Эстетика в стоматологии. Проблемы эстетики в ортопедической стоматологии Эстетические аспекты в ортопедической стоматологии презентация

Ортопедическая стоматология, в первую
очередь, ставит перед собой задачу полного
восстановления жевательной функции у
пациентов. Однако, не менее важным для
врача стоматолога-ортопеда является и
эстетический аспект протезирования, в
частности, когда речь идет о реставрации
передних зубов.

В последнее время значительно возросли требования
пациентов к эстетической стороне протезирования.
Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь
необходимые знания по эстетике, художественный
вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо
остановиться на вопросах эстетики в
ортопедической стоматологии.
Эстетика – наука о закономерностях
эстетического освоения человеком мира, о сущности
и формах творчества по законам красоты. Как наука
эстетика изучает сейчас все сферы эстетического
освоения деятельности, касается любой творческой
деятельности людей.

Эстетика протезирования
Сейчас проблема эстетики протезирования является
одной из главных в ортопедической стоматологии.
Она включает:
1) исследование типов лица, формы, размеров и цвета
зубов, зубных рядов и их
взаимоотношение с окружающими тканями,
обеспечивает эстетичный оптимум (эстетика лица);
2) эстетику протеза за счет использования
современных технологий изготовления и материалов;
3) изучение типичных индивидуальных изменений,
возникающих с возрастом, в случае аномалий,
разрушение зубных рядов и другой патологии;
4) разработку методов устранения нарушений
эстетических норм лица;

Для стоматолога- ортопеда каноном является ортогнатический
прикус и все его признаки – зубные, мышечные, суставные,
включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для
ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического
прикуса помогает создать «идеальную», а вернее, среднюю,
наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но
этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только
данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное.
Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение
фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с
использованием относительно постоянных анатомических
ориентиров на костях и мягких тканях лица.
Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и
в не меньшей степени фонетическом отношении, являются
моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных
зубов.

Общие положения о эстетической гармонии формы, лежащей в
основе постановки зубов.
1. В основе постановки зубов должен лежать принцип
гармоничного сочетания формы отдельных элементов
зубочелюстной системы и эффективного гармоничного
функционирования.
2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят
общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его
характером, конфигурацией и чертами.
3. Отсутствие гармонии означает прежде всего нарушение
соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы
в целом, а также невозможность нормального функционирования
зубочелюстной системы.
Общие положения о гармонии формы и функции могут быть
использованы не только при выборе и постановке искусственных
зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных
зубных протезов.

Для более качественного изготовления протезов с точки зрения
эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание
которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных
протезов.
1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних
верхних зубов.
2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного
комплекса верхней челюсти
3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного
комплекса нижней челюсти.
4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше
высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица
5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше
высоты уха.
6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше
наибольшей ширины лба.
7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте
верхней губы в покое.
8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха.
9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица.
10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица
три раза.
11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей
лобной ширины.

В гармоничном лице можно распознать определенные
линии, которые обеспечивают правильную геометрию
лица. Зрачковая линия проходит через центры зрачков и,
если она параллельна горизонтальной плоскости,
является наиболее подходящим ориентиром для
построения окклюзионной плоскости в области резцов.
Как правило, ей параллельны следующие линии:
надбровная (офриальная), резцовая (проходящая по
нижнему краю верхних резцов), межуголковая
(соединяющая углы рта). Срединная линия - проходит
через глабеллу, кончик носа, фильтрум и кончик
подбородка. Средняя линия обычно перпендикулярна
межзрачковой линии, она также определяет наличие
или отсутствие симметрии между правой и левой
стороной лица.

Фронтальный анализ лица,
взаиморасположение
горизонтальных и вертикальных
линий лица, обеспечивающих
его правильную геометрию:
А - срединная линия;
В - межзрачковая линия;
С1 - граница волосистой части
головы;
С2 - надбровная линия;
С3 - под-носовая линия;
С4 - подбородочная линия;
D - линия резцов. Фото
предоставлено автором

Выделяют три разновидности улыбки:

Для резцового (A) типа улыбки
характерно обнажение только
режущего края передних верхних
зубов. Это так называемая закрытая
улыбка. Она позволяет разместить
вне зоны видимости кламмеры или
искусственную десну съемного
протеза.
При сосочковом (B) типе улыбки
обнажается вся коронка переднего
зуба, уголки рта приподняты. При
таком типе улыбки нежелательно
применение кламмер-ной системы
фиксации.
Самым неблагоприятным является
альвеолярный тип улыбки (C), так как
при этом вообще затруднено
эстетическое протезирование.

Немаловажное значение для эстетики лица имеет так
называемое щечное пространство - затемняющееся
вглубь пространство от середины клыка до угла рта.
Это темное пространство между щечной
поверхностью боковых зубов, слизистой оболочкой щек
и углами рта помогает достичь эффекта градации
при меняющемся освещении зубов. В то время как
щечное пространство уменьшает восприятие деталей,
возрастает иллюзия расстояния и глубины

ЛИЦО – типы по Бауэру.
На тип лица оказывает влияние развитость мозгового черепа, дыхательного и
жевательного аппарата или костно-мышечной системы.
Церебральный тип характеризуется сильным развитием головного мозга и
соответственно мозгового черепа. Высокий и широкий лобный отдел лица
резко преобладает над остальными, вследствие чего лицо приобретает
пирамидальную форму с основанием, направленным кверху. Мимика
церебрального типа концентрируется обычно в лобном отделе, вокруг
больших и живых глаз.
Респираторный тип характеризуется преобладающим развитием
дыхательного аппарата, в зависимости от чего лицевая часть головы, шея и
туловище приобретают ряд характерных особенностей. Благодаря сильному
развитию полости носа и ее придатков средний отдел лица сильно развит;
верхнечелюстные пазухи велики, скулы немного выступают. Лицо имеет
ромбовидную форму, нос сильно развит в длину, его спинка нередко выпукла.

Дигестивный тип характеризуется преобладающим развитием нижнего
отдела лица (жевательный тип). Верхняя и нижняя челюсти чрезмерно
развиты. Расстояние между углами нижней челюсти велико. Ветвь
нижней челюсти очень широка, массивна, ее венечный отросток короток
и широк, жевательные мышцы очень развиты. Рот окаймлен толстыми
губами. Подбородок широк и высок. Вследствие сильного развития
нижнего отдела лица при относительной узости лобной части лицо
приобретает иногда характерную форму трапеции (обратноконическое).
Мимика концентрируется преимущественно в нижнем отделе лица.
Мышечный тип - верхний и нижний отделы лица приблизительно
равны, граница волос обычно прямая, лицо квадратной формы. Хотя
исследования показывают, что строго очерченных типов лица нет и чаще
всего один тип сочетается с другим, а развитие устанавливается только
на основании преобладания в том или ином случае различных признаков,
определяющих тип лица, тем не менее в восстановительных целях
очертание лица человека может быть определено как квадратное,
коническое и обратноконическое.

Еще в 1907 г. Вильяме, исследуя черепа людей и обобщив свои наблюдения, выделил три типа зубов. Типичные признаки их чаще всего проявляются в о

Ко второму типу относятся зубы, имеющие коническую форму или форму треугольника. Линии, образующие контактные поверхности резко конвергир

К третьему типу относятся зубы, внешние контуры которых имеют овальную форму. Контактные поверхности двояковыпуклы, а все поверхности бол

Замечено, что красивая и здоровая улыбка оказывает
благоприятное влияние не только на общее здоровье пациента, но
и на его настроение, психологический статус, успешность, как в
личной, так и общественной жизни. Восстановление функции –
жевания, дикции - далеко не все, что сегодня является
потребностью пациентов. Эстетический аспект лечения все чаще
становится главной характеристикой, требуемой пациентами, и
отличает качественное стоматологическое лечение от
посредственного.
Виниры, вкладки, коронки, выполненные с применением
керамических материалов и современных компьютерных систем
проектирования, позволяют получать эстетически неотличимые
от естественных зубов результаты.

Современная ортопедическая стоматология позволяет
получить положительные результаты там, где другие
методы лечения неэффективны или приводят к
недолговечным или нестабильным результатам. Пример –
восстановление, коррекция формы, изменение цвета с
применением пломбировочного материала при разрушении
зуба более чем на 40%. В этом случае без услуг ортопеда не
обойтись: риски разрушения терапевтического
восстановления зубов слишком значительны.
Коронки, вкладки, съемное и несъемное протезирование,
использование искусственных корней – имплантатов – весь
этот широкий спектр стоматологических аппаратов позволяет
стоматологам - ортопедам получать качественные, эстетически
безупречные работы почти во всех случаях.
Введение
С каждым годом пациенты предъявляют к стоматологии все более высокие требования. Особое внимание уделяется косметическим свойствам пломб, поэтому актуальность эстетической реставрации приобретает все большее значение.
Сегодня ровные белые зубы - неотъемлемая часть имиджа благополучного человека. Совершенная улыбка складывается из трех компонентов:
Ровные красивые зубы.
Здоровая десна.
Неповрежденная красная кайма губ, подчеркивающая белизну зубов.
Однако понятие "ровные красивые зубы" дает лишь самое общее представление о деталях эстетики зуба. Конкретизировать эти детали можно с помощью таких критериев, как форма, цвет и прозрачность зуба.
В эстетической стоматологии выделяется три понятия, которые тесно связаны с друг другом, но имеют значительное отличие по сути: реставрация, реконструкция, трансформация.
Эстетическая реставрация (реставрация зуба) - заключительный этап лечения кариеса, его осложнений и некариозных поражений зубов, связанный с восстановлением дефекта тканей зуба пломбировочными материалами, соответствующими им по эстетическим, прочностным и биомеханическим характеристикам. Эстетическая реставрация позволяет восстановить целостность и функциональную ценность зуба, а также восстановить или улучшить его эстетические характеристики.
Реконструкция- это изменение пространственной ориентации зуба в полости рта при различных аномалиях положения зубов, таких как тортоаномалии, протрузии, ретрузии, дистопия а также сочетание этих аномалий.
Трансформация – это изменение присущей формы зуба на другую, и тем самым переведение его в другую группу. Например, клыка в резцы, премоляра в клык и др. Часто трансформация приобретает значение при одновременном ортодонтическом лечении.

Эстетические характеристики зуба
ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЭМАЛИ
Благодаря оптическим законам проявляются эстетические свойства зуба, включающие цвет, блеск, флюоресценцию, опалесценцию, живой вид. Ткани зуба способны отражать, пропускать, рассеивать свет, что и придает ему характерные визуальные черты.
Эмаль обладает способностью отражать весь спектр цвета. Известно, что полное отражение света характерно для белой поверхности. Поэтому превалирующий оттенок эмали -белый. Натуральные зубы иногда бывают
белее самого светлого эталона в наборе композитных материалов.
Эмаль молодого,зуба имеет более высокие показатели диффузного отражения света по сравнению с минерализованной зрелой. В практике стоматолога преломление света при прохождении границы пломба-зуб может привести к тому, что эта граница станет заметной для глаза, если не выполняется скос эмали, и в результате имеется резкий переход от зуба к конструкции.

ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДЕНТИНА
Основные оптические свойства дентина также можно охарактеризовать показателями отражения, рассеивания, пропускания света. Дентин имеет меньшую величину коэффициента диффузного отражения, чем эмаль во всех возрастных группах, что соответствует известному факту: вещества с более плотной упаковкой частиц отражают света больше, чем пористые. Дентин формирует цвет зуба. Коэффициент пропускания света дентином всегда ниже, чем эмали (в любом возрасте). Сниженные характеристики светопроводимости при прочих равных условиях зависят от структуры дентина. Цвет дентина, таким образом, проявляется благодаря наличию пигментов, которые обладают способностью избирательного отражения лучей определенной длины волны. В результате визуально определяются цвета преимущественно, желтых оттенков. Опаковость, непрозрачность дентина зависят от рассеивания им света и низкой светопроводимости, связанных с неоднородностью структуры и состава.

ЗНАЧЕНИЕ ПУЛЬПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦВЕТА ЗУБА
Оптические свойства зуба зависят не только от характеристик эмали и дентина, но связаны с особенностями строения и функционирования пульпы.
Весьма обильное кровоснабжение придает ткани яркую розовую окраску, влияющую, в свою очередь, на цвет зуба. Интенсивный красный цвет живой ткани играет важную роль в эстетике натурального зуба, особенно у молодых людей, когда твердые ткани обладают относительно высокой светопропускающей способностью, пульповая камера больших размеров, а пульпа занимает значительный объем.Научные исследования позволили зарегистрировать лучи красного цвета, исходящие от пульпы и пропускаемые эмалью и дентином. Небольшие изменения интенсивности красных лучей регистрировались в связи с систолой и диастолой. Более значительные изменения цвета имели место при нагревании и охлаждении зубов.
Некроз или удаление пульпы приводит к появлению неживог вида даже у интактного зуба, поскольку исключает волны розовой части спектра отражения и пропускания света тканями зуба
Приемы определения оттенка зубов
Для хороших эстетических свойств реставрации необходимо точно определить оттенки различных зон зубов отдельно. Для этого необходимо знать несколько приемов и правил.

    Спектр естественного света рассеянный на 12 часов дня.
    Возраст определяющего до 30 лет. Считается что в возрастом ухудшается цветовосприятие и цветоразличение.
    Женский пол. Женщины обладают лучшим цветоразличением.
    Групповой метод. Это связано с субъективностью восприятия. Большое количество людей дадут более объективную оценку.
    Привлечение пациента. Это информирует пациента о будущем цвете зуба, позволяет учесть его пожелания и добавляет объективности в оценку.
    Изоляция одного зуба. Позволяет исключить влияние соседних зубов на определение оттенка.
    За зубы в полости рта устанавливается валик. Это позволяет исключить влияние темной среды полости рта.
    Быстрое определение. Определять необходимо в течении 10 сек. Это позволяет уловить первое ощущение, которое зачастую оказывается самым правильным.
    Отвлечение на контрастный цвет. Для восстановления цветоощущения необходимо отвлекаться на цвета отличные от цвета зубов, например, светло-зеленый, светло-синий, серый.
    Шкалу для определения располагают параллельно длинной оси зуба. Это позволяет более точно определить оттенки по зонам.
    Шкалу необходимо увлажнить как и зуб. Это создает более естественную ситуацию.
    Определяется под разными углами. Обычно по трем углам.
    Предпочтительно использование шкалы с розовой эстетикой. У такой шкалы есть имитация розового края десны.
    Использование стоматологического микроскопа или увеличительного стекла в 2-4 раза.

Показания и противопоказания к проведению реставрации
Основными показаниями к проведению прямой реставрации
зубов светоотверждаемыми композитными материалами являются:
необходимость восстановления эстетических и функциональных параметров зуба в процессе лечения кариеса, его осложнений, некариозных поражений, последствий травм и т.д.;
коррекция эстетических параметров зуба (как правило, - по желанию пациента).

Абсолютные противопоказания к проведению прямой реставации зубов светоотверждаемыми композитными материалами:
аллергическая реакция пациента на компоненты адгезивной системы или самого композита;
наличие у пациента неэкранированного водителя ритма сердечной мышцы, так как электромагнитные волны, генерируемые в процессе работы фотополимеризационной лампы, могут нарушать работу этого аппарата;
невозможность изолировать кариозную полость или зуб от влаги.

Относительные противопоказания к проведению прямой реставрации зубов светоотверждаемыми композитными материалами:
значительное разрушение твердых тканей зуба.
разрушение твердых тканей зуба уходит под десну. В таких ситуациях сомнительна эффективность применения адгезивной системы и, следовательно, не обеспечиваются надежность и долговечность краевого прилегания реставрации к поверхности корня в поддесневой области. Поэтому в таких случаях предпочтение следует отдавать ортопедическим конструкциям с обязательным перекрыванием границы дефекта краем коронки, которая на
этом участке должна глубже погружаться под десну. Иногда, тем не менее, допустимо выполнение и прямой композитной реставрации зуба, поддесневой участок реставрации в таких ситуациях рекомендуется выполнять из стеклоиономерного цемента. В то же время при выполнении такой работы следует предупредить пациента о меньшей прочности и долговечности реставрации и ограничить гарантийные обязательства («работа без гарантии»);
металлокерамические или металлические конструкции на зубах-антагонистах. Фарфор и сталь превосходят композитные материалы по прочности и устойчивости к абразивному износу. Поэтому, если па зубах-антагонистах имеются металлокерамические или литые металлические конструкции, они будут вызывать повышенный абразивный износ композитных реставраций, а также повышать риск их разрушения вследствие механических нагрузок при жевании, откусывании пищи и т.д.;
сочетание патологической стираемости зубов, прямого прикуса и снижения высоты прикуса. В таких случаях, наряду с замещением дефектов твердых тканей зубов, как правило, требуется нормализация высоты прикуса и перестройка миостатического рефлекса.
глубокое резцовое перекрытие, сочетающееся с плотным контактом между верхними и нижними зубами. В такой ситуации не следует проводить увеличение длины зубов, восстановление режущего края, восстановление коронки зуба на основе корня;
бруксизм. При бруксизме пациенты, особенно мужчины, сильно сжимают челюсти, скрипят зубами по ночам. В таких случаях возможно преждевременное разрушение композитных реставраций.
пломбирование зубов пациентам с незавершенной минерализацией твердых тканей зубов.
заведомое несоблюдение пациентом гигиены полости рта. При недостаточной гигиене полости рта быстро появляется краевая пигментация, пломба теряет блеск, повышается риск развития рецидивного кариеса. Курение также способствует появлению краевой пигментации композитных реставраций.

Этапы реставрации
Для того чтобы достигнуть высокого качества выполняемой работы необходимо строго соблюдать определённые этапы, такие как:

    Подготовка пациента и анализ уровня гигиены.
    Анестезия
    Очистка поверхности
    Определение цвета
    Препарирование
    Макро и микроизоляция от влаги
    Наложение лечебной прокладки(в случае необходимости)
    Кондиционирование
    Нанесение бондинговой системы
    Послойное внесение и фотополимеризация материала
    Удаление изолирующих материалов (валиков, матриц, клиньев)
    Шлифовка
    Полировка
    Финишное отсвечивание
Подготовка пациента и анализ уровня гигиены.
Прежде чем приступить к реставрации необходимо убедиться в соблюдении пациентом правил и норм гигиены. В случае неудовлетворительной гигиены ставится вопрос об отказе в реставрировании.
При беседе с пациентом необходимо ответить на все интересующие пациента вопросы, чтобы он представлял процесс и понимал результат работы. Важно обговорить финансовый вопрос, это позволит в дальнейшем избежать недопонимания, а как следствие недоверия к доктору.
Анестезия
Важным этапом является обезболивание. Хорошая анестезия, исключая эмоциональный фактор в работе, позволяет спокойно работать доктору и комфортно чувствовать себя пациенту, что значительно облегчает работу.
Очистка поверхности
Необходимо произвести очистку зуба от налёта и зубной пеликулы с помощью паст, не содержащих фтора. Это позволит избежать ошибок при определении оттенка зуба.
Определение цвета
Определение оттенка зуба имеет важное значение при эстетической реставрации. При этом необходимо учитывать, что зуб, как биологическая система имеет различные оттенки и степень прозрачности от шейки зуба до режущего края. Можно выделить следующие зоны:
    Пришеечная зона. Эта зона характеризуется наименьшей прозрачностью и большей желтизной, т.к. в естественном состоянии здесь наиболее близко расположен дентин, который обладает этими свойствами.
    Тело зуба. Здесь слой эмали значительно увеличивается и зуб приобретает большую прозрачность и меньшую желтизну. В этой зоне на оттенок зуба больше влияет оттенок эмали, т.к. дентин находится в глубине.
    Режущий край. Наиболее прозрачная часть зуба. Это связано с тем, что в толще режущего края отсутствует или находится в небольшом количестве дентин. Вследствие этого режущий край приобретает сероватый оттенок, т.к. через него просвечивает тёмная полость рта.
    Боковые поверхности. Занимают зону около одного миллиметра от правого и левого краёв зуба. Боковые поверхности имеют большую прозрачность, чем тело зуба в связи с истончением дентина к краям. Но из-за присутствия дентина прозрачность этой зоны ниже чем режущего края. В конечном итоге оттенок всего зуба зависит не только от подобранных оттенков, но и от их соотношения в толще зуба.
Препарирование
Принцип препарирования заключается в максимальном сбережения здоровых твёрдых тканей зуба. Для достижения хороших функциональных и косметических свойств, необходимо полностью убрать размягчённый и пигментированный дентин. На вестибулярной поверхности формируют скос (фальц) 45градусов на половину толщины эмали. Данный скос позволяет скрыть границу между зубом и реставрацией, а также увеличивает площадь адгезии композиционного материала к твёрдым тканям
Макроизоляция и микроизоляция от влаги
Макроизоляция – это изоляция от влаги в полости рта с помощью ватных валиков или латексной завесы. Микроизоляция – это использование ретракционных нитей, матриц и клиньев. Это важный этап, т.к. излишняя влага может уменьшить прочность и сказаться на эстетических свойствах реставрации.
Наложение лечебной прокладки
В случае глубокой полости, близко располагающейся к пульпе, требуется наложение лечебной (кальцийсодержащей) прокладки, т.к. в глубоких полостях зачастую начинаются воспалительные изменения в пульпе.
Кондиционирование
Кондиционирование или протравливание производится 30-40% гелем (полугелем) фосфорной кислоты. Протравливание создаёт на поверхности эмали микрошероховатость, которая увеличивает силу сцепления твёрдых тканей зубов с материалом. Кондиционирование необходимо производить за скос эмали на 1-1,5мм., что позволяет избежать уступа в зоне зуб-пломба и добиться плавного перехода. Для протравливания лучше использовать полугель или жидкий гель, т.к. его легче полностью удалить.
Нанесение бондинговой системы
Для химической связи тканей зуба с рест
и т.д.................

Эстетика в стоматологии.ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. Кафедра ортопедической стоматологии
Эстетика в
стоматологии.
Основные эстетические параметры.
Презентация подготовлена
студенткой 3 курса стоматологического
факультета 382 группы Шимчик М. А.
Преподаватель: Сафронова О. Н.
2016

Понятие о эстетической стоматологии

Эстетическая стоматология - область
стоматологической науки, изучающая
эстетику челюстно-лицевой области, ее
нормы, аномалии и деформации,
методы их устранения и профилактики.

Исторические аспекты эстетической стоматологии

Правило «золотого сечения».
Пропорции «золотого сечения», по мнению
Фибоначчи и Рикеттса, - это соотношение
1:1,618, которое прослеживается во многих
параметрах зубов и зубных дуг: в ширине
верхнего центрального резца к ширине нижнего.
Отправной точкой в дизайне улыбки являются
центральные резцы верхней челюсти. Это те
зубы, которые в первую очередь видны при
улыбке. Критическими факторами для эстетики
являются ширина, длина, отношение к
косметическому центру и соотношение с
боковыми резцами. Для определения их
идеальной ширины и высоты можно
пользоваться правилом «1 к 16»: идеальная
высота центрального резца составляет 1/16 от
расстояния между прямой линией,
соединяющей зрачки до основания подбородка;
идеальная ширина - 1/16 расстояния между
косметическим центром лица и выступом
скуловой кости.

Симметрия лица.

Эстетические критерии улыбки.

Срединная линия
лица проходит
вертикально через
основание носа,
подносовую точку,
межрезцовую точку и
подбородок
Несовпадение
срединных линий лица
и верхнего зубного
ряда
Ширина улыбки
должна быть в 2 раза
меньше ширины лица
ЛЕКЦИЯ

^ «ЭСТЕТИКА В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ»

В специальной литературе и в обиходе среди врачей ортопедов-стоматологов встре­чаются термины „эстетика" и „косметика", обозначающие свойство искусственных протезов. Что правильно? Дословно косметика означает искусство украшать. Врачебная косметика (декоративная) скрывает или делает менее заметными дефекты внешности.

Слово „эстетика" переводится с греческого как „чувствующий, чувственный".^ широком смысле эстетика - это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты, о генезе, закономерностях развития и функционирования эстетиче­ского сознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действи­тельности. Предмет медицинской, эстетики охватывает закономерности строения челове­ческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, речь, возрастные изменения и т. д.

Разделом медицинской эстетики, особенно в ортопедической стоматологии, являет­ся теория художественного моделирования. Это относится ко всем видам протезов.

Универсальными признаками красоты считаются мера, гармония, пропорция, сим­метрия.

Количественными методами в медицинской эстетике являются антропометрический, биометрический, кинофотостатический и телерентгенографический.

В ортопедической стоматологии предметом изучения является лицо человека. Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов:


  1. высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип),

  2. ориентации челюстей в пространстве,

  3. угла нижней челюсти.
Различают три типа лица в зависимости от строения зубочелюстной системы. Выде­ляют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, раз­вернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Свободное межокклю- зиониое пространство минимально или ровно О. Вторая группа больных представляет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол нижней челюсти прибли­жается к 90°, основания челюстей и основание черепа параллельны. Свободное межок- клюзионное расстояние равно 6 и более мм. Третью группу пациентов составляют люди с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них средние. Пространственная организация лица или другими словами его форма также представляет интерес для исследователей. Вильямс (1913) установил 4 формы лица:

  1. Квадратное лицо.

  2. Треугольное лицо.

  3. Овальное лицо.

  4. Овоидное лицо (более широкие размеры под глазами).
Бауэр выделил церебральный, респираторный, дигестивный и мышечный тип лица. В профиль в зависимости от угла выпуклости лица В. Н. Трезубое выделяет выпуклое лицо, прямое и вогнутое. Форма лица человека имеет прямую связь с формой его зубов. Форма зубов может быть прямоугольной, квадратной, клиновидной, овальной.

По Переверзеву прямоугольная форма характеризуется тем, что высота коронки превосходит ее ширину, контактные поверхности параллельны. Квадратная форма зубов


  • равные значения ширины и высоты, контактные поверхности параллельны. Треугольная форма - узкая шейка зуба, конвергенция контактных поверхностей. Овальная форма встречается у 66,9% женщин.
Зубы играют важную роль в красоте лица. Поскольку они являются опорой для губ, то даже в покое от положения зубов и их взаимоотношений зависит тонус, взаимоположе- ние и профиль губ. Они могут выглядеть напряженными или свободнопокоящимися, выступать или западать, находиться на одном уровне. Все это отражается на выражении лица, его индивидуальной красоте.

Еще больше возрастает их значимость при динамическом соотоянии лица во время разговора, улыбки, смеха. Обнажаясь, зубные ряды и сами зубы своими признаками активно формируют облик лица, дополняя лицевую гармонию, либо ее разрушая. Их цвет, форма, размеры, положение, рельеф, целостность, взаимное расположение в зубном ряду относительно свободных краев губ и других частей лица, пропорциональность между собой, всем лицом и многое другое формируют красоту улыбки.

^ Компоненты улыбки


  1. Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размером головы. Обычно для высоких людей астенического типа характерны длинные и узкие прямоугольные зубы, для нормостеника - зубы любой формы с незна­чительным преобладанием высоты над шириной, для гипертоника - широкие зубы, чаще с признаками овальности.

  2. Соответствие формы верхних резцов с формой лица. Переверзев различает 3 основные формы лица и зубов: прямоугольную, квадратную и треугольную. Дополнитель­ная форма - овальная.

  3. Ширина рта в покое и улыбке. Если в покое расстояние между углами рта меньше расстояния между зрачками, то ширина рта считается нормальной и при улыбке углы рта будут располагаться на одной вертикали со зрачками. Неприятное впечатление" создает широкий и узкий рот. При протезировании пациента необходимо учитывать видимость обнажаемых зубов при улыбке. При широкой улыбке могут быть видны кламмеры на пре- молярах и молярах и цельнолитые мостовидные протезы в боковых отделах зубных рядов.

  4. Симметрия улыбки.

  5. Соответствие ширины верхних передних зубов с шириной рта.

  6. Степень обнажения передних зубов. В норме нижние зубы обнажаются не более чем на 1/3 их высоты. Верхние зубы обнажаются различно. Существует 4 степени обна-

  • .жжения: 1 . коронки верхних центральных резцов обнажаются в пределах режущей трети,

  1. коронки этих зубов обнажаются в пределах средней трети, 3. зубы обнажаются в пре­делах пришеечной трети, 4. обнажается альвеолярный отросток.
Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования. Выбор фиксации протеза, постановки передних искусственных зубов в съемном протезе и др. определя­ются степенью обнажения передних зубов. Например, при протезировании двусторонних концевых дефектов верхнего зубного ряда, ограниченных рыками, если обнажение Ш-1У степени, то для хорошей эстетики фиксацию протеза следует осуществлять с помощью атачменоа

  1. Отношение верхнего зубного ряда к краю нижней губы. Наиболее красивым яв­ляется такое отношение, когда зубной ряд повторяет изгиб нижней губы.

  2. Равномерность обнажения верхних зубов от одного угла рта к другому.

  3. Плоскость, проходящая между верхними и нижними центральными резцами, должна совпадать с эстетическим центром лица.

  4. Правильное пространственное взаимоположение частей лица. Соответствие ширины 4 верхних резцов с межглазничной шириной.

  5. Ширина носа у женщин соответствует расстоянию между буграми клыков, а у мужчин всей ширине 6 верхних передних зубов.

  6. Ширина фильтрума равна ширине двух верхних центральных резцов.

  7. Соответствие углов изгиба верхней резцовой линии, угла изгиба верхней губы, и горизонтального наклона глазных щелей, в норме их величина равна 160-170°.

  8. Осевой наклон передних зубов. Наилучший эстетический эффект наблюдается при угле 5° для верхних 4 резцов.

  1. Соответствие расположения верхних зубов основанию носа.

  2. Высокая корреляция установлена между шириной основания носа и шириной четырех верхних резцов.
Важное значение имеет в формировании нормальной улыбки параллельность окклю­зионной поверхности зубных рядов. Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена нв уровне разреза губ. Изучение лица в профиль в обычных условиях устанавливает соответствие углов наклона верхней губы, лицевого угла и наклона верхнего центрального резца (угол равен 95°).

Выразительные средства в медицинской эстетике (ортопедической стоматологии)


  1. Цвет. 2. Рельеф. 3. Композиционное равновесие лица. 4. Величина, форма и положение зубов.
Цвет искусственных зубов и коронок должен не отличаться от естественных. Проб­лемы цвета искусственных коронок в настоящее время решены применением фарфоро­вых, металлокерамических или металлопластмассовых коронок и мостовидных проте­зов. Возможность подкрашивания коронок во время обжига или полимеризации делает возможным точное воспроизведение цвета соседних зубов. Применение напыления на коронки нитрид-титана следует расценивать как грубейшее нарушение эстетики. Блеск „самоварного золота" в полости рта говорит об отсутствии эстетического воспитания у ортопёда-стоматолога и пациента. Цвет зубов подбирается пациенту с помощью расцве­ток и при определенных условиях:

  1. Комната должна быть хорошо освещена не прямыми солнечными лучами, окрашена в
мягкие тона.

  1. Пациенты должны быть в одежде спокойных тонов.

  2. Нагрудник и искусственное освещение не применяются.

  3. Расцветка прикладывается к зубу под прямым углом.
Подбор цвета искусственных зубов у пациентов с полной потерей зубов проводится в соответствии с его возрастом и цветом кожи, у женщин, пользующихся косметикой - с цветовой гаммой лица.

Моделирование формы и величины искусственных несъемных протезов не представ­ляет больших трудностей, если имеются зубы противоположной стороны челюсти. Однако отсутствие всех передних зубов, наличие диастемы и трем, аномалии развития челюстей и др. делают этот процесс сложным. Для достижения хорошей эстетики и несъемных протезов протезирование должно проводиться в два этапа. Первый этап - протезирова­ние больного временными пластмассовыми коронками и мостовидными протезами; второй - металлокерамическими, металлопластмассовыми или фарфоровыми протеза­ми. На первом этапе с пациентом обсуждается цвет, форма и величина искусственных временных коронок. При согласии пациента эта форма и величина переносится на пос­тоянные протезы. Величина беззубых альвеолярных отростков диктует величину искусст­венных зубов. Не всегда это обеспечивает гармонию лица. Для решения этой задачи при­меняются выразительные средства, которые должны создавать иллюзию. При моделиро­вании искусственных зубов и коронок на верхней челюсти с диастемой контактные поверхности делают более выпуклыми, увеличивается наклон зубов к средней линии, применяется более темная окраска. Если пациент с широким разрезом рта и узкой верх­ней челюстью, то для придания иллюзии ширины челюсти оси верхних передних зубов следует расположить вертикальна Другим приемом иллюзии является наложение бо­ковых резцов на центральные. Этим достигается:


  1. уменьшение площади обзора центральных зубов и увеличение площади мелких боковых резцов.

  2. пространственная ситуация, привлекая к себе внимание, в свою очередь отвлекает от восприятия нежелательных больших размеров соседних зубов.
Более выпуклые формы зубов создают иллюзию узости, плоские зубы - ширины. Прямо­линейные зубы кажутся больше, овальные - меньше. Если изменить форму зубов или их несколько развернуть, то можно получить видимость изменения их пропорций и цвета. Во-первых, это объясняется уменьшением площади обзора, во-вторых, свойством осве­щенности поверхности в зависимости от угла наклона. Динамизм искусственным зубным рядам можно придать следующим образом:

  1. Трансверзальным наклоном зубов.

  2. Сагиттальным наклоном зубов.

  3. Поворотом зубов по оси.

  4. С помощью цветовых тонов зубов. Более светлые» зубы кажутся шире, более темные - уже.

  5. Различный цвет отдельных частей зуба.

  6. Создание сложной формы и рельефа зубов.
Большие возможности в усилении динамизма и ритма лица заложены в цвете. Раз­личные цветовые сочетания глаз, кожи, волос, зубов оживляют лицо и разрушают моно­тонность.

При необходимости создать иллюзию широкого зубного ряда следует боковые зубы подобрать светлее. Для создания иллюзии сужения»’ зубного ряда в центре располагают более светлые зубы. Эстетика съемных протезов зависит от выбора и постановки искус­ственных зубов, цвета и моделировки искусственной десны и видимости фиксирующих элементов протеза. Если обойтись без искусственной десны нельзя, то ее поверхность должна быть отмоделирована в соответствии с естественной десной. Прозрачная искус­ственная десна воспринимает цвет слизистой оболочки и делается незаметной. При выборе опорных зубов и вида фиксации протеза следует помнить об эстетике. Видные при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают балочные системы и атачмены.

У многих пациентов при высоких требованиях эстетики врач вынужден идти на компромисс - улучшай внешний вид съемного протеза - уменьшать фиксацию протеза. Для восприятия формы зубов человека врач ортопед-стоматолог должен вылепить или вырезать полные зубные ряды.

^ ЛЕКЦИЯ

Ортопедическое лечение заболеваний височно-нижнечелюстного сустава"

По данным различных авторов частота поражения ВНЧС составляет от 20 до 43,3% (И. И. Ужумецкене. Ю. А. Петросов, В. А. Хватова) чаще страдают женщины. Из 622 паци­ентов с заболеванием ВНЧС 78,8% составили женщины (Ю. А. Петросов, 1982). Заболе­ваний ВНЧС существует множество, так же как и много их классификаций.

I Всесоюзный съезд ревматологов (1971) предложил следующую классификацию заболеваний суставов.


  1. Воспалительные заболевания суставов (артриты).

  2. Дегенеративные (артрозы).

  3. Особые формы (опухоли, психогенные артропатии).

  4. Артриты и артрозы, связанные с другими заболеваниями.

  5. Травматические артриты.

  6. Внесуставные заболевания мягких тканей опорно-двигательного аппарата.

Классификация В. А. Хватовой (1982).


  1. Артриты (острые и хронические).

  2. Артрозы (склерозирующие и деформирующие, в хронической стадии и стадии обост­рения).

  3. Мышечно-суставные дисфункции.

  4. Анкилозы.

  5. Опухоли.
Стоматоневрологические симптомы, вывихи и подвывихи нижней челюсти и диска В. А. Хватова рассматривает как возможные осложнения всех названных заболеваний.

Классификация Ю. А. Петросова (1982).

I Дисфункциональные синдромы:

а) нейромускулярный синдром,

б) окклюзионно-артикуляционный синдром,

в) привычные вывихи в суставе (челюсти, мениска),

II Артриты

а) острые инфекционные (специфические и неспецифические) и аллергические,

б) острые травматические,

в) хронические системные (ревматические, ревматоидные) и инфекционно-аллер­гические,

III. Артрозы:

а) постинфекционные (неоартрозы),

б) посттравматические (деформирующие) остеоартрозы,

в) миогенные остеоартрозы,

г) обменные артрозы, анкилозы (фиброзные, костные).

IV . Сочетанные формы.

V. Новообразования (доброкачественные, злокачественные и диспластические (опухо­левидные) процессы. Ортопедическому лечению подлежат пациенты с дисфункциональ­ным синдромом и артрозами.

Die kontinuierlich positive Entwicklung spiegelt sich nicht nur im Ausbau des Standortes wider, sondern auch in der Ausweitung des Produkt-Portfolios. VOCO steht seit langem für eine besonders zuverlässige Markenqualität u.a. im Bereich Füllungsmaterialien. So wurde mit dem Füllungsmaterial Grandio 2003 das erste Nano-Hybrid-Composite auf den Markt gebracht, das einen neuen Standard in der Produktklasse markierte. Mit der Weiterentwicklung GrandioSO und diversen Line-Extensions wurde die Produktfamilie komplettiert. 2015 etablierte VOCO mit dem Nano-Hybrid-ORMOCER Admira Fusion die erste „Keramik zum Füllen“ am Markt.

Seit April 2017 bietet VOCO auch Lösungen für die digitale Prothetik an. So fließt etwa die langjährige Expertise im Bereich Composite-Materialien in die CAD/CAM Composite-Blöcke Grandio blocs ein, welche sich durch eine überdurchschnittliche Festigkeit von vergleichbaren Produkten unterscheiden. Außerdem gehören die SolFlex 3D-Drucker in drei Größen für das Labor und die Praxis mit darauf abgestimmten Druckermaterialien zum Portfolio.



Похожие публикации