Уточнение платежей. Решение об уточнении платежа Срок уточнения налогового платежа в казначейство

14.08.2012

Срок принятия инспекцией решения об уточнении платежа Налоговым кодексом РФ не установлен

При обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога налогоплательщик вправе подать в инспекцию заявление об уточнении своего статуса, основания, типа и принадлежности платежа, а также налогового периода. В течение пяти дней после принятия соответствующего решения инспекция должна уведомить о нем налогоплательщика. Однако, как сообщил Минфин России, специальный срок для принятия инспекцией такого решения в Налоговом кодексе РФ не указан.

Организация вправе подать в налоговый орган заявление об уточнении показателей в платежном поручении на перечисление налога (п. 7 ст. 45 НК РФ). С такой просьбой можно обратиться, если в поручении правильно указан счет Федерального казначейства, но есть ошибки в прочих показателях, например в КБК. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих перечисление налога на соответствующий счет Федерального казначейства. На основании заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога и производит перерасчет пеней, начисленных со дня уплаты налога до даты принятия решения (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ). В течение пяти дней после принятия данного решения налоговый орган должен уведомить о нем налогоплательщика.

Минфин России отметил, что в п. 7 ст. 45 НК РФ не установлен срок для принятия инспекцией решения об уточнении платежа. Обратим внимание, что ранее в Письме от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324 финансовое ведомство указывало следующее: поскольку специальный срок для принятия такого решения не определен, необходимо исходить из срока, установленного для рассмотрения заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога (п. п. 4, 8 ст. 78 НК РФ). Таким образом, решение об уточнении платежа принимается в течение десяти рабочих дней с момента получения от налогоплательщика заявления или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если данная сверка проводилась.

В рассматриваемом Письме Минфин России напомнил, что если, по мнению налогоплательщика, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, то указанные документы, а также действия или бездействие могут быть обжалованы в порядке, установленном

Что делать при ошибке в платежном поручении на уплату налога (страховых взносов). Какой срок исполнения налоговой инспекцией письменного обращения налогоплательщика об уточнении платеж.

Вопрос: Какой срок исполнения налоговой инспекцией письменного обращения налогоплательщика об уточнении платежа? Случай исправления допущенной ошибки в платежном поручении на перечислении налога (статус плательщика). Нет варианта излишне уплаченного налога, он попал на невыясненные платежи и отражен в акте сверки с ИФНС как невыясненный платеж. Статья 78 не про это. Есть ст.45 НК, это наш случай, но я прошу вас какие-то уточнения,так как в этой статье не очень понятен срок.

Ответ: абзаца 2 пункта 4, пункта 8 статьи 78 и пункта 6 письме Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-324 .

Налоговые инспекторы обязаны уведомить о принятом решении организацию в течение пяти рабочих дней (абз. 6 п. 7 ст. 45 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Обоснование

Что делать при ошибке в платежном поручении на уплату налога (страховых взносов)

Если ошибка не повлияла на зачисление платежа в бюджет, организация может уточнить:

  • основание платежа. Например, заменить значение «ТП» в поле 106 платежного поручения значением «АП»;
  • принадлежность платежа. В частности, исправить ошибочные КБК или ОКТМО;
  • налоговый период - поле 107 платежного поручения;
  • статус плательщика. Например, заменить значение 01 (налогоплательщик) в поле 101 платежного поручения значением 02 (налоговый агент);
  • ИНН, КПП плательщика и получателя.

Перечень ошибок, которые можно исправить, приведен в пункте 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ и уточнен в Порядке , утвержденном приказом ФНС России от 29 декабря 2016 № ММВ-7-1/731 .

Чтобы уточнить реквизиты платежа, подайте в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме и документы, которые подтвердят перечисление платежа в бюджет. На основании этих документов инспекторы примут решение об уточнении платежа. После уточнения налог признают уплаченным, поэтому начисленные пени аннулируют. Это подтвердила ФНС России в письме от 11 апреля 2017 № ЗН-4-22/6853 . Для принятия решения инспекторы могут потребовать сверки расчетов с бюджетом . Вы также вправе ее заказать . Такие правила установлены пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Решение об уточнении платежа налоговые инспекторы обязаны принять в течение 10 рабочих дней. Этот срок начинают отсчитывать с даты, когда инспекторы получили ваше заявление на уточнение платежа или со дня подписания акта совместной сверки расчетов (если сверка проводилась). Это следует из абзаца 2 пункта 4, пункта 8 статьи 78 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Об этом же сказано в

Обязанность плательщика того или иного налога считается исполненной с момента зачисления налога в бюджет. При этом некорректно заполненные платежные документы, даже если на расчетном счете лица достаточно средств, могут стать причиной неисполнения таких обязательств. Рассматриваем вопрос, в каких случаях необходимо и как должен выглядеть образец письма об уточнении назначения платежа.

Ошибки в платежном поручении

Статьей 45 Налогового кодекса РФ закреплено 2 категории ошибок в платежке, наличие которых ведет к незачислению суммы в бюджетную систему и обязанности заново провести платёж:

  1. Неверное указание названия банка-получателя.
  2. Ошибка в номере счета Федерального казначейства.

В этих случаях письмо об ошибке в назначении платежа не освободит от повторной необходимости произвести оплату по правильным реквизитам. А ошибочное перечисление придется возвращать в установленном законом порядке.

Учтите, что на возникшую задолженность всегда начисляются пени, которые в последующем не обнуляются. В том числе когда спор выходит на судебный порядок рассмотрения.

Как правило, письмо в ИФНС об уточнении платежа поможет исправить ошибку, если в поручении на перечисление налога неправильно указан КБК, ИНН, статус налогоплательщика, КПП, название организации и т. п.

На основании разъяснения ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, не являются основанием для признания налогового обязательства неисполненным неверные:

  • статус плательщика.

Для устранения неточности достаточно предоставить письмо об изменении назначения платежа, образец которого законом не закреплён.

Уточнение КБК не вызывает особых проблем, если правильный и ошибочный код относится к одному налогу. В противном случае налоговых санкций не избежать. И скорее всего, доказательство необоснованности пеней перейдет в плоскость спора с налоговиками.

Таким образом, если имеет место указание кодов разного налога, письма о неправильном назначении платежа в платежном поручении в налоговую инспекцию, скорее всего, будет недостаточно.

При ошибочно указанном ОКТМО, если налог идёт в местный бюджет, исправить неточность можно путем перечисления пеней и налога по правильным реквизитам.

Если же платежи направлены в региональный или федеральный бюджет, законодатель предоставляет возможность скорректировать ОКТМО, подготовив уточняющее письмо о назначении платежа.

Форма и особенности составления письма

Если в платежном поручении на уплату сбора, взносов или налога допущена ошибка, плательщику не стоит ожидать результата рассмотрения вопроса налоговым органом или казначейством. Ведь инспекция сможет инициировать сверку уплаченных сумм только на основании обращения.

В итоге уточняющее письмо о назначении платежа по образцу, соответствующему требованиям деловой практики и содержащее правильные сведения, позволит оперативно разрешить недоразумение и внести уточнение на день фактической уплаты. В распоряжении инспекции есть 10 дней для решения этого вопроса.

Единый бланк заявления отсутствует. Законодатель не конкретизирует форму письма в ИФНС об уточнении платежа. Образец плательщики разрабатывают самостоятельно на основе общих требований документооборота.

Перед подачей запроса в уполномоченный орган ФНС налогоплательщик должен обратиться в банк для получения надлежащего доказательства проведения платежа (платежки с отметкой банка об исполнении).

В обязательном порядке образец письма о назначении платежа должен содержать:

  • сведения, позволяющие однозначно понять, в чем именно заключена ошибка;
  • информацию о заявителе по вопросу уточнения платежа;
  • правильные реквизиты, которые следует применить;
  • указание на копию ошибочно/предположительно ошибочно оформленной платежки, по которой налог был перечислен первоначально.
Общество с ограниченной ответственностью «Гуру»
105318, г. Москва, улица Ткацкая, д. 17, к. 6
ИНН 7719123456 / КПП 771901001

Исх. № 05 от 03.08.2017

В ИФНС России № 19 по г. Москве

Общество с ограниченной ответственностью «Гуру» при перечислении НДФЛ с 05.06.2017 по 30.06.2017 в платежных поручениях ошибочно указывало статус плательщика 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо».

Данные о перечислении НДФЛ в ИФНС № 19 по г. Москве:

П/п от 05.06.2017 № 447 на сумму 417 025,00 руб.;
п/п от 30.06.2017 № 105 на сумму 45 784,00 руб.

Просьба в указанных платежных поручениях верным считать статус плательщика 02 «Налоговый агент».

Генеральный директор____________Краснов____________/В.В. Краснов/

Приложения:

Платежные поручения на перечисление НДФЛ (копии) на 2 (двух) листах.

Обращаем ваше внимание, что к подготовленному в ИФНС образцу письма об ошибочном назначении платежа целесообразно приложить также заявление о проведении сверки платежей, если для этого есть весомые основания.

Отдельным вопросам, касающимся сроков обращения за возвратом излишне взысканных сумм налогов, а также изменениям в процедуре уточнения платежа посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

  • Какой срок установлен для подачи заявления о возврате излишне взысканной суммы налога?
  • Решение о возврате излишне взысканных сумм принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.
  • До 15 декабря 2017 года за возвратом налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске срока подачи заявления налоговый орган принимал решение об отказе в возврате.

    С 15 декабря 2017 года срок обращения в инспекцию составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

  • Тем самым, срок подачи заявления в налоговый орган увеличен до трех лет?
  • Да. Причем трехгодичный срок применим и к тем случаям, когда факт излишнего взыскания имел место до 15 декабря 2017 года, но при условии, что на дату подачи заявления о возврате он не истек.
  • Вместе с тем, новую редакцию пункта 3 статьи 79 НК РФ можно рассматривать как установление досудебного порядка урегулирования спора (подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ).

  • Что это означает?
  • Судебная практика признавала за налогоплательщиком право напрямую обратиться в суд за возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм. Об этом было сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.
  • В действующей редакции статьи 79 НК РФ положений о сроке обращения в суд нет. Но это не может толковаться как отмена права налогоплательщика на судебную защиту. В этой связи положения письма ФНС от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@ о том, что возврат излишне взысканной суммы через суд не предусмотрен, представляются неточными.

    В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщику следует предварительно подать заявление о возврате в инспекцию.

    При соблюдении налогоплательщиком данной досудебной процедуры, у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить сумму излишне взысканного налога.

    В этом случае обязательного досудебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканного налога, не требуется.

    Схожая позиция отражена в определении Верховного Суда от 30.01.2015 № 309-КГ14-7949.

  • В такой ситуации каков срок на обращение в суд с требованием о возврате?
  • На принятие решения о возврате налоговому органу отводится 10 рабочих дней.
  • По истечении этого срока возможно обращение в суд. При этом, по моему мнению, срок для обращения в суд за возвратом излишне взысканного налога (требование имущественного характера) исчисляется так же, как при обращении в налоговый орган: три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

    Это обстоятельство следует учитывать при определении срока подачи заявления в налоговый орган. То есть, направлять его следует с таким расчетом, чтобы в случае отказа налогового органа в возврате налога (или непринятия налоговым органом решения в установленный срок) успеть обратиться в суд.

  • Как устанавливается тот момент, когда налогоплательщик узнал о переплате?
  • Отсчет срока на подачу заявления о возврате начинается с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты.
  • Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение. В частности, причин, из-за которых налогоплательщик допустил переплату налога, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Об этом напоминалось в постановлении Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08.

    Причем суды не признают в качестве причины изменения начала течения срока на возврат неуведомление налоговым органом налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик (определение Верховного суда от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491).

  • Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?
  • Подобная справка может являться основанием начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты, и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.
  • Если справка получена, но существуют разногласия по сумме переплаты?
  • Налогоплательщик вправе инициировать проведение сверки расчетов. Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
  • Сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

    В такой ситуации лучше подать заявление хотя бы по той сумме, в отношении которой отсутствуют разногласия.

    Если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем налогоплательщик получил от налогового органа решение об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

    Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

  • Может ли являться датой, с которой плательщик узнал о переплате, изменение судебной практики?
  • Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может быть поставлена в зависимость от «внешних» обстоятельств. К ним относится, в том числе, придание изменениям в законодательстве обратной силы, формирование судебной практики в пользу налогоплательщика.
  • Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

  • При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета излишне взысканной суммы?
  • В зачете (возврате) может быть отказано, если:
    • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида. С учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных;
    • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
    • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам. Обратим внимание, что налоговый орган вправе зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика;
    • заявление подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

    Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

  • Влияет ли на решение налогового органа о зачете излишне взысканной суммы продолжительность срока, который прошел со дня взыскания?
  • Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки может быть принято налоговым органом, если со дня излишней уплаты прошло не более трех лет. Это правило закреплено с 31 августа 2018 года пунктом 5 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ.
  • При наличии недоимки возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

    С учетом пункта 1 статьи 79 НК РФ правила зачета суммы переплаты в погашение недоимки, установленные статьей 78 НК РФ, распространяются на зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки.

    Учитывая изложенное, такой зачет возможен, если со дня излишнего взыскания прошло не более трех лет.

  • Чем отличается зачет от процедуры уточнения платежа?
  • Процедура уточнения платежа предусмотрена пунктом 7 статьи 45 НК РФ.
  • В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

    При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

    Уточнить можно налог, сбор, пени, штрафы. В части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уточнение платежа не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

  • Что меняется в данной процедуре?
  • С 1 января 2019 года новая редакция пункта 7 статьи 45 НК РФ предоставляет возможность уточнить платеж безотносительно счета казначейства, на который поступили средства. Уточнить платеж на перечисление налога станет возможным, если допущенная при оформлении платежного поручения ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему.
  • Иначе говоря, даже неправильно указанный счет Федерального казначейства может быть уточнен.

  • В отношении каких сумм применяется новый порядок уточнения платежей?
  • Никаких переходных положений Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым введена поправка, не содержит.
  • Это может толковаться таким образом, что новый порядок уточнения платежей распространяется также на суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему до 1 января 2019 года.

  • Как уточнить платеж?
  • Будут два способа уточнения.
  • Первый – подача налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета заявления об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Форма заявления произвольная. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении должна содержаться просьба уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

    Появляется второй способ – самостоятельное принятие налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении им ошибки в оформлении поручения.

    Налоговые органы в работе с невыясненными платежами должны руководствоваться порядком, утвержденным приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@.

    Еще одно обстоятельство – уточнение не производиться, если оно повлечет возникновение недоимки.

  • В течение какого срока можно претендовать на уточнение платежа?
  • В течение трех лет. Подача соответствующего заявления налогоплательщиком или принятие налоговым органом самостоятельного решения об уточнения платежа возможны в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему.
  • Данный срок аналогичен продолжительности срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.



Похожие публикации