Сергий радонежский значение. Радуйся, великославный российский преподобный отче сергий

Из Сергиевых учеников мы укажем на Ферапонта и в особенности на Кирилла белозерского: оба они были основателями монашества в пустынных северных краях, соседних с Белоозером. Первый основал монастырь Ферапонтов, второй - Кирилло-Белозерский монастырь, приобретший особенную знаменитость в XV и XVI в., славный своею богатою библиотекою. Ученики Кирилла белозерского были в свою очередь важными распространителями монашества. Таковы были между прочими Дионисий глушицкий и Корнилий комельский, основатели монастырей в диких вологодских странах. Не говорим уже о многих других, которые, не будучи учениками Сергия или его учеников, были возбуждаемы его примером и всеобщим распространившимся стремлением к основанию монастырей в пустынных странах.

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Сергий Радонежский жил на Руси в XIV веке. Свою небесную миссию Российского путеводителя он исполнил указанием задач ближайшей и всей последующей истории России: свержение татарского ига и независимость государства, прекращение усобиц и свободное объединение под единодержавною властью Московского государя.

Преподобный Сергий не только благословил Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, но и помог своим непосредственным участием до конца побороть нетерпимое иго ислама. И на Куликовском поле, и под Казанью он сам чудесно являлся Русским героям и своим явлением уже заранее решал их победу. Недаром татары и после смерти Преподобного, взявши Москву, не считали еще законченным свое дело разорения Русского государства, но шли еще сжечь и Троицкую Лавру Преподобного, как это было, например, при Едигее в 1408 году. Они отлично знали, что там именно поднято вечно живое знамя, перед которым во прах падет их ислам. Мы не говорим уже о других величайших посмертных чудесах Преподобного в деле освобождения Русской земли от врагов, как, например, поднятие Минина и нижегородцев в 1612 году и т.п.

Вместе с этим Преподобный Сергий дал положительные начала внутренней жизни России. Он сам ходил к мятежным князьям Нижнего Новгорода, Рязани, Твери и Ростова и всеми мерами склонил их помириться с Москвой и дружно стать на общую взаимную службу под единой державой великого князя Московского. Он сам утвердил, а может быть, и внушил духовную грамоту Дмитрия Ивановича, завещавшего престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, и этим прекратил повод к усобицам, указав порядок самодержавную власть Московского государства. Можно сказать, великая самодержавная Россия стоит Преподобным Сергием.

Во главу своего дела освобождения, собирания и укрепления России Преподобный Сергий положил собственноручное создание в 1340 году храма Святой Троицы, около которого и основалась потом его знаменитая Троице-Сергиева Лавра, залог единства земли и независимости Московского государства от материального подчинения Востоку, а в будущем – и от материального подчинения Западу. В Троице им было указано не только святейшее совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, знамя, под которым должно стоять все человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и требуется собирание, а в Троице Неслиянной осуждается иго и требуется освобождение. И если в области, куда население удалялось от татарских и других вражеских погромов, возник и процвел монастырь с именем Святой Троицы, то несомненно, что в этом имени крылась надежда спасения всей земли и ее независимости. Если он сам с покорностью объединился около Москвы, ничего не утратив из своего духовного богатства, если он собирал под ее державу многоразличные племена и языки, если в этом множестве он сумел найти объединяющий центр в самодержавной власти Московского государя, то очевидно, что свое кафолическое, вселенское православие, собирающее всех в одно стадо к одному пастырю, не уничтожая национальности и языки. Само собой разумеется, что вся история Московского государства может служить только началом, только далеко не совершенным выражением Образца, которому воздвиг храм Преподобный Сергий.

Как скоро почитание Святой Троицы стало внешним выражением стремления Русского народа к Святейшему Образцу жизни, Троицкие храмы явились сами собой. Вслед за первым Троицким храмом, построенным в 1340 году руками самого Преподобного Сергия, в течение одного столетия их построено так много, что нет возможности сосчитать их на всем пространстве России. Явились даже целые Троицкие города и села.

Но русский народ не забыл того, кто научил его почитать Святую Троицу. Вскоре после смерти Преподобного на его родине был создан монастрыь Святой Троицы и при главном храме его – придел Преподобного Сергия (Варницкий Троицкий монастырь в 4 верстах от Ростова). Можно сказать, было даже правилом при Троицких храмах строить Сергиевские приделы. Даже в наше время они редко где разъединены. Это присоединение имен Троицы и Сергия и это постоянство в храмосоздании ясно свидетельствуют, кому Россия обязана почитанием Троицы и Троицкими храмами.

Немаловажно значение Преподобного Сергия и в экономическом плане. Он сумел создать и развить новый для русских земель XIV в. тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Благодаря этому с XIV века монастыри и церковь в общем стали иметь все более влияния на светскую власть вследствие их возросших возможностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания реферата я выполнила поставленные в начале цели и пришла к изложенным ниже выводам.

Основанная Сергием Троицкая обитель осталась до сих пор первенствующею среди всех других, построенных как им и его учениками, так и последующими основателями монастырей. Великие князья и цари имели обычай ежегодно ездить к Троице на праздник Пятидесятницы и, кроме того, считали долгом отправляться туда перед каждым важным делом, нередко пешком, и просить содействия и заступничества чудотворца Сергия. Великие события смутного времени в особенности возвысили историческое значение Троицкой Лавры.

Сам Преподобный Сергий сыграл значительную роль в русской истории XIV века. Он не только благословил Куликовскую битву, он сделал гораздо большее – он поднял дух измученных татаро-монгольским игом людей. Это не менее важно, чем правильная тактика полководца или хорошо вышколенное войско. К этому добавляется вклад Преподобного Сергия в развитие церкви – создание нового типа монастырей и множество его конкретных проявлений.

В конце своей работы я бы хотела привести слова патриарха Московского и всея Руси Алексия I: "Преподобный Сергий, явившийся началом монашеского делания в Московской Руси, явился и его непревзойденном венцом, великим делателем на стезях спасения. Он, основавший малую обитель, стал чрез своих учеников, близких и дальних, устроителем всей русской монашеской жизни; его, искренне избегавшего руководства малой братией, Господь уготовал быть игуменом всей земли Русской. Верим, что и поныне предстоит он Престолу Вседержителя как горячий молитвенник и неустанный ходатай за всю Русскую землю и за каждого из нас, с верою к нему обращающегося". Мне остается лишь согласится с ним и добавить, что мне было очень интересно писать о Преподобном Сергии Радонежском. Великие люди навсегда остаются в веках, если они действительно велики. И Преподобный Сергий один из ярчайших их представителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

  • Введение
  • 1. Жизненный путь Сергия Радонежского
    • 1.1 Детство Сергия Радонежского
    • 1.2 Всеобщее признание
  • 2. Государственная деятельность
    • 2.1 Сергий Радонежский - примиритель Князей
  • 3. Преставление Преподобного Сергия Радонежского
  • Заключение
  • Список источников и литературы

Введение

Кто не знает о существовании Троице-Сергиевой лары, величественном памятнике истории, религии, архитектуры, жемчужине православной России? Слава лавры повсеместна и заслуженна, ибо у истоков её стоял Сергий Радонежский - «ангел-хранитель русской земли».

Цель моего реферата раскрыть историческую значимость, жизнь и деяния самоотверженного, редкого по силе духа и веры человека, которые заслуживают всеобщего поклонения и признания.

Какими эпитетами не награждался урождённый Варфоломей Кириллович Иванчин, вошедший в историю под славным именем Сергий Радонежский! Он и величайший из пророков, и народный святой, и миротворец, и дипломат-прозорливец, и «собиратель Руси».

"Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки времени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, и стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Таково имя преподобного Сергия Радонежского; это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания”.

1. Жизненный путь Сергия Радонежского

1.1 Детство Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в семье именитых бояр ростовских Кирилла и Марии и был наречен при крещении Варфоломеем. В семь лет Варфоломей, вместе с братьями, старшим Стефаном и младшим Петром, был отдан учиться грамоте в церковную школу, но грамота ему плохо давалась. Однажды отец послал Варфоломея увидел под дубом "старца, погруженного как бы в молитвенное созерцание". Старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел ему съесть, сказав о том, что надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных Заповедей". После этих пророческих слов чудный Старец удалился.

С этого времени в Варфоломее как бы проснулось предчувствие предстоящего ему подвига, и он всею душой пристрастился к богослужению и изучению священных книг.

1.2 Всеобщее признание

Около 1330 года отец его потерял почти все свое состояние и со всею семьей перешел в Радонеж (в 12 верстах от нынешней Лавры). Кирилл получил в Радонеже поместье, сам служить уже не мог по старости, его замещал сын Стефан, женившийся еще в Ростове; женился и младший сын Кирилла Петр, один Варфоломей продолжал прежнюю жизнь, жизнь инока в миру.

Оставив имущество брату своему Петру, отправился он к брату Стефану, который к этому времени овдовел и тоже принял монашество, и убедил его вместе отправиться на трудный подвиг, на "взыскание места пустынного", этим было им положено начало нового, необычного подвига. Братья выбрали возвышенное место в дремучем лесу, носившее название "Маковец", находившееся в 30 верстах от Радонежа, недалеко от речки Кончуры.

Здесь впоследствии возник славный Троицкий монастырь.

Тут братья поселились и поставили два сруба, один для церкви, другой для жилья. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы. Так было положено начало выполнению пророчества таинственного Старца. Но Стефан не долго выдержал тяготу пустынного жития и ушел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один. Вначале изредка заходил для совершения богослужения старец Митрофан, который затем и постриг его в иноческий чин с именем Сергий.

Спустя десять лет по основании Обители около нее постепенно стали селитьсякрестьяне и скоро окружили монастырь своими поселками. Простота, великаясердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе и, более всего, его ничем несломимая вера в заступничество Сил Превышних, и отсюда ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого.,

. О нем говорили, что «имел силу двоих человек». После долгих отказов Сергий был рукоположен в священники и Переяславским епископом назначен игуменом нового Троице-Сергиева монастыря.

Всеобщее признание и почитание ни в чем не изменили его, ни уклада жизни, ни обращения с людьми; он с равною внимательностью и любовью обращался как с князьями, обогащавшими его Обитель, так и с бедняками, питавшимися от монастыря. Всегда оставался простым и кротким наставником, но в редких случаях являлся и суровым судьей.

Итак, в лице Сергия-игумена мы имеем образ истинного Вождя, входящего как во внутреннюю, так и во внешнюю жизнь доверившихся ему. Он мог быть снисходительным, но нигде не видно попустительства. Есть свидетельство, что при всей своей мягкости он бывал суров на исповеди. Именно присущая ему великая справедливость покоряла все сердца. Можно сказать, что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской.

Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг тихих монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему.

2. Государственная деятельность

Уже с половины жизни Облик Преподобного Сергия Радонежского вошел в сознание народа русского как Всенародный Учитель, Заступник и Ободритель. Кто может исчислить, какое множество народа шло к нему со всеми своими нуждами, большими и малыми? Но слава о святости и мудрости Сергия распространилась по всей Руси и помимо воли выдвинула его и на поприще государственной деятельности.

Часты в то время были междоусобия среди князей, оспаривавших друг у друга ханский ярлык на великокняжество, и митрополит Алексий, неоднократно возлагал на Преподобного труднейшие политические поручения словом и убеждением усмирить распри удельных князей и привести их к признанию верховной власти князя Московского. И настолько было велико обаяние личности Преподобного, что самые упорные смирялись перед силою и мудростью его слова.

Итак, по его почину пустынное житие широко распространилось в Московской Руси. В ХV и в ХVI веках все леса северной Руси населились пустынножителями, духовными чадами и подражателями Преподобного. Около этих уединенных хижин быстро вырастали новые и новые обители. В XV веке в одной Московской Руси было основано до 57 пустынных монастырей. Возникали они в разных местах, становясь опорными пунктами в освоении русскими людьми просторов Севера и Заволжья. Сюда уходили люди, скрывались от татарских набегов и княжеских самоуправств, ставили села и городки, превращали лесные дебри в ухоженные места. Монастыри того времени -- опять же с легкой руки Сергия -- никак не притесняли и не угнетали крестьян, напротив, под монастырскими стенами люди чувствовали себя спокойнее, хозяйства их процветали, и близость к монастырям открывала путь к учению, к книгам. Да и моральный дух тогдашней братии действовал на окружающих мирянблаготворно.

Легенды окружали имя Сергия на Руси, пробуждавшейся от великого гнета - татарского ига. Его дела, поступки, нравственный облик, его поведенческий кодекс поразительным образом не походили на то, к чему люди привыкли, с чем почти что примирились и чему, казалось, не будет конца. Воздух времени пропитался злобой, ожесточением и безнадежностью. Целые поколения жили в обстановке безвластия, беззакония, произвола и грабежа. Распад государственного порядка, постоянные неурядицы, набеги то татар, то «своих», хозяйственная разруха грозили нравственным распадом народа.

Велико было историческое значение монастырей в деле строительства Российского Государства, ибо, по завету Преподобного, они основывались в местах пустынных и диких и, конечно, привлекали к себе население, которому было удобнее и духовно радостнее и прочнее жить при них. Таким образом, они явились истинными рассадниками жизни и просвещения, своего рода колонизаторами; они развивали земледелие, строительство, насаждали ремесла и на культуре духа закладывали основу государственности.

Итак, Святой Сергий явился отцом северного русского монашества, основоположником Святой Руси и также предтечей будущих старцев. Но, помимо того, велико было его значение и в общегосударственной жизни народа. Мы видели, как неоднократно он улаживал распри между князьями, грозившие неисчислимыми бедствиями молодому государству. Он же скрепил своею подписью закон о престолонаследии от отца к сыну, положивший конец междоусобным соискательствам, раздиравшим Землю Русскую.

Но апофеозом деятельности Преподобного Сергия было его историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия с Ордой. Он знал, какое следствие будет иметь его слово, и принял на себя эту ответственность. И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа над вековыми утеснителями - Золотой Ордой. Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского Государства, несмотря на еще угрожавшее нападение врагов, все же она настолько укрепила веру народа в свои силы, настолько подняла дух его, что Московское Государство смогло укрепиться, чтобы с течением времени развиться в Великую Державу Всероссийскую. Страшны были татары, но еще страшнее и губительнее для Земли Русской были все еще продолжавшиеся раздоры между князьями.

2.1 Сергий Радонежский - примиритель Князей

Многие, должно быть, знали, что он наотрез отказался от сана митрополита, то есть главы Русской Церкви, и дал понять, что вообще ни к какой власти не стремится. Свой долг видел в том, чтобы понимать дух народа, оживлять и приводить в движение его нравственные чувства.

Здесь уместно сказать об участии Сергия в политической жизни того времени. Он не увлекался ежедневной, текущей политической деятельностью, был далек от распрей, раздиравших семью русских князей, да и в церковные дела старался не вмешиваться. Иногда, правда, он вмешивался в политику, но лишь когда это затрагивало интересы широкие, а не внутренние, личные княжеские расчеты. Но и здесь он оставался верен себе, действуя словом, убеждением. Сергий был близок с князем Московским Дмитрием Ивановичем и, несомненно, поддерживал его деятельность по укреплению Москвы и превращению ее в будущий новый центр Руси.

Игумен уговорил князя Константина признать над собой власть великого князя Московского. В 1365 году он смирил Бориса, захватившего нижегородский стол. Тут, правда, ему пришлось употребить власть -- он закрыл в Нижнем Новгороде все церкви, лишил горожан богослужения и отправления других церковных обрядов и объяснил им неправомочность действий Бориса.

Так и в 1385 году вел. кн. обратился к Преподобному с просьбою уладить его отношения с грозным и неукротимым кн. Олегом Рязанским, давнишним врагом Москвы и союзником Мамая и Ольгерда. Вся жизнь этого вероломного князя прошла в интригах и походах; и не раз способствовал он и ханским нашествиям на Землю Русскую. Многих послов посылал Дмитрий к Олегу, но высокомерный князь никого не хотел слушать. И вот Сергий, уже 70-летний старец, идет в Рязань, чтобы утвердить прочный мир между князьями. Чудный Старец долго беседовал с суровым князем и своим огненным духом и словами сердца привел его в такое умиление, что уговорил заключить вечный союз с вел. князем Дмитрием.

3. Преставление Преподобного Сергия Радонежского

После той духовной высоты, которой достиг Преподобный Сергий, он уже не долго жил. За полгода до своей кончины Преподобный получил откровение о своем исходе. Призвав братию, он вручил управление Обителью своему ученику преподобному Никону, сам же удалился в келью, в полный затвор, пребывая в безмолвии.

Именно Сергий проводил в последний путь князя Дмитрия Ивановича и, как один из духовников его, поставил подпись под завещанием великого князя, в котором определялся переход престонаследия от отца к сыну, что юридически прекращало распри вокруг власти и открывало путь к воссозданию единого Российского государства.

Умер Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года на 78-м году от рождения, загодя предвидя кончину и успев вручить игуменский жезл любимому своему ученику.

Уже ближайшие поколения русских людей, чья сознательная жизнь пришлась на первые десятилетия XV века, оценили личность Сергия и его вклад в судьбоносные дела Руси. «Прежде его такого не бывало… всеми любим был из-за честного жития своего. Он был не только пастух своему стаду (то есть монастырской братии), но и всей Русской земле нашей учитель и наставник».

Сергий был причислен к лику святых, и благодаря этому акту созданы его биографии-жития и образ его явился на иконах.

На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны.

Духовное делание, проповедником которого был Сергий и его ученики имело не меньшее значение в возрождении России, чем активная деятельность московских князей на поле брани и за столом переговоров с другими князьями, литовскими и ордынскими владыками.

Заключение

Выдающаяся личность преподобного Сергия, его высочайший духовный и нравственный авторитет выдвинули его в ряд крупнейших церковных деятелей России. Преподобному Сергию Радонежскому выпала роль собирателя духовной мощи Руси и созидания немеркнущего облика Святорусского государства.

Не будет преувеличением сказать, что Сергий Радонежский -- один из тех, кто создал Россию и на ком она до сих пор держится. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы.

В заключении мне хотелось бы процитировать историка В. О. Ключевского, который в своих трудах писал: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов». сергий радонежский церковь святой

Список источников и литературы

1. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Эксмо, 2008. - 107 с.

2. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. - СПб.: Азбука-классика, 2001.

3. Сергий Радонежский. Очерк Н. Яровской. - М., 1993.

4. http://ricolor.org/history/ka/podvig/serg_rad/

5. http://www.intelros.ru/2007/07/09/prepodobnyjj_sergijj_radonezhskijj.html

6. http://sergiyradonegskiy.orthodoxy.ru/jitie.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Сергия Радонежского - иеромонаха Русской церкви, основателя Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). Монашеский постриг Варфоломея. Чудеса по молитвам преподобного Сергия.

    презентация , добавлен 11.12.2016

    Детство Сергия Радонежского, начало его жизни в отшельничестве. Основание Троицкого монастыря, деятельность игумена с целью реформирования монашеского уклада. Значение образа Святой Троицы. Аскетический подвиг и мистический опыт преподобного Сергия.

    реферат , добавлен 12.04.2013

    С. Радонежский как основатель Троицкого монастыря под Москвой, анализ краткой биографии. Жизнь Варфоломея посреди глухого Радонежского бора, постриг под именем Сергия. Вскрытие мощей Радонежского в 1919 году, их возращение церкви. Памятники Сергию.

    презентация , добавлен 27.03.2013

    Ознакомление с историей жизни и смерти Сергия Радонежского. Пустынножительство в лесу. Чудеса, совершенные Варфоломеем, пострижение в монашество. Обретение целых и нетленных мощей и одежды Преподобного, их благоухание и целительная сила болящим.

    презентация , добавлен 28.11.2014

    История основания православного мужского монастыря на берегу реки Нурмы Вологодской области учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Закрытие и переоборудование монастыря при Советской власти и его восстановление и обновление в 1994 году.

    презентация , добавлен 19.03.2013

    Значение личности святого праведного Иоанна Кронштадтского и его наследия для церковного народа. Школьные и студенческие годы Иоанна Сергиева. Начало пастырского служения. Дела благотворительности, блаженная кончина. Учение о Православном богослужении.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2009

    Детские годы Ивана Страгородского, учеба в Петербургской Академии. Преподавание истории западных исповеданий, первые великие церковные титулы. Миссионерская деятельность Митрополита Сергия в годы Советской власти, после Великой Отечественной войны.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2011

    Прославление преподобного Саввы Сторожевского - ученика Сергия Радонежского. Отношение знатных семейств к памяти основателя Саввино-Сторожевского монастыря. Спасение царя Алексея от медведя Саввой Сторожевским. Святой источник преподобного Саввы.

    презентация , добавлен 23.02.2016

    Общая картина исторических событий в период XIII-начала XVI веков, Изменения, происходившие в церкви. Наблюдение жизни церковных людей. Жизнедеятельность Сергия Радонежского. Провозглашение Брестской унии. Общественный характер деятельность монашества.

    реферат , добавлен 20.05.2013

    История основания Церкви Марии Магдалины и прославленной обители Живоначальной Троицы. Изучение биографии настоятеля протоиерея Алексия Абрамова. Создание фильма о Сергиево-Троицкой Лавре, ее взаимосвязи с историей России и жизнью Сергия Радонежского.

СЕРГИЕВ ПОСАД (Московская область), 18 июл — РИА Новости. Величайшему подвижнику, преподобному Сергию Радонежскому принадлежит судьбоносная роль в истории российского государства, заявил президент России Владимир Путин, выступая на праздничном концерте, посвященном 700-летию основателя Троице-Сергиевой Лавры.

"В истории нашего государства ему принадлежит поистине судьбоносная роль… Его мудрое и твердое слово наставника было духовной опорой, поддержкой в тяжелый период иноземного нашествия и внутренних раздоров", — сказал президент.

"Именно тогда прозвучали его пророческие слова — "любовью и единением спасемся", и этот призыв, наполненный непоколебимой верой, послужил объединению русских земель и навсегда вошел в душу нашего народа, в нашу историческую память", — сказал Путин.

Торжества, посвященные 700-летию преподобного Сергия Радонежского Одним из самых ярких событий торжеств в честь преподобного Сергия паломники и организаторы считают состоявшийся накануне крестный ход, который возглавил сам предстоятель РПЦ.

По его словам, масштаб и влияние личности преподобного Сергия отразились не на одной эпохе, он стал вдохновителем патриотического, национального, нравственного подъема, содействовал укреплению православной церкви и строительству монастырей, которые были не только духовными центрами, но и крепостями, стражами России. "Среди них особая роль принадлежит Троице-Сергиевой лавре, она по праву считается православной твердыней, чистым истоком веры и сокровищницей общенациональной культуры", — отметил Путин.

"Заветы Сергия Радонежского — это ключ к пониманию России, к познанию первооснов, ее исторических традиций, единства и сплоченности. В этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее", — сказал глава государства.

Торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, проходят 16-18 июля практически во всех регионах страны.

Биография Сергия Радонежского

Преподобный Сергий родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года (по другим данным — 1322 года) в семье знатных и благочестивых бояр. В крещении он получил имя Варфоломей. Согласно церковному преданию, с первых дней жизни Варфоломей удивлял всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если мать употребляла в пищу мясо.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников. Однажды мальчик встретил на дороге ангела в образе инока и попросил его: "Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Старец помолился — и желание благочестивого отрока исполнилось. С этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.

Около 1328 года Варфоломей с семьей переселился в Радонеж. Еще в самом юном возрасте он хотел оставить мир и избрать монашеский путь, однако родители просили Варфоломея при их жизни не оставлять их, и будущий святой покорился их воле.

После смерти родителей он построил в лесу келью во имя Троицы и стал отшельником. В 1337 году Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия. Постепенно к нему стекались другие иноки, ища духовного руководства — и вскоре в маленькой обители составилось братство из 12 человек. Так было положено начало духовному центру Руси, жемчужине православия — Троице-Сергиевой лавре.

Преподобный Сергий совершил немало чудес — воскрешал мертвых, исцелял больных. Он также активно способствовал примирению враждовавших князей.

Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на Куликовскую битву. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители — легендарных Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал победу князя Дмитрия.

Дожив до глубокой старости, преподобный Сергий скончался в безмолвном уединении 8 октября 1392 года. Накануне кончины преподобный в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…".

В 1422 году, во время строительства нового храма в честь Живоначальной Троицы на месте деревянного, были обретены мощи преподобного Сергия — Русская православная церковь отмечает это событие 18 июля (5 июля по старому стилю).

В 2014 году весь христианский мир отметил семисотлетие с момента появления на земле великого праведника Сергия Радонежского. В этой статье мы постараемся познакомить вас с жизнью великого русского игумена, расскажем, как называлась Россия при Святом Сергии. Объясним, почему столь велико значение его деятельности в истории нашего Отечества.

Рождение преподобного Сергия

Шестнадцатого мая (по новому стилю) 1314 года родился будущий игумен Русской Земли. Через сорок дней после рождения младенца назвали Варфоломеем, что означает "Сын радости". Это имя было редким в то время среди боярства. Его носил один из Христа.

Усадьба его родителей располагалась в селе Варницы, неподалеку от Ростова Великого. С детских лет Варфоломей был отмечен особой благодатью. С каждым годом Мария и Кирилл убеждались в богоизбранности сына.

Радонеж - вторая родина Сергия

В 1328 году семейство переехало в Радонеж, где Варфоломей начал проявлять интерес к монашеской жизни и впервые задумался о том, чтобы уйти в монастырь. Эта идея принадлежала его брату Стефану, ушедшему в монахи. Отец Варфоломея был недоволен таким решением и всячески старался отговорить среднего сына от подобного шага.

Сергий не стал расстраивать отца и остался с родителями, чтобы помогать им по хозяйству. В 1337 году родители Сергия умерли, и он, отдав свою часть наследства младшему брату, вместе со старшим Стефаном стал вести жизнь отшельника в глухом лесу.

Как называлась Россия при Святом Сергии? Наше Отечество в те времена звалось Русью, где испокон века отшельничество считалось высшей степенью монашеского совершенства. Братья построили келью и зажили уединенной жизнью. Стефан не смог выдержать испытания и покинул келью. Сергий остался в полном одиночестве. Вскоре об отшельнике разнеслась молва как о святом человеке (праведнике). К нему стали идти монахи и простые верующие.

Вокруг Сергия образовалась небольшая община из двенадцати человек. Они построили деревянную церквушку во имя От преподобного Сергия начался культ Троицы. Это была община, возродившая дух единомыслия и братской любви. Они проповедовали жизненный принцип «Не совершай того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». Для того времени это было ново и необычно. В монастырях процветали ненависть, склоки, жадность.

Верующие стали идти к Сергию, чтобы убедиться в существовании «земного чуда». Вскоре они стали говорить, что рядом с ними живет праведник - посланец Бога. При Святом Сергии Россия называлась Русью. И в то время считалось, что нашествие монголо-татарских племен - это наказание за ее грехи. Помочь ей спастись может только возрождение милости божьей. Община Сергия - показатель истинно праведного образа жизни.

Чудеса Святого праведника

Христиане уверены, что лишь благодаря великой вере в Господа и постоянным искренним получил дар исцеления людей, которые молили его о помощи. Он мог одним прикосновением руки исцелять слепоту, лечил бесноватых и немощных, немых и хромых.

Однажды в одном из монастырей, где в то время находился Преподобный, закончилась вода. Он стал усиленно молиться Всевышнему, нашел место, освятил его крестом, и свершилось чудо - на этом месте забил родничок, который сегодня называют Сергиевым.

Как-то поздней ночью Великий праведник молился и читал о житии Богородицы. Сильный порыв ветра задул лампадку. Сергий так воспылал своим духом, что книга просияла небесным светом.

Как многие святые, Преподобный был наделен даром провидения. Именно благодаря этому дару его благословение знаменитого князя Дмитрия Донского на бой с татарами оказалось столь действенным. Эта победа стала началом возмужания и укрепления Московской Руси, как называлась Россия при Святом Сергии. И вдохновителем ее стал Великий Праведник.

Сергий Радонежский в истории России

За свою долгую и праведную жизнь Сергий основал двадцать монастырей, и не только в Москве. Россия при Святом Сергии с помощью монастырей начинает осваивать новые земли. У него появляется много учеников, с возрастом его авторитет становится непоколебим.

Большую роль сыграл преподобный Сергий в победе ополчения на У Дмитрия Донского не хватало воинов, чтобы противостоять Золотой Орде. Было необходимо собрать ополчение. Требовалось разъяснить народу, что это Дмитрий приехал к Сергию и попросил благословения на ратный подвиг. Преподобный благословил воина, а кроме того, по его совету в русское войско вступили два монаха.

Значение деятельности Сергия

Он никогда не принимал участия в боевых действиях, ни с кем не воевал. Но по исторической значимости своей деятельности Сергий был выше полководцев того времени. Тот, кто интересовался историей, знает, что в тринадцатом-четырнадцатом веках было иное название России. При Сергии Радонежском славянский народ объединяло гордое и емкое название Русь (Московская).

Великий праведник был истинным церковным дипломатом, величайшим христианином, создателем новых монастырей, учителем, воспитавшим очень много учеников и последователей, которые несли его мысли и идеи в жизнь.

День памяти Сергия

Скончался Сергий Радонежский двадцать пятого сентября 1392 года в возрасте семидесяти восьми лет. Этот день у христиан считается днем памяти Святого Сергия. В это время в основанный им монастырь - - нескончаемым потоком идут люди. Они молятся, преклоняются мощам Святого Сергия. Издавна в этот день к его мощам приезжали князья и цари русские и шли к монастырю пешком.

После смерти Сергий причислен к лику великих святых. Прожив долгую и праведную жизнь, он смог объединить русских князей, убедить их подчиниться князю московскому и вместе выступить против татар.

Душа русской церкви

Многие верующие считают, что и сегодня в Свято-Троицкой Лавре, которую основал Преподобный, живет душа Церкви Руси, так как называлась Россия при Святом Сергии именно так. Русский игумен почитаем нашим народом и христианами всего мира, как никакой другой. Поэтому пребывание в Троицкой Лавре - это всегда благодать. Сергий Радонежский - наш полководец в видимых и невидимых сражениях. На протяжении семи веков русские люди говорят о Великом праведнике, что с ним нам не страшна никакая беда.

В рамках Региональных Рождественских чтений «Князь Владимир цивилизационный выбор Руси» был представлен актуальный доклад на тему «Роль семьи в духовном подвиге преподобного Сергия Радонежского», который читала социальный педагог ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий» Елизавета Егоровна Зуйкова. В своем докладе Елизавета Егоровна рассказала о православном воспитании детей на примере жизни семьи святых праведных Кирилла и Марии. Представляем полный текст выступления.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи — все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром… само содержание жизни в обществе… Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере.
У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности — воспитание духа.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.
А семейная жизнь – это в первую очередь духовная жизнь. И суть православного воспитания заключается в том, что родители должны, прежде всего, воспитывать себя в любви к Богу, опираясь на христианские заповеди. В основе христианского воспитания лежит христианская жизнь семьи – отца и матери, в которой родители создают все условия для того, что бы умножалась духовная жизнь ребенка.
В наше непростое время семья испытывает особое давление мира. В семье стали забывать, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, предстоять перед Богом, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Отпадение людей от веры привело к тому, что муж перестал чтить Бога, жить по Его воле, стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный – ребенок. В наше время очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают, не уважают, не хотят слушать родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому разговор о воспитании, о семье – это разговор о возвращении человека к Богу.
Церковь почитает многих святых, соединенных узами брака или являющихся представителями одного семейства. Ярким примером может служить житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских.
О жизни преподобных Кирилла и Марии известно немногое. Они происходили из знатного боярского рода, жили недалеко от Ростова Великого. Вся жизнь преподобных была основана на следовании Божьим заповедям о любви к Богу и друг к другу. «Если вы хотите, — говорили в древности учителя Церкви родителям, — чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий».
Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви. Сами усердно молились, обращая все свои чаяния к Богу и приучали своих детей к молитве. И дети были достойны своих родителей. Семья преподобных Кирилла и Марии – особая в Русской Православной Церкви: пять ее членов Господь прославил в лике святых.
Кирилл и Мария были людьми добрыми: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение. Однажды, когда Мария, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве во время литургии.
После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами, и водой.
Бог даровал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если мать употребляла в пищу мясо, младенец отказывался от груди матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
Варфоломей получил православное воспитание – в послушании и труде. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами, привлекая к работам своих сыновей.
В этом была мудрость праведных родителей. Отец обучал Варфоломея мужским ремеслам: владеть топором и пилой, запрягать лошадей и пахать землю. Вместе с матерью он работал по дому и научился печь хлеб, шить одежду. В дальнейшем все это ему пригодилось во время его пустынножительства.В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями – старшим Стефаном и младшим Петром. Братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учении.
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил старца – инока. Варфоломей оказав почтение старцу, попросил помолиться за него Богу, чтобы научиться грамоте. Инок исполнил просьбу Варфоломея, дал ему просфоры и хотел удалиться, но Варфоломей пригласил его к своим родителям. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец, прощаясь с ними, пророчески предсказал: «Велик будет ваш сын перед Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святой Троицы». С тех пор Варфоломей стал без труда читать и понимать содержание книг, с особым усердием молиться, ходить на службу, не пропуская ни одного богослужения. Он уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, строго соблюдая при этом строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
В 1334 году семья перебралась на земли Московского княжества из Ростова и поселилась в Радонеже близ церкви Рождества Христова. Братья Варфоломея женились, он же просил у родителей позволения вступить в иноческое житье. Родители не дали ему своего благословения и Варфоломей смиренно остался, отложив на время свою мечту, ухаживая за родителями. Через некоторое время Кирилл и Мария сами пожелали вступить в монастырь. Верстах в трех от Радонежа находился Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.
В этом монастыре провели они остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
Похоронив родителей, Варфоломей передал младшему брату Петру все имущество, и вместе со старшим братом Стефаном удалились для пустынножительства в лес, недалеко от Радонежа.
Найдя в глухом лесу место, братья расчистили небольшую поляну, соорудив хижину, затем келью, а потом небольшую церковь. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и ушел в столицу, где стал монахом Богоявленского монастыря. Варфоломей остался один. 7 октября 1342 года он принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Иноческая жизнь в совершенном уединении была подвержена великим трудностям: голод, жажда, холод, страх перед зверями, лишения, уныние. Здесь-то и пригодились ему навыки трудолюбия, терпения и смирения, которые воспитали в нем его родители.
Период иночества длился примерно 12 лет. Сергий принял на свои плечи главный груз трудов и забот. Он принимал участие в строительстве келий другим братьям, заготавливал на всех дрова, пек хлеб, готовил пищу, показывая пример трудолюбия и заботы о ближнем. Вскоре в маленькой обители образовалось братство из двенадцати иноков.
Увеличился круг забот и занятий Сергия, когда волынский епископ Афанасий в 1354 году посвятил Сергия в сан священника, а затем и игумена, выполняя принцип: «Хочешь быть старейшиной – стань меньше всех и всем слугой».
Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, быстро распространялась, к нему привозили больных из окрестных селений и из отдаленных мест. Никто не покидал преподобного, не получив исцелений от недугов и назидательных советов.
Великий князь Дмитрий Донской, признавая в преподобном Сергии могущественную веру и дар пророчества, просил его благословения на великое сражение против монголо-татарского ига. Преподобный Сергий благословил князя.
В сражении, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над монгольскими полчищами, положив начало освобождения Русской земли от ордынского ига. Возвратясь с победой, великий князь Дмитрий поспешил к преподобному с благодарностью за духовное подкрепление.
Предвидя время своей кончины, преподобный Сергий за шесть месяцев призвал братию и поручил ее ученику своему, преподобному Никону, а сам вступил в совершенное безмолвие. 25 сентября 1392 года преподобный Сергий скончался. Накануне великий угодник в последний раз призвал иноков и обратился со словами завещания, которые говорили ему когда-то его родители: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».
Святые мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся в Свято-Троицком храме основанной им обители и остаются неиссякаемым источником благодатных исцелений. Мощи его родителей, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, неизменно покоятся в Покровском соборе Хотьковского монастыря.
Почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России уже в 19 веке.
Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, через 600 лет после преставления их сына преподобного Сергия. Радонежского.
Человек, ставший одним из самых почитаемых русских святых, родился именно у Марии и Кирилла, явивших высоту и святость как семейной жизни, так и монашества.
Традиционная православная семья, основанная на принципах веры, любви, духовного родства, всегда являлась источником высокой нравственности, внутренней свободы и внешней скромности. Именно в семье на примере взаимного уважения, духовной общности и любви родителей ребенок получал первый духовный опыт, становился личностью. Прежде всего, родители старались заложить в детский ум живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с материнским молоком. Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу, говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий, почитать родителей и старших, говорили о терпении, прощении обид и незлобии, скромности, стыдливости, покорности, молчаливости, благотворительности и целомудрии. Отсюда следует, что воспитать христианина может только христианин.
Святые преподобные Кирилл и Мария являются покровителями семьи и примером своей жизни показывают нам – что есть настоящая христианская семья. В наше время, когда правильное понимание семейной жизни упраздняется, когда люди после года семейной жизни расходятся, когда отказываются рожать и воспитывать детей, нам необходимо взглянуть в прошлое и поучиться семейной жизни у наших святых предков.



Похожие публикации