Великая царица (Древний Египет). Женщины – правительницы Египта - Древние цивилизации

Анхесенамон - царица Египта XVIII династии, сестра и главная жена Тутанхамона, третья дочь фараона Эхнатона и его жены Нефертити.

Судьба молодой жены Тутанхамона окутана тайной. Личность этой египетской царицы вполне достоверная. Существуют ее изображения вместе с родителями, так что она действительно существовала. Между тем по сей день не обнаружено ни одного принадлежавшего ей предмета из погребальной утвари. Где же она похоронена? С одной стороны, было бы довольно странным, если бы ее усыпальница находилась в Ахетатоне. Такого попросту не могло быть, потому как царская чета уже давно покинула Средний Египет к тому времени, когда Анхесенамон не стало.

С другой стороны, не меньше странно то, что в Фивах не осталось никакого следа столь именитой особы: ведь она определенно проживала там, пусть и непродолжительное время. Но складывается впечатление, словно Анхесенамон исчезла без следа после того, как Эйе возжелал взять ее себе в супруги. Так что же с ней могло произойти?

После смерти Тутанхамона

Как бы там ни было, все-же нашлись два именных кольца – Эйе и Анхесенамон. Так что, вероятно, их женитьба все же могла состояться. Первое кольцо нашлось в 1931 г. в одной каирской лавке древностей. А второе сейчас выставлено в Египетском музее в Берлине. Что же до первого, то сейчас оно, скорей всего, находится в какой-то частной коллекции…

Эйе не велел изображать Анхесенамон , возможно, потому, что хотел жениться на ней и расписать ее изображениями свою собственную усыпальницу. Но, к сожалению, при Хоремхебе в этой гробнице все перевернули вверх дном, потому осмотреть ее в подробностях дело не из легких. И все-же на сохранившихся там фресках можно рассмотреть некую женщину. Но кто она – Тии, бывшая супруга Эйе, или Анхесенамон? Картуш с именем женщины оказался разбитым. И разобрать надпись не удалось. И, судя по размерам картуша, имя Анхесенамон в него никак не смогло поместится. И есть все основания предположить, что на нем было начертано имя Тии.

Итак, если Анхесенамон не была похоронена сообразно с традициями, есть ли надежда когда-то отыскать ее мумию или гробницу?

Анхесенамон, возможно, отправила послание хеттскому царю, врагу Египта, с просьбой, чтобы тот разрешил одному из своих сыновей взять ее в жены… Или это только легенда? Да и как царица Египта представляла себе свой брачный союз с хеттским царевичем?

Анхесенамон в образе богини Серкет. (Позолоченая статуя одной з 4-х богинь-охранниц из гробницы Тутанхамона, XIV век до н. э.)

Переписка царицы Египта с хеттами

После смерти Тутанхамона Анхесенамон необходимо было во что бы то ни стало вновь выйти замуж, дабы удержаться на царском престоле. Что до Эйе, может быть, ей довелось стать его женой против своей воли. Однако вместе с тем, обнаружилась интересная переписка некой египетской царицы с хеттами. Если только это не послания , в которых она после смерти требует себе заморского царевича от хеттского царя, – отправительницей сих посланий могла быть только Анхесенамон. Но, Нефертити вряд ли пережила своего мужа вопреки тому, что утверждает легенда. Значит, Анхесенамон отослала к хеттскому царю гонца с настоянием отправить ей в мужья одного из своих сыновей, при том что она наверняка это сделала без ведома Эйе и высших египетских сановников.

Насколько известно, хеттский царь, очень удивленный такого рода требованием и не менее разозленный, даже не посчитал нужным давать ответ посланнику царицы Египта. Тогда правителю хеттов было отправлено второе послание. И его содержание дошло до наших дней. Письмо это весьма странное. Анхесенамон сообщает в нем о своих опасениях. Она признается, что не хочет выходить замуж за египтянина, и заклинает хеттского царя дать благоприятный ответ на ее просьбу. Тот все-же уступает. Однако заморскому царевичу так и не суждено было прибыть к египетскому двору, где его ждала египетская царица.

Возможно, его убили – хеттского царевича, который должен был стать царем Египта? И кому было выгодно его убрать?

Хеттский царевич, вероятнее всего, успел пересечь пределы Египта, прежде чем его убили. Согласно имеющимся у нас сведениям, расправу над ним учинили египтяне. Пал он, несомненно, насильственной смертью. И в его убийстве, вероятнее всего, был повинен Хоремхеб.

Хоремхеб, похоже, никогда не любил Нефертити. И потому велел уничтожить все изображения царицы с ее супругом. Ну а собственные подвиги, которые он велел отобразить на стенах своей гробницы в Саккаре, свидетельствуют, что Хоремхеб уже начал подумывать о том, как упрочить свою власть. Перспектива войти в царскую семью открывала перед ним прекрасные возможности, так что он совсем не хотел видеть на египетском престоле какого-то пришлого хетта. К тому же хетты были извечными и грозными врагами египтян. Хоремхеб воевал с ними и страшился их могущества. Словом, он никак не мог смириться с тем, что его страной будет править враг.

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки трона Тутанхамона, XIV столетие до н. э.

Действительно ли были найдены хеттские тексты?

У хеттов было заведено сохранять в архивах все важные сведения, которые относились к политике, государственному управлению и своим обычаям. Так, на территории нынешней Турции были обнаружены тысячи текстов на глиняных табличках. Что же до интересующего нас периода, письмо, которое египетская царица, безусловно, направила хеттскому царю с просьбой дать ей в мужья одного из своих сыновей, было найдено в начале XX столетия среди прочих текстов, описывающих политику царя Хеттского царства Суппилулиума со слов его сына. Это письмо Анхесенамон составляет так называемый текст №7. Сын Суппилулиума, Мурсили II, упоминает о победе хеттов в долине Амка. И уточняет, что эта битва ввергла египтян в ужас и что как раз в это время в Хеттское царство прибыл гонец от царицы Анхесенамон.

Было найдено и второе письмо, которое Анхесенамон пришлось отправить правителю хеттов, премного озадаченному и совсем не склонному оправдывать ее ожиданий. Даже если предложение стать фараоном, адресованное одному из его сыновей, и выглядело заманчиво, содержание обоих посланий было столь неожиданным, что хеттский царь невольно насторожился, чуя в этом некий подвох.

Во втором своем послании раздосадованная царица признается, что не может смириться с таким отношением к себе со стороны царя хеттов. И как он только мог усомниться в ее словах?! Отчего тянет с ответом? Царица еще раз напомнила, что она потеряла супруга, что у нее нет наследника, хотя ей очень хотелось бы родить сына, но только не от египтянина, что она нуждается в утешении и что к другим царям со своей просьбой она не обращалась.

Хеттский царь напрасно засылал в Египет лазутчиков, чтобы выведать что к чему: египетская царица не имела обыкновения кривить душой. Но тут возникает вопрос: что если два именных кольца – Эйе и Анхесенамон – однажды все же сослужили свою службу и что союз их обладателей был-таки заключен, как того хотелось «Божественному отцу»? Мы также вправе спросить себя и о том, каковы были истинные намерения Анхесенамон. Возможно, она оказалась до такой степени коварна, что злонамеренно уготовила хеттскому царевичу западню по наущению Эйе и Хоремхеба?

Другой текст, «Из молитв Мурасили II во время чумы», сообщает о решении хеттского царя, который в конце концов внял увещеваниям египетского посланника Хани. И соблаговолил отправить одного из царевичей в Египет. А следом за тем его постигла невосполнимая утрата: на пути к египетскому двору царевич нашел свою смерть. И тогда правитель хеттов, придя в ярость, объявил Египту войну. С поля брани он увел немало пленных египтян, зараженных чумой.

Кому было нужно убивать Тутанхамона и его юную супругу? Похоже, без Эйе тут не обошлось. Он вошел в историю под именем «Божественного отца». Откуда у Эйе это имя и что его связывало с царской семьей?

Разорение гробниц

После того как Тутанхамон умер, Эйе в конце концов стал царем. Его уже успели изобразить на стенах гробницы юного фараона с пшентом (двойной тиарой правителей Верхнего и Южного Египта) на голове. Правил Эйе 4 года, а когда он только взошел на престол, ему было уже 60 – возраст в то время довольно преклонный. Впоследствии его имя было стерто отовсюду, как и имя Тутанхамона: возможно, что тут не обошлось без Хоремхеба, преемника Эйе и главнокомандующего во времена его правления. Гробница Эйе тоже была разорена. Правда, его разбитый саркофаг поздней был отреставрирован в Каире. И даже ушебти, не представлявшие большого интереса для расхитителей гробниц, также оказались разбитыми. Это был важный знак: никто не хотел, чтобы в загробном мире Эйе ждала спокойная жизнь.

Анхесенамон дарит цветы, как символ любви, Тутанхамону. Фрагмент сундука

Была ли гробница Эйе открыта «случайно»?

Джованни Баттиста Бельцони остался в истории как один из самых неотразимых и неугомонных исследователей Долины Царей. Провернув большое количество различных «делишек» и отработав в цирке, Бельцони однажды смекнул, что мог бы сколотить себе состояние, покопавшись в фиванском некрополе. Так он наткнулся в Долине Царей на гробницу Сети I. Окрыленный первой удачей, Бельцони нанял несколько рабочих из египтян и отправился на поиски других усыпальниц, в надежде, как поздней и Картер, отыскать несметные сокровища. Тем более что в гробнице Сети I, хоть она и поражала его своим великолепием, уже успели раньше побывать грабители.

Пробираясь однажды через Западную Долину, по соседству с Долиной Царей, Бельцони провалился в яму – и так был открыт вход в гробницу Эйе, также оказавшейся пустой. В этой гробнице, построенной в месте, которое изначально выбрал Тутанхамон, было восхитительное убранство. На уцелевших фресках были изображены сцены, удивительно схожие с теми, что сохранились в усыпальнице Тутанхамона, – например, сцена со скарабеями и дюжиной обезьян, олицетворяющих полночь. Кроме этого, на фресках, вероятно, изображена и Тии, бывшая кормилица Нефертити, и Тутанхамон. В других сценах Эйе охотится на болотах. Вот он в сопровождении божеств и своей «ка», в точности как Тутанхамон. А вот он переправляется с одного берега Нила на другой в погребальной ладье. Его саркофаг из красного кварцита украшают образы богинь, оберегающих его в плавании через реку.

Хотя у Эйе и была гробница, которая достойна его высочайшей самооценки, ему не удалось скрыть ее от мародеров… так что опознать других героев настенных рисунков оказалось весьма трудно: их имена большей частью затерты.

Был ли Тутанхамон отравлен?

Чтобы это узнать, необходимо было провести исследования внутренних органы фараона, содержащихся в его канопах, а точней – печень, если она сохранилась неповрежденной. Ведь когда какой-то орган усопшего оказывался очень большим и не проходил в канопу, бальзамировщик разрезал его на части, чтобы тот смог вместится в сосуд. А обследование кишечника и желудка позволило бы также установить, находился ли Тутанхамон в коме перед смертью.

Смерти молодому царю желали многие. Обследование его костей дает возможность сказать определенно, что умер он в возрасти 19-ти лет. Отстранившись от опеки Эйе и Хоремхеба, Тутанхамон стал самоутверждаться как правитель. Вероятно даже, что он мечтал о наследнике: ведь не случайно в его гробнице находились плоды женского пола. Если это дети его и Анхесенамон, значит, царская чета наверняка хотела иметь и наследных царевичей. Но царские советники, возможно, считали Тутанхамона малопригодным для того, чтобы царствовать. И, решив наконец избавиться от никудышного правителя, они вполне могли замыслить против него недоброе.

Почему об Эйе забыли?

Эйе мог быть братом Тэйе, великой жены Аменхотепа III, и отцом Нефертити. Как видно, при царском дворе он появился в довольно юном возрасте. Глашатай, представитель фараонов при дворах иноземных царей, посланник, советник и уполномоченный по внутренним делам, он обретал все большее могущество при своем зяте Аменхотепе IV – Эхнатоне, при Сменхкаре и Тутанхамоне, прежде чем сам смог стать фараоном.

Отношение Эйе к смерти Тутанхамона, который, может быть, был мужем его внучки, и впрямь кажется довольно странным, потому как Эйе завладел малой усыпальницей Тутанхамона, а свою собственную велел расписать причудливыми и не совсем обычными сценами.

Теневой советник, после правитель, искушенный в политических интригах, Эйе был исключен из всех списков фараонов. И одним из первых тому способствовал Хоремхеб: ведь это с его повеления в гробнице Эйе в Западной Долине был учинен разгром. В действительности Хоремхебу хотелось внушить потомкам, будто он царствовал сразу вслед за Аменхотепом III. А посему Хоремхеб решил вычеркнуть из памяти людей все, что могло напомнить бы о правлении Сменхкары, Тутанхамона и Эйе. Так что изображения Эйе были уничтожены так же, как и образы Хатшепсут.

Эйе велел взять статуи Тутанхамона и перенести их в свою гробницу – в знак того, что он не чтил юного царя, как старался это показывать. В свою очередь и Хоремхеб завладел статуями Тутанхамона, прежде чем уничтожил изваяния Эйе. Вот почему изображения Эйе встречаются довольно редко, а стало быть, трудно представить себе, как он мог выглядеть в действительности. Только его маленькая голова выставлена в Каирском музее. Так что одним из основных свидетельств существования Эйе остается его гробница.

Образ какой женщины запечатлен в гробнице Эйе?

Учитывая маленький размер картуша, прилагающегося к женскому образу в гробнице Эйе (тому образу, что имеется там кроме изображений богинь), трудно представить себе, что речь идет об Анхесенамон. В большей степени вероятно, что это – Тии, бывшая первая супруга «Божественного отца». Та, что, возможно, была кормилицей Нефертити. И тут появляется вопрос: неужели Тии согласилась бы на брак своего мужа с Анхесенамон?… Кое-кто даже считал, что Тии могла навредить бывшей супруге Тутанхамона. А что если она-то и умертвила ее? В таком случае это объясняло бы, почему после дочери Нефертити не осталось никаких следов. Если Анхесенамон были устроены пышные похороны – с поистине царскими почестями, – Эйе не преминул бы распорядиться, чтобы она была похоронена в Долине Царей или где-то рядом. А если так, не исключено, что гробницу Анхесенамон все же когда-то удастся найти…

Вашему вниманию представлен ещё один пост на эту же тему.

Остаётся только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века её имя было в забвении, а когда гениальный французский учёный Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.
XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознёс Нефертити на вершину славы. Накануне Первой мировой войны немецкая экспедиция, закончив раскопки в Египте, по обыкновению представила находки для проверки инспекторам «Службы древностей». («Служба древностей» — ведомство, основанное в 1858 году для контроля археологических экспедиций и охраны памятников прошлого.) Среди предметов, выделенных для немецких музеев, находился ничем не примечательный оштукатуренный каменный блок.
Когда его привезли в Берлин, он превратился в голову Нефертити. Рассказывают, будто археологи, не желавшие расстаться с замечательным произведением искусства, обернули бюст серебряной бумагой, а затем покрыли гипсом, правильно рассчитав, что незаметная архитектурная деталь не привлечёт внимания. Когда это обнаружилось, разразился скандал. Его затушила только начавшаяся война, после окончания которой немецких египтологов лишили на некоторое время права проводить раскопки в Египте.
Однако бесценное художественное достоинство бюста стоило даже этих жертв. Звезда Нефертити восходила столь стремительно, будто женщина эта была не древней египетской царицей, а современной кинозвездой. Словно много веков красота её ждала признания, и, наконец, пришли времена, эстетический вкус которых возвёл Нефертити на вершину успеха.

Если посмотреть на Египет с высоты птичьего полета, то почти в самом центре страны, в 300 километрах южнее Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню под названием эль-Амарна. Именно здесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя к реке, начинают затем отступать, образуя почти правильный полукруг. Пески, остатки фундаментов древних сооружений и зелень пальмовых рощ - так выглядит сейчас когда-то роскошный древнеегипетский город Ахетатон, в котором царствовала одна из известнейших женщин мира.
Нефертити, имя которой в переводе означает «Пришедшая красавица» , не была сестрой своего супруга, фараона Аменхотепа IV, хотя эта версия почему-то получила очень широкое распространение. Прекрасная египтянка происходила из семьи родственников царицы Тиу - она была дочерью провинциального жреца. И хотя по тем временам Нефертити получила блестящее образование в специальной школе, такое родство раздражало гордую царицу и мать Нефертити во многих официальных документах именовалась ее кормилицей.
Но редкая красота провинциальной девушки растопила сердце наследника престола, и Нефертити стала его супругой.

К одному из праздников «фараон-солнце» Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую своей красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы.

Обнаженная Нефертити сидела в кресле с львиными лапами у круглого золотого зеркала. Миндалевидные глаза, прямой нос, шея, как стебель лотоса. В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. "Красавица, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами", - так писали о ней поэты. Но не радовалась тридцатилетняя царица своему отражению, как раньше. Усталость и скорбь надломили ее, складка морщин легла от крыльев красивого носа к смелым губам, как печать.

Вошла служанка, темнокожая нубийка, с большим кувшином ароматной воды для омовения.
Нефертити поднялась, словно очнувшись от своих воспоминаний. Но доверившись умелым рукам Тадукиппы, опять ушла в свои мысли.

Как счастливы они были с Аменхотепом в день свадьбы. Ему 16 лет, ей 15. Они принимали власть над самой могущественной и богатой страной мира. Тридцать лет правления предыдущего фараона не были омрачены ни бедствиями, ни войнами. Сирия и Палестина трепещут перед Египтом, Митанни шлет льстивые письма, Из рудников Куша регулярно присылают горы золота и благовония.
Самое главное - они любят друг друга. Сын царя Аменхотепа III и царицы Тиу не очень красив: худой, узкоплечий. Но когда он глядел на нее, одержимый любовью, и с его больших губ срывались написанные для нее стихи, она смеялась от счастья. Будущий фараон бегал за юной царевной под темными сводами фиванского дворца, а она хохотала и пряталась за колонны.

Служанка разложила на богато украшенном туалетном столике необходимые принадлежности: золотые коробочки с умащениями, ложечки для притираний, сурьму для глаз, помаду и прочую косметику, инструменты для маникюра и краску для ногтей. Ловко прихватив бронзовую бритву, принялась аккуратно и почтительно брить голову царицы.

Нефертити безучастно водила пальцем по золотому скарабею на баночке с рисовой пудрой и вспоминала, как однажды, еще до свадьбы Аменхотеп на закате солнца открыл ей свою тайну.
Он гладил ее тонкие пальцы и, глядя сверкающими глазами куда-то вдаль, сказал, что накануне во сне ему явился сам Атон, бог солнечного диска, и говорил с ним, как с братом:
-Понимаешь, Нефертити. Я вижу, я знаю, что в мире все не так, как мы все привыкли видеть. Мир он светлый. Он создан Атоном для счастья и радости. К чему приносить жертвы всем этим многочисленным богам. Зачем поклоняться жукам, бегемотам, птицам, крокодилам, если они и сами, как и мы - дети Солнца. Атон - единственный истинный бог!
Голос Аменхотепа звенел. Он говорил, как прекрасен и чуден мир, созданный Атоном, и сам царевич был прекрасен в эту минуту. Нефертити внимала каждому слову любимого и принимала всем сердцем его веру.

Получив титул фараона, Аменхотеп IV первым делом изменил свое имя. «Аменхотеп» значит «Амон доволен». Он стал называть себя «Эхнатон», т. е. «Угодный Атону».
Как счастливы они были! Люди не могут быть так счастливы. Почти сразу Эхнатон принял решение строить новую столицу - Ахетатон, что означает «горизонт Атона». Это должен был быть лучший город на земле. Там все будет по-другому. Новая счастливая жизнь. Не такая, как в мрачных Фивах. И люди там будут все счастливы, потому что будут жить в правде и красоте.

Юность супруги наследника прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (ХVI-ХI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикоморов и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками и соединяющие храмы.
Египет был в апогее своего расцвета Покоренные народы везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и всякие редкие диковины. Из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и дорогие умащения...

У всех египетских фараонов было несколько жен и бесчисленное число наложниц - Восток и тогда был Востоком. Но «гарема» в нашем понимании в Египте никогда не существовало: младшие царицы жили в отдельных резиденциях рядом с дворцом, удобствами наложниц никто особо не занимался. Те же, кого тексты именуют «Владычица Верхнего и Нижнего Египта», «великая супруга царская», «супруга Бога», «украшение царя», прежде всего были верховными жрицами, которые вместе с царем участвовали в храмовых службах и ритуалах и своими действиями поддерживали Маат - мировую гармонию.
Для древних египтян каждое новое утро - это повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звучанием систра - священного музыкального инструмента Недосягаемый для большинства смертных женщин статус «великой супруги царской», обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях. Рождение же детей было делом второстепенным, с ним прекрасно справлялись младшие царицы и наложницы.
Тейя стала исключением - она была так близка своему мужу, что делила с ним ложе долгие годы и родила ему нескольких детей. До зрелых лет, правда, дожил только старший сын, но и в этом жрецы усмотрели промысел Неба. О том, насколько неправильно истолковали они этот промысел, им стало известно значительно позже.
Аменхотеп IV взошел на трон в 1424 году до нашей эры. И… затеял религиозную реформу - смену богов, вещь в Египте неслыханную.

Всеми почитаемый бог Амон, поклонение которому все больше укрепляло власть жрецов, был волею фараона заменен на другого бога, бога солнца - Атона. Атон - «видимый солнечный диск», изображался в виде солнечного диска с лучами-ладонями, дарующими благо людям. Реформы фараону удались, по крайней мере на период его царствования. Была основана новая столица, возведено много новых храмов и дворцов. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства. Пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены археологами тысячелетия спустя…

Зимой 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт приступил к раскопкам остатков очередного дома разрушенного городища. Вскоре археологам стало ясно, что они обнаружили скульптурную мастерскую. Незавершенные статуи, гипсовые маски и скопления камней различных пород - все это ясно определяло профессию владельца обширной усадьбы. И среди находок был выполненный из известняка и раскрашенный бюст женщины в натуральную величину.
Телесный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, синий головной убор. Нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит золотой повязкой, украшенной самоцветами…
Просвещенный мир ахнул - миру явилась красавица, три тысячи лет проведшая во мраке забвения. Красота Нефертити оказалась бессмертной. Миллионы женщин завидовали ей, миллионы мужчин о ней грезили. Увы, они не знали, что за бессмертие расплачиваются еще при жизни, причем порой платят непомерную цену.
Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около 20 лет. Те самые два десятилетия, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны.
Нефертити играла важную роль в событиях своего времени Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь В больших храмах бога Атона в Фивах - ей возносили молитвы, ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее - залога плодородия и процветания всей страны «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож современников - При звуке голоса ее все ликуют».

Запретив культы традиционных богов и прежде всего вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон («Действенный дух Атона»), и Нефертити основывают свою новую столицу - Ахетатон. Объем работ был огромен Одновременно возводились храмы, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати жилища и мастерские Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья - ждать, пока они вырастут здесь, было некогда Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити.
Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым через дорогу. К жилым зданиям царской семьи примыкал большой сад с озером и павильонами. Стены были украшены росписями гроздья лотосов и папирусов, вылетающие из водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Роспись полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими вокруг птицами. Широко применялась позолота, инкрустация плитками фаянса и полудрагоценными камнями.
Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов Нефертити с супругом сидят с детьми, Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени, и придерживает рукой маленькую дочь. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни
Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом - приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином Пирующих развлекает женский хор и музыканты, суетятся слуги. Три старшие дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпа-атон - присутствуют на торжестве.

Картины тех счастливых лет Нефертити трепетно хранила в своем сердце.

Они строили город. Лучшие мастера и художники Египта собирались в Ахетатоне. Царь проповедовал среди них свои идеи нового искусства. Отныне оно должно было отражать истинную красоту мира, а не копировать древние застывшие формы. Портреты должны иметь черты реальных людей, а композиции должны быть жизненные.
Одна за другой появлялись на свет их дочери. Эхнатон обожал их всех. Подолгу возился с девочками на глазах счастливой Нефертити. Он баловал их и превозносил.
А вечерами они катались на колеснице по пальмовым аллеям города. Он правил лошадьми, а она обнимала его и весело подшучивала над тем, что у него появился солидный живот. Или катались в ладье по глади Нила, среди зарослей тросника и папируса.
Их семейные обеды были полны беззаботного веселья, когда бывало Эхнатон с куском отбивной в зубах изображал рассерженного Собека, бога-крокодила, а девочки и Нефертити покатывались от смеха.
Они проводили службы в храме Атона. Божество изображали в святилище в виде золотого диска, простирающего к людям тысячи рук. Фараон был сам верховным жрецом. А Нефертити - верховной жрицей. Ее голос и божественная красота преклоняли народ перед сияющим ликом истинного Бога.

Пока служанка умащивала тело царицы драгоценным маслом, распространявшим запах мирры, можжевельника и корицы, Нефертити вспоминала, какой был праздник в городе, когда Тиу, мать Эхнатона, приехала погостить к детям и внучкам в Ахетатон. Девочки скакали вокруг нее и наперебой веселили своими играми и танцами. Она улыбалась и не знала, кого из них слушать.

Эхнатон с гордостью показывал матери свою новую столицу: были заложены дворцы для знати, дома ремесленников, склады, мастерские и главная гордость - храм Атона, который размером, пышностью и великолепием должен был превзойти все существующие в мире.
- Алтарей в нем будет не один, а несколько. А крыши не будет совсем, чтоб священные лучи Атона наполняли его своей благодатью,- воодушевленно рассказывал он матери. Молча слушала она своего единственного сына. Умные, проницательные глаза Тиу смотрели печально. Как она могла объяснить, что его старания сделать всех счастливыми никому не нужны. Что его не любят и не уважают, как государя, и отовсюду несутся только проклятья. Прекрасный город солнца за несколько лет опустошил царскую сокровищницу. Да, город красив и восхитителен, но он съедает все доходы. А Эхнатон и слышать не хотел об экономии.
А вечерами Тиу по долгу беседовала с невесткой, надеясь хоть через нее повлиять на сына.
Ах, почему, почему, тогда она не прислушалась к словам мудрой Тиу!

Но личное счастье супругов продолжалось недолго...
Все начало рушиться в год, когда умерла их восьмилетняя дочь, веселая и милая Мекетатон. Она так внезапно ушла к Озирису, что казалось, солнце перестало светить.
При воспоминании о том, как они с мужем отдавали распоряжения могильщикам и бальзаматорам, сдерживаемые долгое время рыдания потоком слез вырвались наружу. Служанка с баночкой краски для бровей в растерянности остановилась. Великая царица через минуту справилась с собой и, проглотив рыдания, выдохнула и распрямилась: «Продолжайте».

Со смертью Мекетатон закончилось счастье в их дворце. Бедствия и горе пошли нескончаемой чередой, словно проклятия свергнутых богов обрушились на их головы. Вскоре за маленькой принцессой ушла в царство мертвых Тиу, единственный человек при дворе, который поддерживал Эхнатона. С ее смертью в Фивах не осталось никого, кроме врагов. Вдова могущественного Аменхотепа III одна сдерживала своим авторитетом ярость оскорбленных жрецов Амона. При ней они не решались на открытые выпады в сторону Эхнатона и Нефертити.

Нефертити сжала пальцами виски и покачала головой. Если бы тогда они с мужем были осторожнее, политичнее, хитрее. Если бы тогда Эхнатон не изгонял жрецов из старых храмов и не запрещал людям молиться своим богам…Если бы…Но тогда это был бы не Эхнатон. Не в его характере компромиссы. Все или нечего. Он рушил все старое одержимо и нещадно. Он был уверен в своей правоте и победе. Он не сомневался, что за ним пойдут…А никто не пошел. Кучка философов, художники и мастеровые - вот и вся его компания.
Она пыталась, неоднократно пыталась поговорить с ним, открыть глаза на реальную суть вещей. Он только злился и замыкался в себе, все больше времени проводя с архитекторами и скульпторами.
В очередной раз, когда она подошла к нему с разговором о судьбе династии, он закричал на нее: «Чем лезть в мои дела, лучше бы родила мне сына!»
Шесть дочерей родила Нефертити Эхнатону за двенадцать лет. Всегда она была рядом с ним. Его дела и проблемы были всегда ее делами и проблемами. На всех службах в храмах Атона она всегда стояла рядом с ним в короне, звеня священными систрами. И такого оскорбления она не ожидала. Она была пронзена в самое сердце. Молча вышла Нефертити и, шелестя плиссированной юбкой, удалилась в свои покои…

Неслышными шагами в комнату вошла кошка Баст. На шее изящного животного красовалось золотое ожерелье. Подойдя к хозяйке, Баст запрыгнула на колени и принялась тереться о ее руки. Нефертити грустно улыбнулась. Теплый, уютный зверек. Она порывисто прижала ее к себе. Баст каким-то чутьем всегда угадывала, когда хозяйке плохо и приходила утешать. Неферити водила ладонью по мягкой светло-серой шерсти. Янтарные глаза с вертикальными зрачками смотрели на человека мудро и снисходительно. «Все пройдет», -казалось, говорила она.
-Ты и в правду богиня, Баст, - улыбалась успокоенная Нефертити. А кошка, величественно подняв хвост, удалялась из комнаты, показывая своим видом, что у нее есть дела поважнее.

Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У той, кого современники называли «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений преисполненной красотами» , появилась соперница. И не просто временная прихоть владыки, а женщина, действительно вытеснившая супругу из его сердца - Кийа.
Все внимание Эхнатона было сосредоточено на ней. Еще при жизни его отца в Египет в качестве залога политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Но главное - она родила фараону двух сыновей, которые впоследствии женились на своих старших сводных сестрах.
Однако и триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезла на 16-м году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити, Меритатон, уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной сопернице своей матери, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

Нефертити уже заканчивала свое облачение. Девушка служанка одела ее в белое платье из тончайшего прозрачного белого льна, застегнула широкое нагрудное украшение усыпанное самоцветами. На голову надела пышный парик, завитый мелкими волнами. В своем любимом синем головном уборе с красными лентами и золотым уреем она давно уже не выходила.
Вошел Эйе, старый сановник, бывший писец при дворе Аменхотепа III. Он был «носителем опахала по правую руку царя, главным из друзей царя» и «отцом бога», как величали его в письмах. Эхнатон и Нефертити росли во дворце на его глазах. Он учил Эхнатона грамоте. Его жена в свое время была кормилицей принцессы. И Нефертити была ему как родная дочь.
При виде Нефертити морщинистое лицо Эйе расплылось в нежной улыбке:
- Здравствуй, девочка моя! Как ты?
- Не спрашивай, Эйе. Хорошего мало. Ты слышал, Эхнатон подарил этой выскочке Кийе, наложнице из Митанни, дворец Мару-Атон. Всюду появляется с ней. Эта тварь уже осмеливается надевать корону.
Эйе нахмурился и вздохнул. Девушка из гарема родила царю двух сыновей. Все только и шептались о наследных принцах Сменхкаре и Тутанхатоне, не стесняясь Нефертити.
Принцы были еще маленькими детьми, но их судьба уже была решена: они станут мужьями старших дочерей Эхнатона. Царский род должен продолжаться. Кровь фараонов XVIII династии от самого великого Яхмеса текла в их жилах.
-Ну, а что нового в Фивах? Что пишут из провинций? - царица мужественно приготовилась слушать тяжелые вести.
- Ничего хорошего, царица. Фивы гудят, как пчелиный рой. Жрецы добились того, что имя Эхнатона проклинают на каждом углу. Тут еще эта засуха. Все к одному. Царь Митанни Душратта требует опять золота. Из северных провинций просят прислать войско для защиты от кочевников. А царь велел всем отказать.- Эйе пожал плечами.- Обидно смотреть. С таким трудом мы добивались влияния в этих землях, а теперь так легко их теряем. Всюду недовольство. Я говорил об этом Эхнатону, но он и слышать ничего не хочет о войне. Он досадует только на то, что срываются сроки поставки мрамора и черного дерева. И еще, царица, опасайтесь Хоремхеба. Уж очень он быстро находит общий язык с вашими влиятельными врагами, знает с кем дружить.

После ухода Эйе, царица долго сидела одна. Солнце склонилось к закату. Нифертити вышла на балкон дворца. Огромный безоблачный купол неба на горизонте пылал белым пламенем, окружавшим огненный диск. Теплые лучи окрашивали охряные вершины гор на горизонте в мягко-оранжевые цвета и отражались в водах Нила. В пышной зелени тамарисков, сикомор и финиковых пальм, которыми был обсажен дворец, пели вечерние птицы. Из пустыни тянуло вечерней прохладой и тревогой.

Долго ли прожила Нефертити после этого заката не известно. Дата ее смерти историками не открыта и могила царицы не найдена. В сущности это не важно. Ее любовь и счастье- вся ее жизнь, ушла в небытие вместе с надеждами и мечтами о Новом Мире.
Принц Смехкара прожил совсем не долго и умер еще при Эхнатоне. После смерти фараона-реформатора власть принял десятилетний Тутанхатон. Под давлением жрецов Амона мальчик-фараон покинул город Солнца и поменял имя. Тутанхатон («Живое подобие Атона») стал отныне именоваться Тутанхамоном («Живое подобие Амона»), но прожил не долго. Продолжателей дела Эхнатона, его духовной и культурной революции, не осталось. Столица вернулась в Фивы.
Новый царь Хоремхеб сделал все, чтоб стереть даже память об Эхнатоне и Нефертити. Город их мечты был разрушен до основания. Их имена тщательно стирались во всех записях, в гробницах, на всех колоннах и стенах. И отныне везде значилось, что после Аменхотепа III власть перешла к Хоремхебу. Лишь кое-где случайно остались напоминания о «преступнике из Ахетатона». Через сто лет все забыли о царе и его жене, которые за 1369 лет до рождения Иисуса Христа проповедовали веру в единого Бога.

Три тысячи четыреста лет носился песок над местом, где некогда был прекрасный город, пока однажды жители соседней деревни не стали находить красивые черепки и осколки. Любители древности показали их специалистам, а те прочитали на них имена неизвестных в истории Египта царя и царицы. Некоторое время спустя был обнаружен тайник с прогнившими сундуками, которые были наполнены глиняными письмами. История трагедии, обрушившейся на Ахетатон постепенно прояснялась. Фигуры фараона и его прекрасной жены выступали из тьмы. В Амарну (так теперь называлось это место) потянулись экспедиции археологов.

6 декабря 1912 года в развалинах мастерской древнего скульптора Тутмеса дрожащие руки профессора Людвига Борхарда извлекли на свет почти неповрежденный бюст Нефертити. Он был столь прекрасен и совершенен, что казалось сама измученная страданиями Ка (душа) царицы вернулась в мир чтобы поведать о себе.
Долго-долго смотрел пожилой профессор, руководитель немецкой экспедиции, на эту красоту, которой было так нереально много сотен и тысяч лет, и много думал, но единственное, что смог записать в своем дневнике:«Описывать бесцельно,- смотреть!».

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время - время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 - 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве - 5 фараонов 3-й династии, 6 - 4-й, 8 - 5-й, 4 - 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й - 3. В 11-й - 3, в 12-й - 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 - 14-й, 4 - 15-й, 20 - 16-й, 14 - 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий - 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й - 8. В 20-й - 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю - 10, в 23-ю - 3, в 24-ю - 2, в 25-ю - 5, в 26-ю - 6, в 27-ю - 5, в 28-ю - 1, в 29-ю - 4, в 30-ю - 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона - Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью - царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса - бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат - с накладной бородкой и ключом от Нила - ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.

Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями - племенами гиксосов - зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.

В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга - пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой - фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена - Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами - шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны - широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно - разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город - Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам - Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты - изваяния Рамзеса II - по три с каждой стороны.

Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.

Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III - правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов - номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III - строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека - Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком - он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены - царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра - царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра - жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря - была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.

Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой. (сайт)

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».

Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи - награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).

Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек - бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.

Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.

Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоны, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).

Хатшепсут. Женщина-фараон

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.

Правила она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)

Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.

В истории Древнего Египта царица Нефертити изображается как независимая, амбициозная женщина, стремящаяся к власти. Ее бюст, выставленный в египетской коллекции Нового Музея в Берлине, является одним из известнейших в мире произведений, представляющих эпоху древней цивилизации.В рамках программы изучения истории Древнего Египта и роли женщин в управлении империями на Ближнем Востоке, научным институтом Гарварда (США) были проведены исследования в этой области. Ученые пришли к выводу, что Нефертити воспринималась древними египтянами не только как властительная соправительница фараона. Но и как своеобразный живой религиозный культ красоты.

Нефертити «часто представляется в истории в качестве независимого деятеля, имеющего репутацию сильной царицы», - пояснил участник конференции по истории Ближнего Востока Гарвардского университета профессор Уильямсон. - «Однако я встретил в рисунках гробниц в Амарне совершенно другой образ Нефертити, зачастую скрытый для царя. Она изображается на возвышенности рядом с супругом. Как известно в Древнем Египте фараон имел неограниченную власть, даруемую небом».Аменхотеп IV унаследовал престол во времена, когда Египет был богат и военная мощь империи распространялась далеко на север до Сирии и на юг до Судана. Он поклонялся культу солнца Ра, чье проявление было известно как Атон. Когда он стал фараоном, то получил имя Эхнатон, что в переводе с древнеегипетского означает «тот, кто вступает в силу для Атона».

Он женился на Нефертити, дочери знатного чиновника, в первые годы своего правления. Эхнатон ввел в Древнем Египте новую религию поклонения единственному Атону, запретив все остальные культы. Изменился и погребальный обряд. Его политика была направлена на уничтожение имени и образа культа Амона. Верховный Атон был представлен в виде человека с головой ястреба и солнца над короной. Эхнатон добавил в этот образ солнечный диск с лучами, исходящими от него. Фараон построил новый город для своей семьи и поклонения культу Атона в Телль-эль-Амарне на юге государства.Традиционно роль царицы заключалась в оказании поддержки ее величественного мужа. Их статус также ассоциировался с культом Маат – прародительницей всей вселенной. И Хатхор, олицетворяющей красоту, плодородие и веселье, покровительницу влюбленных и матерей.«Через ее магическую силу плодородия она наполняла жизнь царя энергией из космоса, обеспечивая ему тем самым вечную жизнь», - считает ученый. – «Религиозные обряды в честь женщин проводились для возрождения Вселенной, которое, как верили древние египтяне, происходило каждый день на рассвете».

При правлении Эхнатона, Нефертити и их дочери заняли центральное место в обрядах религиозного поклонения в Древнем Египте. Нефертити носила корону Хатхор, символ вечной красоты, молодости и плодовитости. Образ Нефертити был помещен на саркофаг фараона на место Исиды.Традиционно Исида украшала гробницы представителей царской династии, но в то время она была заменена на Нефертити. Таким образом, царица стала воплощением магических способностей культа Исиды.

По заключению группы египтологов из университета Гарварда, храм в Ком эль-Нана, обнаруженный в 1980-х годах, был посвящен культу Нефертити. В ходе исследований были найдены тысячи фрагментов из песчаника с выгравированными иероглифами Древнего Египта. Записи подтверждают тот факт, что храм рядом с домом Атона был построен для царицы.Большое значение имеет размер скульптур и рисунков Нефертити. В ее храме эль-Нана ее изображение значительно уступает образу Эхнатона, демонстрируя его превосходство и подчинение. Тем самым было подчеркнуто значение фигуры царя в политической и религиозной жизни древнего египетского общества.

После того как закончилось время правления Эхнатона и Нефертити, этот город опустел, был заброшен культ поклонения одному Атону, а здания превратились в руины.Удивительная история судьбы царицы Нефертити не оставляет равнодушными многих людей интересующихся историей Древнего Египта. Более трех тысячелетий о ней не вспоминали, и ее имя затерялось в истории. Однако в прошлом тысячелетии один из французских ученых Ф. Шампольн сумел расшифровать древние письмена Египта.

В XX веке о Нефертити миру стало известно то, что могло навсегда остаться в забвении.Экспедиция ученых из Германии в начале 40-х годов прошлого века после раскопок в Египте, передала найденные предметы для осмотра инспекторами «Службы древностей». Среди всех найденных предметов, эксперты обнаружили на вид обыкновенный каменный блок, в котором со временем специалисты распознали голову царицы. Есть мнение, что несколько недобросовестных археологов пытались скрыть от общества древний шедевр, за что были лишены права участвовать в раскопках на территории Египта.

Имя Нефертити стремительно набирало популярность, о ее красоте складывали легенды, ее личность стала очень известной. Веками о ней не знал никто кроме современников, и вот, спустя 33 века ее имя дождалось признания и обсуждения.О самой царице Нефертити не сохранилось достаточно точных фактов, чтобы говорить о ее биографии со стопроцентной уверенностью. Тем не менее, полагается, что Нефертити была рождена в Митании, где обитали знаменитые арии,в семье безбедных людей. Год ее рождения по некоторым данным является 1370 год до нашей эры. Изначально ее звали Тадучела и будучи двенадцатилетней девочкой она попала в гарем Аменхотепа III за немалую плату отцу. После смерти фараона, по древнеегипетским устоям, весь гарем наследовал его приемник Аментохеп IV. Великолепие девушки не оставили равнодушным молодого правителя, который стал именоваться Эхнатоном, и он взял её в свои законные жены и она смогла править Египтом совместно с мужем.

Царица Нефертити активно помогала своему возлюбленному в государственных делах, ее крепкий нрав влиял на многие действия супруга. Нефертити была влиятельна и во внешних отношениях других государств с Египтом.В браке с Эхнатоном красавица родила ему шесть дочек. Супруги долго и напрасно ждали наследника, и в итоге фараон решает вступить в новый брак с девушкой из простого рода, звали которую Кийя. Новая жена порадовала Эхнатона сыном, который известен нам как фараон Тутанхамон. Царица Нефертити оказалась практически изгнанной, на воспитание ей отдали маленького Тутанхамона. Вскоре, спустя год, Эхнатон решает вернуть Нефертити обратно.Их отношения, как известно истории, не были столь теплыми и трепетными, как были прежде. Вскоре Нефертити решает научить секретам любви свою дочь и представила ее Эхнатону в жены, то есть отец женился на собственной дочери. Такие традиции кажутся, несомненно, непривычными современному человеку, но ведь речь идет о древнеегипетских традициях, которые были приемлемыми в свое время. Практика браков между родными братьями и сестрами в Древнем Египте была популярной, знатные личности не желали кровосмешения, но их род,естественно, не смог просуществовать долго.

После смерти фараона, Нефертити стала править Египтом самостоятельно, ее царским именем стало Сменхкара. Правление ее продлилось около 5 лет и трагически оборвалось от убийц-заговорщиков. Существует предположение, что тело царицы было обезображено, гробница Нефертити была уничтожена и опустошена ворами. Наверняка, если бы обстоятельства смерти были иными, ученые смогли бы предоставить более точную информацию о царице современному человеку.Внешность царицы можно описать по существующим данным, таким как скульптуры и рисунки. В соответствии с ними, Нефертити была небольшого роста с хорошо слаженной фигурой, ее грация оставалась неизменной даже после рождения шести детей. Ее лицо было неординарным для большинства жительниц Египта, она имела аккуратные изогнутые ярко-черные брови, ее губы были полными, а глаза были колоритно выразительные. Красота царицы Нефертити могла бы вызвать зависть и у многих девушек в современное время.О характере красавицы так же ходят неоднозначные слухи. Некоторые утверждают, что она имела жесткий и строптивый характер, ее нрав более был схож с мужским. Другие же наоборот настаивают на изящности и покорности Нефертити, на том что царица была необычайно для того времени благоразумна и образованна, ее толковые речи помогали супругу в управлении государством.Бытует мнение так же и о том, что же так тянула великого фараона к этой удивительной женщине: ее приятная внешность, ее здравый ум и премудрость или умение любить. Эхнатон не смог забыть о красавице и после появления молодой супруги и не расставался с ней практически до самой смерти.Бюст Нефертити, это известнейшее произведение искусства множество раз было исследовано учеными. Совсем недавно исследователи обнаружили, что многие черты лица царицы не соответствовали действительности. Исследователи из Германии решают обнародовать новоявленный облик царицы. При помощи компьютерных технологий, ученые рассмотрели скрытые черты лица девушки под ретушью краски, которая была нанесена на легендарный бюст.

Как выяснилось, у бюста царицы Нефертити на носу отображена горбинка, губы ее были не столь большими как изображено, ее скулы не являлись столь выразительными и на щеках у нее имелись ямочки. Приглашенный специалист исправил бюст царицы, а именно: сделал ее взгляд более глубоким, зона скул стала менее выпирающей. Как очевидно, изменения, которые произошли с лицом скульптуры, были скорее отрицательными, чем положительными.На самом изображении скульптуры отсутствует глаз. Предполагается, что древние египтяне верили, что при создании скульптуры, изображение обоих глаз обозначало, что душа изображенного переселялась в другой мир. Так же есть мнение о том, что при изображении фараонов, их второй глаз отсутствовал для возможности их возрождения.



Похожие публикации