Реформа госзакупок. Путин выступил за реформу системы госзакупок в области культуры

Систему регулирования закупок необходимо трансформировать так, чтобы она работала не на соблюдение процедуры, а на конечный результат .

Последние два года идут острые публичные дискуссии о состоянии государственных закупок в России. Результатом этих дискуссий стало признание необходимости существенных изменений в законодательстве и решение о создании Федеральной контрактной системы. На практике это означает новую реформу системы госзакупок. Но для того, чтобы она оказалась успешной, важно извлечь уроки из прошлого - включая ошибки и просчеты.

Реформа Немцова

Первая реформа госзакупок была связана с именем Бориса Немцова, который в 1997 году занял должность вице-премьера РФ. Реформа стала реакцией на глубокий кризис в сфере обеспечения государственных нужд после распада СССР и всей административно-командной системы управления экономикой. Госснаб как один из столпов плановой системы был ликвидирован, но сохранились старые каналы прямого бюджетного финансирования госпредприятий и госучреждений при отсутствии контроля за деятельностью их руководителей. Одновременно наблюдалось резкое падение госрасходов с систематическими задержками в оплате госзаказа со стороны государства. Все вместе это создало массовые стимулы для вывода активов и коррупции.

В апреле 1997 года президентским указом №305 было введено обязательное конкурентное размещение всех госзаказов стоимостью выше 2500 МРОТ, что тогда примерно соответствовало сумме $35 тыс. Одновременно вводились требования о публикации информации о торгах, об обязательном обучении специалистов по госзакупкам в организациях-заказчиках.

Практическая реализация реформы столкнулась с серьезными проблемами. В частности, указ №305 не создал систему правоприменения. Он не предусматривал реальных санкций за какие-либо нарушения прав поставщиков и за отсутствие информации о торгах. У Министерства экономики, курировавшего сферу закупок, практически отсутствовал аппарат для осуществления контроля и регулирования. За все госзакупки в РФ отвечали два отдела в департаменте регулирования цен в Минэкономики - со штатной численностью 30 сотрудников. Одной из функций этого подразделения было согласование поступавших со всей страны запросов на размещение госзаказов у единственного поставщика. В итоге на оценку документов и обоснование решения по каждому такому запросу у сотрудников Минэкономики в среднем оставалось 20 секунд. Наконец, не было даже минимальной сводной статистики о том, как работает система закупок и что с ней происходит. Очевидно, что такая система была неэффективной.

Федеральный закон №94

Вторая реформа госзакупок была связана с происходившим с середины 2000-х годов усилением государственного присутствия в экономике, включая заметный рост госзаказа.

Реформа была инициирована руководителем ФАС И. Артемьевым и министром экономического развития и торговли Г. Грефом. Она получила большую политическую поддержку, и в июле 2005 года Госдумой был принят ФЗ №94.

В первую очередь новый закон был нацелен на борьбу с коррупцией. Он должен был обеспечить прозрачность закупок и создать условия для конкуренции на торгах. Ставка была сделана на использование максимально простых, унифицированных процедур с изначальным ограничением закупок у единственного поставщика и с резким ограничением возможностей для заказчиков повлиять на отбор поставщиков. При этом отбор поставщиков проводился по критерию наименьшей цены.

Одним из следствий этого стало снижение цен на торгах, которое практически не наблюдалось до введения 94-ФЗ. В результате суммарная экономия средств для бюджета, по данным ФАС, за шесть лет применения закона составила около 1,2 трлн руб., и ФАС рассматривала эту экономию как ключевой индикатор эффективности 94-ФЗ.

К 2011 году контроль госзакупок осуществляли более тысячи сотрудников ФАС в Москве и во всех регионах. Как следует из отчетов ФАС, сотрудники ведомства ежегодно проверяют свыше 100 тыс. проведенных закупок, выдают десятки тысяч предписаний об устранении нарушений, взыскивают штрафы на общую сумму в десятки миллионов рублей. Иными словами, в сфере госзакупок была создана реально работающая система правоприменения.

Однако в целом надежды на создание эффективной системы госзакупок опять не оправдались.

Первая новация, которая вызвала неоднозначные последствия, - фактический запрет на использование квалификационных критериев и учет деловой репутации при отборе поставщиков. Многократно озвученная позиция ФАС сводится к тому, что процедура отбора поставщиков не влияет на качество поставок. Однако в действительности это глубокое заблуждение. Отнюдь не для всех товаров, работ и услуг можно априори определить и быстро проверить требования к качеству.

Так, есть простые товары и услуги. Их качество легко определимо и может быть прописано в конкурсной документации. Это, например, сахарный песок, цемент или уборка помещений. Но есть другие категории товаров и услуг, качество которых можно проверить только в процессе использования, причем иногда дефекты могут проявиться со значительным лагом. Классический пример - это строительные работы или дорогостоящее сложное оборудование (например, компьютерные томографы). Именно поэтому на этих рынках важную роль играют квалификация и деловая репутация поставщика. А применительно к НИОКР, медицинским и образовательным услугам качество не всегда можно проверить даже в процессе использования.

Второй спорный момент был связан с тем, что в целях обеспечения доступа к торгам малого и среднего бизнеса были введены очень низкие стоимостные пороги, после которых начиналось обязательное применение конкурентных процедур. Изначально они становились обязательны для всех закупок стоимостью свыше 60 тыс. руб., позже этот лимит был повышен до 100 тысяч.

Обязательность таких процедур привела к чрезмерному расширению объектов контроля. Согласно официальной статистике Росстата, более 90% от общего числа - это так называемые «малые закупки». Они являются объектом контроля наравне с крупными закупками, но реально их стоимостная доля в общем объеме закупок маргинальна - всего около 6%. В итоге происходило распыление административного ресурса на те объекты, которые не заслуживали внимания.

Третий важный момент. В соответствии с 94-ФЗ был создан официальный сайт для размещения информации о госзаказах www.zakupki.gov.ru . Благодаря его наличию для СМИ и широкой общественности стала доступна информация о явных «отклонениях» в системе госзакупок - начиная с истории про «золотые кровати» для МВД и заканчивая закупками «золотых томографов». Однако, к сожалению, за пять лет практического применения 94-ФЗ так и не были созданы нормальные работающие механизмы анализа накопленной на сайте информации о миллионах проведенных торгов и их участниках, а также об уровне и динамике цен на закупаемые государством товары, работы и услуги.

В целом можно констатировать, что главный акцент в политике ФАС был сделан на контроль процедур размещения заказа - при отсутствии контроля за результатами госзакупок и проблемами, возникающими при осуществлении поставок для госнужд. Серьезные проблемы с обеспечением поставок должного качества и в должные сроки стали одним из главных аргументов против 94-ФЗ. При этом, начиная с 2008 года, с резкой критикой сложившейся системы госзакупок выступали не только госзаказчики, но также Счетная палата, ТПП и Генпрокуратура, а с 2010 года - президент Дмитрий Медведев.

Что делать?

Очевидно, что систему регулирования закупок необходимо трансформировать так, чтобы она работала не на соблюдение процедуры, а на конечный результат:

1. ФАС в рамках контрольных процедур вместо механической проверки любых контрактов (мелких, средних, крупных) следует концентрироваться на крупных контрактах и закупках, по которым было сильное падение цен.

2. Необходимы особые процедуры отбора поставщиков по всем крупным закупкам, даже простым - с учетом стандартных факторов, которые используются в мировой практике. Это успешный опыт выполнения аналогичных проектов, наличие квалифицированных кадров и оборудования.

3. Нужны легальные процедуры адаптации контрактов к меняющимся условиям внешней среды. Их можно и нужно формализовывать, обозначая, при каких условиях и в каких масштабах возможно изменение цен или продление сроков действия контракта. В противном случае это все равно будет делаться - но в «серой» зоне, с неизбежным расширением предпосылок для коррупции.

4. Необходимо сократить масштаб применения аукционов в госзакупках, потому что аукционы эффективны лишь для тех товаров, качество которых проверяемо в момент поставки.

5. Нужен гораздо более широкий доступ к данным о госзакупках и создание нормальных технологических возможностей для анализа этих данных.

Данная статья продолжает серию публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА, www.arett.ru) о стратегических проблемах развития страны.

Для групп 4 человека 126400 - 99 500 рублей (включая удостоверение о повышении квалификации)

В стоимость включены: питание, раздаточный и методический материал, свидетельство.


Участники могут получить удостоверение о повышении квалификации по 223-ФЗ (108 ак.ч.) , продолжив обучение в дистанционном модуле.
Дополнительная оплата — 4000 руб/чел.

223-ФЗ в новой редакции. Регламентация способов и этапов электронных закупок. Ограничения на указание товарных знаков.
Алгоритм и особенности закупок у СМСП в 2018г.

09 апреля 2018 года
09:30-10:00- РЕГИСТРАЦИЯ
10.00-17.00 Регламентация способов и этапов электронных закупок. Ограничения на указание товарных знаков. Алгоритм и особенности закупок у СМСП в 2018г.

223-ФЗ в редакции 505-ФЗ от 31.12.2017, 496-ФЗ от 31.12.2017, 481-ФЗ от 31.12.2017, 470-ФЗ от 29.12.2017, 249-ФЗ в ред. от 29.12.2017):

  • Обязанность проводить конкурентные закупки в ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ;
  • Сроки обязательной корректировки Положения и пункты, подлежащие включению/изменению;
  • Установление ПРЕДЕЛЬНОГО минимального и максимальный срока заключения договора;
  • Ограничение способов конкурентных закупок;
  • ЗАПРЕТ указания Товарных знаков, Наименования страны происхождения;
  • Случаи исключения - когда можно указывать товарные знаки в редакции «или эквивалент»;
  • Случаи исключения - когда можно указывать товарные знаки без указания «или эквивалент»;
  • Сроки/Порядок/ Особенности применения 44-ФЗ Заказчиками, не выбравшими объем у СМСП;
  • Новые основания и порядок обжалования действий(бездействия) заказчика в Суде и ФАС;
  • Обязанность заказчика отвечать на запросы о разъяснении документации;
  • Требования к содержанию протоколов, составляемых в ходе конкурентной закупки;
  • Требования к содержанию протокола, составляемого по итогам конкурентной закупки;
  • Новые сроки проведения конкурентных закупок;
  • Требования к обеспечению заявок - случаи и порядок предоставления, размер, порядок

возврата, основания удержания;

  • Право заключения договора с несколькими участниками закупки;
  • Проведение электронных закупок:
  • - возможность проведения только через операторов электронных площадок;
  • - аккредитация участника на электронной площадке;
  • - электронный документооборот между Заказчиком, Участником и Оператором.
  • Особенности проведения электронных закупок у СМСП;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного конкурса;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного аукциона;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса предложений;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса котировок;
  • Операторы электронных площадок для проведения электронных закупок;
  • Требования к составу и содержанию заявок на участие в электронных закупках;
  • Сроки, основания и порядок отмены закупки;
  • Требования к Форме заявки в запросе котировок в электронной форме;
  • Порядок подачи, изменения, отзыва заявки участником закупки;
  • Требования к сроку хранения заказчиком документов, относящихся к закупке (в том числе заявок);
  • Обязанность закрепить в Положении порядок закупки у единственного поставщика;
  • Обязанность указания НМЦД в Извещении и Документации;
  • Новые требования к содержанию ежемесячной отчетности;
  • Требования к корпоративным информационным системам в сфере закупок;
  • Ведомственный контроль;
  • Новые исключения определенных закупок из под регулирования 223-ФЗ;
  • Особенности закупок у взаимосвязанных лиц;
  • Новый порядок рассмотрения жалоб в ФАС;
  • Типовые положения о закупках и основания обязательности их применения;
  • Изменение понятия «участник закупки»;
  • Возможные основания проведения закупок не в электронной форме;
  • Право Правительства обязать отдельных заказчиков проводить закупки у СМСП;
  • Установление Правительством особенностей проведения закрытых закупок;
  • CРОКИ и порядок вступления изменений в силу.

Обзор практики и актуальных разъяснений законодательства:

  • Расширение случаев закупок бюджетными учреждениями в рамках 223-ФЗ.
  • ТОП 5 нарушений при подготовке технических заданий по версии ФАС.
  • Переход через «0» - право поставщика доплатить заказчику за право бесплатно поставить

товары, выполнить работы, оказать услуги. Особенности заключения и исполнения договора

при переходе через «0» в закупках по цене единицы.

  • Новый порядок применения КАТАЛОГА товаров/работ/услуг - закрытый набор

характеристик и параметров товаров/работ/услуг, порядок описания в ТЗ позиций

отсутствующих в каталоге и многопозиционных закупок, новый порядок обоснования

использования иных характеристик.

  • Поправки в КОАП - случаи инициирования ФАС расторжения договора.
  • Двойные штрафы за нарушения 223-ФЗ - организация и должностное лицо.
  • НДС в составе цены - как проводить оценку предложений и можно ли уменьшать цену при

победе организации работающей на УСНО (позиция Судов, ФАС, Минфина).

  • Цессия - практика применения в 223-ФЗ.
  • В каких случаях можно ограничить/запретить субподряд.
  • В каких случаях можно проводить закупку на строительство «под ключ».
  • Возможность поставщика отказаться от оказания услуг при условии возмещения убытков.
  • В каких случаях можно оплатить работы, выполненные до подписания договора - позиция

Минэкономразвития и Судов.

  • Аффилированность и конфликт интересов - понятия, практика, риски.
  • Право заказчика запросить информацию и документы о фактических расходах поставщика и

о привлечении субподрядчиков для исполнения договора - позиция ФАС и судов.

  • Можно ли требовать у банка неустойку за счет средств банковской гарантии.
  • Расчет начальной (максимальной) цены договора с учетом референтных цен.
  • Регламентация в Положении и Документации порядка участия коллективного участника.
  • Право Заказчика требовать от участника налоговую декларацию.
  • Ограничение предельного размера авансов по всем закупкам.

Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами…» - ПРАКТИКА применения.

Правила подготовки и требования к содержанию Технического задания.

  • Практические рекомендации по применению ТР и национальных стандартов.
  • Порядок и особенности формирования лотов.
  • Правила описания Товаров/Работ/Услуг:
  • - когда можно не указывать «или эквивалент» - примеры решений ФАС и судов;
  • - когда можно указывать требование к поставке товара заводом изготовителем/дилером;
  • - термин «новый товар»;
  • - указание max и min значений параметров, особенности требований к диапазонным показателям и др.;

Национальная система стандартизации Российской Федерации. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» - условия и порядок проведения стандартизации.

  • Декларация о соответствии и сертификат соответствия :

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

  • Регистрация продукции- регистрационные удостоверения

Технические регламенты и национальные стандарты.

  • Требования к продукции - ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и т.д..
  • Лицензирование деятельности участников.
  • Термины - товарный знак и страна происхождения товара.
  • Ловушки технических заданий не нарушающие действующее законодательство.
  • Типовые ошибки заказчиков при формировании Технических заданий.

Разъяснения ФАС и Министерства экономического развития по проблемным вопросам подготовки Технических заданий, в том числе:

  • в каких типах закупок можно выделять лоты;
  • порядок определения улучшенных характеристик товара;
  • возможность покупки товара бывшего в употреблении;
  • можно ли предусмотреть возможность заранее осмотреть место работ;
  • можно ли заменять предусмотренные договором виды работ;
  • виды работ, услуг, которые должны быть предусмотрены в лицензии;
  • когда можно закупить строительные работы вместе с оборудованием.

Обзор результатов обжалований по сложным и спорным вопросам подготовки технических заданий за 2017г., в том числе:

  • установление положений ТЗ - ограничивающих количество участников закупки;
  • установление требований к продукции на основании устаревших ГОСТов;
  • перечисление ГОСТов без соотнесения к конкретным позициям ТЗ;
  • указание требований к химическому составу товара;
  • установление коротких сроков поставки/выполнения/оказания;
  • избыточное укрупнение и усложнение ТЗ;
  • избыточные требования о наличии лицензий и допусков.

Особенности подготовки Технического задания на закупку.

  • Продуктов питания, организация питания/Лекарственных средств/Услуг связи/Образовательных услуг/Информационных услуг/Программного обеспечения/Компьютерной и оргтехники, /Расходных материалов/Услуг по сопровождению и работ по техническому обслуживанию/Услуг охраны/Транспортных средств (в том числе ремонта и технического обслуживания)/Страхования/Услуг субъектов естественных монополий/Работ по строительству, капитальному и текущему ремонту.

Примеры ТЗ и Типовые ошибки заказчиков!

Повышение эффективности подготовки Технических заданий:

  • разработка технологической карты типового технического задания по видам Т/Р/У;
  • разработка типовых технических заданий;
  • эффективное разделение обязанностей между закупщиками и инициаторами;
  • введение в КПЭ инициаторов показателя - «качество и своевременность подготовки ТЗ»;
  • схемы, примеры, образцы!

Закупка по цене единицы товара/работы/услуги:

  • в каких случаях можно проводить;
  • тонкости при подготовке документации;
  • как правильно сформировать и обосновать цену договора, цену единицы, единичные расценки;
  • как правильно опубликовать и провести закупку;
  • обязательные условия договора при проведении закупки по цене единицы.

ПРИМЕРЫ и ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТАЦИИ для проведения закупки по цене единицы!

Стандарт закупочной деятельности от ФАС:

  • порядок формирования критериев и подкритериев оценки заявок;
  • порядок обоснования начальной (максимальной) цены договора;
  • установление антидемпинговых мер;
  • порядок формирования требований к обеспечению заявок/договора/гарантий;
  • порядок формирования лотов при составлении технических заданий;
  • публикуемые и не публикуемые разделы положения о закупке.

Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

  • Новая форма отчетности о закупках у СМСП.
  • Обязательность закупок у СМСП для новых категорий заказчиков.
  • Новые условия закупок у СМСП - реестр СМСП/новые объемы/новые критерии отнесения

к СМСП/новая декларация/новый порядок подтверждения статуса СМСП.

  • Обязанность проводить закупки у СМПСП в электронном виде.
  • 30-дневный срок оплаты по всем договорам с малым бизнесом (ПП РФ от 14.12.2016 N 1355).

Договора и приемка товаров, работ, услуг.

  • Новый порядок внесения сведений в реестр Договоров;
  • Договора с пролонгацией - возможность продления без проведения новой закупки.
  • Обеспечение Гарантий.
  • Требования к порядку приемки.
  • Как правильно расторгнуть договор при нарушении поставщиком условий.
  • Неправомерные условия проектов договоров!
  • Обжалование в ФАС и суд действий организатора торгов по 223-ФЗ.
  • Порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ - ст. 18.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Реестр недобросовестных поставщиков (ПП РФ от 22.11.2012 N 1211).
  • Обзор решений и постановлений о наложении штрафов ФАС за 2017г.
  • Штрафные санкции по 223-ФЗ.

Ответы на вопросы участников семинара. Индивидуальные консультации.

Лектор: Бабунов Сергей Валерьевич - опыт работы Главным государственным инспектором в Управлении контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата ФАС России, Заведующий кафедрой государственных и корпоративных закупок в ФГБОУ ДПО «ИРДПО», опыт проведения семинаров по методикам электронных площадок (более 8 лет преподавательской деятельности), эксперт-практик с 13 летним опытом по организации и сопровождению торгов, автор статей журнала «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги».


« Реформа корпоративных закупок в 2018 году »

1. Изменения, вступившие в силу с 31.12.2017 (Федеральные законы N 481-Ф3 от 31.12.2017, N 505-Ф3 от 31.12.2017).

1.1. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.

1.2. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ. Изменение Положения о закупках в связи с принятыми изменениями.

1.3. Изменения в целях регулирования 223-ФЗ.

1.4. О типовых Положениях о закупке. Порядок разработки и применения.

1.5. О присоединении к Положению о закупке основного хозяйственного общества.

1.6. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.

1.7. Изменения в полномочиях Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданных ими организациями в части обжалования действия (бездействие) заказчиков.

1.8. Новые случаи неразмещения информации о закупке в ЕИС.

1.9. О реестре заказчиков по 223-ФЗ.

1.10. О корпоративных информационных системах.

1.11. О региональных и муниципальных информационных системах.

1.12. О ведомственном контроле закупочной деятельности.

1.13. О последствиях неразмещения Положения о закупках в ЕИС.

2. Изменения, вступившие в силу с 09.01.2018 (Федеральный закон N 470-Ф3 от 29.12.2017)

2.1. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ.

3. Изменения, вступающие в силу с 30.06.2018 (Федеральный закон N 496-Ф3 от 31.12.2017).

3.1. Изменения в сфере действия 223-ФЗ, связанной с реализацией инвестиционных проектов с государственной поддержкой.

3.2. Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия российской федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам.

4. Изменения, вступающие в силу с 01.07.2018 (Федеральный закон N 505-Ф3 от 31.12.2017) и изменения в Положениях о закупках.

4.1. Новые требования к составу Положения о закупках.

4.2. Понятие «конкурентной закупки».

4.3. Способы проведения конкурентных закупок. Схемы проведения способов закупок.

4.4. Неконкурентные закупки. Примеры неконкурентных способов закупки, а также случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

4.5. Изменение в понятии «участник закупки».

4.6. Требования к участникам закупки. Примеры формулирования.

4.7. Требования к описанию предмета закупки. Примеры административной практики по тождественной ситуации в 44-ФЗ.

4.8. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.

4.9. Новые полномочия Корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

4.10. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.

4.11. Порядок осуществления конкурентной закупки:

  • Порядок направления запроса на разъяснение положений документации о конкурентной закупке.
  • Порядок отмены конкурентной закупки заказчиком.
  • Об определении требований к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке в документации о закупке.
  • О сроках хранения документов по закупке.
  • О составе протоколов, составляемых в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки) и по итогам конкурентной закупки.
  • О сроках заключения договора по результатам конкурентной закупки.

4.12. Изменения в порядке проведения конкурса и аукциона.

4.13. Особенности проведения запроса котировок и запроса предложений.

4.14. Об обеспечении заявок на участие в конкурентной закупке. Случаи удержания обеспечения.

4.15. Случаи заключения договоров с несколькими участниками.

4.16. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.

  • Новые термины в 223-ФЗ.
  • Условия участия в электронных закупках.
  • Порядок использования электронных документов при закупках в электронной форме.
  • Действия и обязанности оператора электронной площадки при проведении закупки в электронной форме.

4.17. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

  • Сроки размещения извещений о проведении закупок в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
  • Этапы в электронном конкурсе и порядок их применения.
  • Этапы в электронном аукционе.
  • Порядок подачи участниками электронного аукциона предложений о цене договора.
  • Требования к составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.
  • Особенности запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.
  • Об обеспечении заявок.
  • Порядок блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки, вносимых в качестве обеспечения заявки.
  • Порядок подачи заявок, в том числе состав первых и вторых частей.
  • Порядок проведения «переторжки» при проведении электронного конкурса.
  • Порядок взаимодействия заказчика и оператора при проведении закупок в электронной форме.
  • Последствия невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов.

4.18. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом

  • Случаи проведения закрытых способов закупок.
  • Порядок направления приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке.

4.19. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе порядок размещения информации в ЕИС о такой закупке.

4.20. Изменения в составе извещения и документации об осуществлении конкурентной закупки. Порядок внесения изменений в извещение и документацию.

4.21. Изменения в ежемесячной отчетности заказчиков.

- эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН

1. Практические аспекты реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Административная и судебная практика. Прокурорский надзор (итоги обзора за 5 лет + 2017 год):

Нарушения обязательного порядка информационного обеспечения закупки.
1.1. Нарушения сроков размещения информации в ЕИС или неразмещение информации.
1.2. Нарушения порядка размещения информации в ЕИС.
1.2.1. Нарушения в форме плана закупок товаров, (работ, услуг).
1.2.2. Нарушения состава извещения о закупке, документации о закупке, протоколов, составленных по результатам закупки.
Нарушения в положении о закупке.
2.1. Формальные (технические) нарушения.
2.2. Содержательные нарушения.
2.2.1. Транспарентные содержательные нарушения.
2.2.2. Контроверзные содержательные нарушения.
Нарушения в практических действиях заказчиков.
3.1. Уклонение от проведения конкурентных процедур закупок.
3.2. Уклонение от проведения закупок в электронной форме.
3.3. Нарушения в документации о закупке.
3.4. Нарушения в действиях закупочной комиссии.
3.5. Нарушения при заключении и исполнении договоров.
3.6. Неправильное применение Закона № 223-ФЗ.

2. Практика применения Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

2.1. Примеры расчета соотношения долей российского и иностранного товара (работ, услуг) в смешанном предложении участника.
2.2. Примеры изменения Положения о закупке.
2.3. Примеры документации о закупке, учитывающей требования Постановления.
2.4. Административная практика применения Постановления.
2.5. Обзор разъясняющих писем Федеральных органов исполнительной власти.

3. Подходы к сопоставлению ценовых предложений участников, применяющих УСН и являющихся плательщиками НДС: административная и арбитражная практика.

4. Примеры по порядку оценки и сопоставления заявок, в том числе по критериям «цена договора», «квалификация участника», «срок поставки», «срок гарантии», «отрицательный опыт работы с заказчиком».

5. Иные возможные изменения законодательства.

  • Конфликт интересов и его профилактика.
  • Нормирование закупок.
  • Особенности заявок субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Реестр банковских гарантий.
  • Участие в закупках социально ориентированных некоммерческих организаций.

Лектор: Трефилова Татьяна Николаевна - эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН

Бронирование номеров в гостинице «Измайлово»
Одноместный/ двухместный номер -3640 руб./сутки; завтрак 700 руб.

Необходимость масштабной реформы законодательства о госзакупках сегодня осознают практически все. Динамика его изменения и так остается очень высокой, однако речь идет о пересмотре основ правового регулирования в этой сфере. Уже почти год в правительстве не могут определиться, как именно будет проходить реформа: по варианту, предлагаемому Минэкономразвития России, или по варианту ФАС России.

На этой странице мы собрали сведения об этих альтернативных законопроектах, о хронологии событий, происходящих вокруг реформы. Это сделано для того, чтобы лучше понять разницу между двумя подходами, оценить их перспективы, а также выразить собственную позицию по этой теме на открытом нами .

Хронология событий

В конце ноября 2010 года Президент РФ в своем потребовал закона о госзакупках, поскольку ситуация ухудшается: потери государства достигают 1 трлн руб. В новой редакции закона глава государства предлагал предусмотреть норму о заблаговременном информировании об открытии закупок и планировании закупок минимум на 3 года.

24 февраля глава ФАС России Игорь Артемьев и начальник Управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев представили . В концепции предлагает не создавать новый закон, а внести изменения в закон N 94-ФЗ.

5 марта на сайте Минэкономразвития России проекта Федерального закона "О федеральной контрактной системе (ФКС)". Авторы документа предлагают создать в России новую систему государственных (муниципальных) закупок, заменив закон 94-ФЗ новым законом. И новый закон посвятить всему процессу госзакупок, а не только стадии размещения (как сейчас в 94-ФЗ). Тогда Минэкономразвития России по вопросу перехода на федеральную контрактную систему в сфере государственных закупок. Об этом сообщил глава палаты Сергей Степашин. Он считает, что перерабатывать Федеральный закон N94-ФЗ больше нельзя. Позднее заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев сообщил, что концепцию создания федеральной контрактной системы поддерживают все министерства и ведомства страны, за исключением ФАС РФ и Минфина России.

24 марта с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло обсуждение вариантов изменений в законодательство о госзакупках, в котором приняли участие и Минэкономразвития России, и ФАС России. На совещании было закона N 94-ФЗ. Поэтому ни проект нового закона "О федеральной контрактной системе" от Минэкономразвития, ни поправки к закону N 94-ФЗ, предложенные ФАС России, не были рассмотрены Президиумом Правительства РФ в течение лета 2011 г.

Однако на прошедшем 28 марта совещании от Правительства РФ доклад о ходе разработки законодательства, повышающего эффективность системы государственных закупок. Президент РФ подчеркнул необходимость внятных, прозрачных и эффективных правил действия в сфере проведения закупок и отметил, что особое внимание нужно уделить планированию обеспечения государственных нужд, обоснованию начальных цен закупок, управлению исполнением контрактов, мониторингу этих контрактов.

В связи с этим 21 апреля был подписан . Поправки прежде всего касаются определения начальной цены контрактов, повышения гарантий качества товара и финансовых гарантий на этапе допуска к торгам.

В законе о госзакупках появилась новая ст. 55.3 "Особенности размещения заказов по решению Правительства РФ", наделяющая Правительство РФ правом устанавливать особенности размещения конкретных госзаказов. Также кабинет министров наделен правом по конкретному заказу определять необходимость установления в контракте условия о предъявлении встречных требований при исполнении государственного контракта. Помимо этого, размещать заказ у единственного поставщика теперь смогут лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), бюджетные учреждения в случае выполнения НИОКР за счет полученных грантов, художники-постановщики, декораторы и др. Внесены поправки о порядке подачи жалоб на положения конкурсной документации. Установлен минимальный и максимальный размеры общего годового объема поставок товаров для заказчиков, размещающих заказы у субъектов малого бизнеса - 10% и 20% соответственно. Определены дополнительные требования к товару, поставляемому по госзаказу. Он должен быть новым, не бывшим в употреблении, с неистекшим сроком годности. В основу принятых поправок легла концепция, предложенная Минэкономразвития России, в части позиций, по которым у ФАС России и министерства не было разногласий.

Как отмечал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев, поправки "носят характер (решения) неотложных задач". В частности, они направлены на обеспечение максимально эффективного расходования бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг, а также на создание более гибкой и корректной процедуры закупок. Закон о госзакупках пообещали продолжить дорабатывать .

И вот 1 сентября глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина федерального закона "О федеральной контрактной системе". Им хотят заменить действующий закон о госзакупках 94-ФЗ.

15 сентября начальник управления контроля госзаказов ФАС России Михаил Евраев федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа". Это тот же законопроект, что ведомство представляло весной этого года, но несколько доработанный с учетом представленных предложений общественности и бизнеса. Как сообщили представители ФАС России, данная концепция уже получила одобрение Минфина России, Генпрокуратуры, Московской ассоциации предпринимателей, Опоры России, а также более чем 50 субъектов РФ.

Уже 15 сентября заработала рабочая группа по реформированию законодательства о госзакупках при Правительстве РФ. В нее вошли представители ФАС России, Минфина России и Минэкономразвития России. Именно на этой площадке и будет принято решение о судьбе госзакупок в РФ. А пока оба проекта находятся на стадии общественного обсуждения.

29 сентября на совещании "О совершенствовании законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формировании федеральной контрактной системы" глава Правительства РФ Владимир Путин заявил, что взамен 94-ФЗ . Также им были обозначены ключевые положения, которые должны найти отражение в законодательстве о госзакупках.

Сравним эти два законопроекта:

ФАС России Минэкономразвития России

В чем ключевые различия?

Минэкономразвития России предлагает установить общественный контроль за государственными закупками - граждане смогут участвовать в заседаниях комиссий заказчиков, а общественные объединения будут наделены правом представлять свои предложения по совершенствованию госзакупок. В проекте ФАС России соответствующих положений нет. Их предложение - публиковать как можно больше сведений о закупках, заказчиках, поставщиках на официальных сайтах и пусть общественность смотрит, а в случае чего - жалуется.

Минэкономразвития России предлагается признавать несостоявшимися аукционы в случае снижения начальной цены на 25%. При этом если цена в заявке занижена по отношению к начальной более чем на 25%, заказчик вправе при проведении конкурсных процедур потребовать обоснование цены участником. А вот в ФАС России считают, что при снижении цены контракта на торгах более чем на 30% нужно просто в 1,5 раза увеличивать размер обеспечения - такая защитная мера.

Хоть в Минэкономразвитии России и говорили о перспективе создания особого института контрактных офицеров , эта инициатива в законе о ФКС реализации не нашла. А вот в ФАС России идею взяли на вооружение и предусмотрели создание уполномоченного органа по госзакупкам на федеральном и региональном уровнях, а также в крупных муниципальных образованиях. Речь идет о так называемых контрактных управляющих . При этом и контрактные управляющие, и контрактные офицеры призваны помогать заказчикам и заниматься обеспечением самой процедуры госзакупки.

Помимо этого, ФАС России предлагает :

  • утвердить на федеральном уровне типовые контракты и требования к продукции;
  • заменить запрос котировок процедурой короткого электронного аукциона с порогом закупки до 7 млн руб.;
  • включать в реестр недобросовестных поставщиков не только компании, но и физических лиц, осуществляющих управление такими компаниями;
  • расширить перечень сфер, где возможна предквалификация поставщиков;
  • предусмотреть новые особенности госзакупок для НИР (оценивать предложения и принимать результаты работ будут экспертные советы);
  • ввести принцип платности за необоснованные жалобы.

Минэкономразвития России в свою очередь особое внимание уделяет созданию практически с нуля самой системы ФКС в России - вводятся новые понятия, прописываются полномочия уполномоченного органа по контролю в ФКС и предполагается создание Совета по ФКС, подробно описывается каждая стадия госзакупки.

В частности, министерство предлагает :

  • создать библиотеки типовых контрактов;
  • установить особенности организации поставок продукции в зависимости от предмета и объема контракта, существенных контрактных условий;
  • регламентировать действия по прогнозированию и планированию обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ежегодные планы-графики закупок и сводные прогнозы госнужд);
  • расширить способы размещения заказа и учета специфики закупок товаров, работ и услуг различных видов;
  • ввести новые способы размещения заказа (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытые способы осуществления закупок);
  • регламентировать действия госзаказчиков и госзакупщиков по обеспечению надлежащего исполнения условий контракта;
  • регламентировать действия заказчика по приемке и учету контрактных результатов (в том числе сопоставление полученных результатов запланированным контрактным целям);
  • предусмотреть правовые механизмы предупреждения демпинга (отклонение заявок с демпинговой ценой).

Несмотря на все разногласия, и Минэкономразивития России, и ФАС России хотят охватить новыми положения все этапы госзакупок - от планирования закупок до контроля их результатов. Кроме того, в обоих законопроектах говорится о прогнозировании закупочной деятельности и создании типовых контрактов.

Создается впечатление, что ФАС России, лучше зная все проблемы и тонкости госзакупок, хочет избавиться от мелких и не очень пробелов в регулировании, которые выявлены антимонопольщиками в процессе работы. Это, в большинстве своем, такие важные "технические" поправки - прописать нормативы, размеры, сроки, ускорить процедуру рассмотрения жалоб и заявок. А вот Минэкономразвития России мыслит глобальнее - предлагает концептуальные изменения системы, но не очень разбирается в мелочах. Так, например, предложения министерства насчет требований к участникам закупок, внесения изменений в положения контракта, одностороннего расторжения контракта уже раскритикованы практиками из ФАС России.

До 1 января 2006-го нормативная правовая база, регулирующая систему закупок для государственных и муниципальных нужд, не позволяла сформировать единые правила и стандарты в этой области. В 2005—2006 годах была проведена реформа, итогом которой стал Федеральный закон от 21 июля 2005-го № 94‑ФЗ, который в настоящее время регулирует данную сферу. Закон уравновесил и создал единые условия для закупок по всей территории России от федерального до муниципального уровня.

На протяжении последних лет система государственных и муниципальных закупок претерпевает значительные изменения. Динамика роста объемов госзакупок в России подтверждает своевременность и актуальность реформы в данной сфере. Если в 2000 году их объем составил 230 млрд. рублей, то в 2007-м эта цифра по оценкам Минэкономразвития достигнет 2,5 трлн. рублей, т. е. вырастет более чем в десять раз — что стало возможно благодаря экономическому развитию и благополучной для нашей страны рыночной конъюнктуре.

В настоящее время базисными принципами, лежащими в основе системы госзакупок, являются эффективность, прозрачность и открытость. Эффективности нельзя добиться без открытости, т. е. возможности всех желающих принять участие в торгах на равных условиях в ситуации высокой конкуренции. В свою очередь открытость невозможна без прозрачности, которая достигается посредством надлежащего информационного обеспечения. Закон стал серьезным толчком для развития информационных технологий в сфере государственных закупок. Прежде всего положено начало перехода от устаревших форм информационного обеспечения к новым — к широкому применению Интернета в качест­ве информационного ресурса о гос­закупках.

Одними аукционами в закупках обойтись трудно

Владимир Овчинников, директор компании MERLION Projects

Вне всякого сомнения те изменения, что происходят в таком сравнительно новом для государства начинании, как государственные торги и аукционы, ведут к повышению эффективности. Ни для кого не секрет, каким образом определялись победители в закрытых тендерах. Поправки, внесенные в законодательство, открывают путь всем игрокам рынка для участия в честной конкурентной борьбе. Однако, думаю, пройдет еще немало времени, пока рынок полностью перестроится и примет новые правила игры.

Вместе с тем хотелось бы отметить целый ряд нерешенных проблем. Пока не все конкурсы и аукционы публикуются на федеральных ресурсах, что требует дополнительных трудозатрат от игроков рынка и снижает качество предложений.

Было бы целесообразно прибегать к анонимности участников торгов и только после объявления победителя открывать его имя. Это позволило бы избежать возможного коррупционного подхода в госзакупках.

Есть и ещё одна серьезная проблема: после обнародования результатов торгов бывшие претенденты не получают информации о том, насколько удовлетворены запросы заказчика, и не могут сопоставить заявленные и конечные результаты. А это необходимо для анализа своих возможностей с целью дальнейшего участия в торгах и повышения конкурентоспособности.

Вообще на мой взгляд одними аукционами в закупках обойтись трудно: для больших проектов нужны тендеры. Однако тендер зачастую готовится под конкретного вендора. С моей точки зрения, необходимо уходить от конкретного прописывания технических характеристик и проводить тендер решений. В этом плане показателен западный опыт, когда поставщики представляют заказчику законченное решение.

Информация о закупках

Если до 2006 года под информационным обеспечением подразумевалось только печатное издание, в котором публиковалась информация о закупках, то в настоящее время это уже многоуровневая информационная система, находящаяся в открытом доступе в сети Интернет. Наряду с официальным печатным изданием, которое перешло к нам из старого законодательства, появились новые информационные ресурсы, дающие поставщикам наиболее полную информацию о размещаемых заказах, о ходе их размещения, об итогах закупочных процедур.

Прежде всего это официальный сайт, где публикуется информация о закупках и сведения о том, каким образом эти закупки завершились: кто принимал участие, кто одержал победу и так далее. Реестр государственных контрактов — это ресурс, в котором содержится информация обо всех контрактах, заключенных от имени РФ, регионов России, муниципальных образований, за исключением сведений, представляющих государственную тайну (т. е. о закупках для нужд обороноспособности и безопасности государства). Реестр недобросовестных поставщиков содержит данные о тех, кто в ходе исполнения государственного контракта недостаточно полно выполнил свои обязательства либо уклонился от заключения государственного контракта в ходе процедур размещения заказа. И, наконец, планы-графики размещения заказа — это тот информационный ресурс, который может дать поставщикам предварительную информацию о намерении заказчика в тот или иной период осуществить закупки товаров, работ и услуг, т. е. своего рода прогноз, составленный заказчиком по закупкам на текущий год.

Контроль и координацию информационного обеспечения осуществляют следующие органы государственной власти: Минэкономразвития, которое отвечает за официальный сайт РФ для размещения информации о заказах; Казначейство России, ведущее реестр государственных контрактов; ФАС России, задействованная в ведении реестра недобросовестных поставщиков; Рособоронзаказ, регистрирующий контракты, сведения о которых составляют государственную тайну.

Размещение заказа

Каким же образом размещаются заказы по нынешнему законодательству? Прежде всего государственный заказчик в соответствии с нормативной правовой базой обязан подготовить прогноз объемов закупок. В нём говорится, какие товары, работы и услуги и в каком количестве заказчик намерен закупить в будущем году. Эти сведения направляются в Министерство экономического развития и торговли РФ, и после определенной обработки Минэкономразвития России направляет обобщенный прогноз в Правительство. Для чего это нужно?

Дело в том, что финансирование госзакупок — это одна из наиболее крупных расходных статей федерального бюджета. Например, в 2007 году стоимость государственных закупок за счет федеральных средств приблизится к 1,5 трлн. рублей, что составляет 25% расходной части бюджета на год, или около 5,5% от объема валового внутреннего продукта России по состоянию на июнь 2007-го.

Итак, план-график размещения заказа формируется на основе прогнозов, которые были направлены в министерство в соответствии с действующим законодательством, и он должен быть помещён в Интернете. Следующая процедура — это уже непосредственное размещение заказа и извещение о проведении закупок в официальных источниках информации, т. е. на официальном сайте и в официальном печатном издании. Затем объявляются результаты по процедурам размещения заказов. И наконец в течение трёх рабочих дней после заключения контракта сведения направляются в реестр государственных или муниципальных контрактов.

Важно отметить, что наполнение официальных сайтов и реестров контрактов определяется либо федеральным центром, либо региональными и муниципальными властями. Единственный общий всероссийский ресурс — это реестр недобросовестных поставщиков. Неважно, где провинился поставщик: на федеральном или муниципальном уровне, — он все равно попадет в единый всероссийский реестр, и все заказчики смогут учесть негативную практику взаимодействия госорганов с таким поставщиком.

Есть проблемы с исполнением требований закона

Владимир Дунайцев, генеральный директор компании «Систематика»

Безусловно, Федеральный закон № 94-ФЗ способствует открытости и прозрачности процесса госзакупок, это его основная задача и главное преимущество. Закон обязывает заказчиков публиковать информацию о конкурсе в Интернете, следовательно, эта информация становится доступной в гораздо большей степени, чем раньше, когда достаточно было дать заметку в газете. Кроме того, это один из немногих законопроектов, который охватывает не только федеральный уровень, но и муниципальные образования.

Но по нашему опыту (а «Систематика» работает на этом рынке уже много лет) до сих пор не устранён целый ряд трудностей. Во-первых, есть проблемы с исполнением этого требования в некоторых частях нашей страны. Термин «цифровое неравенство» применим не только к отдельным гражданам, но и к регионам. Кроме того, нет единой системы, единого реестра: порталы республик, областей, муниципальных образований существуют сами по себе, процедура передачи данных не доработана. На наш взгляд, создание единого портала госзакупок должно способствовать упрощению процесса, но сегодня для того чтобы быть в курсе объявленных конкурсов, приходится отслеживать обновления на тысячах различных сайтов.

Кроме того, по закону автоматически выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену. Хотя большинство крупных заказчиков понимают важность таких факторов, как гарантийное и сервисное обслуживание, опыт компании в реализации проектов и ее репутация, закон требует признать победителем того, кто предложит пусть и не самый лучший, зато самый дешевый продукт. Таким образом, потери в качестве пока неиз­бежны.

Текущее состояние и проблемы

На сегодня во всех субъектах Российской Федерации уже есть официальные сайты и реестры государственных контрактов. Более полутора тысяч муниципальных образований также внедрили сайты для размещения информации о заказах. Кто же применяет эту систему в своей деятельности? По данным федерального казначейства приблизительная цифра государственных заказчиков, расходующих средства федерального бюджета, в этом году достигнет 36 тыс. Число поставщиков, которые ежедневно обращаются к информационному ресурсу, уже перевалило за сотню тысяч. Ежедневно с официальных сайтов скачивается порядка 10 Гбайт информации. Число официально зарегистрированных заказчиков составляет более 25 тыс. человек, а количество зарегистрированных поставщиков достигло 10 тыс.

Пока недостаточно развита система электронных аукционов. Причина в том, что нормативно-правовой базой еще не созданы благоприятные условия для повсеместного внедрения этой процедуры. Отсутствуют механизмы, которые закрепляли бы за действиями участников электронных аукционов статус юридически значимых. То есть в ходе их проведения невозможно гарантировать отсутствие каких-то злонамеренных поступков со стороны «интернет-хулиганов» или нечистых на руку конкурентов. Для того чтобы сделать электронные аукционы достоверными и легитимными, эксперты из Минэкономразвития России разработали новую процедуру их проведения, которая будет способствовать более эффективному применению государственными заказчиками данного способа размещения заказа. Вместе с тем можно отметить, что на региональном уровне, например в Москве и Татарстане, электронные аукционы проводятся чаще и эффективнее. Экономия бюджетных средств по итогам электронных аукционов, а также их эффективность постоянно увеличиваются.

Перспективы

Что ждет систему госзакупок и как она будет совершенствоваться? Первого октября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007-го № 218-ФЗ, который привнес в неё значительные изменения, в том числе с точки зрения информационного обеспечения. Во-первых, ликвидируются требования обязательной публикации извещений о закупках и сведений об их результатах в печатном издании, что сэкономит государственным и муниципальным заказчикам массу времени и денег. Если размещение такой информации в Интернете осуществляется без взимания платы, то публикация тех же сведений в официальной печати предполагала существенные расходы (например, на федеральном уровне за один символ печатного извещения заказчик должен заплатить 48 копеек). Во-вторых, в 2010 году состоится переход от разрозненной системы интернет-сайтов к единому всероссийскому ресурсу, в котором будут содержаться сведения обо всех закупках, производимых на территории страны. Это будет, наверное, самый крупный государственный ресурс, который когда-либо формировался не только в России, но, возможно, и в мире.

В настоящее время Мин­эко­ном­раз­ви­тия России занимается подготовкой данного проекта. Затем планируется проведение ряда конкурсов на право выполнения работ по созданию указанного информационного ресурса, и любой разработчик, имеющий такую возможность, может принять участие в конкурсах и претендовать на госконтракт по реализации одного из крупнейших государственных проектов в сфере ИТ.

Владимир Путин (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Президент Владимир Путин выступил за изменение действующей системы госзакупок для учреждений культуры. По его мнению, она годится только для хозяйственных нужд, а для творческих ее применение неуместно.

​«Открытые конкурсы по всем заданным пунктам, они, конечно, неуместны. Кроме таких общехозяйственных вещей, там, я не знаю, скрепки, шторы, стулья. Это можно вполне покупать на открытых конкурсах, и надо это делать», — цитирует «РИА ​Новости» слова главы государства, которые он произнес на совещании о поддержке талантливой молодежи и профессиональной подготовке кадров в сфере искусства в Санкт-Петербурге».

«Все, что связано с творчеством, конечно, вот это прокрустово ложе, которое не укладывается и уложить туда невозможно, поэтому здесь, точно совершенно, нужно вносить изменения», — заявил президент.

В октябре 2016 года глава МВД Владимир Колокольцев в числе наиболее коррумпированных сфер в области госзакупок. По его словам, «наиболее подвержены криминальным посягательствам сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, строительство (в том числе жилищное), а также содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образование, наука и культура».

Заявление прозвучало на фоне нескольких резонансных дел, связанных с расходованием бюджетных средств в сфере культуры, самым громким из которых стало дело режиссера Кирилла Серебренникова. Его обвиняют в организации хищения 68 млн руб., выделенных на проект «Платформа».

В сентябре Путин впервые этот процесс. Он указал, что Серебренников не единственный деятель культуры, который находится под следствием, и напомнил о делах против замдиректора Эрмитажа и замминистра культуры. «Ну и что теперь, всех нужно освободить в силу того, что они работают в сфере культуры, что ли?» — заявил Путин на пресс-конференции в рамках БРИКС.

Выделение на проекты Серебренникова бюджетных средств говорит о том, что «никакой цензуры или давления не было», уверен президент. Путин сказал, что следствие имеет только один вопрос к режиссеру — о законности расходования бюджетных средств. «Если вы посмотрите финансирование по линии правительства — это где-то 300 млн руб. А по линии правительства Москвы — где-то 700 млн за два-три года», — сказал он тогда.

В защиту режиссера выступили известные деятели культуры и искусства, в том числе зарубежные. Суд поместил Серебренникова под домашний арест, однако несколько фигурантов этого дела находятся под арестом в СИЗО.



Похожие публикации