.

Деятельность миссионера не создает автоматически религиозную группу.

Распространение своей личной веры нельзя автоматически отнести к миссионерской деятельности!

Важно знать свои права и иметь смелость их отстаивать!

Кто может заниматься миссионерской деятельностью?

Миссионерской деятельностью могут заниматься только представители зарегистрированных религиозных организаций и групп или люди, с которыми они заключили официальный договор.

Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации. (Доверенность от лица правления или руководителя).

Не допускается миссионерская деятельность от имени религиозного объединения, цели которого противоречат закону, и деятельность которого приостановлена или прекращена по решению суда.

Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

– нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

– осуществление экстремистской деятельности;

– принуждение к разрушению семьи;

– посягательство на личность, права и свободы граждан;

– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

– воспрепятствование получению обязательного образования;

– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Важно запомнить, что современная редакция закона не рассматривает деятельность физических (частных лиц, граждан России) как миссионерскую, на такие случаи распространяется действие статьи 28 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

ЧТО ЕСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА?

Религиозной можно считать любую церковную (богослужебную) литературу мировых религий, содержащую молитвы (молитвословы, описания, жития святых), канонические тексты, соответствующие философии и нравственным доктринам данной религии (Библия, Коран, ТОРА и др.). Это также литература, которая черпает сюжеты и персонажей своих сочинений из канонических текстов. Это есть иллюстрация религиозно-канонических формул, которые содержатся в церковной литературе. Религиозная литература создает иллюзию полного правдоподобия воссоздаваемых событий.

Религиозная литература есть продукт творения религиозного объединения.

Статья 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Статья 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».

Статья 28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести1, свобода вероисповедания2, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Статья 29 Конституции РФ: «

  1. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

О СЕКТЕ

Се́кта (лат. secta – школа, учение) – понятие , которое используется для обозначения религиозной группы , отделившейся от основного религиозного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

Примеры сект: Баптисты, Свидетели Иеговы.

Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является их молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100–200 лет.

В то же время надо помнить, что такое разделение характерно, прежде всего, для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.

Слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством.

Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам.

Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:

  1. 1. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) – например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
  2. 2. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией – например, бахаисты.
  3. 3. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий и, как правило, несет в себе противопоставление по отношению к материнской религии.

МИССИОНЕРСТВО - рас-про-стра-не-ние ре-лигиозного ве-ро-уче-ния сре-ди лю-дей, его не ис-по-ве-дую-щих; в современной мис-сио-ло-гии (бо-го-сло-вии мис-сии) - осо-з-на-ние и реа-ли-за-ция ро-ли и за-дач ре-лигигиозных об-щин в жиз-ни го-су-дар-ст-ва и об-ще-ст-ва.

Тер-мин «миссионерство» (латинское vo-tum missio-nis) в зна-че-нии рас-про-стра-не-ния хри-сти-ан-ст-ва впер-вые вве-дён в XVI веке И. Лой-о-лой. Миссионерство при-су-ще в основном ми-ро-вым ре-ли-ги-ям (хри-сти-ан-ст-во, буд-дизм, ис-лам). Ор-га-ни-за-ция, стра-те-гия и бо-го-сло-вие миссионерства наи-бо-лее раз-ви-ты в хри-сти-ан-ст-ве.

Мис-сио-нер-ст-во в хри-сти-ан-ст-ве. Хри-сти-ан-ское по-ни-ма-ние мис-сии ос-но-ва-но на при-зы-ве Ии-су-са Хри-ста , об-ра-щён-ном к Его не-по-сред-ст-вен-ным уче-ни-кам - апо-сто-лам, а вслед за ни-ми и ко всем хри-стиа-нам: «Иди-те, нау-чи-те все на-ро-ды, кре-стя их во имя От-ца и Сы-на и Свя-то-го Ду-ха…» (Мф. 28:19; ср.: Мк. 16:15).

Миссионерство в не-раз-де-лён-ной Церк-ви. Ран-няя Цер-ковь не име-ла оформ-лен-но-го ин-сти-ту-та миссионерства, од-на-ко уже в Но-вом За-ве-те опи-са-ны пер-вые мис-сио-нер-ские слу-же-ния - апо-сто-лов и «бла-го-ве-ст-ни-ков». Осо-бое зна-че-ние име-ла про-по-ведь апостола Пав-ла, бо-лее все-го спо-соб-ст-во-вав-шая ста-нов-ле-нию хри-сти-ан-ст-ва как ре-ли-гии, об-ра-щён-ной ко всем на-ро-дам. Сим-во-лом уни-вер-саль-но-сти Церк-ви яви-лось со-бы-тие Пя-ти-де-сят-ни-цы, ко-гда Дух Свя-той, со-шед-ший на апо-сто-лов, да-ро-вал им спо-соб-ность го-во-рить «о ве-ли-ких де-лах Бо-жи-их» на язы-ках раз-ных на-ро-дов (Де-яние 2:1-11). Тру-да-ми апо-сто-лов и по-сле-дую-щих мис-сио-не-ров хри-сти-ан-ст-во уже в I веке рас-про-стра-ни-лось по все-му Сре-ди-зем-но-мо-рью, а к IV веку - на всей тер-ри-то-рии Римской им-пе-рии и в не-ко-то-рых стра-нах за её пре-де-ла-ми: в За-кав-ка-зье, северо-восточной Аф-ри-ке; круп-ные хри-сти-ан-ские об-щи-ны су-ще-ст-во-ва-ли в Ме-со-по-та-мии, Пер-сии, воз-мож-но, в Ин-дии. Важ-ную роль в про-по-ве-ди Еван-ге-лия иг-ра-ли куп-цы, а так-же хри-стиа-не, ока-зав-шие-ся на чу-жих тер-ри-то-ри-ях в ка-че-ст-ве плен-ных или из-гнан-ни-ков. Позд-нее, в пе-ри-од су-ще-ст-во-ва-ния хри-сти-ан-ст-ва как официальной ре-ли-гии Римской им-пе-рии, ви-зантийские им-пе-ра-то-ры ор-га-ни-зо-вы-ва-ли по-соль-ст-ва к аб-ха-зам, го-там, ну-бий-цам и другим на-ро-дам, имев-шие це-лью, по-ми-мо про-че-го, про-по-ведь хри-сти-ан-ст-ва. Ус-пех миссионерства был обу-слов-лен ав-то-ри-тетом и мо-гу-ще-ст-вом им-пе-рии. Рас-про-стра-не-ние хри-сти-ан-ст-ва при под-держ-ке го-су-дар-ст-ва про-дол-жа-лось до середины VII века, по-ка мощь Ви-зан-тии не бы-ла по-дор-ва-на во-енными по-ра-же-ния-ми от ара-бов и бул-гар, а так-же глу-бо-ким эко-но-мическим кри-зи-сом.

В Западной Ев-ро-пе в V веке святой Пат-рик и его пре-ем-ни-ки рас-про-стра-ни-ли хри-сти-ан-ст-во в Ир-лан-дии, за-тем на-стоя-щий про-рыв в де-ле об-ра-ще-ния вар-вар-ских на-ро-дов со-вер-ши-ли ирландские мис-сио-не-ры свя-тые Ко-лум-ба, Ай-дан, Ко-лум-бан и другие, по-ло-жив на-ча-ло тра-ди-ции ин-ди-ви-ду-аль-но-го миссионерства. В VI-VII веках уси-лия-ми ирландских и итальянских мис-сио-не-ров бы-ли об-ра-ще-ны в хри-сти-ан-ст-во анг-ло-сак-сон-ские пле-ме-на Бри-та-нии. С VIII века ирландские, анг-ло-сак-сон-ские и франк-ские про-по-вед-ни-ки (Вил-либ-рорд, Бо-ни-фа-ций, Анс-га-рий и др.) на-ча-ли рас-про-стра-не-ние Еван-ге-лия сре-ди сак-сов и других пле-мён Северной и Центральной Гер-ма-нии, а так-же Скан-ди-на-вии. За-вое-ва-тель-ная по-ли-ти-ка императора Кар-ла I Ве-ли-ко-го и его пре-ем-ников пре-ду-смат-ри-ва-ла жё-ст-кие ме-то-ды хри-стиа-ни-за-ции вар-ва-ров: ак-тив-ная про-по-ведь со-про-во-ж-да-лась во-енными ак-ция-ми. В X-XI веках хри-сти-ан-ст-во ут-вер-ди-лось сре-ди венг-ров и час-ти западно-славянских пле-мён.

В VIII веке в Ви-зан-тии поя-вил-ся тип мис-сио-не-ра-оди-ноч-ки, ка-ко-вым был святой Сте-фан Су-рож-ский, про-по-ве-до-вав-ший сре-ди за-вое-вав-ших Крым ха-зар, и др. То-гда же на-ча-лась хри-стиа-ни-за-ция сла-вян, рас-се-лив-ших-ся на Бал-ка-нах. Как и на За-па-де, дея-тель-ность отдельных ви-зантийских мис-сио-не-ров по-рой до-пол-ня-лась при-ну-ди-тель-ной хри-стиа-ни-за-ци-ей, например при об-ра-ще-нии Бол-га-рии. К чис-лу круп-ней-ших дос-ти-же-ний ви-зантийского миссионерства от-но-сит-ся дея-тель-ность в IX веке свя-тых Ки-рил-ла и Ме-фо-дия (ре-зуль-та-том ко-то-рой ста-ло по-яв-ле-ние славянской пись-мен-но-сти), а так-же Кре-ще-ние Ру-си в X веке.

Миссионерство в ка-то-ли-циз-ме. На За-па-де после за-вер-ше-ния хри-стиа-ни-за-ции Западной и Центральной Ев-ро-пы (об-ра-ще-ние в XII-XIV веках балт-ских пле-мён) прак-ти-ка «внеш-не-го» миссионерства на несколько сто-ле-тий поч-ти пре-кра-ти-лась. Отдельные по-пыт-ки рас-про-стра-не-ния хри-сти-ан-ст-ва сре-ди му-суль-ман (Фран-циск Ас-сиз-ский, Р. Лул-лий), на-ро-дов Центральной Азии (мис-сии И. де Пла-но Кар-пи-ни и В. Руб-рука), Ки-тая (Дж. Мон-те-кор-ви-но) не при-нес-ли боль-ших ре-зуль-та-тов. Но-вый подъ-ём миссионерства при-шёл-ся на эпо-ху Ве-ли-ких гео-гра-фических от-кры-тий. Ве-ду-щую роль в ка-то-лическом миссионерстве иг-ра-ли мо-на-хи - пред-ста-ви-те-ли ни-щен-ст-вую-щих ор-де-нов (фран-ци-скан-цы, до-ми-ни-кан-цы, ка-пу-ци-ны, кар-ме-ли-ты и др.) и ие-зуи-ты. Так, в Ин-до-ста-не поя-ви-лись мис-сии пор-тугальских фран-ци-скан-цев (1498 год), ие-зуи-тов (1542 год), кар-ме-ли-тов, итальянских ка-пу-ци-нов (1773 год). В Ки-тае в начале 1580-х годов бы-ла ор-га-ни-зо-ва-на по-сто-ян-ная мис-сия ие-зуи-тов под руководством М. Рич-чи. Мис-сия ие-зуи-тов (Ф. Кса-вье и его по-сле-до-ва-те-ли) дос-тиг-ла оп-ре-де-лён-ных ус-пе-хов в Япо-нии. Ка-то-лические мис-сио-не-ры энер-гич-но дей-ст-во-ва-ли на Ближ-нем Вос-то-ке, в Аф-ри-ке. В Аме-ри-ке пер-вая мис-сия бы-ла уч-ре-ж-де-на на Ан-тиль-ских островах во вре-мя вто-ро-го пу-те-ше-ст-вия Х. Ко-лум-ба (1493-1496 годы). В Мек-си-ке в 1529 году фран-ци-скан-цы за-яв-ля-ли, что ими об-ра-ще-но ко Хри-сту 200 тысяч ин-дей-цев. В Ка-на-де с середине XVII века ак-тив-но дей-ст-во-ва-ли ие-зуи-ты. В Па-ра-гвае в ре-зуль-та-те мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти воз-ник-ло го-су-дар-ст-во Ие-зуи-тов1610-1767 годов. Ко-ор-ди-ни-ро-вать уси-лия по рас-про-стра-не-нию ка-то-ли-циз-ма бы-ла при-зва-на римская Кон-гре-га-ция про-па-ган-ды ве-ры, уч-ре-ж-дён-ная в 1622 году па-пой Рим-ским Гри-го-ри-ем XV (с 1988 года Кон-гре-га-ция еван-ге-ли-за-ции на-ро-дов). В XVIII веке в свя-зи с ан-ти-кле-ри-каль-ной по-ли-ти-кой многих ев-ропейских го-су-дарств ка-то-лическая мис-сио-нер-ская ак-тив-ность сни-зи-лась. Её но-вый подъ-ём на-чал-ся в XIX веке с про-по-ве-ди ка-то-ли-циз-ма в Аф-ри-ке. Воз-ник ряд но-вых мис-сио-нер-ских об-ществ и мо-на-ше-ских ор-де-нов (Кон-гре-га-ция Святого Ду-ха, «Бе-лые от-цы» и др.). На-ря-ду с еван-ге-ли-за-ци-ей ка-то-лические мис-сио-не-ры боль-шое вни-ма-ние уде-ля-ли бла-го-тво-ри-тель-ной и об-ра-зо-ва-тель-ной дея-тель-но-сти. Прин-ци-пы современного ка-то-лического миссионерства сфор-му-ли-ро-ва-ны в дек-ре-те II Ва-ти-кан-ско-го со-бо-ра «Ad Gentes divi-ni-tus» (07.12.1965 года), под-черк-нув-шем не-об-хо-ди-мость по-ни-ма-ния свое-об-ра-зия различных на-ро-дов и куль-тур для ус-пе-ха мис-сио-нер-ст-ва.

Миссионерство в про-те-стан-тиз-ме. В различных про-тес-тант-ских церк-вах ор-га-ни-зо-ван-ное миссионерство по-лу-чи-ло ши-ро-кое раз-ви-тие с XVIII века, ко-гда бы-ли ос-но-ва-ны анг-ли-кан-ское Общество про-па-ган-ды Еван-ге-лия (1701 год), Мис-сия общества брать-ев об-щин-ной жиз-ни (Мо-рав-ских брать-ев) (1732 год), ме-то-ди-ст-ское (1786 год) и бап-ти-ст-ское (1792 год) мис-сио-нер-ские об-ще-ст-ва. В XIX веке ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние по-лу-чи-ли вне-де-но-ми-на-ци-он-ные мис-сио-нер-ские ор-га-ни-за-ции: Лон-дон-ское мис-сио-нер-ское об-во (1795 год), Ме-ла-не-зий-ская мис-сия (1846 год), Уни-вер-си-тет-ская мис-сия в Центральную Аф-ри-ку (1859 год) и др. Ак-тив-ное уча-стие в миссионерстве при-ни-ма-ли мно-го-численные биб-лей-ские об-ще-ст-ва. Про-тес-тант-ские мис-сио-не-ры до-би-лись зна-чительных ус-пе-хов в Аф-ри-ке, Северной Аме-ри-ке, Ав-ст-ра-лии и Океа-нии, в XX веке - в ря-де стран Латинской Аме-ри-ки и Азии.

Миссионерство в Рус-ской церк-ви. В X-XV веках бы-ло пред-став-ле-но отдельными под-виж-ни-ка-ми, по-сте-пен-но рас-про-стра-няв-ши-ми еван-гель-ское бла-го-вес-тие из центральных рай-онов Ру-си в За-вол-жье, на Русский Се-вер и в Пре-ду-ра-лье (преподобный Ав-ра-а-мий Рос-тов-ский, преподобномученик Кук-ша Пе-чер-ский, про-све-ти-тель вя-ти-чей, святитель Сте-фан Перм-ский, про-све-ти-тель зы-рян, и др.). Ус-пе-ху мис-сии слу-жи-ли ос-но-ван-ные ими мо-на-сты-ри. По-сле при-сое-ди-не-ния в XVI веке к Русскому государству Ка-занско-го, Ас-т-ра-хан-ско-го и Си-бир-ско-го ханств, Но-гай-ской ор-ды в его со-став ока-за-лись вклю-че-ны многие му-сульманские и языческие на-ро-ды. В свя-зи с этим воз-ник-ла не-об-хо-ди-мость ор-га-ни-за-ции мис-сио-нер-ских экс-пе-ди-ций и специальных струк-тур с про-све-ти-тель-ски-ми и об-ра-зо-ва-тель-ны-ми за-да-ча-ми. Боль-шое зна-че-ние для рас-про-стра-не-ния пра-во-сла-вия в По-вол-жье име-ла в середине XVI века дея-тель-ность епископа Ка-зан-ско-го святителя Гу-рия (Ру-го-ти-на); в 1731-1764 годах мис-сио-нер-ской дея-тель-но-стью сре-ди языческих и му-сульманских на-ро-дов Российской им-пе-рии цен-тра-ли-зо-ван-но за-ни-ма-лась Ко-мис-сия (с 1740 года Кон-то-ра) но-во-кре-щен-ских дел. Осо-бые ус-пе-хи бы-ли дос-тиг-ну-ты в де-ле об-ра-ще-ния в пра-во-сла-вие си-бир-ских на-ро-дов. Зна-чим опыт Аля-скин-ской (Кадь-як-ской) мис-сии (1794-1837 годы) в Рус-ской Аме-ри-ке, ко-то-рую осу-ще-ст-в-ля-ли ино-ки Ва-ла-ам-ско-го монастыря. Их мис-сио-нер-ский труд про-дол-жил, поч-ти еди-но-лич-но, «апо-стол русской Аме-ри-ки» ар-хи-еп. Ин-но-кен-тий (По-пов-Ве-ниа-ми-нов), впо-след-ст-вии митрополит Мо-с-ков-ский. Бы-ли от-кры-ты пра-во-слав-ные ду-хов-ные мис-сии для многих языческих на-ро-дов: Ал-тай-ская, Кир-гиз-ская, Ир-кут-ская, За-бай-каль-ская, Кам-чат-ская, Об-дор-ская, Сур-гут-ская, Ени-сей-ская, Якут-ская. Русские мис-сио-не-ры про-по-ве-до-ва-ли и вне Рос-сии. В 1713 году соз-да-на Российская ду-хов-ная мис-сия в Ки-тае, ко-то-рая пер-во-на-чаль-но име-ла так-же функ-ции ди-пло-ма-тического пред-ста-ви-тель-ст-ва Рос-сии в Ки-тае, а с 1863 года за-ни-ма-лась ис-клю-чи-тель-но мис-сио-нер-ской дея-тель-но-стью. В 1870 году бы-ла об-ра-зо-ва-на пра-во-слав-ная мис-сия в Япо-нии, ос-но-ва-те-лем ко-то-рой стал ие-ро-мо-нах (с 1880 года епи-скоп) Ни-ко-лай (Ка-сат-кин), и в 1895 году - Аме-ри-кан-ская мис-сия под управлением Ни-ко-лая (Зио-ро-ва), епископа Але-ут-ско-го и Аля-скин-ско-го. В свя-зи с при-сое-ди-не-ни-ем к пра-во-сла-вию час-ти ас-си-рий-цев-не-сто-ри-ан в 1898 году бы-ла соз-да-на Ур-мий-ская мис-сия (пре-кра-ти-ла су-ще-ст-во-ва-ние в 1946 году). В XIX - начале XX веков де-сят-ки на-ро-дов Российской им-пе-рии по-лу-чи-ли от мис-сио-не-ров пись-мен-ность, шко-лы, хра-мы, книж-ную куль-ту-ру на род-ном язы-ке. В этот же пе-ри-од раз-ви-ва-лось «внут-рен-нее» про-ти-во-сек-тант-ское миссионерство. Для ру-ко-во-дства мис-сио-нер-ской дея-тель-но-стью бы-ло соз-да-но Мис-сио-нер-ское общество для со-дей-ст-вия рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ст-ва ме-ж-ду языч-ни-ка-ми (1865 год, в 1870 году пе-ре-име-но-ва-но в Пра-во-слав-ное мис-сио-нер-ское общество). В 1897-1917 годах про-шло 5 об-ще-рос-сий-ских и зна-чительное чис-ло епар-хи-аль-ных мис-сио-нер-ских съез-дов. В начале XX века из-да-ва-лось бо-лее 30 мис-сио-нер-ских пе-рио-дических из-да-ний. В 1913 году при Си-но-де был соз-дан Мис-сио-нер-ский со-вет (дей-ст-во-вал до 1918 года и в 1945-1949 годах). По-сле 1917 года от-кры-тая мис-сио-нер-ская дея-тель-ность РПЦ бы-ла пре-се-че-на, ны-не её воз-ро-ж-де-ние про-хо-дит в ко-ор-ди-на-ции с Си-но-даль-ным мис-сио-нер-ским от-де-лом, соз-дан-ным в 1995 году.

Мис-сио-ло-гия. Хо-тя мис-сио-нер-ское рас-про-стра-не-ние хри-сти-ан-ст-ва при-об-ре-ло ор-га-ни-зо-ван-ные фор-мы уже в ран-нее Но-вое вре-мя, бо-го-сло-вие мис-сии сфор-ми-ро-ва-лось толь-ко в XX веке. Миссионерство ис-поль-зу-ет раз-ные фор-мы сви-де-тель-ст-ва о Хри-сте: ке-риг-му (про-по-ведь), ки-но-нию (об-ще-ние), мар-ти-рию (му-че-ни-че-ст-во как сви-де-тель-ст-во), диа-ко-нию (со-ци-аль-ное слу-же-ние) и ли-тур-гию . В современном миссионерстве ши-ро-ко ис-поль-зу-ет-ся тер-мин «ин-куль-ту-ра-ция», поя-вив-ший-ся в 1960-1970-е годы у ие-зуи-тов, а позд-нее при-ня-тый и в про-тес-тант-ской сре-де, обо-зна-чаю-щий диа-лог ме-ж-ду ве-рой и куль-ту-рой, творческое и ди-на-мическое взаи-мо-от-но-ше-ния ме-ж-ду хри-сти-ан-ским бла-го-вес-ти-ем и куль-ту-ра-ми на-ро-дов, в ко-то-рых оно про-воз-гла-ша-ет-ся.

В XIX веке поя-ви-лось по-ни-ма-ние не-об-хо-ди-мо-сти со-труд-ни-че-ст-ва в миссионерстве различных хри-сти-ан-ских кон-фес-сий, ко-то-рое ста-ло реа-ли-зо-вы-вать-ся в дея-тель-но-сти биб-лей-ских об-ществ, в мо-ло-дёж-ных дви-же-ни-ях и др. Воз-ник-шее в начале XX века по-ня-тие эку-ме-низм трак-то-ва-лось как со-труд-ни-че-ст-во в де-ле все-мир-ной хри-сти-ан-ской мис-сии и во-шло в ши-ро-кое упот-реб-ле-ние по-сле Все-мир-ной мис-сио-нер-ской кон-фе-рен-ции в Эдин-бур-ге (1910 год). В 1921 году соз-дан Ме-ж-ду-народный мис-сио-нер-ский со-вет, ко-то-рый в 1961 году во-шёл в со-став Все-мир-но-го со-ве-та церк-вей. Современная стра-те-гия мис-сии пред-по-ла-га-ет от-каз от про-зе-ли-тиз-ма.

Мис-сио-нер-ст-во в дру-гих ре-ли-ги-ях. В буд-диз-ме с III века до н. э. про-по-ведь уче-ния не-ред-ко осу-щест-вля-лась стран-ст-вую-щи-ми мо-на-ха-ми. Раз-ви-тым миссионерством ха-рак-те-ри-зу-ет-ся ис-лам, в ко-то-ром миссионерство по-ни-ма-ет-ся как ис-лам-ский при-зыв (да-ва), на-ча-тый про-ро-ком Му-хам-ме-дом и имею-щий це-лью рас-про-стра-не-ние ис-ла-ма и зна-ний о нём сре-ди ино-вер-цев и му-суль-ман. Му-сульманское миссионерство ве-дёт-ся в ме-че-тях, мед-ре-се, в Но-вей-шее вре-мя - так-же че-рез прес-су, Ин-тер-нет и ме-ж-ду-народные ор-га-ни-за-ции (Организация ис-лам-ско-го со-труд-ни-че-ст-ва, Ли-га ис-лам-ско-го ми-ра, Ис-лам-ский со-вет Ев-ро-пы) при под-держ-ке му-сульманских фон-дов. На-ря-ду с ре-гио-на-ми тра-диционного рас-про-стра-не-ния ис-ла-ма му-сульманское миссионерство при-сут-ст-ву-ет в США и Западной Ев-ро-пе. Миссионерство свой-ст-вен-но и ря-ду от-ко-лов-ших-ся от ис-ла-ма дви-же-ний, пре-ж-де все-го ис-маи-ли-там, соз-дав-шим для про-па-ган-ды сво-его ве-ро-уче-ния цен-тра-ли-зованную сеть про-по-вед-ни-ков (даи). Ак-тив-ной про-по-ве-дью сво-их уче-ний за-ни-ма-ют-ся пред-ста-ви-те-ли но-вых ре-ли-ги-оз-ных дви-же-ний.

Большой резонанс в обществе вызвали поправки, внесенные в . РФ в настоящее время выходит на новый уровень международных отношений, в которых особую актуальность приобрела борьба с терроризмом. В соответствии со складывающимися условиями были внесены изменения в ряд нормативных актов. В частности, были установлены дополнительные меры обеспечения безопасности в обществе. Действие новых норм началось с 20 июля текущего года. Рассмотрим далее, что говорит Закон о миссионерской деятельности (2016 г.).

Определение

Миссионерская деятельность - это проповедование, сопровождающееся раздачей литературы, приглашений и прочих печатных, а также видео- и аудиоматериалов, в том числе с группой верующих. Проще говоря, если лицо сообщает кому-то о своих религиозных убеждениях, то это формально допускается нормами. Если же гражданин приглашает в конкретную церковь, раздает разъяснительные материалы от ее имени, то его действия расцениваются как означает, что она должна осуществляться строго в соответствии с установленными правилами.

Важный момент

Следует отметить сферу, в рамках которой допускается миссионерская деятельность. Это область общественной жизни, в которой участвуют исключительно религиозные объединения. Ими являются, в частности, церкви, разнообразные группы верующих. При этом индивидуальное право любого гражданина, предусмотренное ст. 28 конституции, на свободу выражения собственных убеждений Закон о миссионерской деятельности не ограничивает. Между тем на практике в ряде случаев весьма проблематично установить грань между реализацией этой возможности и действиями от имени религиозного общества.

Объекты

ФЗ № 374, которым внесены дополнения в ФЗ № 35 "О противодействии терроризму", определены места, где разрешена миссионерская деятельность. Это :


Таким образом, если в арендном договоре будет указано, что объединение ведет деятельность в соответствии с уставом, проблем с законом не возникнет. Однако в любом случае проводимые мероприятия в помещении, здании, сооружении не должны нарушать интересы и права иных лиц.

Ограничения

Рассмотрим, что говорит . В нормах установлено, что проведение мероприятий религиозными объединениями не допускается в жилых помещениях. Однако из данного правила есть исключение. Запрет миссионерской деятельности не действует на случаи, предусмотренные 16 статьей (ч. 2) ФЗ, регламентирующего и работу религиозных объединений. В частности, имеются в виду определенные обряды (отпевание, например). В целом, если говорить , то стоит отметить, что нормы не допускают изучения религиозной литературы, проведения собраний с неверующими в жилых помещениях. Эти граждане не должны присутствовать при проведении обрядов, богослужений, чтении молитв. В жилых помещениях эти мероприятия могут осуществляться исключительно верующими. Однако, по мнению ряда экспертов, данная норма противоречит конституционным положениям, устанавливающим права граждан.

Субъекты

Закон определяет круг лиц, которые вправе без каких-либо ограничений осуществлять миссионерскую деятельность, в том числе изучать религиозную литературу, приглашать в церкви и пр., вне культовых зданий, арендуемых либо находящихся в собственности сооружений. К таким субъектам относят:

  1. Руководителей церкви, религиозного объединения или группы.
  2. Священнослужителей (дьяконов, пастырей).
  3. Члена церковного Совета.
  4. Прочих церковных работников.

При этом указанные граждане обязаны при себе иметь удостоверение установленного образца, выданное религиозным объединением (организацией), которым подтверждается их статус.

Дополнительно

Следует сказать, что миссионерская деятельность - это проповедование "на улице", то есть вне сооружений и зданий, в том числе посредством сети Интернет и СМИ. Соответственно, если размещается видеоролик с религиозным содержанием, то выступать в нем вправе исключительно пастор либо другой церковнослужитель, имеющий соответствующий разрешающий документ. Ограничения не распространяются на материалы, в которых гражданин выражает собственные убеждения и не связан с определенной церковью.

Специфика распространяемых материалов

Печатные, аудио-, видеоиздания, литература, которые выпускаются религиозным объединением и предоставляются другим людям, должны иметь обязательную маркировку. В ней указывается официальное полное название организации. Формально это правило означает, что даже общеизвестная Библия должна иметь соответствующую маркировку с наименование церкви, которая ее распространяет. В законодательстве предусматриваются за несоблюдение этого предписания.

Ответственность

Религиозное объединение отвечает за действия всех своих представителей. В случае, когда гражданин, получивший от организации разрешение, нарушает установленные нормативные предписания, ответственность за это возлагается на нее. Некоторые исследователи считают, что данное положение крайне несправедливо по отношению к религиозному объединению. Обуславливается это тем, что организация не обладает какими-либо значительными рычагами контроля деятельности своих представителей. Установленная ответственность, однако, указывает на необходимость проявлять осторожность при выдаче разрешений тем или иным лицам. Эксперты рекомендуют предоставлять документы гражданам в качестве исключения. Если в ходе деятельности представителей религиозного объединения будут выявлены нарушения, то оно может быть оштрафовано на сумму до 1 млн рублей.

Наименование

Законодательство предписывает указывать полное название при осуществлении ею своей деятельности. Это правило действует достаточно давно, однако в настоящее время за его неисполнение предусматриваются достаточно большие штрафы. Религиозное объединение должно указывать свое название на сооружении/здании, где оно проповедует, а также в местах, где проводятся выездные мероприятия (семинары, конференции и пр.).

Деятельность иностранцев

Граждане, являющиеся подданными иных государств, вправе проводить профессиональные религиозные мероприятия, если официально трудоустроены в соответствующей организации. Они должны, таким образом, заключить трудовой либо гражданско-правовой договор. Иностранцы при этом могут осуществлять деятельность миссионерского характера только в пределах региона, в котором зарегистрировано религиозное объединение, и при наличии соответствующего разрешения, выданного организацией. Таким образом, граждане зарубежных государств могут проповедовать, проводить обряды, учить других, изучать с ними литературу, если официально приглашены в Россию, и с ними заключен договор. В случае нарушения предписаний виновным субъектам грозит штраф и выдворение за пределы страны.

Санкции

Виновные в нарушении Закона о миссионерской деятельности привлекаются к ответственности. Нормами установлены следующие штрафные санкции:

  1. Для граждан - 5-50 тыс. р.
  2. Для религиозных организаций, церквей - 100 тыс. р. - 1 млн р.
  3. Для иностранцев - 30-50 тыс. р. Дополнительно может быть применена такая мера, как

В случае если ведет свою деятельность, распространяет литературу и прочие материалы без указания полного названия, ей грозит штраф в развере 30-50 тыс. р.



Похожие публикации