В какое время жил сергей александрович рачинский. «Тут не болтовня, а дело и истинное чувство

Выдающийся русский педагог, писатель, ученый, общественный деятель, основатель образцовой народной школы в с. Татево Бельского уезда Смоленской губернии.

Отец - Александр Антонович Рачинский (1799 —1866), капитан Муромского пехотного полка, свойственник декабриста В.К. Кюхельбекера. Мать - Варвара Абрамовна Баратынская (1810 - 1891), сестра знаменитого поэта.

В возрасте 15 лет поступил на медицинский факультет Московского университета, затем перевелся на естественный факультет. Окончил учебу в 1853 году. После окончания университета недолго служил в Архиве иностранных дел, затем уехал в Европу, продолжив учебу в известных университетах Германии. Вернувшись из-за границы, защитил диссертацию по теме «О движении высших растений», получил звание магистра и стал руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники. В 1861 году С. А. Рачинский и Я. А. Борзенков перевели и издали книгу «Физиология обыденной жизни» Г. Г. Льюиса. В 1864 году в переводе С. А. Рачинского впервые появилось на русском языке "Происхождени видов" Чарльза Дарвина.

В университете Рачинский вел обширную и бескорыстную общественную деятельность, чем снискал себе любовь и уважение преподавателей и студентов. Был членом попечительского комитета о бедных студентах, избирался судьей университетского суда, оказывал материальную помощь бедным и особо одаренным студентам. Вместе с братом Константином учредил стипендии для поездок за границу талантливых студентов. На их средства в 1862 году был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839—1896).

В 1867 году вышел в отставку из-за конфликта коллектива прогрессивных профессоров с администрацией, жил в Москве. В его доме собирались известные ученые, литераторы, художники. Здесь Рачинский познакомился с Л. Н. Толстым, П. И. Чайковским, сдружился с братьями Аксаковыми, семьей В. Ф. Одоевского, историком В. И. Герье.

В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Зайдя однажды в Татевскую крестьянскую школу, застал там урок математики, найдя его очень скучным и непрофессиональным. Вскоре С. А. Рачинский сам стал преподавать математику в сельской школе, помогая своей сестре Варваре Александровне, также педагогу-энтузиасту. Вскоре стал устроителем, директором и учителем первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей, построив для нее в 1876 году новое здание.

В первый период своего учительства Рачинский был последователем немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (1815-1885) и Л. Толстого, с которыми вел переписку. Позже, в 1880-е годы он стал одним из главных в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей конкурировать с появившейся земской школой.

Рачинский публиковал в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» свои «Заметки о сельских школах», внесшие заметный вклад в развитие теории и практики национальной педагогики.

Наблюдая долгое время за учениками своей школы и их семьями, Рачинский сделал вывод, что приоритетное обучение детей в духе русской традиционной православной культуры может сделать их способными и к восприятию лучших европейских образцов классической литературы, искусства, музыки.

Будучи человеком чрезвычайно разносторонним, С. А. Рачинский занимался литературным творчеством. Вместе сестрой Варварой Александровной издавал «Татевский сборник» - альманах с произведениями Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского из семейного архива. Писал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощенными. Сам написал для своей школы учебник по математике и другие методические пособия.

В школьной художественной мастерской Рачинский занимался с детьми живописью, черчением и рисованием. Здесь также давал уроки детям его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонов.

Во время посещений Татева со школьным хором занимался С.В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища.

В 1891 году Академия наук избрала С.А.Рачинского своим Член-корреспондентом.

Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под руководством Рачинского. В числе их были и известные педагоги-ученые Н.М. Горбов, В.А. Лебедев, учителя А.Д. Воскресенский, А.Голицын.

Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 года, в день своего рождения, на руках А.А. Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. Впоследствии А.А. Серяков стал руководителем Татевской народной школы. Похоронен С. А. Рачинский в Татево.

Сочинения:

«Заметки о сельских школах» (1881)

«Народное искусство и сельская школа» (1882)

«Из записок сельского учителя» (1888)

«Сельская школа» (1891)

Пособия по математике:

«1001 задача для умственного счета»,

«Арифметичекие забавы»

«Геометрические забавы»

Детские годы. Учеба и работа в Московском университете

Сергей Александрович Рачинский был родом из богатой помещичьей семьи Смоленской губернии. Родился он в 1833 году в родовом поместье, селе Татеве Бельского уезда. По матери был родным племянником поэта Баратынского. Детство его прошло в старой дворянской усадьбе. Когда Рачинскому исполнилось одиннадцать лет, семья переехала в Дерпт, а четыре года спустя - в Москву, где Сергей Александрович поступил в университет.

От матери он унаследовал набожность, и церковные впечатления оставили след в его чуткой душе. В первую свою прогулку по Москве в Троицын день он зашел в церковь Успения на Покровке. Высокий, прекрасный, ярко освещенный солнцем и украшенный березками и цветами храм остался в его памяти как первое светлое и счастливое воспоминание о Москве.

В течение года Рачинский готовился к экзамену и в шестнадцать лет поступил на медицинский факультет. На следующий год, испытывая влечение к естественным наукам, перешел вольнослушателем на естественный факультет. После сдачи магистерского экзамена он поступил в архив Министерства иностранных дел в качестве личного секретаря к А.Н. Муравьеву, автору «Писем о богослужении». Можно предположить, что близость к человеку, живущему церковной жизнью, оставила след в жизни Сергея Александровича.

В 1856 году, избрав своим предметом ботанику, он уезжает за границу готовиться к кафедре. Вернувшись, защитил магистерскую диссертацию, и его пригласили занять кафедру ботаники в Московском университете.

По своему уму и свойствам характера Рачинский занял видное место в московском образованном обществе. Особенно он сблизился со славянофилами, с которыми имел значительную общность интересов.

В 1866 году защитил докторскую диссертацию. В 1868 подал в отставку и до 1872 года вел светскую жизнь в Москве. Переехав в родовое имение в Татево, он почувствовал неудовлетворенность своей жизнью. Это был непростой период его жизни. Однажды он зашел в сельскую школу и попал на урок арифметики, который показался ему необычайно скучным. Сергей Александрович попробовал сам дать урок, стараясь сделать его интересным и живым. Неожиданно его жизнь обрела смысл и начала доставлять ему большую радость. Он стал сельским учителем. В 1875 году С.А. Рачинский построил прекрасное школьное здание, где с этого времени поселился и он сам.

Школа С.А. Рачинского в Татеве

Внешнее описание школы С.А. Рачинского и уклад жизни в ней описал Е. Поселянин в своей книге «Идеалы христианской жизни». Воспользуемся этим описанием 1 .

Школа, устроенная Рачинским, представляла собой большое деревянное одноэтажное здание с широкой террасой спереди. Небольшая двухэтажная пристройка заключала внизу две комнаты самого Рачинского, а верх отдали ученикам, занимавшимся иконописанием и живописью. Перед зданием трудами учителя и учеников был разбит большой красивый цветник. Стены террасы и столбы, поддерживающие навес, были украшены вьющимися растениями. Цветы наполняли террасу. В здании размещались столовая, кухня, общежитие, классная комната.

Просторная, светлая, с большими окнами классная комната была украшена множеством картин и рисунков из Божественной и русской истории, рисунками его учеников (среди них был известный в будущем художник Богданов-Бельский). Тут же висел большой снимок с изображения Богоматери работы Васнецова, находящегося в Киевском Владимирском соборе («Богоматерь, несущая миру спасение»). Эту репродукцию подарил школе сам художник.

На стенах висели таблицы с красивыми заставками и орнаментами, написанные крупным славянским уставом рукою самого Рачинского и заключавшие тропари двунадесятых праздников, догматики и другие молитвы и церковные песнопения. В переднем углу перед иконами теплилась лампада, и все иконы были увешаны чистыми расшитыми полотенцами. Одна из стен, почти совершенно стеклянная, размещала в себе комнатные растения и цветы. Прямо из класса была дверь в комнату Сергея Александровича. С балкона открывался красивый вид на окрестности Татева. Через дорогу были устроены сад и огород, в которых ученики сами сажали и выращивали себе разные овощи и ягоды.

Школа блистала чрезвычайной опрятностью и порядком, и все это поддерживалось учениками под наблюдением Рачинского. Дети сами мыли полы, выметали сор и пыль, рубили дрова, топили печи, таскали воду, ходили за провизией; только для приготовления обеда была старушка, являвшаяся единственной прислугой в школе и в школьном общежитии, в котором иногда набиралось до пятидесяти человек.

Родовитый барин Рачинский не только поддерживал в школе порядок наравне с учениками, но и принял на себя самую черную обязанность: он очищал с площади перед школьным зданием навоз, которого особенно много бывало после праздников и базарных дней, когда в церковь и село приезжало множество крестьянских подвод. Весь этот сор и навоз шел обыкновенно в школьные цветники и огороды.

С.А. Рачинский настолько отдал себя детям, что один из посетителей школы даже заметил: «Он был не только учителем своих учеников, мне кажется, мало будет назвать его отцом. Школа была его дом, школьники - его семья, для которой он работал, не покладая рук».

Татевские школьники никогда не оставались без надзора, с ними были или сам Сергей Александрович, или его помощник. Дверь в комнату директора никогда не запиралась, ни днем, ни ночью. Он был для учеников и учителем, и слугой, и воспитателем, и надзирателем. При такой отеческой нежности к ученикам он в то же время был с ними тверд, не потворствовал их слабостям и проступкам. Сердечное отношение к школьникам делало в большинстве случаев невозможными сами проступки. В случаях проявления дурного характера Рачинский стремился затронуть в детях чувство справедливости. Мелкие же проступки он старался не замечать.

С раннего утра до поздней ночи проводил Рачинский в своем ежедневном подвиге. В шесть часов дети, жившие в общежитии, вставали и шли на молитву. Здесь их уже ожидал Сергей Александрович. Он произносил начальный и заключительный молитвенный возглас, как это положено мирянам. Дежурный ученик читал положенные молитвы, они заканчивались общим пением. Затем следовал завтрак - хлеб с молоком, а в постные дни - с квасом. От завтрака до девяти часов производились хозяйственные работы: кто носил дрова в комнаты, кто воду, кто поливал цветы, кто убирал школу, кто отправлялся на помещичий двор за съестными припасами. Сергей Александрович в это время ходил здороваться со своей престарелой мамой.

С девяти начинались занятия до полудня, и сам Рачинский преподавал в старшей группе. В полдень был обед. Столовая служила для ребят и спальней - по стенам были устроены полати с отделениями для каждого мальчика. В этой комнате стояли два длинных стола с лавками по бокам. Во главе одного стола садился Сергей Александрович, а за другим - его помощник. Обед состоял из двух блюд - большей частью из щей или супа с мясом и каши. Посты строго соблюдались. По праздникам давали еще пироги и чай. Перед обедом и после него пели молитвы. Овощи к столу шли из школьного огорода.

Затем до двух часов было свободное время, зимой отгребали снег около школы, летом работали в огороде. Если Сергей Александрович по своей слабости не мог принять участие в работах, то он в это время переписывал ноты для школьного хора и рисовал для Татева или соседней школы молитвы, тропари и кондаки двунадесятых праздников с разноцветными заставками и орнаментами.

С двух часов до четырех шли уроки, в четыре ребята полдничали, затем отдыхали, играли на дворе или прогуливались, а с шести до девяти продолжались занятия. Решали арифметические задачи на устный счет, читали и заучивали лучшие и доступные крестьянскому пониманию произведения русской словесности. Бывали в это время и спевки.

Арифметические задачи, решаемые в уме, ученики особенно любили. Было заведено так, что сам Рачинский сидел или стоял в сторонке, а тот, кто решит написанную на большой черной доске задачу, подбегает к нему и шепчет на ухо ответ. Если решение верно, мальчик становится по правую руку учителя, если неверно - по левую. Желая поощрить наиболее смышленых детей, Рачинский оделял пряниками тех, кто быстрее всех шептал ему на ухо правильный ответ. Эти задачи были напечатаны в особой книжке «1001 задача для устного счета».

В девять часов вечера при непременном присутствии Сергея Александровича читали вечерние молитвы. В субботу и предпраздничные дни уроки оканчивались в двенадцать часов дня. После обеда производилась общая уборка здания школы, а потом ученики шли в баню и, вернувшись, все вместе пили чай. После чая сам Рачинский читал и объяснял очередное воскресное или праздничное Евангелие.

Церковные службы в Татевской церкви совершались торжественно и благолепно, пение было поставлено превосходно. Сергей Александрович выбирал лучшие образцы церковной музыки, которые и исполнялись с воодушевлением и искусством. После богослужения дети пили чай с пирогами, резвились, отдыхали, уходили к родным, а вечером обыкновенно занимались с Сергеем Александровичем решением устных задач.

Рачинский понял, что дети никогда не полюбят школу настоящим образом, если с ней будут связаны лишь воспоминания об упорном напряженном труде. Он знал, что в детских душах ярче запечатлеваются не будничные, обычные воспоминания, а воспоминания редкие, праздничные, необычные. Поэтому все радости праздничных дней, всю их особенность он тесно связал со школой и этим еще больше привязал к ней сердца крестьянских детей.

«Сельская школа» С.А. Рачинского

Свои наблюдения за крестьянскими мальчиками и русской душой вообще, свой богатый педагогический опыт С.А. Рачинский изложил в статьях, собранных впоследствии в одну книгу «Сельская школа», которая явилась итогом его жизни и творчества. С 1891 по 1899 годы книга выдержала четыре издания. За эту работу Сергей Александрович в 1891 году был избран в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности Петербургской академии наук. В 1991 году «Сельская школа» переиздавалась в России с сокращениями.

С.А. Рачинский, говоря об особенностях сельской школы, одновременно размышлял об особенностях общественной жизни, основной чертой которой являлся разрыв между образованной частью общества и народом. Этот разрыв сказался и в области педагогической в несовпадении теоретических представлений о школе с ее реальным положением. «Читая наши педагогические руководства, - писал Рачинский, - прислушиваясь к толкам печати, беседуя о школах с представителями нашей интеллигенции, постоянно чувствуешь, что речь идет не о той сельской школе, в которой приходится нам трудиться, но о сельской школе вообще, о какой-то схеме, заимствованной из наблюдений над школами иностранными, преимущественно немецкими. Но та школа, которая возникает на наших глазах среди народа, глубоко отличающегося от всех прочих своим прошлым, своим религиозным и племенным характером, своим общественным составом, среди обстоятельств, беспримерных в истории, с этой схемой имеет очень мало общего» 2 .

Рачинский видит силу и слабость сельской школы в том, что она «возникает при весьма слабом участии духовенства, при глубоком равнодушии образованных классов и правительственных органов из потребности безграмотного населения дать своим детям известное образование». Из такого порядка следует, что преподавание в сельских школах не может иметь никакого направления, кроме данного теми же безграмотными родителями, что за ними не может быть иного контроля, кроме контроля тех же родителей. Но при всеобщем равнодушии к просвещению народа, при том, что религиозный элемент был введен в обучение только как уступка «невежественным требованиям простонародья», уровень сельских школ постепенно поднимался, и они приобретали все более религиозный, церковный характер благодаря тому, что на них воздействовало официально бесправное, безграмотное, но одно искренне заинтересованное в делах школы население. Это воздействие осуществлялось «медленным, почти бессознательным, но упорным давлением снизу - пассивным сопротивлением всему не подходящему к народному понятию о школе, выживанием негодных учителей, поощрением удовлетворяющих народным нуждам, неотразимым влиянием учащихся на учащих» 3 . Этот религиозный, церковный характер сельской школы обусловливает и другую особенность - резкое отличие ее учебных программ от программ всех иноземных школ.

В народном представлении грамотность всегда рассматривалась как ключ к Божественному Писанию, и Рачинский особенное внимание обращает на изучение церковнославянского языка. Когда новый ученик приходит в школу, «он приносит с собой приобретенное в семье чувство ответственности за свои поступки, за свое время, сознание необходимости труда, напряжения своих сил. От учителя зависит не дать заглохнуть этим драгоценным задаткам, но укрепить и направить их. Приносит он с собой и темное, но высокое и благоговейное понятие об учении как о ключе к тайнам молитвы, жизни вечной, Божественной мудрости. Он, крестясь, целует первую книгу, которую дают ему в руки» 4 .

Обращалось внимание и на церковное пение. Видя своих детей поющими в церкви, родители осознавали, что их чада не теряют на уроках времени даром.

Рачинский выделял еще одну особенность русской школы. Старшие ученики принимали новичков с радушием и лаской. По доброй домашней привычке с ними носились, нянчились. Мерзкий обычай немецкой школы, перешедший и в наши средние учебные заведения, - обычай дразнить и мучить новичков совершенно был чужд школе русской, каковой являлась лишь сельская школа. Заботливость старших о новичках составляла такую же характерную особенность нашей школы, как противоположная в школе немецкой. Эта заботливость проявлялась во всем: в играх, в работах, в постоянной помощи старших младшим в школьных занятиях. Она сопровождалась изумительным в детях терпением и умением обращаться с младшими, умением, которое было бы непостижимо, если бы мы не знали, что оно приобреталось вне школы ранней продолжительной практикой. И практика эта связана с тем, что едва ребенок стал твердо держаться на ногах, ему поручали нянчить младшего брата или сестру, возлагали ответственность за жизнь беспомощного дорогого существа. И эта забота, как полагал Рачинский, отражается в детях своей нравственной стороной, оставляет в их душе глубокое чувство жалости к беспомощным и малым, потому что она - не произвольное насилие, а горькая необходимость.

Скромное и ровное поведение учеников в сельской школе, их бодрое и веселое настроение Рачинский объясняет особенностями русского характера. «В нормальной крестьянской жизни нет места тем преждевременным возбуждениям воображения, тем нездоровым искушениям мысли, - пишет он, - которыми исполнен быт наших городских классов. Русский народ, вошедший в пословицу своим сквернословием, в сущности самый стыдливый народ в мире. Грязь в глазах русского человека есть грязь. Когда в нем проснется зверь, живущий в каждом человеке, он кидается ей. Но пока он трезв, пока он остается сам собой, он чист в мыслях и словах. Гаденькая, любезничающая грязноватость, проникшая из Франции в нравы нашего полуобразованного общества, в нашу литературу низшего разряда, глубоко ему чужда. Каждый крестьянский мальчик - такой еще не испорченный русский человек» 5 .

Рассматривая отношение детей к религиозным и нравственным предметам, Сергей Александрович отмечал, что оно обязательно такое же, как у их родителей, только более бессознательное и смутное. Соприкоснувшись с народной душой, он был изумлен ее красотой, идеализмом и высотой устремлений. «Та высота, та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу, - писал С.А. Рачинский, - которая в натурах спокойных и сильных выражается безграничной простотой и скромностью в совершении всякого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведет к ненасытному исканию, часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечет за собой преувеличенное сознание своего бессилия и в связи с ним отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами и необъяснимые глубокие падения; которая во всяком русском человеке обусловливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, - вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребенке. Велика и страшна задача русской школы ввиду этих могучих и опасных задатков, ввиду этих сил, этих слабостей, которые она призвана поддержать и направить. Школе, отрешенной от Церкви, эта задача не по силам. Лишь в качестве органа этой Церкви, в самом широком смысле этого слова, может она приступить к ее разрешению. Ей нужно содействие всех наличных сил этой Церкви, и духовных, и светских» 6 .

Не один раз учитель задавал своим ученикам вопрос: «Как бы желали провести свою жизнь?» Ученики охотно писали ответы. Ответы самые разнообразные - в зависимости от возраста, степени развития и сиюминутного настроения. Но в этих сочинениях замечательно частое повторение одного мотива, который, по мнению С.А. Рачинского, в любой школе, кроме русской, может явиться лишь как редкое исключение:

«Большинство мальчиков, внимательно относящихся к заданной теме, нарисовав себе жизнь, соответствующую их вкусам и наклонностям (по большей части хозяйственным; из земных благ самым желательным оказывается собственный кусок земли), заключают ее отречением от всего мирского, раздачей имущества бедным - поступлением в монастырь!

Да, монастырь, жизнь в Боге и для Бога, отвержение себя - вот что совершенно искренно представляется конечной целью существования, недосягаемым блаженством этим веселым, практическим детям. Эта мысль не могла им быть навязана учителем, нимало не сочувствующим нашим современным монастырям. Монастыря они и не видали. Они разумеют тот таинственный, идеальный, неземной монастырь, который рисуется перед ними в рассказах странников, в житиях святых, в собственных смутных алканиях их души» 7 .

Религиозный характер присущ русской школе, он постоянно вносится в нее самими учениками, ибо она - школа христианская. Христианская потому, что дети ищут в ней Христа, и основная задача народно-школьной педагогики - сделать из детей добрых христиан.

Вопрос о школе, в понимании Рачинского, есть вопрос об основах и устоях духовной жизни и культуры, вопрос выбора и единства.

«Дело народной школы, - пишет он, - шире и глубже, чем всякая общественная деятельность. Для того, чтобы осилить его, нам нужно совершить внутренний подвиг. Нужно нам выйти из того лабиринта противоречий, в который завела нас вся наша внутренняя история нового времени - совместное расширение нашего умственного горизонта и сужение кругозора духовного, совместное развитие у нас европейской культуры и крепостного права. Внешний узел разрублен. Пора разрубить внутренний.

Достаточно мы жаловались на то взаимное непонимание, на то полное отчуждение, ту бездну, которая отделяет у нас массу народа от образованных его слоев и тормозит все отправления нашей будничной жизни, поражая бессилием все наши благие начинания, направленные к ее устройству. Достаточно мы оплакивали тот роковой разрыв, который составляет суть нашей внутренней истории нового времени и, однако, не мешал в великие минуты этой истории нашему полному единению. Пора нам вспомнить, что у нас под ногами есть общая почва, и твердо и сознательно встать на нее. Пора сознать, что настало время взаимодействия, благотворного для обеих сторон, не того мгновенного, случайного взаимодействия и единения, которое вызывается событиями чрезвычайными, а взаимодействия постоянного, ежедневного. Почва этого взаимодействия, этого единения - Церковь; орудие его - школа и, по преимуществу, школа сельская... Над всеми неравенствами, созданными историей, царит великое равенство перед Богом. Сознать это равенство, терпеливо, упорно бороться против всего, что затемняет его, против невежества масс, в котором мы сами виновны, против собственного высокомерия, отнимающего у нас и то, что сумели сохранить эти темные массы, - это долг всякого мыслящего христианина, долг, грозно напоминаемый нам обстоятельствами настоящего времени» 8 .

По замечанию протоиерея Георгия Флоровского, Рачинский звал возвращаться в Церковь, чтобы там как меньшего, но лучшего брата встретить народ, который отсюда еще не ушел и хочет здесь возрасти и жить. Делая скромное, повседневное, практическое школьное дело, Рачинский понимал его сокровенный смысл. С практической сдержанностью он остерегался торопливых обобщений, преждевременного максимализма. Он зорко глядел и четко обозначал главную цель - воцерковление русской души через воцерковление школы.

Рачинский всегда подчеркивал, и для него это было самоочевидным, что каждая школа есть живое и творческое дело, соборное сотрудничество и взаимодействие учащих и учащихся. И потому вопросы формы обучения и учебных программ с его точки зрения имели второстепенное значение. Их нельзя решить наперед. Жизнь школы прежде всего зависит от ее участников, от личностей ее руководителей и наставников. И в этом вся трудность школьного вопроса. В общем виде и наперед можно и достаточно определить только основные задания и приемы. Все остальное отпускается на волю творческого почина. 9

Учительский состав народной школы

Вопрос об учительском составе народной школы для Рачинского один из основных, и он неоднократно со вниманием останавливается на нем. По его определению, «учительство в русской школе не есть ремесло, но призвание, низшая ступень того призвания, которое необходимо, чтобы сделаться хорошим священником» 10 . Но одним учителем, по мнению Рачинского, не исчерпываются учебные силы школы. Рядом с ним во всякой школе, заслуживающей название нормальной, действует законоучитель - священник, и школьное дело должно быть осуществлением учительского призвания Церкви. Из среды духовенства выделяется постепенно возрастающее меньшинство священников, преданных делу народного образования, видящих в нем необходимое дополнение своей пастырской деятельности. «Благо той школе, - восклицает Рачинский, - которая обладает таким законоучителем! Она не умрет, какие бы ее ни постигли внешние и внутренние невзгоды. Она пустит и глубокие корни, и широкие ветви» 11 . Священник в школе - не только учитель, но пастырь и духовник. Рачинский напоминает, что в таинстве священства «в числе других даров Духа Святого сообщается и благодать наставления в вере» 12 . Вокруг священника должен собираться остальной учительский состав: «Хороший священник - душа школы; школа - якорь спасения для священника» 13 .

Школа должна принять характер приходской школы, ибо «за приходом, после деревни, остается значение единственного действительно живого союза в нашем сельском быту», и притом союза духовного. Церковность школы Рачинский понимает более широко, это характеристика ее внутреннего строя, ее духа. Церковная школа - это, в первую очередь, школа благочестия и добрых нравов. Поручаться школа должна священнику, но вместе с тем, став приходской, она приобретает характер церковный в широком смысле этого слова и становится делом всего сельского населения, без различия состояния и сословия. Школа оживает только тогда, когда вокруг нее создается атмосфера, в которой можно насаждать благочестие, добрые нравы и христианскую жизнь. И этим определяется центральное место в процессе обучения Закону Божию. Рачинский подчеркивает, что классное изучение Закона Божия должно сопровождаться практическим участием школьников в богослужении в качестве чтецов и певцов. С этим связано преподавание в школе церковнославянского языка и церковного пения. Рачинский подчеркивает воспитательный смысл церковнославянского языка. Этот язык открывает доступ к сокровищам духовным - к Священному Писанию, к богослужебным книгам. Обучение грамоте имеет новый и живой смысл, если его начинать со славянской грамоты: «Ребенок, приобретший в несколько дней способность писать "Господи, помилуй" и "Боже, милостив буди мне грешному", заинтересовывается делом несравненно живее, чем если вы заставите его писать: оса, усы, Маша, каша» 14 . Наряду с чтением Нового Завета необходимо чтение Псалтири, священной книги, любимой народом.

Содержание образования в начальной сельской школе Рачинский ограничивает русской грамотой и арифметикой целых чисел. Понимая невозможность усвоения слишком большого объема знаний, он делает упор на образование и приобретение практических навыков и умений. На уроках русского языка школьники при четырехлетнем курсе должны достигнуть следующего: 1) уметь говорить без ошибочных местных оборотов и речений; 2) уметь читать с полным пониманием доступную им по содержанию прозу и стихотворения пушкинского периода; 3) уметь написать при должном внимании без ошибок против русского языка и правописания то, что бывает нужно писать в крестьянском быту: родственное письмо, прошение, условие. Перечень предлагаемой для чтения литературы позволяет судить о том, что этот объем не так уж и мал. К творениям Пушкина и Гоголя он присоединяет из русских «Семейную хронику», «Князя Серебряного», исторические романы Лажечникова, Загоскина. Из всемирной литературы - Гомера, исторические драмы Шекспира, «Потерянный рай» Мильтона. Он исключает практически весь послепушкинский период. Первая причина этого - обремененный иностранными словами язык и сложный стилистический строй. Вторая причина - «весь гоголевский период русской литературы остается и останется не доступным русскому народу. Он не более как яркое отражение переходного состояния русского, отчасти европейского общества, отражение таких внутренних процессов его сознания, которые совершались лишь в верхнем его слое, которые не имеют ни общечеловеческого, ни мирового значения» 15 . С особым благоговением и вдохновением Рачинский говорит о произведениях Пушкина, начиная с его сказок и кончая «Борисом Годуновым». «Его творчество, - пишет он, - это всемогущий талисман, сразу раздвигающий вокруг всякого грамотного тесные пределы времени и пространства, в которых до тех пор вращалась его мысль» 16 .

Дальнейшее расширение программы без соответствующего улучшения и усиления учащего персонала и без достаточного удлинения учебного времени, по мнению Рачинского, представляет опасность. Удлинение учебного времени зависит от учителя и законоучителя. Если обучение в школе поставлено исправно, родители охотно оставляют в ней детей не только на четыре года, но и на пять, шесть лет: «Как только родители уверуют в школу, убедятся, что она сообщает прочную практически приложимую грамотность, церковную и гражданскую, навык к быстрому и точному счету, что она учит детей молитве и страху Божию, школа смело может расширить свой учебный курс и по времени, и по содержанию» 17 .

Следует, по мнению Рачинского, выяснить, в каком порядке и в какой постепенности могут быть введены новые предметы. На первое место он ставит церковное пение. Затем желательно введение арифметики дробных чисел и элементарной геометрии. Геометрия - первый новый предмет, подготавливающий к введению географии, без которой невозможно преподавание истории. На геометрию стоит обратить особое внимание - она имеет множество применений (техническое рисование, геодезия, строительные и художественные ремесла), приводит в действие те умственные способности ребенка, которые не затрагивают другие предметы. Расширение программы школы ведется с учетом связи и взаимовлияния учебных предметов. Рачинский учитывал, выражаясь языком современной педагогики, «межпредметные связи». Говорит он и о развивающем обучении.

Преподавание отечественной истории в школе затруднено по двум причинам. Первая - сведения по этому предмету должны быть точны и обильны, а следовательно, преподавать его должен исключительно образованный учитель, которого не каждая школа в состоянии иметь. Вторая - взгляды наших историков на значение самых основных моментов русской истории расходятся почти диаметрально, и такое разногласие отражается в нашей популярной и детской литературе. В этом хаосе трудно разобраться не только ученикам сельской школы, но и учителю.

Расширение общеобразовательного курса возможно, если вводится то, что по силам учебному персоналу и что может уложиться в местные сроки. Рачинский предлагает расширение курса другого рода. Он говорит о «распространении у нас, путем сельской школы, сведений и умений технических, об основании школ ремесленных, земледельческих, доступных нашим крестьянским детям» 18 .

Подводя итоги своих рассуждений о сельской школе, С.А. Рачинский рисует портрет заурядного ученика школы и показывает, чем он отличается от своих безграмотных односельчан: во-первых, более правильной речью - с этим связано точное понимание речи образованных классов, письменной и литературной речи; во-вторых, умением писать письма и деловые бумаги; в-третьих, способностью читать для своей забавы, для своего поучения и назидания. Самое важное, по мнению Рачинского, - это то искреннее благочестие, тот интерес к вопросам веры и духа, который вынесли из дома и внесли в сельскую школу ее ученики. В школе эти качества становятся сознательнее и глубже, они оказываются могучими будильниками ума и впоследствии поддерживают те навыки и знания, которые приобретены детьми во время обучения. Духовная жажда становится для них главным побуждением не только к чтению, но и к писанию, находящему в их быту так мало постоянных практических приложений. В свободные минуты они с величайшей охотой переписывают молитвы, духовные стихотворения, отрывки церковно-назидательного содержания. Понимание церковнославянского языка, знакомство с богослужением, способность участвовать в нем пением или чтением привязывают их к Церкви. 19

Не отрицая возможности для способных мальчиков продолжить свое образование в средних и высших учебных заведениях, Рачинский спешит прибавить, что «в большинстве случаев крестьянский мальчик может только проиграть от помещения в наши средние учебные заведения. Окончательный, бесповоротный разрыв с крестьянской средой, неизбежный при таком шаге, редко вознаграждается приобретением истинного образования... Наши средние учебные заведения, отчасти и высшие, все более становятся рассадниками не просвещения, а чиновничества... Знания, приобретаемые в них, в глазах учащихся и их родителей - ничто. Все дело в дипломе, в служебных правах» 20 . В рассуждениях Рачинского о дальнейшем образовании сельских школьников прослеживается не высказанная им мысль о том, что сельская школа есть школа окончательная. И это мнение основано на стремлении сохранить внутренний духовный мир своих учеников в неповрежденности. Вся русская школа в его время, да и в наше тоже, имеет другой стиль, насыщена другим духом, не народным и не церковным. При этом продолжение образования всегда означает отрыв от быта, от семьи, переход в мир «господ». В этих условиях он предлагает разные варианты продолжения образования, среди которых называет подготовку фельдшеров при земских больницах, учебу у опытных землемеров, у иконописцев при монастырях. 21

С.А. Рачинский не формулирует ясно своих представлений о системе образования в России, но, считая сельскую школу единственной школой для сельских детей, он ее рассматривает и как первую ступень школ единого типа и духа, включающих средние и высшие учебные заведения под покровительством Православной Церкви.

Последние годы жизни С.А. Рачинского

Семнадцать лет продолжалась напряженная работа, для которой Рачинский не жалел своего здоровья и жертвовал всеми своими материальными ценностями, отказывая себе решительно во всем. В 1892 году умерла его мать, и он по слабости своего здоровья переселился в барский дом, приходя в школу только на уроки. Рачинский до конца своей жизни руководил весьма сложным школьным миром, разросшимся вокруг Татева. В 1896 году в школах, которые он содержал на свои средства и где под его руководством преподавали его ученики или выбранные им учителя, было около тысячи учащихся.

Заслуги С.А. Рачинского перед русским просвещением были признаны совершенно исключительным образом. Высочайшим рескриптом от 14 мая 1899 года он именуется «Почетным попечителем церковноприходских школ IV благочиннического округа Бельского уезда Смоленской губернии». Ему была назначена пожизненная пенсия, которую он употребил на постройку новых школ.

2 мая 1902 года С.А. Рачинскому исполнилось шестьдесят девять лет. Утром он встал, как обычно, а в девять часов утра, после кофе, прилег отдохнуть, как часто это делал в последнее время, заснул и более не просыпался. 22

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары

1. Сергий Радонежский - это…

А) русский князь
Б) русский святой
В) священнослужитель
Г) русский богатырь

2.Как звали родителей Сергия?

А) Иван и Ольга
б) Пётр и Марфа
в) Кирилл и Мария

3. Что стало предзнаменованием Богоизбранности будущего ребёнка Марии и Кирилла?

4. Назовите дату рождения прп. С.Радонежского.

5.Какое имя получил мальчик при крещении?

А) Сергий
б) Константин
в) Варфоломей

6. Где родился Сергий?

А) Киев
Б) Новгород
В) Ростов
Г) Муром

7. Откуда переехал отец мальчика?

А) из Киева
Б) из Москвы
В) из Ростова
Г) Из Рязани

8. Куда переехал отец мальчика?

А) В Радонеж
б) В Москву
в) В Коломну
г) Во Владимир

9. Как учился Варфоломей?

А) быстро и легко
б) медленно и не прилежно
в) прилежно, но с трудом

10. Кого встретил Варфоломей?

А) святого старца
б) ангела
в) монахиню

11. Что он спросил у мальчика?

А) «Кем ты хочешь стать, чадо?»
б) «Куда ты идёшь, чадо?»
в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

12. Что ответил мальчик на вопрос старца?

А) что он хочет стать святым
б) что он хочет стать монахом
в) что его послали искать лошадь
г) что он хочет знать грамоту

13. Первая благодать от Бога:

А) исцеление от болезни
Б) дарование благополучия
В) дар разумения
Г) чистота помышления

14. О чём просил Варфоломей своих родителей?

А) позволить ему стать священником
б) позволить ему идти учиться
в) позволить ему стать монахом

15. О чём попросили родители юношу?

А) подождать, пока они состарятся
б) подождать, пока они умрут
в) подождать, пока женятся старшие братья

16. Как Варфоломей стал Сергием? Что об этом сказано в «Житии…»?

17. В каком году прп. Сергий принял постриг?

18. Почему прп. Сергия называют Радонежским?

19. Дела Сергия Радонежского:

А) отказ от наследства

Г) писал духовные книги

20. С какими животными дружил прп. Сергий?

21. Кто из русских князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?

А) князь Александр
б) князь Дмитрий
в) князь Владимир

22. Как звали монахов - участников Куликовской битвы?

23. Как называется храм, где покоятся мощи пр. Сергия?

А) Успенский собор
б) Духовская церковь
в) Троицкий собор

24. Дела Сергия Радонежского:

А) отказ от наследства
Б) строительство церкви и монастыря
В) чудесным образом исцелял людей
Г) писал духовные книги

25. Какие чудеса прп. Сергия вам известны? Опишите их.
26. Назовите автора приведённого ниже отрывка

Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом -
И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви!

27.Какого числа празднуется обретение мощей прп. С.Радонежского?

28. Назовите дату преставления прп. С.Радонежского.

29.«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» Когда прп. Сергий произнёс эти удивительные слова?

30.Когда и кем было написано Житие Сергия?

31.Какие монастыри основал прп. Сергий?

32.В каком году прп. Сергия причислили к лику святых?

33.Расскажите о чуде с источником.

Ботаник и известный деятель по народному образованию; род. в 1836 г.; учился в Московском университете, получил степень магистра ботаники за диссертацию "О движении высших растений" (М., 1859). Ко времени профессорской деятельности Р. в Моск. унив. относится несколько самостоятельных работ по его специальности ("О некоторых химич. превращениях растительных тканей", М., 1866) и превосходных научно-популярных очерков, печатавшихся в "Русском вестнике": "Цветы и насекомые" и др. В 1867 г. Р., оставив профессуру, поселился в деревне, а в 1875 г. всецело посвятил себя народной школе в селе Татеве Бельского у. Смоленской губ. Переселясь из барского дома в школу, он начал жить одною жизнью со своими учениками.

Кроме детей, Р. с самого начала его деятельности окружали и юноши-крестьяне, которых он подготовлял в учителя для окрестных сел и для которых сохранял значение руководителя и наставника.

Для учеников из соседних деревень при школе устроено было общежитие.

На общей молитве, довольно продолжительной, ученики пели церковные песни; по субботам сам Р. читал евангелие по церковнославянски и по-русски, с краткими объяснениями.

Школа Р. в тех скромных пределах, которыми она ограничила свою деятельность, достигла блестящих результатов; по совершенной исключительности условий, при которых они достигнуты, они не могут, конечно, служить критерием тех принципов, которые проводит Р. в своих педагогическо-литературных трудах, желая создать согласный с ними общий тип народной школы. В своих "Заметках о сельских школах" (СПб., 1883), напечатанных "по распоряжению обер-прокурора Св. Синода" и появившихся накануне издания правил о церковноприходских школах, Р. высказывается за передачу всего дела начального образования безраздельно в ведение духовенства, хотя в то же время не признает за духовенством исторических заслуг в деле народного образования, а в позднейших своих статьях не скрывает и весьма холодного отношения современного сельского духовенства к народной школе. Р. особенно налегает на то обстоятельство, что наша сельская школа в отличие от западной возникает "при глубоком равнодушии образованных классов" (что совершенно неверно). устраивается самим народом "при весьма слабом участии духовенства" - и тем не менее направление в ней чисто церковное.

Народ ищет "не житейского, а возвышенного учения"; он прежде всего желает, чтобы учащиеся знали церковнославянский язык, умели читать часослов, псалтирь и др. богослужебные книги, знакомились с церковным пением.

В этом национально-религиозном характере народной школы Р. видит ее силу и соответственно этому ограничивает курс ее обучением грамоте, преимущественно по церковным книгам, да арифметикою, одобряя и уставное письмо с печатными церковнославянскими буквами.

При более продолжительном времени для занятий, при более правильном посещении школы и при двух учителях Р. вводит в программу еще геометрию, физику, отчасти географию и историю.

Сообщения попутно некоторых знаний о природе и отечестве, возможного и для обыкновенной начальной школы, Р. не признает.

Отвергает Р. и "немецкие" методы преподавания.

В основании преподавания русского языка он кладет язык церковнославянский со всеми его грамматическими формами, чтение в школе на этом языке, параллельно с русским переводом, евангелия, псалтири и др. богослужебных книг; при таком курсе знание русского языка, по мнению P., приложится уже само собою. В курсе грамматики Р. держится, однако, Греча, т. е. "немецкого" метода, который воспринят был у нас лет 70 тому назад и потому считается русским.

Для чтения в народной школе - для которого, впрочем, по системе Р. едва ли найдется много досуга - Р. назначает Гомера, Шекспира, Пушкина, Жуковского, семейную хронику Аксакова, некоторые произведения Лажечникова, Загоскина, Даля, А. Толстого, но решительно исключает Гоголя и др. писателей сороковых годов. Изображая в самых мрачных красках "духовную атмосферу, которою 30 лет дышала наша сельская школа", руководимая светскими народными учителями, этим "новым классом людей, презирающих народ и ненавидимых народом", Р. находит, что "училищем благочестия и добрых нравов" наша сельская школа все это время не была, потому что "жизнь образованных классов учила распущенности и безбожию", и этой же причине приписывает упадок творчества во всех сферах духовной жизни народа.

Но в не менее мрачных красках рисует он и современное сельское духовенство, в руки которого он предлагает отдать сельские школы; оно является в его изображении "сословием запуганным, но вместе жадным и завистливым, униженным, но притязательным, ленивым и равнодушным к своему высшему призванию, а вследствие того и не весьма безукоризненным в образе жизни". Это плачевное состояние духовенства, по убеждению Р., не может быть изменено реформами, мероприятиями, идущими свыше: для этого "нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный - и потому великий.

Нужно, чтобы люди с высшим образованием, с обеспеченным достатком, не принадлежащие к касте духовной, принимали на себя, по одной любви к Богу и ближнему, тяжкий крест священства". Другой способ обновления духовного сословия Р. видит в привлечении к нему свежих сил из среды крестьянства.

Тем не менее Р. утверждает, что школа, поступив в ведение духовенства, возвысит последнее; народ с его не нуждающимся в свободе высоким религиозно-просветительным началом приведет духовенство к пониманию его призвания.

И о народе, однако, Р. отзывается неодобрительно, находя, что "в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа", вследствие чего является настоятельная необходимость в "скором и решительном повороте". Вообще трудно разобрать, кто, по мнению Р., сохранил источник жизни. Народ ищет спасения у священников, но священники плохи, и народ сам должен спасать их; вместе с тем народ плох и ждет спасения от интеллигенции, которая тоже плоха и может быть спасена лишь народом.

Сборник статей Р. вышел под загл. "Сельская школа" (М., 1891 и 1898, с вводною статьей о школе в с. Татеве последователя Р., Горбова).

Р. принадлежит еще брошюра "Народное искусство и сельская школа" (М., 1882). Ср. М. Ш., "Новый план устройства народной школы" ("Вестник Европы", 1883, 8); Полетаев, "С. А. Р." (Оренб., 1891). {Брокгауз} Рачинский, Сергей Александрович (дополнение к статье) - умер в 1902 г. Его последние труды: "Письма к духовному юношеству о трезвости" (М., 1899); "Сельская школа. Сборник статей" (изд. 5, СПб., 1902); "Геометрические забавы" (ib., 1901); "1001 задача для умственного счета. Пособие для учителей сельских школ" (ib., 1899). См. С. Танаевский, "Памяти С. А. Р." (Казань, 1904); его же, "С. А. Р., как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве" (Вятка, 1899); H. Горбов, "С. А. Рачинский" (СПб., 1903). Переписка Р. с самыми разнообразными, знакомыми и незнакомыми, лицами и по самым разнообразным вопросам (в 60 переплетенных томах, с обозначением срока, после которого она может поступить в общее пользование), хранится в Импер. Публичной Библиотеке.

Часть писем еще не разобраны; всего, по мнению Н. Горбова, их получится свыше 150 томов. {Брокгауз} Рачинский, Сергей Александрович профессор ботаники Моск. университета; род. 1836 г. {Половцов} Рачинский, Сергей Александрович (1836-1902) - русский деятель в области нар. просвещения.

Д-р естественных наук, проф. Моск. ун-та. В 1868 организовал в своем имении нач. школу, где и учительствовал, стремясь развить у крестьянских детей матем. способности, вызвать у них интерес к математике.

Это отражено в известной картине бывшего ученика этой школы М. П. Богданова-Бельского "Устный счет в начальной школе С. А. Рачинского". Р. написал и опубликовал неск. кн. и ст., предназначенных для школы: "1001 задача для счета в уме", "Арифметические забавы" и др.

Рачинский Сергей Александрович

Р ачинский (Сергей Александрович) - ботаник и известный деятель по народному образованию; родился в 1836 г., учился в Московском университете, получил степень магистра ботаники за диссертацию "О движении высших растений" (М., 1859). Ко времени профессорской деятельности Рачинского в Московском университете относится несколько самостоятельных работ по его специальности ("О некоторых химических превращениях растительных тканей", М., 1866) и превосходных научно-популярных очерков, печатавшихся в "Русском Вестнике": "Цветы и насекомые" и другие. В 1867 г. Рачинский, оставив профессуру, поселился в деревне, а в 1875 г. всецело посвятил себя народной школе в селе Татеве, Бельского уезда Смоленской губернии. Переселясь из барского дома в школу, он начал жить одной жизнью со своими учениками. Кроме детей, Рачинского, с самого начала его деятельности, окружали и юноши-крестьяне, которых он подготовлял в учителя для окрестных сел и для которых сохранял значение руководителя и наставника. Для учеников из соседних деревень при школе устроено было общежитие. На общей молитве, довольно продолжительной, ученики пели церковные песни; по субботам сам Рачинский читал евангелие по-церковнославянски и по-русски, с краткими объяснениями. Школа Рачинского, в тех скромных пределах, которыми она ограничила свою деятельность, достигла блестящих результатов; по совершенной исключительности условий, при которых они достигнуты, они не могут, конечно, служить критерием тех принципов, которые проводит Рачинский в своих педагогическо-литературных трудах, желая создать согласный с ними общий тип народной школы. В своих "Заметках о сельских школах" (СПб., 1883), напечатанных "по распоряжению обер-прокурора Святейшего Синода" и появившихся накануне издания правил о церковно-приходских школах, Рачинский высказывается за передачу всего дела начального образования безраздельно в ведение духовенства, хотя в то же время не признает за духовенством исторических заслуг в деле народного образования, а в позднейших своих статьях не скрывает и весьма холодного отношения современного сельского духовенства к народной школе. Рачинский особенно налегает на то обстоятельство, что наша сельская школа, в отличие от западной, возникает "при глубоком равнодушии образованных классов" (что совершенно неверно), устраивается самим народом "при весьма слабом участии духовенства", и тем не менее направление в ней чисто церковное. Народ ищет "не житейского, а возвышенного учения"; он прежде всего желает, чтобы учащиеся знали церковно-славянский язык, умели читать часослов, псалтирь и другие богослужебные книги, знакомились с церковным пением. В этом национально-религиозном характере народной школы Рачинский видит ее силу, и соответственно этому ограничивает курс ее обучением грамоте, преимущественно по церковным книгам, да арифметикой, одобряя и уставное письмо с печатными церковно-славянскими буквами. При более продолжительном времени для занятий, при более правильном посещении школы и при двух учителях, Рачинский вводит в программу еще геометрию, физику, отчасти географию и историю. Сообщения попутно некоторых знаний о природе и отечестве, возможного и для обыкновенной начальной школы, Рачинский не признает. Отвергает Рачинский и "немецкие" методы преподавания. В основание преподавания русского языка он кладет язык церковно-славянский, со всеми его грамматическими формами, чтение в школе на этом языке, параллельно с русским переводом, евангелия, псалтири и других богослужебных книг; при таком курсе знание русского языка, по мнению Рачинского, приложится уже само собой. В курсе грамматики Рачинский держится, однако, то есть "немецкого" метода, который воспринят был у нас лет 70 тому назад и потому считается русским. Для чтения в народной школе, для которого, впрочем, по системе Рачинского едва ли найдется много досуга, Рачинский назначает Гомера, Шекспира, семейную хронику , некоторые произведения , но решительно исключает и других писателей сороковых годов. Изображая в самых мрачных красках "духовную атмосферу, которою 30 лет дышала наша сельская школа", руководимая светскими народными учителями, этим "новым классом людей, презирающих народ и ненавидимых народом", Рачинский находит, что "училищем благочестия и добрых нравов" наша сельская школа все это время не была, потому что "жизнь образованных классов учила распущенности и безбожию", и этой же причине приписывает упадок творчества во всех сферах духовной жизни народа. Но в не менее мрачных красках рисует он и современное сельское духовенство, в руки которого он предлагает отдать сельские школы; оно является в его изображении "сословием запуганным, но вместе жадным и завистливым, униженным, но притязательным, ленивым и равнодушным к своему высшему призванию, а вследствие того и не весьма безукоризненным в образе жизни". Это плачевное состояние духовенства, по убеждению Рачинского, не может быть изменено реформами, мероприятиями, идущими свыше: для этого "нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный - и потому великий. Нужно, чтобы люди с высшим образованием, с обеспеченным достатком, не принадлежащие к касте духовной, принимали на себя, по одной любви к Богу и ближнему, тяжкий крест священства". Другой способ обновления духовного сословия Рачинский видит в привлечении к нему свежих сил из среды крестьянства. Тем не менее Рачинский утверждает, что школа, поступив в ведение духовенства, возвысит последнее; народ, с его не нуждающимся в свободе высоким религиозно-просветительным началом, приведет духовенство к пониманию его призвания. И о народе, однако, Рачинский отзывается неодобрительно, находя, что "в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа", вследствие чего является настоятельная необходимость в "скором и решительном повороте". Вообще трудно разобрать, кто, по мнению Рачинского, сохранил источник жизни. Народ ищет спасения от интеллигенции, которая тоже плоха и может быть спасена лишь народом. Сборник статей Рачинского вышел под заглавием: "Сельская школа" (М., 1891 и 1898, с вводной статьей о школе в селе Татеве последователя Рачинского, Горбова). Рачинскому принадлежит еще брошюра "Народное искусство и сельская школа" (М., 1882). Ср. М. Ш. "Новый план устройства народной школы" ("Вестник Европы", 1883, № 8); Полетов "С.А. Рачинский" (Оренбург, 1891). Умер в 1902 году. Его последние труды: "Письма к духовному юношеству о трезвости" (М., 1899); "Сельская школа. Сборник статей" (изд. 5, СПб., 1902); "Геометрические забавы" (ib., 1901); "1001 задача для умственного счета. Пособие для учителей сельских школ" (ib., 1899). См. "Памяти С. А. Р." (Казань, 1904); его же "С. А. Р. как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве" (Вятка, 1899); Н. Горбов "С.А. Рачинский" (СПб., 1903). Переписка Р. с самыми разнообразными, знакомыми и незнакомыми, лицами и по самым разнообразным вопросам (в 60 переплетенных томах, с обозначением срока, после которого она может поступить в общее пользование), хранится в Императорской Публичной Библиотеке. Часть писем еще не разобрана, всего, по мнению Н. Горбова, их получится свыше 150 томов.



Похожие публикации